Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме "Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже".
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Хромова Лариса Васильевна

    Конспект урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkryt._urok_r_yaz_v_4.docx40.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока русского языка в 4 «А» классе.

    Тема раздела: Имя существительное.

    Тема урока: Упражнение  в  правописании  окончаний имен  существительных   в  

                          родительном   падеже.      

                         

    Цель урока: совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен  существительных в родительном падеже, развивать речь, внимание, память, способность к самоконтролю и самооценке, обогащать словарный состав учащихся,  воспитывать интерес к изучению родного языка.

    Задачи урока:

         1) актуализировать знания о грамматических признаках имени  существительного, типах склонения, признаках родительного падежа;      

        2) развивать умение использовать различные способы проверки при   обосновании написания безударных падежных окончаний имен  существительных;

        3) автоматизировать навык орфографического письма.                                                                

                           

    Оборудование: таблицы – признаки имени существительного;

                                                 признаки родительного падежа;

                                                 слова – помощники;

                                                 карточки с дидактическим материалом.

     

    I. Организационный момент.

            Настроимся на работу, проверим рабочее место.

            Сегодня урок необычный,  и в природе день необычный.

          - Какой сегодня день? ( последний день осени)

          У нас с вами есть возможность еще раз поговорить об осени.

    II. Актуализация знаний и опыта учащихся.

            - Какой частью речи является слово  осень?

            - Докажите.

            - Какие бывают им. сущ.?

            - Назовите постоянные признаки им. сущ.

            - Как изменяются им. сущ.?

            - Какие сущ. относятся к 1, 2, 3 типу склонений? Приведите примеры.

            - Как определить падеж им. сущ.?

            - Какими членами предложения являются им.сущ.?

    Сделаем вывод:

            - Со  словами  какой части речи  будем работать сегодня на уроке?

    ( дети записывают в тетради число, классная работа)

            - Составьте предложение со словом осень. (устно)

    III. Формирование темы и задачи урока.

            На доске записаны предложения об осени.

                        Осенью улетели на юг певчие птицы.

                       Ушла осень и захватила с собой все листья с деревьев.

                      В лесу и в поле заиграли краски осень.

         - Прочитайте.

         - Подумайте, все ли  из них написаны грамматически правильно? (нет)

         - Найдите такое предложение.

         - Докажите, что оно построено неверно. (слово осень не связано по смыслу) 

         - А теперь прочитайте это предложение правильно.

         - Что в нем изменилось?

         - Какие орфограммы есть в этом слове?

         - Какую орфограмму можно проверить?

         - Могу ли я сразу написать окончание в слове осень? Почему? ( надо определить склонение и      

            падеж)

         - В каком падеже употреблено слово осень?

    Сделаем вывод, какую орфографическую задачу мы будем сегодня решать на уроке?

           - Сформулируйте тему урока.

           - Что для этого надо повторить? (признаки родительного падежа)

    IV. Воспроизведение признаков родительного падежа

           Работа в парах по карточкам – тестам.

    Найди «лишние» вопросы

    Допиши предлоги Р.п.

    Напиши окончания им.сущ.   в Р.п.

    Кого?  чего?  где?  чем? откуда? куда? что?

    Из, без, для, около, возле, вокруг  

    1 скл.-

    2 скл.-

    3 скл. -

     

    - Какие нашли «лишние « вопросы»?  Сделайте вывод.

    - Какие предлоги дописали? Сделайте вывод.

    - Какие окончания имеют им. сущ. в 1скл.,  2скл., 3скл.?

     -Как правильно написать безударные падежные окончания им. сущ.?

    - А теперь вернемся к предложению об осени. Запишите предложение, обозначив      правильно безударное окончание им. сущ.

    Мальчики выделяют грамматическую основу предложения.

    Девочки дают характеристику предложения.

    Проверка выполненной работы.

    V.  Упражнение в правописании безударных окончаний им. сущ. в родительном

        падеже.

        1)   - Прочитайте словосочетания. Выпишите только те, которые стоят в родительном падеже.

                                Вылетел из рощ_                 подлетел к берез_

                                 До восхода солнц_              отошел  от изгород_

                                 Гулял по улиц_                    помогал  бабушк_

                                 В  конце площад_               сорвал с дерев _

      - Чем отличаются окончания им. сущ. одного типа склонения? (они бывают ударные и            безударные)

      - Как пишутся ударные и безударные окончания им. сущ. одного типа склонения?

      - Как проверяли написание безударных падежных окончаний?

    2) - А теперь сами составьте словосочетания, употребляя им. сущ.   в Р.п.

    На доске:     письмо от (бабушка)

                         ветер с (пустыня)

                         тетрадь (Алеша)

                         покупка (мебель)

    Проверка работы.

     - Какие окончания имеют им. сущ. 1,2,.3 скл. в Р.п.?

    VI.  Физкультминутка. Упражнение на внимание  с ускорением темпа.

    VII.    Работа  с деформированным текстом.

    Составьте из каждой группы слов предложение, изменяя слова по смыслу и употребляя  предлоги там, где нужно.

    1. листва, у, пожелтела, береза.
    2.  легкий, сгибает, ветерок, веточки, осинка.
    3. чаща, стук, послышался, дятел, из.
    4. прыгает, ветку, белка, ветка.
    5. осень, лес, хорошо, как.

    - Прочитайте текст, который у вас получился.

    - Какой темой можно объединить эти предложения?

       - Озаглавьте текст.

       - Найдите слова с безударными окончаниями в Р.п.

       - Проверьте свою работу. Оцените.

    На доске выписаны слова с безударными окончаниями им. сущ.  

                        у березки

                         осинки

                         из чащи

                         с ветки

    До полнительное задание 1) разобрать указанные слова  из текста по составу (ветерок, легкий, прыгает)

    2) найти в тексте им. сущ. 1скл. (для девочек), 2 скл. ( для мальчиков)

     VIII.   Подведение итога урока.

    Закончить урок я хочу высказыванием.  Прочитайте его.

                             Люби и знай родной язык.

        - А вы согласны с этим высказыванием?

        - Почему мы должны знать родной язык?

    - Давайте проанализируем урок.

    - Какую орфографическую задачу сегодня решали на уроке?

    - Что для вас сегодня было легко?

     - Что еще было трудно?

     - А что показалось интересным?

    ( на доске после каждого ответа детей появляются осенние листочки на,  которых написано « До свидания1»

    - Ну, а  осени давайте скажем « До свидания!»

    depositphotos_2762569-Vector-shapes-of-maple-leaf1070475-Clipart-Black-And-White-Leaf-Royalty-Free-Vector-Illustrationdepositphotos_2762569-Vector-shapes-of-maple-leaf1070475-Clipart-Black-And-White-Leaf-Royalty-Free-Vector-Illustrationdepositphotos_2762569-Vector-shapes-of-maple-leaf    До  свидания!

       До              сви              да            ни                я!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе УМК Гармония "Падеж"

    Тема: Знакомство с изменением имен существительных по падежам, наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений («Как  могут изменяться слова?»)...

    Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения

    отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Падеж имен существительных"

    Урок в рамках ФГОС НОО. Урок построен на основе  системно-деятельностного подхода.В уроке используется прием "Кубик Блума", метод моделирования, самооценка учащихся....

    Презентация к уроку русского языка "Имена существительные множественного числа родительного падежа"

    Презентация к уроку русского языка "Имена существительные множественного числа родительного падежа"4 класс...

    Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: "Винительный падеж"

    Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России" Цель урока: формировать умение определять винительный падеж имен существительных, научить различать винительный и именительный падежи....

    Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

    Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)

    Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...