Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Евдасева Ирина Вячеславовна

Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_konspekt_uroka.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени»

Цель урока: познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени.

Задачи:

  • Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам;
  • Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени;
  • Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение, орфографическую зоркость;
  • Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекрасного.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Приветствие, проверка выполнения домашнего задания.

Учитель.     Что без меня предметы?

                    Лишь названья.

                    А я приду –

                    Все в действие придет.

                    Летит ракета.

                    Люди строят зданья.

                    Цветут сады.

                    И хлеб в полях растет.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдет разговор сегодня на уроке? (О глаголе). Что натолкнуло вас на эту мысль.                          

  1. Чистописание.

Лл, лл,

                    Ел, ела, ело, ели

                    Где родился, там и пригодился.  

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки (время, число) (Будущее время, 2 лицо, единственное число)

  1. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы будем исследователями.

Запись слов на доске: поб(е\и)лить, заб(о\а)леть, поб(е\и)дить, отв(а\о)дить, па(с\з)ти, св(е\и)тил.

- докажите правописание «опасных» мест.

- Что вы можете сказать об этих словах? (Глаголы).

- Докажите?(ответы детей)

Значит объект исследования – глагол. Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.

- Выполним тест.

  • Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) предмет    б) признак предмета       в) действие предмета

  • Глаголы отвечают на вопросы:

а) что делать? Что сделать?     б) кто? что?         в) какой? какая? какое?

  • Глаголы изменяются:

а) по падежам    б) по временам     в) не изменяются

  • Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

  а) что делает? что делают?     б) что делал? что делали?

  • Каким членом предложения бывает глагол:

а) сказуемым      б) подлежащим       в) второстепенным членом

  • У какого глагола нельзя определить время:

а) в настоящем времени          б) в неопределенной форме

      в) в прошедшем времени

- Проведем взаимопроверку. На доске ключ, а у вас тетради соседей. За верный ответ ставим +.

- А теперь найдите то слово, которое отличается от других? (светил)

- В чем его отличие?

  1. Постановка темы и целей урока.

Я взяла глагол прошедшего времени и составила с ним предложения:

  • Фонарь светил.
  • Солнце светил.
  • Заря светил.
  • Огни светил.

- Согласны ли вы с таким написанием? Почему?

- Что необходимо узнать о глаголах прошедшего времени?

- Сформулируйте тему урока. (Изменение глаголов прошедшего времени).

- Какова цель нашего исследования? (выяснить как изменяются глаголы прошедшего времени).

- Ваше предположение – как могут изменяться глаголы прошедшего времени?

- Верны ли наши предположения, мы узнаем, если проведем исследовательскую работу.  

  1. Исследование (работа в паре).

- У вас на столе лежит таблица для исследования.

- Что за глаголы даны? В какое время вам надо их изменить? Измените глаголы, запишите их в таблицу, выделите окончания.

Глагол

Прош.вр.

Муж. р

Жен. р

Сред. р

Множ. число

Петь

Играть

Рисовать

Убежать

Прочитайте слова 1 столбика. Какие окончания они имеют? Аналогично дальше.

Сводная таблица на доске

Ед. ч

Мн. ч

М. р

Ж. р

С. р

-

-и-

-

-а-

-о-

- Подтвердилось ли наше предположение, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам?

- Какая часть слова изменялась у глаголов прошедшего времени?

            Этот хитренький глагол

            Себе время изобрел.

            «Ухожу», - кричит сегодня.

           «А вчера, - кричал, - ушел».

           «Завтра, - скажет, - я уйду!»

          Позавидуйте ему!    (уходить)

Вывод: продолжите предложения: в результате наблюдений за изменением глаголов прошедшего времени я знаю, … как пишется … (окончания глаголов мужского, женского, среднего родов и во множественном числе)

  • У глаголов прошедшего времени есть суффикс … (-л-)

- Прочитали правило в учебнике, стр. 107, сравнили.

- Как же изменятся предложения? (появляются окончания глаголов)

  • Фонарь светил.
  • Солнце светил.о
  • Заря светил.а
  • Огни светил.и

Запишите в тетрадь. Определите род и число. У какого глагола не смогли указать род и почему?

  1. Закрепление.

- Работа с учебником. Упр. 495. Выписать словосочетания (гл. + сущ.), выделить окончания, указать род. Проверка выполняется коллективно.

- А теперь выполним самостоятельную работу.

1 уровень.

Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.

Дерево стоял ….

Лодка плыл ….

Мальчик бежал ….

2 уровень.

Подобрать подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов (читали, закипело, светила, плыл, созрели, кричал).

Вода …..

Яблоки …..

Человек …..

3 уровень.

Подобрать подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.

Ножницы …..

Ребенок …..

Радио …..

- В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам? (ответы детей)

- Идет, играет, бежит, гремит. Определите время этих глаголов.

- Можете ли определить род? (ответы детей)

Вывод: глаголы настоящего времени не изменяются по родам.

- Убежит, пойдет, возьмет, улетит. Определите время этих глаголов.

- Попробуйте определить их род?

- Вывод: глаголы будущего времени не изменяются по родам.

Общий вывод: таким образом, только глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

  1. Итог урока.

- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответы.

- Подтвердились ли наши гипотезы?

  1. Рефлексия.

Знания на уроке мне помогли ….

  1. Домашнее задание.

Упр. 496 – у данных глаголов образовать глаголы прошедшего времени, выделить окончания, указать род, если это множественное число – тоже указать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: «Изменение глаголов по временам» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильно изменять...

Конспект урока по русскому языку, тема: «Род глаголов в прошедшем времени» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:Предметные:- знать особенности глаголов в прошедшем времени;- уме...

Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени»

Дата: 01.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Изменение глаголов по временам» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, изменять глаголы по времени.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- уметь правильн...