Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Аюшеева Мария Балдыновна

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков

(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)

Цель: учатся   правильному  написанию  безударных  окончаний имён существительных с помощью существительных с ударными окончаниями схожих по форме (склонение, падеж);

Задачи:

1) продолжить  обучение опознаванию орфограмм в процессе работы с безударными падежными окончаниями имен существительных в форме единственного числа;

2) выработать безошибочное применение алгоритма  проверки безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;

3) воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе как носителю русского языка.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные УУД:

любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе как носителю русского языка.

Регулятивные УУД:

умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности; учить самоконтролю и самооценке;

Познавательные УУД:

Безошибочное применение  алгоритма  проверки безударного окончания имени существительного в единственном числе.  Умение выделять необходимую информацию, анализировать, классифицировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества с учителем  и одноклассниками, умение вести учебный диалог.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока30.15 КБ
Файл карточка с заданием14.4 КБ

Предварительный просмотр:

22 ноября 2019  г.

Урок русского языка. 4 класс

Тема: Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков

(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)

Цель: учатся   правильному  написанию  безударных  окончаний имён существительных с помощью существительных с ударными окончаниями схожих по форме (склонение, падеж);

Задачи:

1) продолжить  обучение опознаванию орфограмм в процессе работы с безударными падежными окончаниями имен существительных в форме единственного числа;

2) выработать безошибочное применение алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;

3) воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе как носителю русского языка.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные УУД:

любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе как носителю русского языка.

Регулятивные УУД:

умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности; учить самоконтролю и самооценке;

Познавательные УУД:

Безошибочное применение  алгоритма  проверки безударного окончания имени существительного в единственном числе.  Умение выделять необходимую информацию, анализировать, классифицировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества с учителем  и одноклассниками, умение вести учебный диалог. 

Мотивирование на учебную деятельность

Цель: создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их дружными аплодисментами!

Я надеюсь, что сегодня мы с вами  будем старательно трудиться на уроке и порадуем наших гостей слаженной работой. Желаю вам, ребята,  хорошего настроения и успехов. А нашим гостям - только положительных эмоций.

 Начнём наш урок словами Владимира Луговского:

«Если вы будете изучать русский язык,

страстно любить его,

то вам откроется мир безграничных радостей…».                         

воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе, как носителю русского языка.

Постановка цели и задач урока.

Цель этапа:

Развивать умение ставить и принимать учебную задачу

А теперь, ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число: 22 ноября. Классная работа.

Прочитайте слова с окошками, записанные на доске, и ответьте на вопрос: «К какой части речи относятся эти слова?»

По улиц…,  у дорог…, за обед…, в облак…, перед  сирень…

В какой части слова пропущены буквы?

Почему написание этих  окончаний зачастую вызывает затруднение?

- Подумайте: как решить эту орфографическую задачу?

Вспомните алгоритм проверки безударной гласной в окончании имени  существительного в единственном числе. (Спросить ученика)

Какие слова – ключи можно использовать:

(Спросить ученика):

для проверки безударной гласной в окончании можно использовать слово-ключ. Для

1 скл. – рука;  2 скл. – плечо; 3 скл. – грудь;

Слова относятся к имени существительному

В окончаниях имён существительных.

Потому, что они безударные

Чтобы узнать безударное окончание имен существительных в единственном числе вспомним алгоритм 

1. Начальная форма

2. Род

3. Склонение

4.  Подбираем слово – ключ, ставим его в ту же форму

5 . Какое     окончание   у слова – ключа, такое же        у данного слова.

Повторяют слова – ключи:

1 скл. – рука;

2 скл. – плечо;

3 скл. – грудь;

У: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Сформулируйте цель нашего урока .

Какие задачи поставили перед собой?

Ученики формулируют:

Тема: Написание безударных окончаний имён существительных в единственном числе

Цель: продолжим учиться решать орфографические задачи  в безударных окончаниях имен существительных

Актуализация знаний.

Цель:

учащиеся сверяют  свои действия с используемым способом (алгоритмом), определяют причину затруднения, повторяют слова с безударными непроверяемыми гласными (словарные слова)

  Повторите слова – ключи:

1 скл. – рука;

2 скл. – плечо;

3 скл. – грудь;

   Запишите эти слова в тетрадь, отмечая все орфограммы, вставляя пропущенные окончания. Для этого используйте алгоритм. Определите

падеж имён существительных.

абота по карточкам  

 

(2 набора одинаковых карточек для 1 и 2 групп)

 (Дети по одному выходят к доске и отмечают орфограммы, определяют род и склонение имён существительных)

Пишут словарные слова, работают у доски и в тетрадях, проговаривают алгоритм.

Первичное закрепление:

в  знакомой ситуации (типовые)

Индивидуальная работа

Цель: закреплять алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных

Презентация

Индивидуальная работа. Ну, а сейчас мы с вами отправимся в увлекательную игру, которая поможет нам проверить знания.

Если ответ правильный, то можно как-то подбодрить товарищей.

Вспомните цель нашего урока. Научиться решать орфографические задачи  в безударных окончаниях имен существительных. На этом этапе урока вы приблизились к этой цели?

Дети по цепочке читают слова из презентации, определяют род. Склонение и падеж.

Первичное закрепление:

 в измененной ситуации (конструктивные).

Работа в парах

Работа в парах. (Упр.215 из рабочей тетради)

У вас на партах лежат карточки, в которых вы будете работать в парах. Внимательно прочитайте задание, обсудите в парах, как лучше вам справиться с ним,  и приступайте к самостоятельной работе.

Укажи склонение, к которому относятся слова с пропущенными окончаниями, запиши рядом проверочные слова-ключи для них. Реши орфографические задачи.

Надпиши над формами одних и тех же слов тот признак, из-за которых разные окончания.

Воротился старик ко  старух…________________

У старух…     новое корыто.__________________

А у Гришк…    неудача:_______________

Гришк…     задана  задача____________________

Вскочил с пос(?)тел…     ученик._________________

Пред ним лежал  его   дн…вник._________________

На стул…,  как  вчера…. __________________

В третьем отрывке найдите главные и второстепенные члены предложения, укажите все части речи

Учитель записывает предложения на доске и вызывает пары для работы у доски.

Вспомним цель нашего урока.

 (Научиться решать орфографические задачи  в безударных окончаниях имен существительных).  Поднимите руки те, кто считает, что прекрасно справился с заданием. Ну тогда улыбнитесь друг другу и поаплодируйте.

Читают в парах задание на карточке, анализируют, как лучше справиться с заданием, выполняют самостоятельно, решаю орфографические задачи, записывают проверочные слова. Определяют склонение и падеж. В последнем предложении находят главные и второстепенные члены предложения, указывают все части речи.

Работа по учебнику

Работа в группах

Стр.101 упр.216 в рабочей тетради стр. 216

Ребята, прочитайте задание.

Разделитесь на 4 группы и выполните задания сообща. Для удобства я сделала для вас карточки, поэтому учебники и тетради вам не понадобятся. Только ручки, карандаши и ваши светлые головы.

Над всеми именами существительными указывайте склонение и падеж, а справа пишите проверочные слова для орфограмм в корне и окончании.

Я вам адрес  сейчас об?..ясню:___________

Вы дойдёте до сторо…к…____________

И пойдёте по дорожк… .________________

Мы шагали по опу…к…, ________________

Мы взбирались на пригорок. __________________

Мы спросили у стару…к… : ________________

-Где участок номер сорок? ___________________

Подпишите все части речи, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Читают задание, обсуждают.

Одна из групп отвечает, остальные соглашаются или предлагают свои ответы.

Каждый выполняет упражнение письменно самостоятельно. Проверяют по эталону.

Рефлексия

Цель:

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности  пути их решения, получаемые результаты

Домашнее задание

-Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока.

Как вы считаете, достигли ли мы этой цели? 

Давайте посмотрим,  как вы оцениваете себя.

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Я умею работать в парах и группе.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Откройте дневники и простым карандашом выставите себе отметку.

Упр.220 Объяснить

Поднимают сигнальные  карточки с готовым ответом

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

Укажи склонение, к которому относятся слова с пропущенными окончаниями, запиши рядом проверочные слова- ключи для них. Реши орфографические задачи.

Надпиши над формами одних и тех же слов тот признак, из-за которых разные окончания.

Воротился старик ко  старух…________________

У старух…     новое корыто.__________________

А у Гришк…    неудача:_______________

Гришк…     задана  задача____________________

Вскочил с пос(?)тел…     ученик._________________

Пред ним лежал  его   дн…вник._________________

На стул…,  как  вчера…. __________________

В третьем отрывке найдите главные и второстепенные члены предложения, укажите все части речи

Укажи склонение, к которому относятся слова с пропущенными окончаниями, запиши рядом проверочные слова-ключи для них. Реши орфографические задачи.

Надпиши над формами одних и тех же слов тот признак, из-за которых разные окончания.

Воротился старик ко  старух…________________

У старух…     новое корыто.__________________

А у Гришк…    неудача:_______________

Гришк…     задана  задача____________________

Вскочил с пос(?)тел…     ученик._________________

Пред ним лежал  его   дн…вник._________________

На стул…,  как  вчера…. __________________

В третьем отрывке найдите главные и второстепенные члены предложения, укажите все части речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....