Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Аюшеева Мария Балдыновна

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков

(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)

Цель: учатся   правильному  написанию  безударных  окончаний имён существительных с помощью существительных с ударными окончаниями схожих по форме (склонение, падеж);

Задачи:

1) продолжить  обучение опознаванию орфограмм в процессе работы с безударными падежными окончаниями имен существительных в форме единственного числа;

2) выработать безошибочное применение алгоритма  проверки безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;

3) воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе как носителю русского языка.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные УУД:

любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе как носителю русского языка.

Регулятивные УУД:

умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности; учить самоконтролю и самооценке;

Познавательные УУД:

Безошибочное применение  алгоритма  проверки безударного окончания имени существительного в единственном числе.  Умение выделять необходимую информацию, анализировать, классифицировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества с учителем  и одноклассниками, умение вести учебный диалог.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока30.15 КБ
Файл карточка с заданием14.4 КБ

Предварительный просмотр:

22 ноября 2019  г.

Урок русского языка. 4 класс

Тема: Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков

(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)

Цель: учатся   правильному  написанию  безударных  окончаний имён существительных с помощью существительных с ударными окончаниями схожих по форме (склонение, падеж);

Задачи:

1) продолжить  обучение опознаванию орфограмм в процессе работы с безударными падежными окончаниями имен существительных в форме единственного числа;

2) выработать безошибочное применение алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;

3) воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе как носителю русского языка.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные УУД:

любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе как носителю русского языка.

Регулятивные УУД:

умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности; учить самоконтролю и самооценке;

Познавательные УУД:

Безошибочное применение  алгоритма  проверки безударного окончания имени существительного в единственном числе.  Умение выделять необходимую информацию, анализировать, классифицировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества с учителем  и одноклассниками, умение вести учебный диалог. 

Мотивирование на учебную деятельность

Цель: создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их дружными аплодисментами!

Я надеюсь, что сегодня мы с вами  будем старательно трудиться на уроке и порадуем наших гостей слаженной работой. Желаю вам, ребята,  хорошего настроения и успехов. А нашим гостям - только положительных эмоций.

 Начнём наш урок словами Владимира Луговского:

«Если вы будете изучать русский язык,

страстно любить его,

то вам откроется мир безграничных радостей…».                         

воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе, как носителю русского языка.

Постановка цели и задач урока.

Цель этапа:

Развивать умение ставить и принимать учебную задачу

А теперь, ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число: 22 ноября. Классная работа.

Прочитайте слова с окошками, записанные на доске, и ответьте на вопрос: «К какой части речи относятся эти слова?»

По улиц…,  у дорог…, за обед…, в облак…, перед  сирень…

В какой части слова пропущены буквы?

Почему написание этих  окончаний зачастую вызывает затруднение?

- Подумайте: как решить эту орфографическую задачу?

Вспомните алгоритм проверки безударной гласной в окончании имени  существительного в единственном числе. (Спросить ученика)

Какие слова – ключи можно использовать:

(Спросить ученика):

для проверки безударной гласной в окончании можно использовать слово-ключ. Для

1 скл. – рука;  2 скл. – плечо; 3 скл. – грудь;

Слова относятся к имени существительному

В окончаниях имён существительных.

Потому, что они безударные

Чтобы узнать безударное окончание имен существительных в единственном числе вспомним алгоритм 

1. Начальная форма

2. Род

3. Склонение

4.  Подбираем слово – ключ, ставим его в ту же форму

5 . Какое     окончание   у слова – ключа, такое же        у данного слова.

Повторяют слова – ключи:

1 скл. – рука;

2 скл. – плечо;

3 скл. – грудь;

У: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Сформулируйте цель нашего урока .

Какие задачи поставили перед собой?

Ученики формулируют:

Тема: Написание безударных окончаний имён существительных в единственном числе

Цель: продолжим учиться решать орфографические задачи  в безударных окончаниях имен существительных

Актуализация знаний.

Цель:

учащиеся сверяют  свои действия с используемым способом (алгоритмом), определяют причину затруднения, повторяют слова с безударными непроверяемыми гласными (словарные слова)

  Повторите слова – ключи:

1 скл. – рука;

2 скл. – плечо;

3 скл. – грудь;

   Запишите эти слова в тетрадь, отмечая все орфограммы, вставляя пропущенные окончания. Для этого используйте алгоритм. Определите

падеж имён существительных.

абота по карточкам  

 

(2 набора одинаковых карточек для 1 и 2 групп)

 (Дети по одному выходят к доске и отмечают орфограммы, определяют род и склонение имён существительных)

Пишут словарные слова, работают у доски и в тетрадях, проговаривают алгоритм.

Первичное закрепление:

в  знакомой ситуации (типовые)

Индивидуальная работа

Цель: закреплять алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных

Презентация

Индивидуальная работа. Ну, а сейчас мы с вами отправимся в увлекательную игру, которая поможет нам проверить знания.

Если ответ правильный, то можно как-то подбодрить товарищей.

Вспомните цель нашего урока. Научиться решать орфографические задачи  в безударных окончаниях имен существительных. На этом этапе урока вы приблизились к этой цели?

Дети по цепочке читают слова из презентации, определяют род. Склонение и падеж.

Первичное закрепление:

 в измененной ситуации (конструктивные).

Работа в парах

Работа в парах. (Упр.215 из рабочей тетради)

У вас на партах лежат карточки, в которых вы будете работать в парах. Внимательно прочитайте задание, обсудите в парах, как лучше вам справиться с ним,  и приступайте к самостоятельной работе.

Укажи склонение, к которому относятся слова с пропущенными окончаниями, запиши рядом проверочные слова-ключи для них. Реши орфографические задачи.

Надпиши над формами одних и тех же слов тот признак, из-за которых разные окончания.

Воротился старик ко  старух…________________

У старух…     новое корыто.__________________

А у Гришк…    неудача:_______________

Гришк…     задана  задача____________________

Вскочил с пос(?)тел…     ученик._________________

Пред ним лежал  его   дн…вник._________________

На стул…,  как  вчера…. __________________

В третьем отрывке найдите главные и второстепенные члены предложения, укажите все части речи

Учитель записывает предложения на доске и вызывает пары для работы у доски.

Вспомним цель нашего урока.

 (Научиться решать орфографические задачи  в безударных окончаниях имен существительных).  Поднимите руки те, кто считает, что прекрасно справился с заданием. Ну тогда улыбнитесь друг другу и поаплодируйте.

Читают в парах задание на карточке, анализируют, как лучше справиться с заданием, выполняют самостоятельно, решаю орфографические задачи, записывают проверочные слова. Определяют склонение и падеж. В последнем предложении находят главные и второстепенные члены предложения, указывают все части речи.

Работа по учебнику

Работа в группах

Стр.101 упр.216 в рабочей тетради стр. 216

Ребята, прочитайте задание.

Разделитесь на 4 группы и выполните задания сообща. Для удобства я сделала для вас карточки, поэтому учебники и тетради вам не понадобятся. Только ручки, карандаши и ваши светлые головы.

Над всеми именами существительными указывайте склонение и падеж, а справа пишите проверочные слова для орфограмм в корне и окончании.

Я вам адрес  сейчас об?..ясню:___________

Вы дойдёте до сторо…к…____________

И пойдёте по дорожк… .________________

Мы шагали по опу…к…, ________________

Мы взбирались на пригорок. __________________

Мы спросили у стару…к… : ________________

-Где участок номер сорок? ___________________

Подпишите все части речи, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Читают задание, обсуждают.

Одна из групп отвечает, остальные соглашаются или предлагают свои ответы.

Каждый выполняет упражнение письменно самостоятельно. Проверяют по эталону.

Рефлексия

Цель:

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности  пути их решения, получаемые результаты

Домашнее задание

-Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока.

Как вы считаете, достигли ли мы этой цели? 

Давайте посмотрим,  как вы оцениваете себя.

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Я умею работать в парах и группе.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Откройте дневники и простым карандашом выставите себе отметку.

Упр.220 Объяснить

Поднимают сигнальные  карточки с готовым ответом

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

Укажи склонение, к которому относятся слова с пропущенными окончаниями, запиши рядом проверочные слова- ключи для них. Реши орфографические задачи.

Надпиши над формами одних и тех же слов тот признак, из-за которых разные окончания.

Воротился старик ко  старух…________________

У старух…     новое корыто.__________________

А у Гришк…    неудача:_______________

Гришк…     задана  задача____________________

Вскочил с пос(?)тел…     ученик._________________

Пред ним лежал  его   дн…вник._________________

На стул…,  как  вчера…. __________________

В третьем отрывке найдите главные и второстепенные члены предложения, укажите все части речи

Укажи склонение, к которому относятся слова с пропущенными окончаниями, запиши рядом проверочные слова-ключи для них. Реши орфографические задачи.

Надпиши над формами одних и тех же слов тот признак, из-за которых разные окончания.

Воротился старик ко  старух…________________

У старух…     новое корыто.__________________

А у Гришк…    неудача:_______________

Гришк…     задана  задача____________________

Вскочил с пос(?)тел…     ученик._________________

Пред ним лежал  его   дн…вник._________________

На стул…,  как  вчера…. __________________

В третьем отрывке найдите главные и второстепенные члены предложения, укажите все части речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»...