Урок русского языка по УМК "Школа 2100". Тема: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Теренина Наталья Владимировна

 

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 4 классе.   В технологической карте указывается название этапа урока и его содержание, описана деятельность учителя и учащихся, а также формируемые УУД на каждом этапе урока. Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных.

 

             

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezud_okonch_im_sushch_4_kl.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

технологическая карта урока

Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных.

Учитель: Теренина Наталья Владимировна

Класс: 4

Предмет: русский язык

Автор УМК (программы учебного курса):         Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. (ч. 1 – 160 с., ил.; ч. 2 –144 с., ил.) Изд. 5-е, перераб.-  М.: Баласс; Школьный дом, 2011.

              Место и роль урока в изучаемой теме: урок ознакомления с новым материалом

              Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных.

              Задачи: формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных, сформулировать

                правило     правописания безударных падежных окончаний имён существительных, уметь применять это правило.

Цель как деятельность учеников:

М/п: анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую, способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

М/к: адекватно использовать речевые средства, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ЛР: расширение активного и потенциального словарного запаса, уметь оценивать  жизненные ситуации  с точки зрения общечеловеческих норм.

Средства обучения:

Для учителя: средства ИКТ  Диск «Игры и задачи», 1-4 класс-1С: Образование 4.  Дом.

Для обучающегося: тетрадь, учебник.

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цель: Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности.

Ученики открывают тетради, готовятся внимательно слушать учителя.

Регулятивные:  волевая саморегуляция.

2.Актуализация изученного о слове и введение в тему урока.

Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. 

Орфографическая разминка.

Словарная

 работа.

а) Прочитайте. Что объединяет эти слова? Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами?

б) Запишите изученные  слова в 3 столбика в зависимости от склонения.  Подчеркните орфограммы.

в) Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3–ему склонению.

г) Поставьте словарное слово газета в П.п. (В газете). Ведь именно в ней мы прочитаем объявление о пропавшей собаке.

а) Определить род, склонение и т.д.

б)  Записывают слова в 3 столбика:

к..пейка, обл..ко,  л..донь,  п..латка, л..п..сток, к..р..дор, к..рзина, д..серт, к..п..тан, г..зета.

в) Правило «Три склонения им.сущ.»

г) В газете или в газети?

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса.

3. Формулирование темы урока и его цели. Этап планирования деятельности

Работа с ЦОР. (Диск «Игры и задачи, 1-4 класс-1С: Образование 4.  Дом)  «Объявление».

На основе выполненных заданий сформулируйте вопросы по теме урока.

Объявление.

«Пропал щенок по кличк… Дружок. У собак… белая шёрстка и хвост кисточкой. Прошу вернуть за вознаграждение. 4-87-75».

-Кто прав: мальчик, написавший объявление, или девочка, исправившая буквы в словах? Почему можно допустить ошибку в написании этих слов?

-Какой возникает вопрос? (Как быть с безударными падежными окончаниями имён существительных: писать так, как слышишь, проверять или запоминать? Как определить, какую букву писать в безударном окончании имени существительного?)

-Назовите тему урока?

-Какие  цели поставите перед собой на этом уроке?

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрация, схема); пользоваться словарём.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

4. Поиск решения («открытие нового знания).

Работа по учебнику, упр.186 с.20

Работа в парах или в группах (по желанию).

В каких падежах легче всего допустить ошибку?

 Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?

Упражнение 186. Учащиеся анализируют безударные окончания существительных.

        1-е скл.          2-е скл.         3-е скл.

И.п.        поговорка              поле               радость

Р.п.         поговорки             поля               радости

Д.п.        поговорке              полю             радости

В.п.        поговорку              поле               радость

Тв.п.      поговоркой           полем            радостью

П.п.     о поговорке            о поле            о радости

В 1-м скл: в Р.п., в Тв.п, П.п.; во 2-м скл: в Тв.п, П.п.;в 3-м скл: в Р.п., в Д.п, П.п.)

Предположения учащихся.

Учащиеся склоняют слова-помощники (луна, окно, степь), вписывая ударные окончания. Сравнивают ударные и безударные окончания.

Формулирование вывода и сравнение его с выводом учебника (стр.20). Выработка алгоритма.

Коммуникативные: готовность слушать товарища и вести диалог, способность участвовать в совместной деятельности

Регулятивные:

самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Познавательные:

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Алгоритм«Как нужно действовать , чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного». 

1. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.

2. Подставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3. Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом.

5. Первичное закрепление. Применение алгоритма «Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».  

Работа с ЦОР. (Диск «Игры и задачи, 1-4 класс-1С: Образование 4.  Дом)  

У кого возникли трудности при выполнении задания?

Ребята, а как надо ухаживать за своими меньшими друзьями, чтобы они не пропадали?

Надеемся, что Дружок не потерялся, а просто отправился в лес послушать пение птиц.

Комментированное письмо - 3 примера, остальные - самостоятельно.

-А где мог прятаться щенок Дружок? (На остановк…, в бан..., в деревн..., в город.., в беседк..., в рощ... на площад.., на стройк.., в будк.., в дом.., у дяд.., на речк.., в огород..). Запишите, пользуясь алгоритмом, и обозначьте  орфограмму.

       Образец рассуждения:

-Исходное слово (На остановк..)

-Ставлю имя сущ.в начальную форму, выбираю вопрос (кто? что?)

-Определяю склонение (1,2,3)

-Подбираю слово-помощник (земля, конь, степь)

-Выбираю такое окончание, какое и в слове-помощнике  (и, е)

-Итог: на остановкЕ (на лунЕ).

Проверка работы.

Ответы детей.

Регулятивные:

самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Познавательные:

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Физ. минутка.

Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной раз-грузки учащихся.

  1. Встретились два друга,

Поклонились, поздоровались.

Крепко обнялись, в гору поднялись

И по домам разошлись.

2.Гимнастика для глаз.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: самостоя

тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.

Работа с ЦОР. (Диск «Игры и задачи, 1-4 класс-1С: Образование 4.  Дом) «Окончания имён существительных».

Организует выполнение задания по новому алгоритму.

-Теперь и мы отправимся в лес. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные гласные в окончания имён существительных. Как будете действовать?

 Проверка правильности выполнения задания: сверьте свою работу с образцом.

Выполните морфологический разбор любого имени существительного из данного текста.

На зелёной ветк... берёзк… заливается скворец. Чего только не услышишь в его песн...: тут и скрип колёс, и кукованье кукушк..., и трель дудочк… пастуха, и даже мяуканье кошк.... А в пол... льётся песня жаворонка. Чёрной точкой висит в неб… маленький певец. А потом сядет в зелен… и отдыхает.

Самоконтроль.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса.

7. Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

   

Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.

Варианты д/з:

а) упр.187, правило стр.20.

 Составьте предложение с любым словосочетанием из упр.187

б) Стр. 24 упр 1.

 в) Карточки*

Проверка соответствующих записей.

8. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов.

Подведение итогов урока.

Формулировка выводов.

Что нового узнали на уроке?

 - Кто научился   решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

-Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

- Что было для вас самым трудным?

-Где вам могут пригодиться эти знания?

-Кто доволен своей работой на уроке?

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...

Урок по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" - «Правописание безударных окончаний имен существительных"

Данный урок посвящен закреплению способа проверки безударных окончаний имен существительных...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения,слов на тему-чувства и качества людей"

Цели: Повторить правописание безударных окончаний 1 и 2 склонения Закрепить знания о правописании безударных окончаний существительных 3 склонения Нравственное воспитание «Совесть- лучший советн...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"

Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения".

Правописание  безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения....

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

Конспект урока на тему: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных".

Конспект создан для обучающихся 4 классов, ОС "Школа 2100". Данная тема урока легко может быть адаптирована к урокам других УМК....