Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тарасова Наталья Владимировна

Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тарасова Наталья Владимировна

Урок русского языка 3 класс УМК ПНШ

Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных 1 и 2 склонения

Тип урока: урок комбинированный

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Предметные:

Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1- и 2-го склонения; уметь определять склонение имени существительного, правильно писать падежные окончания существительных; работать с Орфографическим словарём, с Обратным, Толковым и Словарём устойчивых выражений.

Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Ход урока

1 Организационный момент

- Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки всем окружающим.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.( орфограммы)

2 Актуализация знаний

- Как правильно называется орфограмма, над которой мы начали работу на прошлом уроке? Для ответа из предложенных названий выберите самое точное. (слайд)

- Над этой проблемой продолжаем работать. Какие задачи поставим на уроке?

- Какие знания о написании безударной гласной в окончании помогут решить задачу?

3 Словарная работа

- Урок начнем со словарной работы, а у … будет своя работа за доской . (вставить безударные окончания у существительных, определить склонение и падеж) Мама решила накормить нас полезным обед_м. В морковк_, свекл_ много витаминов. Все эти овощи сочетаются в винегрет_. К середин_ дня все было готово.

- На своих местах разобьемся на 2 группы: 1 группа – вставляет пропущенную букву, а 2 группа – определяет у этого слова склонение. (слайд)

М_газин, обл_ко, м_рковка, _сина, м_роз, с_лома, _втобус, с_бака, в_рона, р_сунок

-Выберите из этого списка слов по 2 существительных каждого склонения, которые считаете наиболее трудными в запоминании. Запишите эти существительные, распределив их в 2 строки. Над существительными укажите склонение.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Не забудьте поблагодарить соседа. Верните тетради друг другу. Поднимите руку те, кому сосед поставил «+».

- А вот еще 2 словарных слова, написание которых нам незнакомо. Как уточнить выбор буквы для записи этих слов?

- Откройте словари, уточните написание этих слов.

- А какой словарь даст нам возможность узнать их значение?

- В тетрадях для самостоятельной работы выписали из словаря значений этих слов. Откройте тетради на стр. 19. Прочитайте значения слов обед, винегрет. Что можете сказать о этих словах? (многозначные)

- Впишите новые словарные слова по порядку в стихотворение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

 - Определите, каком значении употреблены эти слова в стихотворении. Рядом со словами обед и винегрет поставьте цифру соответствующего значения.

- Устно составьте предложения с другими значениями этих слов.

4 Работа над темой

- К какому склонению относятся эти существительные?

- Если возникнет сложность при написании бездарных окончаний этих слов в косвенных падежах, какие опорные слова нам помогут?

- А какое опорное слово поможет проверить написание бездарных окончаний у существительных 1 склонения?

- Составим алгоритм определения написание бездарных окончаний у существительных

- Это нам поможет проверить работу … (проверка работы за доской)

5 Физпауза

6 Дифференцированные задания

- Продолжаем работу. У меня для вас секретное задание. Возьмите карточки, прочитайте и выполните задание. Если кому-то нужна моя помощь, поднимите руку.( выполнение заданий)

1. Открой учебник на странице 48. Найди упражнение №49. Прочитай задание и выполни его.

Задание под упражнением выполнять не надо.

2. Открой учебник на странице 48. Найди упражнение №49. Прочитай текст стихотворения. Выпиши в тетрадь существительные с безударным падежным окончанием в столбик. Объясни написание этих окончаний (укажи склонение и падеж). Подбери к каждому существительному по 2 существительных этого склонения и падежа. Проверь, у тебя должно быть записано 9 слов.

3. Открой учебник на странице 48. Найди упражнение №49. Прочитай текст стихотворения. Письменно объясни, почему мальчишке было обидно до слёз, что инеем окна закрасил мороз. В своих предложениях ты можешь использовать следующие словосочетания: зимний пейзаж, сверкающий снег, пушистые ели, снежные шапки, ясный зимний день, радостные ребята

- Проверим работу тех, кто выполнял задание на желтых листах. Какие буквы вставили на месте пропущенных окончаний? Объясните выбор. ( на доску эти слова )

- А теперь проверим работу , кто выполнял задания на синих листах. Какими существительными дополнили каждую строчку. Объясните свой выбор.

- А ребята, выполнявшие задания на красных листах, должны были дать ответ на вопрос: почему мальчишке было обидно до слез, что инеем окна закрасил мороз? Послушаем их ответы.

- Вот еще одно описание зимнего пейзажа, составленного одним мальчиком, которому удалось разглядеть через окно автобуса красоту ясного зимнего дня. Но то ли он не очень хорошо освоил тему написания безударных окончаний, то ли настолько был впечатлен увиденным, что в написании некоторых слов допустил ошибки. Объединитесь в группы, чтобы эти ошибки исправить.

Проверка по предложению от каждой группы с ИД (слайд)

На дорошки снег блестит на солнце. Укутались снешком пушистые ёлочки в парки. На самой верхней ветки рибины сидят снегири. На горки собрались рибята. При ветри такой красоты неувидишь.

7 Рефлексия

- Достигли ли поставленной цели?

- Какую фразу могли бы сейчас произнести: (слайд)

  • Эту тему понял, со всеми заданиями справился.
  • Эту тему понял, но в заданиях допускал ошибки.
  • Мне было трудно на уроке и не все понятно.

8 Домашнее задание.

Приложение.

Задание для 1 группы: Открой учебник на странице 48. Найди упражнение №49. Прочитай задание и выполни его.

Задание под упражнением выполнять не надо.

Задание для 2 группы: Открой учебник на странице 48. Найди упражнение №49. Прочитай текст стихотворения. Выпиши в тетрадь существительные с безударным падежным окончанием в столбик. Объясни написание этих окончаний (укажи склонение и падеж). Подбери к каждому существительному по 2 существительных этого склонения и падежа. Проверь, у тебя должно быть записано 9 слов.

Задание для 3 группы: Открой учебник на странице 48. Найди упражнение №49. Прочитай текст стихотворения. Письменно объясни, почему мальчишке было обидно до слёз, что инеем окна закрасил мороз. В своих предложениях ты можешь использовать следующие словосочетания: зимний пейзаж, сверкающий снег, пушистые ели, снежные шапки, ясный зимний день, радостные ребята

Задание для групповой работы: На дорошки снег блестит на солнце. Укутались снешком пушистые ёлочки в парки. На самой верхней ветки рибины сидят снегири. На горки собрались рибята. При ветри такой красоты неувидишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

Проверочная работа по русскому языку по теме "Безударные окончания имен существительных и прилагательных"

Данная проверочная работа позволяет оценить усвоение правописания безударных окончаний имен существительных и прилагательных, умение определять падеж и тип склонения существительных и род, падеж прила...

Презентация по русскому языку по теме "Безударные окончания имен существительных"

Презентация разработана для учащихся 4 класса  к УМК "Школа России". В презентации содержатся игровые, занимательные материалы....

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...