Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Камардина Светлана Михайловна

       Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

      Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей;  обогащать словарный запас детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_russkiy.docx32.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Правописание  безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

    Цель: отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

    Задачи:  систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, предложного падежей;  обогащать словарный запас детей;

    развивать умение  различать существительные родительного, дательного, предложного падежей ; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, речь детей; воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

     

    Формируемые УУД:

    Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня условия материала;

    Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    Оборудование: презентация, карточки для словарного диктанта: Р.п., Д.п., Т.п.(3шт.), карточки эксперт(2шт.), карточки для самостоятельной работы в группах(по 10шт.), словарь антонимов, конверты для домашнего задания, карточки для анкетирования.

                                             Ход урока.

    1.Организационный момент.

    2.Минутка чистописания.

    Фоновая музыка: "Па-де-де" из балета П.Чайковского "Щелкунчик".

    - Какое время года вступает в свои права?(Зима)

    - Прочитайте отрывок.

    Слайд

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл – и вот сама

    Идет волшебница зима.

    - Кому принадлежат эти строки?(А.С.Пушкину)

    - Как называет зиму Пушкин?(Волшебницей. Это олицетворение.)

    - В зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год, о котором нам напомнила эта музыка.

    -Какая музыка звучала?(Музыка из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик")

    - Где происходит много всякого волшебства.

    3. Чистописание.

    -Напишем красиво первую букву этого слова и  слоги с ней.

    В в ви ву ве во вы(на доске)

    - Обратите внимание на варианты соединения в слоге ВО(нижнее и верхнее).

    Слайд

    -Прочитайте словосочетания. 

    К высокой ели,  на заснеженном пригорке, убегает от лисички, пушистый зайчик.

    -Что вы заметили?( Если убрать запятые, то может получиться предложение).

    -Напишите его красиво и правильно.

    4. Проверка домашнего задания.

    - Прочитайте предложение из домашнего задания.

    - Что вы можете сказать о его основе?(здесь однородные сказуемые пришла и замела, поэтому поставили запятую после слова серебристая).

    - Какое словосочетание с именем существительным в творительном падеже выписали?(Белым снегом).

    5. Актуализация знаний.

    Осложненный словарный диктант.

    -Словарный диктант у нас сегодня тоже не простой, а волшебный. Будем писать слова в заданной на карточке форме. Можете использовать предлоги.(Учитель показывает карточки - Р.п., Д.п., Т.п.)

    Календарь(Т.п.), пейзаж(Т.п.), морковь(Р.п.), дорога(Р.п.), яблоко(Р.п.), деревня(Д.п.), мебель(Т.п.), телеграмма(Р.п.)

    (Один ученик у доски с обратной стороны)

    Проверка.

    - У кого так же? Если есть ошибки, исправьте.

    6. Самоопределение к деятельности.

    - Как же проверить написание безударного падежного окончания у имен существительных ?

    (Определить падеж, склонение, вспомнить окончание существительного в данном падеже, подобрать существительное того же склонения с ударным окончанием.)

    - Что посоветуете тем, кто пока не научился делать это хорошо?

    (- Прежде чем определить склонение, поставить существительное в начальную форму, определить род и окончание, а по ним определить склонение).

    -Пришло время определить тему сегодняшнего урока.

     

    Слайд

    - Вам помогут опорные слова:

    о ком? о чем?    о, об, в, на, при

    не употребляется без предлога         где?        второстепенный 

                                                                                     член

    Слайд 4

    (-Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.)

    - Сформулируйте основную задачу урока.

    (-Научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже)  

    - А так же обобщить знания о существенных признаках родительного, дательного и предложного падежей.

    (Уч-ся по собственной инициативе, чтобы получить право заседать в "ученом совете" и получить звание эксперт, подготовили интересные сведения о падежах)

    - По традиции, на уроке работает "Ученый совет". Для того, чтобы попасть в него сегодня, надо было подготовить  интересные факты о падежах. Кого послушаем?

    1) Я узнал, что в каждом языке свое количество падежей. В английском – 2, в немецком – 4, в венгерском – 22. А в одном из кавказских языков - табасаранском насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.

    2)Я узнал, что в древнерусском языке была звательная форма именительного падежа. Эту устаревшую форму мы встречаем, например, у А.С.Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке": Чего тебе надобно, старче? В молитве "Отче наш..."

    - Каким источником пользовались для сбора материала?

    (2 уч-ся выдаются таблички с надписью "эксперт" )

    7.Работа по теме урока.

    -Переходим к основной теме урока.

    1) - Расскажите о предложном падеже, опираясь на таблицу из упр.227.

    2) Упр.228.

    - Тема зимнего волшебства продолжается в стихотворении Владимира Орлова.

    - Читаем.

    - Какой глагол употреблен в стихотворении несколько раз?(Греется). Сколько? (Обращается внимание на особую форму глагола, деепричастие греясь. Во всех ли случаях он употреблен в прямом значении?

    (-Нет, в предложениях ветры греются в трубе и спят метели, греясь в лунном серебре используется переносное значение. Это метафора.)

    - Читаем задание к упражнению.

    (Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание по образцу учебника).

    Морфологический разбор слова в серебре (1ученик у доски).

    3) Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных.

    Самостоятельная работа в группах на карточках. Уч-ся сами выбирают карточки с заданиями и формируют группы.

    - Выберите карточку, которая вам по силам, внимательно прочитав задание.

    Слайд

    (Эти же карточки продублированы на печатном носителе и лежат на столе учителя, уч-ся подходят и выбирают походящее задание, формируя группы).

    Карточки 1.(Группа №1)

    Спишите, вставив пропущенные буквы.

    На лошад.. , на лошадк.. , на постельк.. , на постел.. , в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. , в горсточк.. , в горст.. , о косточк.. , о кост.. .

    – Определите падеж и склонение имён существительных. Выделите окончания.

    Слайд

    Карточки 2.(Группа №2)

    Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в предложном падеже единственного числа.

    Дежурили (выставка), сказка (репка), сидит (ладошка), висят(груша), песни (Родина), купила (касса), поехали (машина).

    Выделите окончания.

    - Помните, что сущ. в П.п. употребляются только с предлогами!

    Слайд

    Карточки 3. (Группа №3)

    Подберите  к выделенным словам антонимы.

    В конце лета, живём в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

    – Определите падеж и склонени вставленных имён существительных. Выделите окончания.

    - При необходимости используйте словарь антонимов.

    В процессе работы уч-ся могут обращаться друг к другу за помощью, сильные консультируют слабых и т.д., свободно перемещаясь по классу.

    Проверка строится также в группах по факту выполнения(самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем).

    Физкультминутка. Слайд 8 (видео).

     

    Слайд

    Проблемный вопрос:

    - У предложного падежа есть предлоги о и об.

    - Приведите примеры.

    - С каким фактом связано их употребление? Слушаем мнение "научного совета"

    - Проверяем по учебнику.(с.122)

    4)Письмо по памяти.

     

    Упр.230.

    - В начале урока мы говорили о зимнем волшебстве, а теперь нам предстоит вспомнить другое время года. Читаем стихотворение из упр.230.

    - Кто автор стихотворения?

    Слайд

    - Василий Андреевич Жуковский.

    - В.А.Жуковский - друг Пушкина, который оставался рядом и в годы радостей, и в годы бедствий, не оставлял в болезни и даже на смертном одре, знаменитый автор "Спящей царевны". 

    -Читаем задания к упражнению.(Работа по заданиям учебника)

    (Уч-ся делают вывод, что смысловой вопрос предложного падежа где? и что данная падежная форма придает существительным дополнительное значение места)

    Слайд

    - В древнерусском языке этот падеж так и назывался местный. Это уже позже, в 18-м веке, М.В.Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

    - Как вы понимаете значение слова зардел?(При затруднении уч-ся обращаются к толковому словарю).

    - Что такое лазурь?

    -Образуйте прилагательное (лазурный). Подберите синоним(голубой).

    - Прочитайте стихотворение про себя, стараясь запомнить его.

    - Объясните написание выделенных орфограмм.

    - Постановку знаков препинания(запятые разделяют простые предложения в составе сложного).

    - Сколько здесь всего простых предложений?(3).

    - Прочитайте каждое.

    - Кто расскажет наизусть?

    - Кому сложно запомнить, спишите.

    Самопроверка по учебнику.

    - У кого все правильно написано?

    - На что нас просят обратить внимание авторы учебника?

    - Это разговорная форма употребления предложного падежа существительных.

    Слайд 9(картинка)

    5)Письмо под диктовку.

    - Вернемся в зиму. Послушайте текст. Озаглавьте.

    (Варианты заголовков предлагают уч-ся. Учитель записывает 2-3из них на доске: Зимняя картина. Зима. Зима-волшебница.)

    -  Запишите себе тот, который понравился больше всего.

    Солнце осветило поляну тусклым светом. Над поляной кружился хоровод снежинок. Елочки дремали. Снег осыпался с лохматых лап, а бездельник ветер сметал его с верхушек.

    (Уч-ся могут проявить инициативу и предложить провести диктант в форме соревнования: на каждое предложение из текста по одному ученику у доски. Если все написано правильно, ученик продолжает писать, если допустил ошибку, исправляет ее, а к доске выходит следующий желающий. Правильность написания отмечается сигнальными карточками или смайликами-магнитами).

    Взаимопроверка. (Поменяйтесь тетрадями. Если есть вопросы, обратитесь к экспертам)

    8.  Итог.

    - Подведем итог нашего урока. 

    - Какие отличительные признаки  предложного падежа вы можете назвать?

    - Можно ли определить этот падеж только по вопросу где?

    (Нет, этот вопрос есть у д.п. и у р.п.)

    - Какое задание вам показалось самым интересным?

    - О чем вам захотелось рассказать дома?

    9. Домашнее задание. 

    Слайд

    - Обращаясь снова к теме зимнего волшебства, в качестве домашнего задания предлагаю вам (карточки для каждого ученика) следующее:

    Придумайте и напишите письмо Деду Морозу на тему "Я мечтаю". Расскажите ему о своих мечтах. Для этого используйте 10 слов в П.п. (можно больше). Если вы правильно составите послание (письмо), то в новом году хотя бы одна  мечта наверняка сбудется!

    - Для правильного написания адреса на конверте вам придется вспомнить окончания имен существительных в Д.п. и Р.п.

    -Конверты не заклеивайте. Может, вам захочется поделиться своей мечтой и с нами.

    (Детям раздаются конверты с вложенным в них заданием).

    10. Рефлексия.

    Слайд

    Индивидуальная рефлексия(анкетирование). Карточки у каждого. Розданы в начале урока. Нужное подчеркнуть.

    • На уроке я работал (активно \ пассивно).
    • Своей работой на уроке я (доволен \ недоволен).
    • Урок для меня показался (коротким \ длинным).
    • За урок я (не устал \ устал).
    • Моё настроение стало (лучше \ хуже).
    • Материал урока мне был (полезен \ бесполезен; интересен \ скучен).
    • Домашнее задание (лёгкое \ трудное; интересное \ неинтересное).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"

    Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....

    Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

    Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

    Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"

    Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения"

    Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. Предназначена для учащихся начальной школы. Поможет учителю  провести урок интересно. Повысит познавательный интерес учащихся ...

    Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "

    Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...

    Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...