Урок по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" - «Правописание безударных окончаний имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Елховикова Наталья Николаевна

Данный урок посвящен закреплению способа проверки безударных окончаний имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx42.55 КБ
Файл prezentacya_k_moemu_uroku.pptx311.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Елховикова Наталья Николаевна

Район

Ленинский

Место работы

МБОУ школа № 185 с углубленным изучением отдельных предметов

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

УМК

«Гармония»

Урок

Русский язык

Тема урока

«Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных»

Тип урока

Закрепление изученного материала

Цель, задачи

Цель:  закрепление способа проверки безударных окончаний имен существительных;

Задачи: 1) развивать орфографическую зоркость в процессе работы с безударными окончаниями имен существительных;

      2) закрепить алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных

     3) развивать коммуникативные  УУД: умение организовываться в пару, группу, вести учебный диалог;

      4) развивать регулятивные  УУД: умение ставить, принимать и  решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности;

     5) развивать познавательные УУД: умение выделять информацию, структурировать знания;

      6) развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру. 

Необходимое оборудование

Компьютер, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение

Учебник, тетради учащихся, тетради на печатной основе, тестовые тетради. наглядный  материал и раздаточный материал.

Планируемые результаты  урока

  1. личностные
  1. Воспитание лингвистической культуры; формирование мотивации к изучению родного языка.
  1. предметные
  1. Формирование грамматических и орфографических понятий, предопределённых дидактическими задачами урока.
  1. метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

 1)   Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать,  классифицировать, сравнивать и обобщать.

2) Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую  группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации.

3) Регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самостоятельная работа по проверке умения подбирать, анализировать и грамотно записывать слова с изучаемой орфограммой; контрольный тест на этапе рефлексии.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  1. Учебник  М.С.Соловейчик Русский язык « К тайнам нашего языка», 4 класс, 1 часть.

Дополнительная

  1. Т.В. Корешкова «Тетрадь для самостоятельной работы. Потренируйся!»

Интернет-ресурсы

  1. http : // eor. edu. ry

        

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель предоставляет слово заранее подготовленному ученику, который читает стихотворение и предлагает найти слова-синонимы.

Вьюга, снежная пурга

Напряди нам пряжи.

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

 Дайте радужной парчи

Для косматых  елей.

Потрудись, кузнец- мороз,

Скуй ты нам сегодня

Ожерелье для берёз

К ночи новогодней.

Далее учитель предлагает дополнить синонимический ряд

Учитель предлагает найти сходства и различия в этих словах (метель, вьюга, пурга, буран)  

Далее учитель подводит учащихся к формулированию темы урока. Учитель задаёт вопрос: «Какое из этих слов может быть проверочным при выборе окончания? Всем ли словам оно поможет?»

Обучающиеся слушают стихотворение, а в процессе слушания находят синонимы и объясняют, почему эти слова являются синонимами.

Ученики называют слово буран

Учащиеся называют признаки сходства  (это имена существительные ,в  ед. ч.,) и различия

(род и склонение)

Учащиеся называют слово пурга, т.к. у него ударное окончание.

Учащиеся называют слово буран и дают объяснение: « Слово другого склонения»

Развиваются регулятивные УУД, так как идёт целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.

Развиваются познавательные УУД, потому что  учащиеся  учатся работать со словарём как одним из источников информации.

Развиваются познавательные УУД,  потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий.

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учитель дает задание помочь иностранному другу (упр. 231 в печ. тетради) проверить выполненное задание: «Всё ли верно у него получилось?

Из-за чего возникли ошибки?»

Учитель обращается к интерактивной доске  (кадр 2 презентации  «Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных»)

Учащиеся проверяют, находят ошибки и исправляют их, объясняют почему так произошло.

Затем участвуют в целеполагании, принимают учебную задачу, формулируют тему урока:« Правописание  безударных гласных в окончаниях имен существительных»

. Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер

( мотивация  вызвана  тем, что  задание носит частично – поисковый характер,  для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал  умений).

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Учитель предлагает заполнить таблицу, просклонять им. существительное – метель

Им.сущ.

Нач.форма

Род

Скл

Пров слово

Ок.

Затем учитель подводит высказывания детей к  составлению алгоритма (кадр 3 презентации

Обучающиеся заполняют таблицу в парах,  проговаривают развернутое рассуждение,  необходимое для решения орфографической задачи.  

Ученики высказывают мнение о том, что способ проверки этих орфограмм таков: «Нужно поставить слово в нач. форму и определить скл.. затем подобрать слово-помощник и поставить его в тот же падеж

Учащиеся вспоминают вывод учёных, который они рассматривали на предыдущем уроке, делают попытку пересказать его.

Затем проводится сверка устных ответов учащихся с информацией учебника, вносятся коррективы в высказывания.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что  задание связано с умением  слушать, выстраивать устные высказывания.

Развиваются познавательные УУД,  потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий

Развиваются коммуникативные УУД, потому что  учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга.

Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются  и уточняются лингвистические понятия  учащихся, расширяется познавательная сфера.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Учитель предлагает для размышления вопрос:

« Достаточно ли знать правило, чтобы грамотно писать?»

Далее учитель предлагает варианты организации работы по выполнению проблемного задания: работать индивидуально или разбившись на группы.

Ученики высказывают мнение о том, что главное – не только правило знать, нужно уметь его применять.

Учащиеся выбирают групповой способ, обосновывая тем, что трудные задания легче и интереснее выполнять в группах.

Развиваются личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора.  

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель организует групповую работу (по 4-5 чел. в группе), в ходе которой в отпечатанном тексте нужно проверить правильность  рассуждения ( если согласны ставьте над ним +, если нет, зачеркивайте неверное  рассуждение, над ним пиши правильное и заполняй окошко), обосновать правильность написания, используя алгоритм.

( Образовано 6 групп)

«Раньше на Руси ни один праздник не обходился без карусел…(1 скл. , без руки). На ярмарочной площад… (1скл., на руке) манила к себе, прежде всего,  карусель. Она была любимиц… (1 скл., рукой) не только детей, но и взрослых. Девушки и парни со смех… ( 2 скл., плечом) усаживались на расписных коней и уносились в заветную сказку».

Учитель задает вопрос»на что ещё нужно обратить внимание?»

Учитель предлагает сравнить свои выводы с выводами учёных. (стр. 94 учебника)

Учащиеся распределяются на группы, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю.

По истечении определённого времени, группы представляют отчёты по работе, дополняют ответы других групп.

Обоснование правописания строится следующим образом: «Ставлю ударение в слове, определяю безуд. гласный в окончании, ставлю слово в нач.форму, определяю склонение. Подбираю слово-помощник, ставлю его вместо проверяемого . определяю окончание, пишу его в безударной позиции.

Ученики находят слово, (любимицей) у которого окончание не совпадает с окончанием проверочного слова. И делают вывод, что оно зависит от того какова основа в слове – твёрдая или мягкая.

Развиваются познавательные УУД, поскольку происходит систематизация, обобщение, переработка   языковой  информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и в  письменной

(на листах).

Развиваются регулятивные УУД, потому что  происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намеченной последовательности действий.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что организовано учебное сотрудничество в группах по выполнению задания, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.

Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются  и уточняются лингвистические понятия  учащихся, расширяется познавательная сфера

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Учитель предлагает выполнить задание в парах:

« впиши в словосочетания подходящие по смыслу предлоги, постарайся использовать все. Вставь буквы в окончания».

«Добирался ___ пристан…

___ тропинк…;

ехал __ опушк… лес,,,;

проходил ___ дорожк… ___ библиотек…;

прыгал ___ ел… ___ ел…

По, от, мимо,  к,  до,  из

Ученики выполняют задание, а затем идёт фронтальное обсуждение выполненной работы

Развиваются познавательные УУД, потому что  идёт повторение ключевых  понятий темы урока.

Развиваются коммуникативные УУД, потому что сначала идёт парная, а затем фронтальная работа, при которой класс  даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу на индивидуальных карточках «прочитай строки из стихотворения,. Над именами существительными с «окошками» в окончаниях указывай склонение, на строках пиши проверочные слова и вставляй буквы. Решай и другие задачи.

Улетел скв.рец от стуж.,__

Сыто за мор.м живёт, ___

Воду п.ёт из тёпл.й луж.__

Только песен не п.ёт.

 Он скучает по деревьям,

 По звенящему ручью,

 По скворечн., по деревн._

По с.седу воробью.

По истечении отведённого времени учитель предлагает проверить свою работу, сличив с правильным вариантом, представленным на слайде № 4.

Учащиеся работают самостоятельно, вставляя следующие слова в предложения:

Развиваются познавательные УУД, поскольку у учащихся формируются умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформированный способ действия.

Развиваются  личностные УУД, поскольку задание сопровождается мотивацией достижения успеха (ребята в полной мере готовы к  его качественному выполнению).

Развиваются регулятивные УУД, так как задание завершается самопроверкой, самооцениванием собственного знания-незнания.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Учитель демонстрирует на слайде №5 слова и предлагает разделить их на группы по склонениям, написать проверочные слова для каждой группы, указать над ними склонение:

На болот…, у беседк…, о топол…, для дедушк…, о птиц…, по сестрёнк…,  в огород…, за яблон…, к опушк…, мимо юнош...

1скл.



2 скл.

_____

3скл.



Обучающиеся выходят к доске и вставляют в таблицу слова-помощники и распределяют существительные по типу склонения.

К доске вызываются   слабые учащиеся, им предлагается объяснить правописание безударных гласных в окончаниях.

.

Развиваются  познавательные  УУД, потому что идёт смысловой анализ материала, повторение  изученного алгоритма проверки безударных гласных в окончаниях.

Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель организует проверку усвоения материала урока на основе  тестовых заданий закрытого типа, представленных в «Тестовых заданиях».(автор Т.В.Корешкова)

Тест 9.

1. Найди существительное 3скл.

1)апрель          3)зритель

2) ладонь         4)окунь

2. В каком слове выбор пропущенной буквы зависит от склонения?

1) вид_л            3) зеркал_

2)двор_к            4) озер_м

3. При склонении каких имён существительных можно допустить ошибки в окончаниях?

а. стрела          б. радость

в. чашка            г. Лагерь

4. Окончание какого слова может быть проверочным для безударных гласных окончаний имён существительных  2 скл.?

1) дедушка      3) портфель

2) море            4) зерно

5. Где нужно вписать окончание  -е?

1) для стройк_ 3) в одежд_

2) в выс_        4) от подруг_

Затем учитель задаёт  дифференцированное домашнее задание: или выполнить упражнение

№ 238 из учебника, или сочинить текст объёмом 5-6 предложений.

Учащиеся, выполняют тест.

В качестве эталона даётся серия ответов на слайде № 6:

1. -2),

2. -4)

3. -2)

4.- 4)

5.- 3)

Учащиеся выполняют самопроверку и самооценку, ставят  себе отметку, соответствующую количеству правильных ответов.

Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник.

Развиваются регулятивные УУД, потому что идёт оценивание степени освоения своих  знаний (рефлексия)

Развиваются личностные УУД, так как подача домашнего задания носит вариативный характер и связана с самоопределением.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме: « Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных» Цель : закрепление способа проверки безударных окончаний имен существительных;

Слайд 3

Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного

Слайд 4

Проверь себя Улетел скв о рец от стуж и , 1 скл ., от земл и __ Сыто за мор е м живёт, _2 скл.,__за окн ом Воду п ь ёт из тёпл о й луж и 1 скл.,__из_земл и Только песен не п ь ёт. Он скучает по деревьям, По звенящему ручью, По скворечн е , по деревн е 1 скл.,__по земл е По с о седу воробью.

Слайд 5

Раздели слова на группы по склонениям На болот…, у беседк …, о топол …, для дедушк …, о птиц…, по сестрёнк …, в огород…, за яблон …, к опушк …, мимо юнош ... 1скл. 2скл. 3скл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"

Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение правописания безударных окончаний имён существительных.

Цель: Закрепить правила написания безударных окончаний существительных (С).Задачи: 1. Повторить 2 способа проверки безударных окончаний С....

Тренажер по русскому языку по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных".

Тренажер по русскому языку по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных" позволит осуществить быстрый контроль знаний учащихся по данной теме. Задание заключается в том, ...

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"...

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в разных падежах». 4-й класс

Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. Задачи: Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах и...