Конспект урока на тему: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кобец-Борисова Татьяна Витальевна


Конспект создан для обучающихся 4 классов, ОС "Школа 2100". Данная тема урока легко может быть адаптирована к урокам других УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx493.08 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx715.84 КБ
Файл prilozhenie_2.docx420.51 КБ
Файл prilozhenie_3.docx39.84 КБ
Файл prilozhenie_4.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

1

ФИО (полностью):        Кобец-Борисова Татьяна Витальевна

2

Тема урока: Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных.

3

Предмет: русский язык

4

Класс: 4

5

Образовательная программа: ОС «Школа 2100»

Методическая информация

6

Тип урока: урок «открытия» нового знания

7

Цель урока:  выведение правила написания безударных падежных окончаний имён существительных, развитие умений писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написания с опорой на алгоритм.

Задачи:

  • обучающие: формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных, сформулировать правило     правописания безударных падежных окончаний имён существительных, уметь применять это правило.

  • развивающие: развивать познавательные процессы младших школьников;  исследовательский интерес у обучающихся к русскому языку;

фонематический слух, речь, моторику.

  • воспитательные:  воспитывать трудолюбие,  чувство взаимопо-мощи, умение договариваться друг с другом.

8

Учебно-лабораторное оборудование, используемое на уроке: система интерактивного голосования VOTUM, документ-камера, ноутбуки, графические планшеты.

9

  1. Источники: www.pedsovet.ru, приемы технологий развития критического мышления.
  2. school2100.com/pedagogam/lessons.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева О.В., Пронина О.В., Русский язык, учебник: Баласс, 2013.

Ход и содержание урока

10

  1. Организационный момент.

- Ребята, подготовимся к уроку русского языка. Пусть урок пройдет интересно, с хорошим настроением. А девиз нашего урока спрятался среди вас. Посмотрите, у кого на партах лежат большие карточки? (Карточки со словами девиза).

-Выйдите, пожалуйста, перед классом (дети выходят).

- Ребята, чтобы прочитать девиз нашего урока, вам необходимо расставить учеников с карточками в нужном порядке, чтобы получилось высказывание. (Дети расставляют карточки и читают девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»).

2. Актуализация знаний, контроль знаний, подготовка к изучению нового материала.

- Ребята, начнем работу с языковой разминки. Откройте, пожалуйста, тетрадь, запишите число  и «Классная работа», подчеркните орфограммы.

 -Пока весь класс будет выполнять языковую разминку, ребята (называю 4 обучающихся) выполнят индивидуальное задание на графических планшетах, используя точку доступа. Именные файлы вы найдете в папке «Задания». Время выполнения – 5 минут.

( Дети начинают работу на компьютерах и планшетах). Приложение 5 (фотографии).

- Перед вами высказывание ирландского философа, поэта Оскара Уальда:

«Нет в мире такого цветка ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери». (Слайды в Приложении 1)

-Что автор хотел сказать этими словами?

- Как вы думаете, почему я предложила вам высказывание о матери?

- Что вы знаете об этом празднике?  (В 1907 г. американка Анна Джарвис из Филадельфии выступила с инициативой чествования матерей  в память о своей матери. Анна написала письма в государственные учреждения, законодательные органы и выдающимся лицам с предложением один день в году посвятить чествованию матерей.

В 1910 г. штат Виргиния первым признал День матери официальным праздником.

День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября. Учрежден в 1998 г.)

- Спишите высказывание в тетради, определите склонение и падеж имен существительных. (После завершения  работы один ученик комментирует выполненное задание и дополнительно отвечает на вопрос по кубику Блума-Приложение 2).

2. Теоретическая разминка (кластер - работа в парах):

-Над какой частью речи мы с вами работаем на уроках русского языка в этой четверти? Предлагаю вспомнить все, что мы знаем об имени существительном ( работа в парах с кластером).

- Заполните недостающие ячейки в кластере и сформулируйте характеристику имени существительного, как части речи. (Ребята оформляют кластер и дают при помощи полученной схемы  характеристику имени существительного как части речи. Дополнительно готовый кластер появляется и на доске во время ответов детей).

-Оцените свою работу в листе самооценки напротив графы «Кластер» .

3.Формулирование проблемы. Постановка цели и задач урока.

1.Запись под диктовку:

При солнышке тепло, при матушке добро. Сердце матери лучше солнца греет.( Один ученик пишет на доске).

-При написании каких имен существительных легче всего допустить ошибку? Почему?  (В словах: солнышке, матушке, сердце, матери.  В них стоят безударные окончания).

 -В каких падежах стоят эти слова?

-Как вы думаете, как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?

- Сформулируйте тему урока (тема урока фиксируется на доске).

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

(Цели урока после ответов детей фиксируются на доске)

(-Узнать правило правописания безударных окончаний.

-Познакомиться с алгоритмом правописания.

-Уметь применять знания на практике).

- Посмотрите на цели, что у нас получилось? (План урока).

-Какими средствами мы будем достигать целей?

4. Изучение нового материала.

-Чтобы ответить на поставленные вопросы, предлагают провести небольшое исследование.

-Просклоняйте данные в карточках имена существительные, определите склонение, поставьте ударение и выделите окончание

 ( работа по рядам) :

1 ряд- мама, земля;

 2 ряд—ребенок , конь;

 3 ряд- мать, печь.

( Представитель от каждого ряда представляет свою работу через документ-камеру)

-В каких словах легче определить какую букву писать в  окончании?  (Легче определить в ударных окончаниях).

-Какой можно сделать вывод? (Использовать слова с ударным окончанием как слова-помощники).

- Где можно проверить вашу гипотезу? ( В учебнике).

-Сравните ваш вывод в выводом в учебнике на с. 20 ( работа с учебником).

-Подтвердилась ли наша гипотеза?

-Какой цели достигли? (Узнали правило правописания безударных окончаний имен существительных).

- Какую еще мы ставили перед собой цель? (Познакомиться с алгоритмом действий).

-Попробуйте самостоятельно  определить алгоритм действий ( с. 19) и заполните кластер (Приложение 3).

Физминутка.

Мозговая гимнастика

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.

 Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи (выполнять 30 секунд).

 «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

5. Закрепление изученного материала. Организация проверки прочности усвоения знаний.

- Посмотрите, какой цели еще не достигли?  (Уметь применять алгоритм на практике).

Комментированное письмо (два ученика  комментируют написание 2 словосочетаний).

День матери, подарок мамочке, думать о ребенке, желаем удачи, поздравление  на открытке.

Самостоятельная работа:

- следующие словосочетания (думать о ребенке, желаем удачи, поздравление  на открытке) запишите самостоятельно, опираясь на алгоритм –Приложение 4).

-Оцените свою работу на листе самооценки.

-Какой цели мы достигли? (Уметь работать по алгоритму).

- Сейчас мы с вами проверим прочность полученных вами знаний на уроке. Тестирование VOTUM (фотографии в приложении 5):

 (Приложение 6)

(После тестирования обучающиеся  заполняют лист самооценки.                          Дополнительно дети отвечают  на вопросы при помощи  кубика  Блума, например: объяснить, зачем нужны слова-помощники или почему существует 3 пары слов-помощников ).

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какая тема нашего урока?  Цели?

- Все ли цели достигнуты на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- У кого возникли трудности?  Почему?

- Поставьте итоговую оценку своей деятельности в листе самооценки.

- Предлагаю закончить урок синквейном о маме.  (Работа по алгоритму составления синквейна.  Дети зачитывают свои творческие работы).

 7. Домашнее задание ( на слайде – Приложение 1).

Варианты:

а) упр.187, дополнительно составить предложение с любым словосочетанием из данного упражнения.

б) подобрать пословицы о маме, определить падеж имен существительных.

Заключительная информация

11

Урок с использованием учебно-лабораторного оборудования получается более насыщенным и продуктивным. Повышается интерес к работе на уроке, появляется больше возможностей  затронуть сферы мыслительной деятельности.

Задания с использованием учебно-лабораторное оборудование становятся тем «ярким пятном» на уроке, которое остается долгое время в памяти ребенка вместе с полученными знаниями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оскар Уальд – ирландский философ, писатель, поэт . «Нет в мире такого цветка ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери».

Слайд 2

Анна Джарвис из Филадельфии предложила учредить официальный праздник День матери.

Слайд 3

кластер Имя существительное самостоятельная часть речи обозначает предмет или лицо, отвечает на вопросы кто? что? постоянные признаки непостоянные признаки склонение род собственное / нарицательное о душевленное / неодушевленное число падеж

Слайд 4

Домашнее задание : упр. 187, составить 1 предложение с любым словосочетанием; 2) подобрать пословицы о маме, определить падеж и склонение имен существительных.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

                                                                                                              Кластер

        



Предварительный просмотр:

           Алгоритм написания безударных падежных окончаний

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по УМК "Школа 2100". Тема: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных", 4 класс

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 4 классе.   В технологической карте указывается название этапа урока и его содержание, описана деятельность учителя и уча...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

На уроке представлены различные виды работы по наиболее трудной теме русского языка 4 класса" Правописание падежных окончаний имен существительных".    На уроке можно наблюдать  гр...

Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"

Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку (4 кл.) «Правописание безударных окончаний имен существительных в Предложном падеже»

Тип  занятия: занятие отработки умений и рефлексии.Цель урока: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в Предложном падеже....