Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Камардина Светлана Михайловна

   Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

  Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей;  обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkiy.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание  безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

Цель: отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

Задачи:  систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей;  обогащать словарный запас детей;

развивать умение  различать существительные родительного, дательного, предложного падежей ; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, речь детей; воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

 

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;

Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, карточки для словарного диктанта: Р.п., Д.п., Т.п.(3шт.), карточки эксперт(2шт.), карточки для самостоятельной работы в группах(по 10шт.), словарь антонимов, конверты для домашнего задания, карточки для анкетирования.

                                         Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Минутка чистописания.

Фоновая музыка: "Па-де-де" из балета П.Чайковского "Щелкунчик".

- Какое время года вступает в свои права?(Зима)

- Прочитайте отрывок.

Слайд

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

- Кому принадлежат эти строки?(А.С.Пушкину)

- Как называет зиму Пушкин?(Волшебницей. Это олицетворение.)

- В зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год, о котором нам напомнила эта музыка.

-Какая музыка звучала?(Музыка из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик")

- Где происходит много всякого волшебства.

3. Чистописание.

-Напишем красиво первую букву этого слова и  слоги с ней.

В в ви ву ве во вы(на доске)

- Обратите внимание на варианты соединения в слоге ВО(нижнее и верхнее).

Слайд

-Прочитайте словосочетания. 

К высокой ели,  на заснеженном пригорке, убегает от лисички, пушистый зайчик.

-Что вы заметили?( Если убрать запятые, то может получиться предложение).

-Напишите его красиво и правильно.

4. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте предложение из домашнего задания.

- Что вы можете сказать о его основе?(здесь однородные сказуемые пришла и замела, поэтому поставили запятую после слова серебристая).

- Какое словосочетание с именем существительным в творительном падеже выписали?(Белым снегом).

5. Актуализация знаний.

Осложненный словарный диктант.

-Словарный диктант у нас сегодня тоже не простой, а волшебный. Будем писать слова в заданной на карточке форме. Можете использовать предлоги.(Учитель показывает карточки - Р.п., Д.п., Т.п.)

Календарь(Т.п.), пейзаж(Т.п.), морковь(Р.п.), дорога(Р.п.), яблоко(Р.п.), деревня(Д.п.), мебель(Т.п.), телеграмма(Р.п.)

(Один ученик у доски с обратной стороны)

Проверка.

- У кого так же? Если есть ошибки, исправьте.

6. Самоопределение к деятельности.

- Как же проверить написание безударного падежного окончания у имен существительных ?

(Определить падеж, склонение, вспомнить окончание существительного в данном падеже, подобрать существительное того же склонения с ударным окончанием.)

- Что посоветуете тем, кто пока не научился делать это хорошо?

(- Прежде чем определить склонение, поставить существительное в начальную форму, определить род и окончание, а по ним определить склонение).

-Пришло время определить тему сегодняшнего урока.

 

Слайд

- Вам помогут опорные слова:

о ком? о чем?    о, об, в, на, при

не употребляется без предлога         где?        второстепенный 

                                                                                 член

Слайд 4

(-Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.)

- Сформулируйте основную задачу урока.

(-Научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже)  

- А так же обобщить знания о существенных признаках родительного, дательного и предложного падежей.

(Уч-ся по собственной инициативе, чтобы получить право заседать в "ученом совете" и получить звание эксперт, подготовили интересные сведения о падежах)

- По традиции, на уроке работает "Ученый совет". Для того, чтобы попасть в него сегодня, надо было подготовить  интересные факты о падежах. Кого послушаем?

1) Я узнал, что в каждом языке свое количество падежей. В английском – 2, в немецком – 4, в венгерском – 22. А в одном из кавказских языков - табасаранском насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.

2)Я узнал, что в древнерусском языке была звательная форма именительного падежа. Эту устаревшую форму мы встречаем, например, у А.С.Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке": Чего тебе надобно, старче? В молитве "Отче наш..."

- Каким источником пользовались для сбора материала?

(2 уч-ся выдаются таблички с надписью "эксперт" )

7.Работа по теме урока.

-Переходим к основной теме урока.

1) - Расскажите о предложном падеже, опираясь на таблицу из упр.227.

2) Упр.228.

- Тема зимнего волшебства продолжается в стихотворении Владимира Орлова.

- Читаем.

- Какой глагол употреблен в стихотворении несколько раз?(Греется). Сколько? (Обращается внимание на особую форму глагола, деепричастие греясь. Во всех ли случаях он употреблен в прямом значении?

(-Нет, в предложениях ветры греются в трубе и спят метели, греясь в лунном серебре используется переносное значение. Это метафора.)

- Читаем задание к упражнению.

(Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание по образцу учебника).

Морфологический разбор слова в серебре (1ученик у доски).

3) Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных.

Самостоятельная работа в группах на карточках. Уч-ся сами выбирают карточки с заданиями и формируют группы.

- Выберите карточку, которая вам по силам, внимательно прочитав задание.

Слайд

(Эти же карточки продублированы на печатном носителе и лежат на столе учителя, уч-ся подходят и выбирают походящее задание, формируя группы).

Карточки 1.(Группа №1)

Спишите, вставив пропущенные буквы.

На лошад.. , на лошадк.. , на постельк.. , на постел.. , в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. , в горсточк.. , в горст.. , о косточк.. , о кост.. .

– Определите падеж и склонение имён существительных. Выделите окончания.

Слайд

Карточки 2.(Группа №2)

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в предложном падеже единственного числа.

Дежурили (выставка), сказка (репка), сидит (ладошка), висят(груша), песни (Родина), купила (касса), поехали (машина).

Выделите окончания.

- Помните, что сущ. в П.п. употребляются только с предлогами!

Слайд

Карточки 3. (Группа №3)

Подберите  к выделенным словам антонимы.

В конце лета, живём в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падеж и склонени вставленных имён существительных. Выделите окончания.

- При необходимости используйте словарь антонимов.

В процессе работы уч-ся могут обращаться друг к другу за помощью, сильные консультируют слабых и т.д., свободно перемещаясь по классу.

Проверка строится также в группах по факту выполнения(самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем).

Физкультминутка. Слайд 8 (видео).

 

Слайд

Проблемный вопрос:

- У предложного падежа есть предлоги о и об.

- Приведите примеры.

- С каким фактом связано их употребление? Слушаем мнение "научного совета"

- Проверяем по учебнику.(с.122)

4)Письмо по памяти.

 

Упр.230.

- В начале урока мы говорили о зимнем волшебстве, а теперь нам предстоит вспомнить другое время года. Читаем стихотворение из упр.230.

- Кто автор стихотворения?

Слайд

- Василий Андреевич Жуковский.

- В.А.Жуковский - друг Пушкина, который оставался рядом и в годы радостей, и в годы бедствий, не оставлял в болезни и даже на смертном одре, знаменитый автор "Спящей царевны". 

-Читаем задания к упражнению.(Работа по заданиям учебника)

(Уч-ся делают вывод, что смысловой вопрос предложного падежа где? и что данная падежная форма придает существительным дополнительное значение места)

Слайд

- В древнерусском языке этот падеж так и назывался местный. Это уже позже, в 18-м веке, М.В.Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

- Как вы понимаете значение слова зардел?(При затруднении уч-ся обращаются к толковому словарю).

- Что такое лазурь?

-Образуйте прилагательное (лазурный). Подберите синоним(голубой).

- Прочитайте стихотворение про себя, стараясь запомнить его.

- Объясните написание выделенных орфограмм.

- Постановку знаков препинания(запятые разделяют простые предложения в составе сложного).

- Сколько здесь всего простых предложений?(3).

- Прочитайте каждое.

- Кто расскажет наизусть?

- Кому сложно запомнить, спишите.

Самопроверка по учебнику.

- У кого все правильно написано?

- На что нас просят обратить внимание авторы учебника?

- Это разговорная форма употребления предложного падежа существительных.

Слайд 9(картинка)

5)Письмо под диктовку.

- Вернемся в зиму. Послушайте текст. Озаглавьте.

(Варианты заголовков предлагают уч-ся. Учитель записывает 2-3из них на доске: Зимняя картина. Зима. Зима-волшебница.)

-  Запишите себе тот, который понравился больше всего.

Солнце осветило поляну тусклым светом. Над поляной кружился хоровод снежинок. Елочки дремали. Снег осыпался с лохматых лап, а бездельник ветер сметал его с верхушек.

(Уч-ся могут проявить инициативу и предложить провести диктант в форме соревнования: на каждое предложение из текста по одному ученику у доски. Если все написано правильно, ученик продолжает писать, если допустил ошибку, исправляет ее, а к доске выходит следующий желающий. Правильность написания отмечается сигнальными карточками или смайликами-магнитами).

Взаимопроверка. (Поменяйтесь тетрадями. Если есть вопросы, обратитесь к экспертам)

8.  Итог.

- Подведем итог нашего урока. 

- Какие отличительные признаки  предложного падежа вы можете назвать?

- Можно ли определить этот падеж только по вопросу где?

(Нет, этот вопрос есть у д.п. и у р.п.)

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- О чем вам захотелось рассказать дома?

9. Домашнее задание. 

Слайд

- Обращаясь снова к теме зимнего волшебства, в качестве домашнего задания предлагаю вам (карточки для каждого ученика) следующее:

Придумайте и напишите письмо Деду Морозу на тему "Я мечтаю". Расскажите ему о своих мечтах. Для этого используйте 10 слов в П.п. (можно больше). Если вы правильно составите послание (письмо), то в новом году хотя бы одна  мечта наверняка сбудется!

- Для правильного написания адреса на конверте вам придется вспомнить окончания имен существительных в Д.п. и Р.п.

-Конверты не заклеивайте. Может, вам захочется поделиться своей мечтой и с нами.

(Детям раздаются конверты с вложенным в них заданием).

10. Рефлексия.

Слайд

Индивидуальная рефлексия(анкетирование). Карточки у каждого. Розданы в начале урока. Нужное подчеркнуть.

  • На уроке я работал (активно \ пассивно).
  • Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен).
  • Урок для меня показался (коротким \ длинным).
  • За урок я (не устал \ устал).
  • Моё настроение стало (лучше \ хуже).
  • Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен).
  • Домашнее задание (лёгкое \ трудное; интересное \ неинтересное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"

Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"

Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...

Презентация к уроку русского языка по теме "Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения"

Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. Предназначена для учащихся начальной школы. Поможет учителю  провести урок интересно. Повысит познавательный интерес учащихся ...

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...