Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондарь Лариса Викторовна

Урок разработан в соответствии ФГОС. Содержит методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся. Форма работы групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

Русский язык 4 класс

Тема: правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: научить писать безударные окончания существительных в единственном числе в Д.п.

Задачи:

1)Предметные: закреплять умение распознавать тип склонения существительных ; развитие умений устанавливать признаки дательного падежа; обосновывать написание безударных окончаний имён существительных в Д. п;.

2) Метапредметные: формирование следующих универсальных учебных действий:

А) регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цели и задачи урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

определять степень успешности своей работы и работы других.

Б) познавательные УУД:

добывать новые знания; извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

перерабатывать полученную информацию, строить логические цепи рассуждения, доказательства, делать выводы на основе обобщения знания.

В) коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

договариваться с ребятами, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы,

уважительно относиться к позиции другого.

Г)личностные УУД:

развивать интерес к изучению языка, уметь проводить адекватную самооценку, взаимооценку успешности учебной деятельности;

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация.

Начинаем урок русского языка.

- Предлагаю работать под девизом

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны» М.В.Ломоносов. (слайд М. В. Ломоносов)

- Ребята, кто такой М.В.Ломоносов? (Ученый, достигший высоких результатов в разных областях науки: физики, химии, астрономии и т.д.)

- Как понимаете эти слова?

- Сегодня мы будем работать в группах, помогая друг другу открывать тайны русского языка.

«Один за всех и все за одного», и как поется в песне «…где чего-то не пойму разберем с друзьями…».

Выполняя задания, командир отмечает в листе самооценки как сработала группа знаками «плюс» , «минус» и определяет как в игре Что? Где? Когда? - кто от группы отвечает, чтобы потом оценить работу на уроке.

Индивидуальные ответы и активность на уроке тоже будут отмечаться. (снежинки)

Отгадайте загадку.

Запорошила дорожки.

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница …(зима)

Слайд (зима)

- Сегодня первый день зимы. Я поздравляю вас с ее началом.

- Откройте тетрадь. Запишите дату.

Первое декабря

Классная работа

#1040;ктуализация знаний.

- Сейчас я вам предлагаю продолжить список слов именами существительными, связанными со словам ЗИМА. Это могут быть зимние явления природы или осадки.

Работа в группе (совещаются, на листочке записывают слова).

Слова (снег, метель, вьюга, буран, оттепель, мороз, снежинка, стужа, гололед)

Проверка! «Перекличка зимних слов». (от каждой группы по одному слову, не повторяться). На доске появляются карточки со словами: вьюга, метель, снежинка, мороз, оттепель, снег.

Ребята, на какие три группы можно разделить эти слова? (3 склонения)

Давайте с вами вспомним, какие слова относятся к 1-ому, ко 2-ому, 3-ему склонению?

  1. М, ж. род с окончаниями –а,-я (1 группа)
  2. М.,ср. род с окончаниями – нулевым (2 группа)
  3. Ж. род с нулевым окончанием (3 группа)

-Сейчас запишите в тетрадь слова в 3 столбика по склонениям, по 2 слова в каждый столбик.

Вьюга снег метель

снежинка мороз оттепель

3 человека у доски от каждой группы после выполнения работы в тетради распределяют карточки со словами в 3 столбика.

3. Самоопределение к деятельности.

- Замечательно! Повторили с вами склонения имен существительных.

- Сколько в русском языке падежей? (6) («Перекличка падежей». Каждая группа по очереди называет падеж по порядку)

- Сегодня мы откроем тайну одного падежа, а какого вам нужно догадаться из строк стихотворения, которое я прочту.

Я — щедрый удивительный
И самый расточительный!
Я всех всегда благодарю…
И всем дарю, даю, даю!
Собаке — кость!
А стенке — гвоздь!
А Васе, Маше, Леше, Пете
Дарю по сказочной конфете!
Скорее помогите!
И как зовут меня, скажите!

- О каком падеже идет речь? (дательном)

Работа с учебником с. 113 таблица.

Прочитать информацию упр. 208 представленную в таблице. Составляем кластер на доске.

Работаем в группе.

1 группавопросы падежа?

2 группа – предлоги ?

3 группа - окончания?

- Ребята, какое слово помощник у дательного падежа. Есть эта информация в таблице?

Дательный падеж

(рад, дать)

Кому? Чему? - От чего зависит вопрос? (одушевленные, неодушевленные ПО К существительные)

1скл. 2 скл. 3 скл.

-е -у, -ю -и

4. Постановка проблемы.

Ребята, давайте сейчас просклоняем в Д. п. существительные каждого склонения.

1 гр.(рад чему?) вьюге, снежинке

2 гр.(рад чему?) морозу, снегу

3 гр.( рад чему?) метели, оттепели

-какие склонения в Д.п. вызвали затруднение, сомнение?

(1скл. и 3 скл.)

- Почему это произошло? (потому что в слабой позиции т.е. без ударения не понятно какую букву писать -е или -и

Формулирование темы, цели урока.

- Чему мы будем сегодня с вами учиться на уроке? (писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже 1, 2,3 скл.)

Задачи нашего урока?

(научиться применять правило Д.п и писать без ошибок окончания сущ. в Д.п.)

  1. Открытие новых знаний.

- Какое безударное окончание нужно писать у существительных в Д.п. в 1 скл., во 2 скл., в 3 скл.?

#1040;лгоритм определения склонения в косвенных падежах! (слайд)

- А еще у нас есть слова помощники с ударными окончаниями -1 скл. лиса, 2скл. окно, 3 скл. любовь.

- Почему эти слова являются нам помощниками? (у них ударные окончания)

2. Работа на доске

- Ребята, кому особенно трудно приходится зимой, когда вьюга, метель, буран?

- Правильно птицам! А как мы с вами можем помочь птицам в это трудное для них время? (делать кормушки и не забывать пополнять их кормом).

- Посмотрите, какие птицы прилетели на нашу кормушку? (синица, снегирь, воробей, ) На доске картинки птиц и того, что они едят.

- Давайте накормим наших птиц, составив словосочетания в Д.п.. «Кому что?»

1 ученик у доски с объяснением, остальные в тетрадях ( по одному от группы)

Сало ( кому?) синице. (синица –ж.р.оконч. –а,- 1 –е скл. значит подставляем слово (лиса) сало кому? Лисе окончание –е, значит синице, так же по кластеру на доске мы видим, что в 1 скл. окончание –е)

крошки (кому?) воробью,

рябина (кому?) снегирю.

Ребята, посмотрите, а кто еще пробрался к нашей кормушке? ( Мышь-полевка)

- Давайте ее тоже угостим!

Что мы мыши дадим? (зерно).

Зерно (кому?) мыши (3 скл. в Д.п. окончание – и)

Посмотрите, ребята, дательный падеж щедрый. Он всем все дает, раздает и всему рад.

Взаимопроверка. Оценить.

  1. Физминутка. (слайд зима)

Звучит произведение П. И. Чайковского Времена года «Декабрь» (покружимся как снежинки легко и свободно; как кружит метель; как бедные пташки прячутся и жмутся друг другу, стараясь согреть друг друга от холода; как порхают птички, когда оттепель; тихонько присядем на свои места .)

7. Закрепление изученного.

- А вы слышали народные приметы про птиц?

А что такое народная примета? (народ наблюдал, примечал и запоминал и передавал из поколения в поколение какое-то особое поведение птиц и соотносил с жизненными ситуациями)

Конверт

Прочитайте приметы. Каждая группа зачитывает по одной примете.

- Сейчас, применяя свои знания об окончаниях сущ. В Д.п., спишите приметы, делая выбор гласной буквы.

- Если у кого-то возникают затруднения, не забываем о своих товарищах. Там где трудно одному, справлюсь вместе другом!

#1042;оробьи дружно чирикают- к оттепел(и, е).

#1055;тица хохлится – к непогод( и,е).

#1059;видел в небе жаворонка – к доброй вест(и,е)

Проверка слайд! Самооценка.

Работа с предложением.

Ребята, давайте с вами дадим устную характеристику первого предложения.

Воробьи дружно чирикают - к оттепели.

1 группа - (простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное)

2 группа – подчеркнуть грамматическую основу предложения.(Воробьи чирикают)

3 группа – какими частями речи являются слова в предложении. (Существительное, наречие, глагол, предлог, существительное)

- Я заметила какие вы замечательные дети, вы любите животных , природу, свой край родной, то место где вы родились и живете, а как все это назвать одним словом? (Родина)

  1. Работа с текстом.

С. 115, упр.212. М.М. Пришвин «Родина»

- Прочитайте текст самостоятельно.

1гр.-1 предложение

2гр.-2 предложение

3гр.- 3 предложение

- Какая главная мысль этих строк? Прочитайте, в каком предложении она заключена?

- Как вы ее понимаете? (Человек, любя свою родину должен оберегать и ее природу)

Запишите себе в тетрадь последнее предложение, в котором заключена основная мысль.

8. Итог урока.

- Какую тайну русского языка вы сегодня раскрыли? (как пишутся безударные окончания сущ. в Д.п.)

- По листу самооценки определите, насколько вашей группе сегодня удалось добиться успеха в открытии тайн русского языка?

- Как вы считаете. Достигли мы цели урока, научились без ошибок писать безударные окончания имен существительных в Д.п.?

- Кому в вашей группе можно поставить хорошие отметки за работу, а кому мы пока воздержимся?

9. Рефлексия

А сейчас давайте отметим, с каким настроением мы заканчиваем сегодняшний урок

и устроим на доске снегопад из снежинок. Если у вас все получилось, было все понятно - выбираете белую снежинку, а если еще нужно постараться, то голубую.

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Тренажер по русскому языку по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных".

Тренажер по русскому языку по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных" позволит осуществить быстрый контроль знаний учащихся по данной теме. Задание заключается в том, ...

Конспект урока на тему: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных".

Конспект создан для обучающихся 4 классов, ОС "Школа 2100". Данная тема урока легко может быть адаптирована к урокам других УМК....

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"...

Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в разных падежах». 4-й класс

Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. Задачи: Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах и...