Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Данный конспект урока разработан для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_07.12.16.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 1451С(К)О

ЮОУО ДО г. Москвы

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

по теме «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»

Учитель:

Фролкина Анастасия Владимировна

Москва, 2016 г.

Цель: формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение определять склонение имён существительных;

- закрепить умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение изменять форму слова;

- развивать умение работать по алгоритму, по плану (навык контроля);

- развивать внимание;

- развивать словесно-логическое мышление;

- расширять активный и пассивный словарь;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, усидчивость, работоспособность, дружеское отношение друг к другу;

- прививать навыки общей культуры.

- воспитывать интерес к родному языку.

Здоровьесберегающие:

- следить за правильной посадкой детей;

- способствовать соблюдению благоприятного психологического климата;

- соблюдать режим охраны зрения;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

- опорные таблицы; карточки с изображением людей разных профессий; план урока; учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2015.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Орг.момент

(1 мин.)

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их.

- Садитесь, начинаем урок русского языка.

Знакомство с планом урока.

Учащиеся приветствуют гостей кивком головы.

II. Проверка д/з.

    Актуализация знаний.

(5 мин.)

- С какой частью речи мы работаем?

- Дайте определение. Имя существительное - это...

- Объясните почему два вопроса.

- Какое у Вас было задание? Что вы делали дома?

- Прочитайте, что у Вас получилось.

- Молодцы.

Внимание на план урока. Что дальше делаем?

- Мы работаем с именем существительным.

- Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или?

- Потому что существительные бывают одушевлённые и неодушевленные. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые на вопрос что?

- Мы изменяли форму слова, ставили существительное в В.п.

- Наклеил марку на конверт, поблагодарил товарища за помощь, повесил бельё на верёвку, вбил гвоздь в стену, уронил ручку на стол, поставил розу в вазу, воткнул лопату в землю.

- Дальше по плану урока - чистописание.

III. Чистописание.

(4 мин.)

- Вчера какую букву прописывали?

- Значит сегодня какую букву будем прописывать?

Учитель прописывает образец на доске с комментированием. - Пропишите одну строчку.

- В каких случаях мы используем заглавные буквы?

- Напомните, что значит имена собственные?

- Назовите имена людей, которые начинаются с буквы "эр".

- Запишите любые три имени на букву "эр".

Проверка. - Прочитайте, какие имена записали.

Внимание на план урока. Что дальше?

- Вчера прописывали строчную букву "пэ".

- Сегодня будем прописывать букву "эр".

- Прописывают одну строку.

- Заглавные буквы используем в начале предложений и в именах собственных.

- Собственные - это название городов, рек, деревень, имена людей, клички и т.п.

- Рита, Раиса, Роман, Руслан, Роза, Римма.

Записывают имена.

Словарь.

IV. Словарная работа.

(5-6 мин.)

- Я показываю карточку, вы называете словарное слово. Приготовились?! Кто это?

- Пишем.

И т.д. со словами: библиотекарь, директор, учитель, шофёр, агроном.

Фронтальный разбор - ударение, непроверяемая орфограмма.

- Что общего у этих слов? - Назовите эти слова одним словом.

- Это инженер.

Записывают слова, + разбор.

- Это одушевлённые существительные, можно обобщить - это слова профессии.

V. Введение в тему. Сообщение темы.

(2 мин.)

- Поиграем, внимательно посмотрите на доску, запомните картинки, закрываем глазки. Открыли глаза. Что изменилось, кого нет?

- Ещё раз. Кого нет?

- Слово-помощник, какого падежа я использовала?

- Что происходит с формой слова?

- Какая часть слова меняется?

- Сегодня на уроке мы будем тренироваться определять падежные окончания существительных в Р.п.

- Нет инженера.

- Нет агронома и учителя.

- Р.п.

- Форма слова меняется?

- Меняется окончание.

VI. Работа по теме урока.

(8 мин.)

- Назовите по таблице признаки по которым можно определить Р.п. имени существительного.

- Посмотрите внимательно, это падежные окончания существительных в Р.п.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Эта таблица наш помощник.

- Работаем у доски и в тетради. Я называю имя существительное, вы записываете это слово в Р.п. Определяете склонение и окончание.

- Доска, камень, дядя, помощь, рыбка, дочь, окно.

- Назовите слова с безударным окончанием.

- Слово-помощник НЕТ.

- Вопросы: кого? чего? откуда где?

- Предлоги: от, до, с, из, без, у, для, около.

- Роль в предложении: второстепенный член.

     1 скл.        2 скл.     1 скл.           3 скл.         1 скл           3 скл        2 скл.

Доски, камня, дяди, помощи, рыбки, дочери, окна.

VII. Физ. минутка.

(2 мин.)

- Встали, потянулись, правая рука вверх, левая вниз, за спиной замок, поменяли руки. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, готовы работать дальше?  Локоть к колену: "мы го-то-вы, мы го-то-вы". Встали ровно, вдох-выдох, глазками мигаем: "мы го-то-вы, мы го-то-вы".

Выполняют задание.

VIII. Работа по теме урока. Работа с учебником.

(10 мин.)

- Откройте учебники на стр. 108, упр. 193.

- Прочитайте задание. Выполняем. ( "А что у Вас")

О чего зависит выбор окончания: -ы/-и? Если звучит мягк, то -и. Если твёрдо, то - ы.

Прочитайте. Спишите, ставя имена существительные из скобок в родительном падеже.

Рыбак далеко отплыл от (берег).

Миша был летом в деревне у (дедушка).

Белка прыгала с (ветка) на ветку.

- Определить падеж существительных.

- Разбор, запись в тетрадь.

IX. Итог.

Д/з:

- Назовите окончания существительных в Р.п. 1 скл., 2 скл., 3 скл. У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые?

Стр. 109 упр. 196.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"

Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...

Разработка урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Тема урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" Программа "Школа России"Цели "познакомить учащихся с окончанием имён существительных в творитель...

Урок русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже".

Самоопределение к деятельности.снежинки   снег  сугроб  старушка  сосулька   Слайд 1-Прочитайте слова.-Найдите лишнее слово . Почему так считаете?-Какие зимние слова...

презентация к уроку русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже".

Презентация "Зимняя сказка" позволяет провести урок русского языка по теме" Правописание имен существительных в предложном падеже" более увлекательнее. Способствует мотивации учащи...

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения. Разбор предложений по членам предложений.

Конспект урокапо русскому языкуна тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения.Разбор предложений по членам предложений....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокиДидактические:1. познакомить с системой падежных окончани...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»

Оборудование: картинки с изображением детёнышей животных, лото, камень, верёвка, печатный текст.Цель: закрепить навыки правописания имён существительных в родительном падеже....