Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения,слов на тему-чувства и качества людей"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Орищак Наталья Витальевна

Цели:

  • Повторить правописание безударных окончаний 1 и 2 склонения
  • Закрепить знания о правописании безударных окончаний существительных 3 склонения
  • Нравственное воспитание «Совесть- лучший советник»
  • Правописание слов на тему « Чувства и качества людей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: « Правописание безударных окончаний имен существительных  3-го склонения, слов на тему: чувства и качества людей».

Цели:

  1. Повторить правописание безударных окончаний 1 и 2 склонения
  2. Закрепить знания о правописании безударных окончаний существительных 3 склонения
  3. Нравственное воспитание «Совесть- лучший советник»
  4. Правописание слов на тему « Чувства и качества людей»

Ход урока:

  1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания, выполнение аналогичной работы. Запись под диктовку:

-Выделить окончания, определить падеж и склонение.

Около дороги,  по лестнице,  возле деревни,  в городе, из  библиотеки, на вокзале, в комнате, по улице, о квартире.

-Можно ли проверить правописание безударных гласных в корне этих слов?

3. Минутка  чистописания.

Ев   Ес   Ен   Ек   Ем   Ел

Есть совесть - есть и стыд, а стыда нет - и совести нет.

-Что записали? Докажите. К какому разделу устного народного творчества отнесем это предложение? Прочитайте пословицу выразительно. Как вы её понимаете?

4. Повторение знаний о существительном.

-А теперь подчеркнем знакомые орфограммы. К какой части речи относятся слова стыд, совесть? Докажи.

-А к какой группе существительных по значению относятся эти слова? Сегодня мы поговорим о чувствах и качествах людей. А что же такое совесть?

Толковый словарь Ожегова: « Совесть – это чувство, свойственное человеку, чувство нравственности, ответственности за своё поведение, поступки перед самим собой и перед другими людьми».

-Совесть- это плохое или хорошее качество человеческой души?

-Правильно. Вот как сказал о совести поэт К. Романов:

« О, если б совесть  уберечь

Как небо утреннее  ясной,

Чтоб непорочностью бесстрастной

Дышали дело, мысль и речь»…

-Какие чувства может испытывать человек?

Радость- как и когда проявляется это чувство? А как называют слова, противоположные по значению? Подберите антоним к слову радость.

- А как понимаете чувство стыда?

Разделите все эти слова на группы по грамматическому признаку (печаль, тоска, грусть, горесть, кручина, скорбь)

- В каком числе существительные различаются по склонениям, какие типы склонения знаете? Запишите эти слова в три столбика.

Самостоятельная работа. Проверка.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Тоска

Стыд

Радость

Кручина

Печаль

Грусть

Горесть

Скорбь

- Допишите в первый и второй столбик по два-три слова, используя словарь от А до Я «Вот что должно быть в человеке».

- Как называются слова, близкие по значению?

Найдите синоним к слову совесть. Какие пословицы о стыде и совести знаете?

5. Склонение имен существительных, упражнение.

- А как назвать человека, у которого есть совесть? А человека, у которого ее нет?

Запишем: Совесть, совестливый, бессовестный.

- Какие это слова? Найдите корень. С помощью каких частей слова они образованы? Будут ли являться однокоренными слова без совести, с совестью, на совести? Когда изменяется только окончание, то как это называется в русском языке?

- Просклоняйте существительные совесть с предлогами:

И.п. -

В.п. -

Р.п. -

Т.п. -

Д.п. -

П.п. -

Сделайте вывод о безударных окончаниях имен существительных 3 склонения.

- Как отличить И.п. от В.п.?

6. Сопоставление И.п. и В.п.

- Послушайте отрывок и подумайте: из какого рассказа он?

« Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над головой веселые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть…»

- Как понимаете «грызла беспощадная совесть»?

- В народе даже есть такие пословицы:

Совесть без зубов, а грызет. Есть слезы, есть и совесть.

- Запишите предложения:

Сердце Нины грызла беспощадная совесть. Мальчик положился на совесть своего друга.

- Так как же различить И.п. от В.п.?

7. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных 3 склонения.

- В каких падежах окончание И?

- Я буду называть выражения, а вы заменяйте его другим, близким по смыслу, слова для справок на доске. Определить падеж, выделить окончание.

Против совест…,     на его совест…, по совет…, без зазрения совест…, со спокойной советь….

  1. Поступать вопреки своим убеждениям.
  2. Жить честно, справедливо.
  3. Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызения совести.
    - Какую пословицу вспомнили? (Счастлив тот, у кого совесть спокойна)
  4. Поступать без стыда, без стеснения.
    - О человеке, который так поступает в народе создано не мало пословиц: У него стыда, что волос на камне. У него совесть - дырявое решето. Волосом сед, а совести нет.
    - В народе о таких говорят: Ни стыда, ни совести. И как только у него совести хватило?
  5. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так, как следовало, то говорят, что этот поступок на …, т.е. за этот поступок он несет ответственность.

Вывод: Какие же безударные окончания имеют существительные 3 склонения? А что мы сейчас писали? Из чего состоят словосочетания?

Разберем словосочетание: поступать против совести.

- В каких падежах и у существительных какого склонения может быть еще окончание И? (1 скл-е, Р.п.)

8. Составление предложений, правописание окончаний о сущ-х 3 скл.

Хитрость

Честность

Жестокость

Скромность

Справедливость

Лживость

Искренность

- С какими из этих качеств может быть связана совесть? Соедините стрелкой.

К какому склонению относятся эти существительные? Докажите.

- Мы уже работали над словами, словосочетаниями, а теперь над предложениями. Составьте предложения, вставляя подходящие по смыслу имена существительные. Объясните написание безударных окончаний.

В ком ……. нет, в том и ……. мало. (честности и совести)

В …… и …… залог дружбы и верности. (честности и искренности)

Морфологический разбор:

В честности – сущ., честность, нариц., неодуш., ж.р., 3 скл., в П.п., в ед. ч., член предложения – дополнение.

9. Развитие речи. Творческая работа.

- А сейчас поработаем над текстом. Что такое текст? Докажите, что это текст. Запись под диктовку:

Доброе дело.

Сережа с Юрой возвращались домой. Мальчики шагали по зимней дороге. Ветви деревьев были покрыты снегом. Вдруг Сережа увидел птичку. Она лежала на обочине дороги еле живая.

Разбор по членам второго предложения. Объяснение безударных окончаний существительных.

- Продолжите текст 4 – 5 предложениями. Как вы думаете, Сережа с Юрой поступят по совести?

Проверка.

10. Итог урока. Домашнее задание.

- Какое склонение побывало у нас на уроке? Что нужно помнить об окончаниях существительных 3 склонения, чтобы не сделать ошибку? Как отличить И.п. от В.п.?

- Хорошо поработали на уроке, спасибо всем. Я хочу пожелать вам иметь все качества от А до Я, которые есть в нашем словаре, а также закончить урок стихами К. Романова:

«О, если б совесть уберечь,

Как небо утреннее, ясной

Чтобы непорочностью бесстрастной

Дышали дело, мысль и речь».