Главные вкладки

    Урок русского языка по УМК "Школа 2100". Тема: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных", 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Теренина Наталья Владимировна

     

    Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 4 классе.   В технологической карте указывается название этапа урока и его содержание, описана деятельность учителя и учащихся, а также формируемые УУД на каждом этапе урока. Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных.

     

                 

           

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bezud_okonch_im_sushch_4_kl.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    технологическая карта урока

    Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных.

    Учитель: Теренина Наталья Владимировна

    Класс: 4

    Предмет: русский язык

    Автор УМК (программы учебного курса):         Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. (ч. 1 – 160 с., ил.; ч. 2 –144 с., ил.) Изд. 5-е, перераб.-  М.: Баласс; Школьный дом, 2011.

                  Место и роль урока в изучаемой теме: урок ознакомления с новым материалом

                  Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных.

                  Задачи: формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных, сформулировать

                    правило     правописания безударных падежных окончаний имён существительных, уметь применять это правило.

    Цель как деятельность учеников:

    М/п: анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую, способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

    М/к: адекватно использовать речевые средства, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    ЛР: расширение активного и потенциального словарного запаса, уметь оценивать  жизненные ситуации  с точки зрения общечеловеческих норм.

    Средства обучения:

    Для учителя: средства ИКТ  Диск «Игры и задачи», 1-4 класс-1С: Образование 4.  Дом.

    Для обучающегося: тетрадь, учебник.

    Название этапа

    Содержание этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

    Цель: Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности

    Орг. момент

    Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности.

    Ученики открывают тетради, готовятся внимательно слушать учителя.

    Регулятивные:  волевая саморегуляция.

    2.Актуализация изученного о слове и введение в тему урока.

    Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. 

    Орфографическая разминка.

    Словарная

     работа.

    а) Прочитайте. Что объединяет эти слова? Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами?

    б) Запишите изученные  слова в 3 столбика в зависимости от склонения.  Подчеркните орфограммы.

    в) Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3–ему склонению.

    г) Поставьте словарное слово газета в П.п. (В газете). Ведь именно в ней мы прочитаем объявление о пропавшей собаке.

    а) Определить род, склонение и т.д.

    б)  Записывают слова в 3 столбика:

    к..пейка, обл..ко,  л..донь,  п..латка, л..п..сток, к..р..дор, к..рзина, д..серт, к..п..тан, г..зета.

    в) Правило «Три склонения им.сущ.»

    г) В газете или в газети?

    Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

    Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

    Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса.

    3. Формулирование темы урока и его цели. Этап планирования деятельности

    Работа с ЦОР. (Диск «Игры и задачи, 1-4 класс-1С: Образование 4.  Дом)  «Объявление».

    На основе выполненных заданий сформулируйте вопросы по теме урока.

    Объявление.

    «Пропал щенок по кличк… Дружок. У собак… белая шёрстка и хвост кисточкой. Прошу вернуть за вознаграждение. 4-87-75».

    -Кто прав: мальчик, написавший объявление, или девочка, исправившая буквы в словах? Почему можно допустить ошибку в написании этих слов?

    -Какой возникает вопрос? (Как быть с безударными падежными окончаниями имён существительных: писать так, как слышишь, проверять или запоминать? Как определить, какую букву писать в безударном окончании имени существительного?)

    -Назовите тему урока?

    -Какие  цели поставите перед собой на этом уроке?

    Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

    Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрация, схема); пользоваться словарём.

    Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

    4. Поиск решения («открытие нового знания).

    Работа по учебнику, упр.186 с.20

    Работа в парах или в группах (по желанию).

    В каких падежах легче всего допустить ошибку?

     Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?

    Упражнение 186. Учащиеся анализируют безударные окончания существительных.

            1-е скл.          2-е скл.         3-е скл.

    И.п.        поговорка              поле               радость

    Р.п.         поговорки             поля               радости

    Д.п.        поговорке              полю             радости

    В.п.        поговорку              поле               радость

    Тв.п.      поговоркой           полем            радостью

    П.п.     о поговорке            о поле            о радости

    В 1-м скл: в Р.п., в Тв.п, П.п.; во 2-м скл: в Тв.п, П.п.;в 3-м скл: в Р.п., в Д.п, П.п.)

    Предположения учащихся.

    Учащиеся склоняют слова-помощники (луна, окно, степь), вписывая ударные окончания. Сравнивают ударные и безударные окончания.

    Формулирование вывода и сравнение его с выводом учебника (стр.20). Выработка алгоритма.

    Коммуникативные: готовность слушать товарища и вести диалог, способность участвовать в совместной деятельности

    Регулятивные:

    самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

    Познавательные:

    Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

    Алгоритм«Как нужно действовать , чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного». 

    1. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.

    2. Подставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

    3. Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом.

    5. Первичное закрепление. Применение алгоритма «Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».  

    Работа с ЦОР. (Диск «Игры и задачи, 1-4 класс-1С: Образование 4.  Дом)  

    У кого возникли трудности при выполнении задания?

    Ребята, а как надо ухаживать за своими меньшими друзьями, чтобы они не пропадали?

    Надеемся, что Дружок не потерялся, а просто отправился в лес послушать пение птиц.

    Комментированное письмо - 3 примера, остальные - самостоятельно.

    -А где мог прятаться щенок Дружок? (На остановк…, в бан..., в деревн..., в город.., в беседк..., в рощ... на площад.., на стройк.., в будк.., в дом.., у дяд.., на речк.., в огород..). Запишите, пользуясь алгоритмом, и обозначьте  орфограмму.

           Образец рассуждения:

    -Исходное слово (На остановк..)

    -Ставлю имя сущ.в начальную форму, выбираю вопрос (кто? что?)

    -Определяю склонение (1,2,3)

    -Подбираю слово-помощник (земля, конь, степь)

    -Выбираю такое окончание, какое и в слове-помощнике  (и, е)

    -Итог: на остановкЕ (на лунЕ).

    Проверка работы.

    Ответы детей.

    Регулятивные:

    самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

    Познавательные:

    Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

    Физ. минутка.

    Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной раз-грузки учащихся.

    1. Встретились два друга,

    Поклонились, поздоровались.

    Крепко обнялись, в гору поднялись

    И по домам разошлись.

    2.Гимнастика для глаз.

    6.Самостоятельная работа с самопроверкой

    Цель: самостоя

    тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.

    Работа с ЦОР. (Диск «Игры и задачи, 1-4 класс-1С: Образование 4.  Дом) «Окончания имён существительных».

    Организует выполнение задания по новому алгоритму.

    -Теперь и мы отправимся в лес. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные гласные в окончания имён существительных. Как будете действовать?

     Проверка правильности выполнения задания: сверьте свою работу с образцом.

    Выполните морфологический разбор любого имени существительного из данного текста.

    На зелёной ветк... берёзк… заливается скворец. Чего только не услышишь в его песн...: тут и скрип колёс, и кукованье кукушк..., и трель дудочк… пастуха, и даже мяуканье кошк.... А в пол... льётся песня жаворонка. Чёрной точкой висит в неб… маленький певец. А потом сядет в зелен… и отдыхает.

    Самоконтроль.

    Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий.

    Познавательные:

    анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

    Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса.

    7. Домашнее задание.

    Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

       

    Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.

    Варианты д/з:

    а) упр.187, правило стр.20.

     Составьте предложение с любым словосочетанием из упр.187

    б) Стр. 24 упр 1.

     в) Карточки*

    Проверка соответствующих записей.

    8. Итог урока.

    Рефлексия учебной деятельности.

    Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов.

    Подведение итогов урока.

    Формулировка выводов.

    Что нового узнали на уроке?

     - Кто научился   решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

    -Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

    - Что было для вас самым трудным?

    -Где вам могут пригодиться эти знания?

    -Кто доволен своей работой на уроке?

    Участвуют в диалоге с учителем.

    Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

    Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

    Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

    Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...

    Урок по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" - «Правописание безударных окончаний имен существительных"

    Данный урок посвящен закреплению способа проверки безударных окончаний имен существительных...

    Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения,слов на тему-чувства и качества людей"

    Цели: Повторить правописание безударных окончаний 1 и 2 склонения Закрепить знания о правописании безударных окончаний существительных 3 склонения Нравственное воспитание «Совесть- лучший советн...

    План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"

    Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения".

    Правописание  безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения....

    Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

    Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

    Конспект урока на тему: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных".

    Конспект создан для обучающихся 4 классов, ОС "Школа 2100". Данная тема урока легко может быть адаптирована к урокам других УМК....