Главные вкладки

    Урок русского языка по теме по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Конспект урока русского языка в 4 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok__russk.yaz___pochta.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных

    единственного числа в предложном падеже»

                               

                                (Программа «Русский язык» 4 класс, автор Т.Г.Рамзаева)

                               

                                                             

    ЦЕЛИ: 1.Учебные:

    1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
    2. Формировать умение проверять безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.

    2.Развивающие:

    1. Развивать навык грамотного письма учащихся.
    2. Развивать мышление, память, речь учащихся.
    3. Обогащать лексический запас учащихся.

    3.Воспитательные:

    1. Пробудить интерес к профессии почтальона.
    2. Воспитывать уважение к людям этой профессии.

    Оборудование: презентация (приложение 1).

    Ход  урока.

    I.Организационный момент.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Запись в рабочей тетради: число, классная работа.

    II.Основная часть.

    - Ребята! Начнем мы наш урок с грамматической разминки, которая поможет вам повторить изученный ранее материал об имени существительном.

    Прочитайте хором правильно слова:

    Слайд 2

    ПИСЬМО, ГАЗЕТЫ, АДРЕС, БАНДЕРОЛЬ, ОТКРЫТКУ, ГОЛУБЬ.

    - Что вы заметили общего в этих словах? (имена существительные, обозначают предметы).

    - В какую группу можно объединить все эти слова? (Слова по теме «Почта»).

    - Какие слова могут быть лишними?

    (Газеты, т.к. слово стоит во множественном числе, а остальные слова в единственном числе;

    Голубь, т.к. это одушевленный предмет, а другие - неодушевленные предметы;

    Открытку, т.к. это существительное стоит в винительном падеже, а другие – в именительном падеже;

    Слайд 3

    ПИСЬМО, ГАЗЕТА, АДРЕС, БАНДЕРОЛЬ, ОТКРЫТКА, ГОЛУБЬ.

    - Ребята! На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

    (1.Слова, в которых количество звуков равно количеству букв – газета, адрес, открытка;

    2. Слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв – письмо, голубь, бандероль).

    - Подумайте, на какие еще 2 группы можно разделить все эти слова?

    (1.Слова с орфограммами, которые можно объяснить – письмо (письма), голубь (голуби), открытка (правописание приставки от);

    2. Слова с орфограммами, которые нужно запомнить: газета, адрес, бандероль).

    - Ребята! Слово бандероль новое для вас.

    Слайд 4

    - Посмотрите как выглядит бандероль.

    Слайд 5

    Теперь хором прочитаем лексическое значение этого слова из толкового словаря Ожегова.

    - Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные мужского рода.

    (Адрес, голубь).

    - Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные женского рода.

    (Газета, бандероль, открытка).

    - Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные среднего рода. (Письмо).

    - Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 1 склонения.

    (Газета, открытка).

    - Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 2 склонения.

    (Письмо, адрес, голубь).

    - Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 3 склонения.

    (Бандероль).

    Учитель: - Ребята, вы молодцы, смогли быстро вспомнить все признаки имен существительных. Ведь род, склонение, падеж помогут вам в определении безударного окончания имен существительных единственного числа.

    - А теперь прочитайте эти слова еще раз и постарайтесь запомнить их написание, чтобы без ошибок и красиво записать их по памяти в рабочую тетрадь.

    Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь. (Слова на слайде 3 сначала закрыты, а затем для проверки открываются).

    -А теперь сверьте слова, записанные в тетрадях со словами на слайде 3

    - Ребята! Объясните, почему слово голубь можно отнести к теме: «Почта»?

    Слайд 6

    (В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.)

    Это предложение запишите в свою тетрадь, выделяя изученные раннее орфограммы.

    В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.

    Охарактеризуйте это предложение. (Повествовательное, не восклицательное, простое, распространенное).

    -Ребята! В каком слове вы затруднялись и не смогли точно объяснить орфограмму?

    (В древности - безударное окончание имени существительного единственного числа в предложном падеже).

    Почему возникла проблема? (Не знаем написание безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже).

    Слайд 7.

    Тема нашего урока: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже».

    Назовите признаки имени существительного предложного падежа. (Отвечает на вопросы

    о ком? о чем? и пишется с предлогами: о (об), в, на, при).

    Один из почтовых голубей сегодня в наш класс доставил конверт, а в нем весточка, которая и поможет вам решить проблемную ситуацию, т.е. узнать, как же пишутся безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.

    Слайд 8

    Книга поможет в труде, выручит в беде.

    Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.)

    - Устно объясните смысл этих пословиц.

    Задания: 1. Выбрать и записать в тетрадь имена существительные только предложного падежа (вместе с предлогами).

    2. Поставить ударение в этих словах, выделить окончание и определить склонение.

    - Объясните, как рассуждали при выполнении заданий.

    (В труде (2 скл.), в беде (1 скл.), на печи (3 скл.)). Слайд 9

    - Что заметили общего?

    (Все эти имена существительные предложного падежа единственного числа имеют ударное окончание ).

    - В чем отличие?

    (Существительные 1 и 2 скл. имеют окончание - Е, а 3 скл. - И )

    -Почему же у существительных единственного числа в предложном падеже разные окончания?

    От чего это зависит? (От склонения существительного).

    - Ребята! А теперь вспомните правило, которое мы изучали на предыдущем уроке. (Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания).

    А теперь постарайтесь сами сформулировать правило, какие же безударные окончания надо писать в именах существительных 1, 2, 3 склонения в предложном падеже. (П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд 10

    Сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.111 (Учебник «Русский язык 4 класс.

    Автор Т.Г. Рамзаева)

    - Ребята! Теперь вернемся к написанному раннее предложению и точно определим окончание  в слове в древности. ( П.п. , 3 скл.- И).

    - Ребята! А кто же в наше время доставляет письма адресатам? (Почтальоны). Слайд 11

    - Сейчас нам с вами тоже предстоит поработать почтальонами.  

    Выполним физ. минутку, а потом разнесем письма по домам.

    (Эту физминутку сочинила  мама ученицы нашего класса Ушакова Анна Владимировна)

    В любую непогоду

    Идет к нам почтальон.

    Несет газеты, журналы,

    Обходит свой район.

    Ему без физкультуры

    Никак не обойтись.

    Попробуй по ступенькам  

    Попрыгай вверх и вниз.

    Свою работу любит он,

    Хоть сумка тяжела.

    Терпенью, трудолюбию

    Учусь у него я.

    - Ребята! Сейчас нам предстоит не только разнести письма в дома, но и поупражняться в написание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

    Слайд 12

     Перед вами три дома (Первый, второй, третий). У меня три письма. Вместо адресов на конвертах записаны крылатые выражения. Определив в крылатых выражениях у существительных предложного падежа верное написание безударных окончаний, вы легко узнаете не только порядковый номер дома, но и характер человека, который в этом доме живет.

    Итак, первое письмо адресовано человеку, у которого «кошки скребут на сердце».

    - О каком человеке образно можно так сказать?

    Запишем в тетрадь словосочетание скребут на сердце и объясним орфограммы:

    Сверим работу. Слайд 13

    Скребут на сердце (П.п., 2скл. -Е)

    2склонение указывает на второй дом.

    Итак, второе письмо для человека, которому все «видно, как на ладони».

    - О каком человеке образно можно так сказать?

    Запишем в тетрадь словосочетание видно на ладони и объясним орфограммы.

    Сверим работу. Слайд 14

    видно на ладони (П.п., 3скл. -И).

    3склонение указывает на третий дом.

    Итак, третье письмо адресовано человеку, который « родился в рубашке».

    - О каком человеке образно можно так сказать?

    Запишем в тетрадь словосочетание и объясним орфограмму:

    Сверим работу. Слайд 15

    родился в рубашке (П.п., 1скл. -Е).

    1склонение указывает на первый дом.

    - Ребята! Вы легко справились с этим заданием и хорошо усвоили правило о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

    1. Ребята! Помните как важно точно и разборчиво писать адрес на конверте.

    Слайд 16 Дом - музей П. И. Чайковского в Клину.

    - Ребята! Кого вы видите на слайде? Что вы знаете об этом человеке?

    Музеи П.И.Чайковского есть в разных городах.

    А вам сейчас предстоит самостоятельно записать в тетрадь текст о Доме – музее Петра Ильича Чайковского в Клину, вставляя орфограммы. Затем найти в тексте существительные единственного числа, стоящие в предложном падеже и указать склонение, падеж существительного, выделить окончание.

    Слайд 17

    Музей П…тра Ильич… Чайковского расположен в М….сковской област….

    Домик великого композитора ст….ит на самой окраин…. города Клин.

    Сверим работу. Слайд 18

    - В каникулы я приглашаю вас посетить Дом – музей П.И. Чайковского в Клину, чтобы пополнить свои знания об этом великом композиторе.

    - Ребята! Наш урок подошел к концу. Назовите еще раз тему нашего урока.

    Что же надо четко знать, чтобы не ошибаться в написании безударных окончаний имен существительных, стоящих в предложном падеже?

    Какое новое правило вы сами смогли сегодня сформулировать на уроке по изучаемой теме?

    (П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд 10

    Домашнее задание: 1.Выучить правило правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже.

    2.Составить 10 словосочетаний (глагол+ существительное предложного падежа единственного  числа с предлогом). Существительные выбрать из словарных слов. Указать склонение, выделить окончание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "

    Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....

    Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

    Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

    Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

    Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

    «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.»

    Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже....

    Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".

     Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.  Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного,...

    Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "

    Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...