Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Котельникова Маргарита Валерьевна

Цели деятельности учителя:

·        формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;

·        развитие умения изменять существительные множественного числа по падежам.

Планируемые результаты

Предметные:

·        узнать на какие вопросы отвечают имена существительные в дательном, творительном и предложном падежах;

·        узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в данных падежах;

·        научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. (1часть), тетрадь, раздаточный материал (карточки), презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

Дата:23 января 2018г., вторник

Школа: МАОУСОШ №148

Класс: 4 «Г»

Урок: 2

Время: 09.10-09.50

Кабинет: 203

Учитель: Симинихина Ю.А.

Студент: Максимова М., 32гр.

Методист: Воронова М.В.

Цели деятельности учителя:

  • формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;
  • развитие умения изменять существительные множественного числа по падежам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • узнать на какие вопросы отвечают имена существительные в дательном, творительном и предложном падежах;
  • узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в данных падежах;
  • научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. (1часть), тетрадь, раздаточный материал (карточки), презентация

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: учебная презентация

1 мин

- Доброе утро, ребята. Меня зовут Маргарита Валерьевна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. А начнем мы урок с такой пословицы:

Всякое умение трудом дается.

- Как вы понимаете значение этого высказывания?

- Что для нас с вами труд?

- Чем измерим наш труд?

- Что мы получаем вместе со знаниями?

- Кто готов сегодня получить хорошие оценки? Так давайте скорее приступим к работе.

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ

- Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия

- Знаниями

- Оценки

Р: планирование, саморегуляция

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: учебная презентация

Практический метод: работа в тетрадях, выполнение устных упражнений, работа у доски, работа по карточкам

6 мин

- Откройте тетради, запишем число и кл.работа.

- Давайте мы с вами посмотрим на доску.

- Что мы видим?

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей.

Словно рад он чему, —

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.  (И. Никитин)

- Прочитайте его про себя. Сейчас вам нужно найти и выписать словосочетания с именами существительными множественного числа в родительном падеже и выделить окончания в именах существительных.

- Ребята, а что такое имя существительное?

- А на какие вопросы отвечает Р.п.?

- Кто готов, руку на локоток. Кто нам скажет, какие словосочетания нужно было выписать? Выходи к доске, и выдели у существительных окончания.

- Ребята посмотрите все на доску, правильно ли выделены окончания?

- Молодцы. Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Кто прочитает задание?

Определите падеж и число имён существительных.

- Кому задание не понятно? Приступаем к выполнению.

Нет без леса России,

Без снегов и озёр,

Нет без сумерек синих

И без розовых зорь.

Нет России без луга,

Где от маков светло,

Где ромашковой вьюгой

Землю всю замело.   (А. Дементьев)

- Кто готов, ручку на локоток. Давайте проверим. Начинаем с первой парты второго ряда. Молодцы.

- Кто мне скажет, для чего мы выполняли это задание?

- Ребята, у меня для вас есть еще одно задание. Посмотрите на доску, вам нужно поставить имена существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа и назвать окончание. Начинаем с первого ряда. Задаём вопрос и называем окончание.

Около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (вишни), герои (басни), девять (скатерти), килограмм (яблоки), ведро (сливы), вдоль (деревни), клубок из (нити).

- Что мы только делали?

- Для чего мы это делали?

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ

- Стихотворение

- самост. ч.р., отвечающая на вопросы кто? что?

- кого? чего?

ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ

Побелевших полей [ей], чёрных кудрей [ей], на ветках берёз [], сдержанных слёз [].

ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ

Леса (Р.п., ед.ч.), России (Р.п., ед.ч.), снегов (Р.п., мн.ч.), озёр (Р.п., мн.ч.), сумерек (Р.п., мн.ч.), зорь (Р.п., мн.ч.), луга (Р.п., ед.ч.), маков (Р.п., мн.ч.), вьюгой (Т.п., ед.ч.), землю (В.п., ед.ч.).

- Мы выполняли это задание для того, чтобы повторить употребление Р.п. во мн.ч.

ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ

Около речных пристаней, пуговицы от наволочек, ветки вишен, герои басен, девять скатертей, килограмм яблок, ведро слив, вдоль деревень, клубок из ниток.

- Ставили сущ-е в правильный падеж

- Чтобы словосочетания звучали грамотно, красиво

Р: саморегуляция

П: поиск и выделение необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, доказательство

К: управление поведением партнёра

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный метод: учебная презентация

Словесный метод: беседа

5 мин

- Прочитайте словосочетания.

1)Лазить по деревьям, радоваться подаркам, ответить читателям; 2) любоваться звёздами, рисовать красками, общаться с друзьями; 3) помнить о родителях, участвовать в соревнованиях, распустились на ветках.

- Чем похожи все словосочетания?

- Вы же заметили, что они разделены на 3 группы. Кто увидел, по какому признаку?

- Кто может предположить, какова тема урока?

-Какую цель на урок мы с вами поставим?

- Давайте сформулируем задачи нашего урока.

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

- Имена сущ-ые употреблены во мн.ч.

- По падежам. 1) Имена сущ-ые в д.п. 2) Имена сущ-ые в т.п. 3) Имена сущ-ые в п.п.

- Д. Т. П. падежи имён сущ-х мн.ч.

- научиться правильно писать окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах

- Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в дательном, творительном и предложном падежах; узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в данных падежах; научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах

Р: целеполагание, планирование, саморегуляция

П: поиск и выделение необходимой ситуации, анализ объектов с целью выделения признаков

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов

4.

Открытие детьми нового знания

Практический метод: работа с учебником

Словесный метод: беседа

5 мин

- Ребята, давайте сейчас откроем учебник на странице 139 и обратимся к упражнению 269.

- Посмотрите внимательно, что мы можем сказать по этой краткой записи?

- Хорошо. Я вам предлагаю проверить, так ли это. Для этого мы с вами сейчас просклоняем слова, которые нам предлагает учебник. Третий ряд начинает. Задаём к слову вопрос и называет окончание.

- Какой вывод мы с вами можем сделать?

- Краткая запись учебника подтверждается?

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛЯЮТ ЗАДАНИЯ

- Имена существительные множественного числа в Д. п. имеют окончания -ам, -ям и отвечает на вопросы кому? чему? в Т. п. — ами, -ями, кем? чем? в П. п. — ах, -ях о ком? о чем?

- Д.п. (рекам, лугам, морям, степям)

Т.п. (реками, лугами, морями, степями) П.п. (о реках, о лугах, о морях, о степях).

- Имена существительные множественного числа в Д. п. имеют окончания -ам, -ям, в Т. п. — ами, -ями, в П. п. — ах, -ях

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Практический метод: работа с учебником, работа в тетрадях, выполнение физических упражнений

Словесный метод: беседа

8 мин

- Посмотрите на 270 упр-е. Прочитайте предложение про себя. Кто хочет прочитать стихотворение для всего класса?

- Автор учебника дал нам задание, определить главную мысль предложения. Подумайте и скажите, какова же главная мысль?

-Теперь спишите данное предложение и выделите окончания у имён сущ-х в П.п.

- Почему окончания разные?

- Какие могут быть окончания у П.п. в ед.ч.?

- Устали? Сейчас мы проведём физминутку

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

- Молодцы, присаживайтесь на места.

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЯ

- первый снег

- руслах [ах], в полях [ях], в селеньях [ях], в бору [у], на ветру[у]

- некоторые сущ-е в ед.ч.

- [у]

ВЫПОЛНЯЮТ ФИЗМИНУТКУ

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, поиск и выделение необходимой информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партера

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: самостоятельная работа

Наглядный метод: учебная презентация

5 мин

- Сейчас мы с вами проведём небольшой контроль. Ваша задача записать под мою диктовку словосочетания и выделить окончания.

Среди зарослей, на дорогах, перед каникулами, ближе к окнам, в дальних странах, по верхушкам деревьев, за продуктами, сказка о братьях, полёты к звёздам, доволен успехами.

- Сейчас вы сами проверите свои работы. Ответы на доске.

ВЫПОЛНЯЮТ САМОСТОЯТЕЛЬУЮ РАБОТУ

САМОПРОВЕРКА

Р: саморегуляция, прогнозирование, оценка

П: структурирование знаний

К: управление поведением партнера

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический метод: работа с учебником, работа в тетрадях

Словесный метод: беседа

8 мин

- Ребята, найдите 272 упр-е. Прочитайте задание, которое предлагает автор. Что нам нужно сделать? Составьте и запишите полученные предложения самостоятельно.

- Кто может прочитать предложения, которые получились? У нас получился текст. Как мы можем его озаглавить?

- Давайте проведём звуко-буквенный анализ слова ночь. Один человек у доски.

ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ

1) Дорога через лес шла к озеру. 2)Зелёные, голубые стрекозы летали над травами. 3)Сосны росли на песчаных холмах. 4)Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами. 5)На закате мы подошли к лесным озёрам. 6)В ночной тишине можно было услышать плачь совы, свист летучих мышей, удары сонных рыб в озёрных омутах.

- Дорога к озёрам; поход на закате.

- 4 б, 3 зв.

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением партнера

8.

Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа 

2 мин

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание, стр. 140, упр. 271. Вам необходимо списать текст, вставляя пропущенные буквы. Выделить окончания у имён сущ-х и озаглавить текст.

- Ребята, с какой новой темой мы сегодня познакомились?

- Какая цель перед нами стояла? Удалось нам ее достигнуть?

Оцените свою работу на уроке.

   На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:

урок

я на уроке

итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

Не понял

ЗАПИСЫВАЮТ Д/З

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ, ПРОВОДЯТ САМОАНАЛИЗ

- Д., Т., П. падежи имён сущ-х мн.ч.

- научиться правильно писать окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах

Р: саморегуляция, оценка

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания, синтез

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всякое умение трудом дается. Как вы понимаете значение этого высказывания?

Слайд 2

На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под чёрных кудрей. Словно рад он чему, — И на ветках берёз, Как алмазы, горят Капли сдержанных слёз.

Слайд 3

Около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (вишни), герои (басни), девять (скатерти), килограмм (яблоки), ведро (сливы), вдоль (деревни), клубок из (нити).

Слайд 4

Лазить по деревьям Любоваться звёздами Помнить о родителях Радоваться подаркам Рисовать красками Участвовать в соревнованиях Ответить читателям Общаться с друзьями Распустились на ветках

Слайд 5

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа Цель: научиться правильно писать окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах.

Слайд 6

Задачи урока: Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в дательном, творительном и предложном падежах; узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в данных падежах; научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

Слайд 7

Самопроверка: Среди зарослей, на дорогах, перед каникулами, ближе к окнам, в дальних странах, по верхушкам деревьев, за продуктами, сказка о братьях, полёты к звёздам, доволен успехами.

Слайд 8

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа Цель: научиться правильно писать окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса

Тема:  « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока:  1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных" (4 класс)

Конспект урока русского языка с учащимися 4 классаТема: дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательныхЗадачи:1)    научить правописанию безударных падежных око...

Конспект и презентация урока русского языка по теме Дательный падеж имени существительного 3 класс

Данный  урок русского языка  проводился в 3 классе по УМК «Школа России» на школьном семинаре МО учителей начальных классов. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока русского языка по теме "Именительный и Винительный падежи имён существительных"

Урок открытия новых знаний.Цель- развитие умения различать существительные в именительном и винительном падежах, умение извлекать и преобразовывать информацию.УМК "Школа 2100", 4 класс...