План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yaz_4kl.rar622.25 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Новохоперская СОШ №91»

Урок с компьютерной презентацией по русскому языку в 4 классе

«Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже»

Львова Г.П.

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

р.п. Новохоперский 2012г.

Тема урока. Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты: познакомить учащихся с употреблением в речи имён существительных в  предложном  падеже, формировать умение проверять безударные окончания в данном падеже, отрабатывать приёмы распознавания падежей, работать над формированием орфографической зоркости учащихся; развивать речь, внимание, память; воспитывать аккуратность, самостоятельность, коммуникативность. 

УМК: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач. шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 20010.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинается урок,

              Он пойдёт ребятам впрок,

      Чётко, смело говорим

    И тихонечко сидим.

II. Проверка домашнего задания: упр. 213.

Рассказ о творительном падеже.

- На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже?

( кем?  чем? где? куда?)

- С какими предлогами употребляются? (с, за, под, над, между)

- Каким членом предложения являются существительные в творительном падеже?

- Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже?

( 1 скл. –ой,- ей; 2 скл. –ом, -ем; 3 скл. –ю)

III. Сообщение темы и целей урока.

( Обращаю внимание на чистописание)

- О чём нам напоминают буквы из чистописания? ( Будем говорить о П.п.)

- Сформулируйте тему урока.

- Расскажите о П.п. по плану:                                                                 Слайд 2

1. Вопросы.

2. Предлоги.

3. Роль в предложении.

4. Окончания существительных 1-3 склонения.

- Что мы знаем о П.п.?

- Что узнаем на уроке о существительных П.п.?

- Чем интересен  П.п.?

Предложный падеж назвали потому, что без предлога существительные в этом падеже не употребляются. Это название дал падежу русский учёный М.В. Ломоносов именно за эту особенность. Первоначально этот падеж назывался сказательным.

IV. Чистописание.

( Во время минутки чистописания 3 ученика работают по карточкам разного уровня).

                            Карточка № 1.

1.Составь предложение по схеме.

2. Разбери предложение по членам.

3. Надпиши части речи. Укажи падеж имён существительных.

                        Карточка № 2.

  1. Допиши предложение.
  2. Разбери предложение по членам.
  3. Надпиши части речи. Укажи падеж имён существительных.

         Ребята                                  горку.

                             Карточка № 3.

  1. Разбери  предложение по членам.
  2. Надпиши части речи. Укажи падеж имён существительных.

На столе лежит пенал.

1ученик у доски выполняет фонетический разбор слова «голубь»,

2ученик выполняет морфологический разбор слова « около сосны».

П п

погода посуда портрет потом победа

Книги учат смелости и дружбе.

- Написание каких букв мы сегодня повторяем?

-  Назовите непроверяемую гласную в словарных словах?

- Прочитайте предложение орфографически. ( Обращаю внимание на посадку. Пишем красиво и аккуратно.)

1.Игра «Огоньки». 

( На доске предложение. Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки).

2.Синтаксический разбор предложения. 

3. Определите падеж существительных.

- Почему у существительных в дательном падеже разные окончания?

-Назовите 2 способа проверки безударных окончаний. (Проверка ударным окончанием существительных того же склонения и проверка по алгоритму: падеж, склонение, окончание).

V. Орфографическая разминка.

Игра «Цепочка».

Запишите из каждого слова только букву-орфограмму.

Улов, волна, сердце, дарить, урок, свистел, честный, маска, местный, тепло, кнопка, друзья.

    Взаимопроверка с образца:        

В О Д А К И Т С Т Е П Ь                                                                            Слайд 3

- Покажите результат работы с помощью веера. Оцените свою работу ( «+» на полях).

- Найдите слова, отделив их вертикальной чертой.

VI. Изучение нового материала.

1.  -Запишите данные существительные в П. п., выделите окончания. Определите склонение.

     О  ВОДЕ, О КИТЕ, О СТЕПИ

2.   -Сделайте вывод, какие окончания имеют имена существительные в П. п. ед. ч. 1 скл.? 2скл.? 3 скл.?  

  -е, -е, -и,

3.Обобщение. Составление и запись таблицы по плану:

1. Вопросы.

2. Предлоги.

3. Роль в предложении.

4. Окончания существительных 1-3 склонения.                                                Слайд 4

П.п.

О ком? О чём? (где?)

О, об, в, на, при

Втор. член предложения

1скл. –е,  2скл. –е,  3скл. –и

VII. Физминутка для глаз (тренажёр)                                                            Слайд 5-9

VIII. Закрепление нового материала.

1.- Вставь гласные, выдели окончания, укажите падеж и склонение.

Увидели на д…рог…                           С…дел  на с…рен…                             Слайд 10  

 Прочитала о м…двед…                       Г..ворили о п..год…  

Мечтал  об авт…м…бил…                    Нап…сала в т..трад…

-Составить предложение с любым словосочетанием.

Физминутка

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

2.Работа по учебнику. Упр. 214.

- Какое окончание имеют в предложном падеже существительные 1-го и 2-го склонения?

- Какое окончание у существительных 3-го склонения?

3.Самостоятельная работа  учащихся.

Напиши ответы на вопросы. Обозначь падеж, склонение существительных, выдели окончание.

В чём заваривают чай?                                                                                          Слайд 11

Где спит ребёнок?

В чём пишут дети?

Взаимопроверка с образца                                                                                                                          

- Покажите результат работы с помощью веера. Оцените свою работу ( «+» на полях).

             Чай заваривают в чайнике. ( П.п. 2 скл.)  

             Ребёнок спит в кровати.   (П.п. 3 скл.)                                                    Слайд 12    

             Дети пишут в тетради. (П.п. 3 скл.)

4. Тест.

1. Найди существительное 3 склонения.

А) в посылке

Б) о медали

В) к выставке

2.В какой строке все существительные относятся к одному склонению?

А) юноша, мама, мать

Б) дерево, солнце, холм

В) ремень, огонь, лошадь                                                                                            

 3. Найди ошибку в определении падежа.                                                               Слайд 13    

А) о дочке (П.п.)

Б) к деревне (Д.п.)

В) за дорогой ( Р.п.)                                                

   Взаимопроверка с образца                                                                                                                          

- Покажите результат работы с помощью веера. Оцените свою работу ( «+» на полях.

        1. Б; 2. Б; 3В.                                                                                                          Слайд 14                                                                            

IX. Итог урока. Рефлексия.                                                                                     Слайд 15                                                                            

- Обратимся к плану урока.

- Назовите вопросы П. п.

- Назовите предлоги П. п.

- Какое окончание имеют в предложном падеже существительные 1-го и 2-го склонения?

- Какое окончание у существительных 3-го склонения?

- Посчитайте количество «+», поставьте себе оценку за урок.

-Что вам понравилось на уроке? Оцените свою работу.

X. Домашнее задание.                                                                                                 Слайд 16                                                                          

Упр. 218; запомнить предлоги и окончания существительных в П.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" - «Правописание безударных окончаний имен существительных"

Данный урок посвящен закреплению способа проверки безударных окончаний имен существительных...

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".

 Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.  Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного,...

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."

Урок разработан в соответствии ФГОС. Содержит методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся. Форма работы групповая....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."

Урок разработан в соотвествии с требованиями ФГОС. Содержит методы и приемы  формирования функциональной грамотности учащихся. Форма работы - групповая....