Конспект урока русского языка по теме "Именительный и Винительный падежи имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Головнёва Любовь Александровна

Урок открытия новых знаний.Цель- развитие умения различать существительные в именительном и винительном падежах, умение извлекать и преобразовывать информацию.УМК "Школа 2100", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема урока:  Именительный и Винительный падежи имён существительных

Тип урока - урок открытия новых знаний.

Цели урока:

 1. Образовательные:  развивать умение   учащихся различать существительные в именительном и винительном   падежах, умение извлекать и преобразовывать информацию.

2.Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

3.  Воспитательные: воспитывать умение работать в паре, умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию  адекватной  самооценки.  

Ход урока

1. Организационный момент.

- Как ваше настроение?

- Готовы поработать?

- Улыбнитесь друг другу приветливо.

- Садитесь, следите за посадкой, оформите записи в тетради, соблюдая каллиграфию.

2. Актуализация знаний.

- Я бы хотела, чтобы у вас были «ушки на макушке», а работали вы с «чувством локтя». Фразиологизмы записаны на обратной стороне доски

- Что означают эти устойчивые выражения? (слушать очень внимательно, оказывать помощь товарищу)

- Из слов каких частей речи состоят словосочетания?(сущ. и предлоги)

- Что можно определить у имён существительных? (род, число, одушевлённость и падеж)

- Карточкой покажите падеж имён существительных. У детей карточки с падежами

3.Определение темы урока, постановка целей.

- Как вы догадались, наверное, мы продолжаем изучать раздел…(Изменение имён существительных по падежам)

- Послушайте строки Т. Рик

        Поворот судьбы удивительный:

         Изучаем мы падеж Именительный,

        И Винительный падеж надо знать,

        От Именительного отличать.

- Какие два падежа интересуют нас сегодня?

 - Сформулируйте основную проблему урока своими словами …(Как различить И.п. и В.п. существительных)

- Значит главной целью на уроке будет…(Научиться различать И.п. и В.п. существительных)

4. Построение выхода из проблемной ситуации.

- А почему возникает необходимость различать эти падежи? (Отвечают на одинаковые вопросы)

- Прочитайте на доске загадку. (В) з-л-той клубоч-к спрятался дубоч-к.

- Спишите её. Напишите отгадку. (Жёлудь)

- Обозначьте орфограммы. В золотой клубочек спрятался дубочек.(Жёлудь).

- Запишите транскрипцию слова жёлудь [ж `о л у т'] – 6 букв, 5 звуков

- Назовите имена существительные. (Клубочек, дубочек)

- Определите их падеж. (Должны возникнуть разногласия)

Физминутка  Нам нужно быть особенно внимательным, поэтому выполним разминку для глаз. (Упражнения делает кто-то из учеников)

- Вспомним, что знаем об И. п. и В. п. Информацию оформим в виде схемы на доске (Выполняют дети под руководством учителя на боковой доске)

              /                  /

Кто?—И. п.--- что? В. п.--- кого?

            /                    /

     подлежащее       второстепенный

                                            член

-  Прочитаем правило с.105.

- Какая информация нашла подтверждение в 1 абзаце правила? (О роли существительного в предложении)

- Что нового узнали из 2 абзаца? ( Употребление сущ. В. п. с предлогами)

- Дополните схему.

               без                      без предлогов +

         предлогов            в, на, за, под, про, через

         

              /                          /

Кто?---- И. п.--- что? ----   В. п.--- кого?

            /                    /

     подлежащее       второстепенный

                                            член

- Вернёмся к загадке, обозначим падежи.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Закончите мои предложения:

а) Если имя существительное отвечает на вопрос что? и  является подлежащим, то оно стоит в …(И. п.)

б)  Если имя существительное отвечает на вопрос что? и  является второстепенным членом предложения, то оно стоит в …(В. п.)

- Составим план определения И. и В. падежей: (полоски бумаги)

        План

1 Читаю слово

2 Определяю член предложения

3 Если подлежащее, то указываю И. п.

4 Если второстепенный член, то указываю В. п.

- Выполним упр.134  с.104, первый шаг задания. (Читают 1 и 2 отрывки стиха, находят выделенные слова, по плану определяют падеж. Третий отрывок делают в паре)

- Кто похвалит своего партнёра, за что? (Выполнил правильно или помог тому, кто вышел с «больничного»)

Физминутка (Один ученик показывает движения)

6 Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Упр.133, с. 104       1вариант – 1

                                   2 вариант – 2

                                   3 – тем, кто стремится  знать и уметь больше

- Индивидуально: работа на карточках (сильным, оставшимся без пары)

        

Спиши. Обозначь падеж выделенных слов. Серебряные паутинки щекочут лицо. Нежно ластится к ногам опадающий лист. Осенний 2 лес нагоняет лёгкую грусть.

- Взаимопроверка по эталону (слайд). Ставят « + » или « - »за каждый падеж и грамотность.

- Самооценка : три «+» - 5

                         два «+» - 4

                         один «+» - 3

                         ноль «+» - ?

7 Закрепление материала

- Запишите словосочетания в два столбика И.п и В.п. (Диктую, ученик пишет на доске с объяснением):

- Новая палатка, шёл через коридор,  выполнил решение, интересная

цитата, известный памятник, приготовил на десерт, оценка за сочинение (в оба столбика)

- Правописание каких слов повторили? (Словарных)

8 Домашнее задание : (Слайд) с.110 правило, с.135. упр.3 (необходимый уровень – определить падежи, повышенный уровень – дополнительная работа со схемами)

9 Итог урока

- Над какой проблемой работали на уроке?

- Как же различить И. п. и В. п.?

- Где пригодится это умение?

- Что на уроке оказалось наиболее трудным, интересным?

10 Рефлексия

- Достижение  целей каждым из вас отметим на «мишени».(На парте у каждого)

- Кто попал в «яблочко» 4раз?

- Урок окончен. Спасибо за работу! (Слайд)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".

Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"

Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...

Конспект урока русского языка для 3 класса. Падеж имён существительных

Урок русского языка в 3 классеТема: Падеж имён существительных (с использованием технологии развития критического мышления)Цель урока:познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом о...

Урок русского языка по теме: винительный падеж имён существительных.

Конспект урока по  русскому языку по теме: винительный падеж имен существительных....

Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...

Конспект урока по теме "Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа"

Тема: Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: Учить распознавать имена прилагательные множественного числа в имени...