Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Сальникова Алла Егоровна

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов». (1 класс УМК «Начальная школа 21 века») 

Сальникова А. Е.

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сорокинская средняя общеобразовательная школа»

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:  познакомить детей с правилами переноса слов.

Задачи: 

1) сформировать представление о правилах переноса слов; учить оформлять конверт или открытку, применяя на практике правила переноса;  

2)формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие  речи, мышления, воображения;

3) воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.

Планируемые результаты

Личностные:

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

Умение:

- переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил;

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- обобщать полученную информацию;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

Умение:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- умение работать в паре

Предметные

- усвоение правил переноса слов;

- умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Оборудование:

- рабочая тетрадь;

- учебник С.В.Иванов «Русский язык» 1 класс. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

- компьютер учителя;

- мультимедийный проектор или интерактивная доска;

- документ-камера Ken-a-vision

                                                      Ход урока:

I.Организационный этап . Если вы хотите, ребята, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свою улыбку, своё хорошее настроение. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением. Пусть оно останется у вас надолго! Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок. (У детей - по три фишки, с помощью которых показывают своё настроение в начале и в конце урока. Красная фишка – настроение отличное, зелёная – хорошее, синяя – не очень). Давайте поработаем так, чтобы в конце урока у всех ребят было прекрасное настроение. Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: желаю тебе добра; если тебе будет трудно, я помогу.
Эпиграфом нашего урока пусть станут такие строки:
На части не делится солнце лучистое,
вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

 I I.  Самоопределение к деятельности.  Актуализация знаний.

На экран с помощью проектора и документ-камеры  Ken-a-vision спроецировано изображение двух конвертов со страниц учебника (с. 46,с.48).

- Сравните адреса на конвертах. Что вы заметили? (На конверте  с. 48 есть дополнительная информация.)

- О чем говорит дополнительная информация? ( О стране, куда посылается письмо)

- Как вы думаете, зачем нужно указывать на конверте название страны?

(Чтобы письмо не потерялось и пришло по адресу.)

- В какой стране мы живем?

- Рассмотрите на втором конверте, куда отправляется письмо? (В республику Беларусь.)

- Найдите разницу в записи названий улиц на обоих конвертах. (Названия улиц записаны не на одной строке, а на двух, и разделены на 2 части.)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что вы сегодня узнаете? (Предположения учащихся)

- Сегодня мы будем учиться делить слова для переноса, познакомимся со значением слова «Родина», научимся писать название нашей страны.

II. Словарно-орфографическая работа.

- Прочитайте, какие значения есть у слова «Родина». ( Материал рубрики «Обрати внимание» на с.49 учебника)

- Когда слово нужно писать с большой буквы? Приведите примеры. Когда с маленькой? Приведите примеры.

- Запишите в тетради название нашей страны. Откуда будете его списывать?

(Из учебника на с. 48)

- Что вы должны запомнить в написании этого слова? ( Оно пишется с большой буквы, безударная непроверяемая гласная о, в слове есть удвоенная согласная с.)

- Разделите это слово на слоги. (Рос-си-я).

III. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

- Как вы поступите, если начали писать это слово, а места на строке не хватает?

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется? Что бы вы предложили? Для решения этой проблемы выполним задания.

Задание 1.

Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса. Задача группы – сформулировать и озвучить правило переноса слов.

После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Ро-ди-на, ма-ли-на, де-ти.

Вывод: слова переносятся по слогам.

Лей-ка, зай-ка, май-ка.

Вывод: буква й остается в предыдущем слоге.

Ма-лень-кий, день-ки, отъ-езд.

Вывод: ь и ъ не переносятся на следующую строку.

Кас-са, Ан-на, мас-са.

Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при  переносе

Рос-сия, яго-да, Аля.

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

Задание 2. Работа по учебнику с.50, упр.3.

Фронтальное комментируемое выполнение работы.

Задание: разделите слова для переноса. Какие слова нельзя перенести? Почему?

Страна, родина, народ, язык, пальто, лейка, въезд, день, ели, птица, ежи .

                                            Физкультминутка

Если слово можно перенести, поднимите руки вверх. Если нельзя перенести, то приседайте.

Роль ,зима, шкаф , дом, Аня, буква, слог, слова, осень, окно, яма.

IV. Диагностика качества освоения темы.

Задание 1. Выполнение задания с доски.

Найдите ошибки в словах. С этими словами составьте предложения.

Ле-тний, ра-ке-та, узо-р, ма-йский, вес-на, мор-ко-вь, ли-ст. Самоконтроль,самооценка.

Задание 2. Работа в парах. Выполнение задания с доски.

- Разделите слова для переноса, подчеркните слова, которые нельзя перенести.

Тетрадь, большой, одевайся, друзья, мост,  соль, дуб, яма, человек, страна. Взаимный контроль, оценка.

V.  Рефлексивная  деятельность.
– Ну что, ребята, покажем наше настроение снова? Молодцы! У меня тоже хорошее настроение, благодаря вашей замечательной работе. Как вы думаете, урок прошёл успешно? Какую орфограмму повторили, какие орфограммы нам ещё встретились? Кто может сказать, что всё понял и запомнил надолго? Закончи предложение.
Сегодня на уроке я запомнил…
Я понял, что…
Я себя могу похвалить за…
Мне надо поработать…
«Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолётных, но тем не менее западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…» К. Дитмар
- Покажите, как у вас изменилось настроение. Оцените свою работу. (с помощью фишек )
-Желаю вам, ребята, не терять свою искорку любознательности и наблюдательности, а также поддерживать своим вниманием и теплом других. Все вместе сегодня смогли разжечь яркий костёр интереса и знаний. А каждый из вас в отдельности – искорка, без которой у нас не получилось бы такого яркого урока!
- А теперь улыбнитесь друг другу. Урок окончен. Спасибо за работу!

Используемые источники информации:

  1. Николаева С.В., Смирнова И.Г. Русский язык 1 класс Поурочные планы. -Волгоград: Учитель, 2011

Бондаренко Е.А., Корнилаев С.В. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. – М.: Бизнес-Меридиан, 2011 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

«Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.»

КОНСПЕКТ Урока русского языка в 1 классе на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.» ...

Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"

В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Значения заимствованных слов».

На данном уроке планируется, что обучающиеся будут осуществлять следующие виды образовательной деятельности: 1) познание словарного запаса русского языка и установление связей в лексике (исконные...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Тема урока: Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов. Школа 21 век

Тема урока:  Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.Место урока в теме: _2_Тип урока: усвоение новых знаний:_________________________________Цель урока...