Главные вкладки

    Конспект урока русского языка для 3 класса. Падеж имён существительных
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

    Урок русского языка в 3 классе

    Тема: Падеж имён существительных (с использованием технологии развития критического мышления)
    Цель урока:
    познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; 
    тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении. 
    Задачи урока: 
    1. Развивать навыки грамотного письма.
    2. Развивать и совершенствовать речь учащихся.
    3. Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.
    4. Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.
    Методы обучения: 
    • Словесные (беседа, фронтальный опрос); 
    • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы); 
    • Практические (упражнения); 
    • Поисковые (частично-поисковые); 
    • Аналитический; 
    • Самостоятельной работы учеников. 
    Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная
    Средства обучения: Учебник, компьютер, интерактивная доска, ММП, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.

    Ход урока:

    – Здоровья всем, радости, радужного настроения!
    Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!
    Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»
    – Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?
    - Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
    - Тема урока сегодня …. (Попробуйте сами догадаться каким будет сегодня новое знание, и тему назовёте сами). Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)
    - Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?
    Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная. 
    - Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете доказать?
    - А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)
    -Какой будет тема урока? (на доске появляется серединка ромашки)
    -Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или повторять уже известные?(повторим, откроем)
    - Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое. 
    2. Составление кластера
    Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
    3. Пробуждение интереса к новой теме. Определение темы урока. Постановка учениками собственных целей.
    Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы. 
    Текст для чтения. Существительное
    Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название. 
    V
    ( уже известно) – (не согласны) + (интересно, неожиданно) ? (хотим узнать больше)

    – О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на какие вопросы отвечают)
    – Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. 
    – Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма). 
    – Знакомство с падежами русского языка. Работа в парах
    Каждая пара получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.
    Итак, давайте представим падежи имени существительного:
    1. Есть именительный падеж,
    И нет на нём чужих одежд.
    Его легко все узнают
    И в подлежащее зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы – кто? и что?
    Ни с чем не спутает никто. 
    С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами? 
    2. А я – падеж родительный.
    Характер мой – общительный.
    Кого? Чего? Нет – вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И с, и до, и у, и из – 
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на винительный
    Бываю иногда, 
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? 
    3. Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом к и по дружу,
    Но и один гулять хожу. 
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
    4. А я – винительный падеж 
    И я во всём виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Кого позвать? Во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),
    Но и без них могу прожить.
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?
    5. А я – творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь! – Чем?
    Творите! – С кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!
    Предлогам перед, под и над
    В любой момент я очень рад. 
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
    6. Я – падеж предложный.
    Со мною случай сложный.
    Мне без предлогов свет не мил.
    О ком? О чём я говорил?
    Ах да, нужны предлоги!
    Без них мне нет дороги.
    Пусть будет о, и в, и при – 
    Ты их случайно не сотри:
    Тогда смогу я рассказать,
    О чём мечтать и в чём гулять?
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?
    Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.
    Сказка о падежах.
    Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
    – Давайте просклоняем слова кот, дом
    1. Рефлексия. 
    Какие задачи мы должны были решить на уроке?
    Смогли ли мы достичь поставленных целей.
    Блиц-опрос. 
    • Сколько падежей в русском языке? (6)
    • Перечислите их.
    • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
    • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
    • В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим? 
    Домашнее задание: Сделать памятку «Падежи имён существительных», придумать сказку «Как появились названия падежей имён существительных.»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_rus_yaz.docx18.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3 классе

    Тема: Падеж имён существительных (с использованием технологии развития критического мышления)
    Цель урока:
    познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; 
    тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении. 
    Задачи урока: 
    1. Развивать навыки грамотного письма.
    2. Развивать и совершенствовать речь учащихся.
    3. Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.
    4. Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.
    Методы обучения: 
    • Словесные (беседа, фронтальный опрос); 
    • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы); 
    • Практические (упражнения); 
    • Поисковые (частично-поисковые); 
    • Аналитический; 
    • Самостоятельной работы учеников. 
    Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная
    Средства обучения: Учебник, компьютер, интерактивная доска, ММП, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.

    Ход урока:

    – Здоровья всем, радости, радужного настроения!
    Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!
    Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»
    – Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?
    - Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
    - Тема урока сегодня …. (Попробуйте сами догадаться каким будет сегодня новое знание, и тему назовёте сами). Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)
    - Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?
    Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная. 
    - Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете доказать?
    - А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)
    -Какой будет тема урока? (на доске появляется серединка ромашки)
    -Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или повторять уже известные?(повторим, откроем)
    - Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое. 
    2. Составление кластера
    Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
    3. Пробуждение интереса к новой теме. Определение темы урока. Постановка учениками собственных целей.
    Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы. 
    Текст для чтения. Существительное
    Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название. 
    V
    ( уже известно) – (не согласны) + (интересно, неожиданно) ? (хотим узнать больше)

    – О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на какие вопросы отвечают)
    – Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. 
    – Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма). 
    – Знакомство с падежами русского языка. Работа в парах
    Каждая пара получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.
    Итак, давайте представим падежи имени существительного:
    1. Есть именительный падеж,
    И нет на нём чужих одежд.
    Его легко все узнают
    И в подлежащее зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы – кто? и что?
    Ни с чем не спутает никто. 
    С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами? 
    2. А я – падеж родительный.
    Характер мой – общительный.
    Кого? Чего? Нет – вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И с, и до, и у, и из – 
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на винительный
    Бываю иногда, 
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? 
    3. Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом к и по дружу,
    Но и один гулять хожу. 
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
    4. А я – винительный падеж 
    И я во всём виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Кого позвать? Во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),
    Но и без них могу прожить.
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?
    5. А я – творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь! – Чем?
    Творите! – С кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!
    Предлогам перед, под и над
    В любой момент я очень рад. 
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
    6. Я – падеж предложный.
    Со мною случай сложный.
    Мне без предлогов свет не мил.
    О ком? О чём я говорил?
    Ах да, нужны предлоги!
    Без них мне нет дороги.
    Пусть будет о, и в, и при – 
    Ты их случайно не сотри:
    Тогда смогу я рассказать,
    О чём мечтать и в чём гулять?
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?
    Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.
    Сказка о падежах.
    Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
    – Давайте просклоняем слова кот, дом
    1. Рефлексия. 
    Какие задачи мы должны были решить на уроке?
    Смогли ли мы достичь поставленных целей.
    Блиц-опрос. 
    • Сколько падежей в русском языке? (6)
    • Перечислите их.
    • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
    • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
    • В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим? 
    Домашнее задание: Сделать памятку «Падежи имён существительных», придумать сказку «Как появились названия падежей имён существительных.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренажёр по русскому языку 4 класс "Падежи имён существительных"

    Тренажёр по русскому языку 4 класс  "Падежи имён существительных"...

    Презентация по русскому языку 4 класс"Падежи имён существительных"

    Презентация по русскому языку для 3-4 класса по теме "Падежи имён существительных"(закрепление пройденного). На данном уроке используются индивидуальная, фронтальная, парная и групповая формы работы. ...

    Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

    Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

    конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных

    конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...

    Конспект урока русского языка на тему «Падеж имён существительных».

    Я использую в своей работе конспекты уроков опытных педагогов....