Методическая разработка урока русского языка "Служебные части речи. Частицы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чеботарёва Наталья Васильевна

Цели урока: обобщить признаки служебных частей речи; углубить знания о частицах; развивать умения различать самостоятельные и служебные части речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sluzhebnye_chasti_rechi._chastitsy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4Б классе

по учебнику Л.Я.Желтовской, программа «Планета знаний»

Тема урока: Служебные части речи. Частицы.

Цели урока: обобщить признаки служебных частей речи;

углубить знания о частицах;

 развивать умения различать самостоятельные и служебные части речи.

Оборудование: карточки с заданиями для работы в парах, презентация урока, учебник «Русский язык».

Ход урока.

1.Оргмомент.

- Проверим порядок на рабочем месте.

- Вспомним поговорку «Порядок время бережёт».

2.Чистописание.

-Оформите тетради. Запишите число, классная работа.

- Обратите внимание на словарные слова: классная, работа.

На 1 строчке  пропишите буквосочетания     не  ни

На 2 строчке  пропишите   и  а  но

- Можно ли  сказать, что вы записали слова?   (Да)

3.Актуализация знаний.

На экране слова:  правда, гореть, вода, огонь, тонуть.

- Что видите на слайде?    (Слова)

- Составьте предложение, используя эти слова.

- Чем является предложение?  (Пословицей)

-Объясните, как понимаете пословицу «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

(Смысл данной пословицы заключается в том, что истину нельзя спрятать, она обнаружится, как бы ее не пытались скрыть. Данную пословицу говорят, когда верят, что правое дело восторжествует над ложью и несправедливостью.)

-Запишите в тетради эту пословицу. 1 ученик у доски работает.

-Какие орфографические задачи решали во время письма?

(Проверка по слайду)

- Выполните синтаксический анализ предложения (разбор предложения по членам предложения, указать части речи, дать характеристику).

4.Определение темы урока.

-Слова, каких частей речи были даны?   (Имена существительные, глаголы)

-В какую группу частей речи они входят?  (Самостоятельные части речи)

- Какие ещё самостоятельные части речи вы знаете?  

(Имя существительное, имя прилагательное, глагол,  местоимение,  наречие,  имя числительное.)

- Что характерно для них? (Имеют лексическое значение, отвечают на вопросы, являются членами предложения)

- Какие ещё слова использовали, чтобы восстановить эту пословицу?

( Предлоги, союз, частицы)

- Над всеми ли словами вы смогли указать часть речи?

-Как можно назвать такую группу частей речи? (Служебные части речи)

-Сегодня и будем говорить об этой группе частей речи и более подробно о частицах.

-Тема сегодняшнего урока : Служебные части речи. Частицы.

5.Постановка целей урока.

-Подумайте, над какими вопросами мы должны задуматься при изучении этой темы?

(Дети предлагают свои цели. Учитель обобщает)

1.Понять, почему эти части речи называются служебными.

2.Уточнить, для чего используются  эти части речи.

3.Узнать, являются ли они членами  предложения.

4.Узнать, как выделяются служебные  части речи в предложении.

Учитель кратко формулирует и открывает вопросы:

  1. Что такое частица?
  2. Использование.
  3. Член предложения.
  4. Виды частиц.

6.Работа по теме.

1)  Работа в парах.  

-У вас на столах лежат карточки. (Приложение)

-Познакомьтесь, что написано на карточках?    (Пословицы)

-Да, это пословицы.

-Вы будете работать в парах, но задание будет для каждого ряда разное.

1 ряд.  Найти и подчеркнуть  предлоги.

- Определить, какую роль выполняют эти части речи в предложениях.

2 ряд.  Найти и подчеркнуть союзы.

- Определить, какую роль выполняют эти части речи в предложениях.

3 ряд.  Найти и подчеркнуть частицы.

- Определить, какую роль выполняют  эти части речи в предложениях.

Проверка. (Во время проверки заполняется таблица)

Предлоги

Союзы

Частицы

в    за    …

а      но      как   …

не       ни      …

Выражают

зависимость

одних слов

 от других.

Связывают:

-однород-ные члены

предложе-ния ;

-простые предложе-ния в сложном.

Вносят в предло-

жение различные

оттенки.

2)  Работа по учебнику.    Знакомство с другими видами частиц.

-Откройте учебник на странице 84.

- Прочитаем  правило. Посмотрим, какие ещё есть частицы.

-Как вы думаете, какие оттенки можно внести в предложение с помощью этих частиц?

                    Частицы

Отри-

цание  

Уточне-ние

                       

Вопрос

Неуверен-ность

не

ни

именно                      как раз

разве

неужели

вряд ли

бы

Физминутка.

Частица НЕ решила с вами поиграть в игру “Делай всё наоборот”

– НЕ вставайте из-за парт.

– Не качайтесь, дети!

– Не кружитесь!

– И не приседайте!

– Не вставайте на носок!

– Не вставай на пятку!

– Не хлопайте в ладоши!

– Не машите руками!

– Не топайте ногами!

- Не тянитесь! Не шагайте!

- Даже не моргайте!

– Не дышите глубоко!

3)  Работа по учебнику. Упр.232.

- Одна из целей урока была, определить, чем  в предложении являются служебные части речи и как они подчёркиваются.

- Для этого вернёмся к нашей первой пословице.

- Какие слова вы не смогли никак подчеркнуть? Почему?

- Являются ли служебные части речи членами предложения?

- Раз они не являются членами предложения, договоримся выделять их определёнными значками:

           - предлоги в прямоугольник

       

           - союзы в овал      

___    - частицы подчеркнём

4.Работа по учебнику. Упр.232.

- Запишите 1-ую пословицу из упр.232.

- Какое словарное слово встретилось в предложении?  (Язык)

- Какой смысл придаёт частица не глаголу?

(Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.)

- С какой частью речи пишется частица «не»?

- Что вы знаете о правописании частицы не?

Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно. Не - орфограмма.

- Объясните употребление мягкого знака в словах? (Глаголы  2 лица ед.ч.)

- Произведём морфемный разбор слова   удержишь.

- Произведём морфологический разбор слова  удержишь.

7.Закрепление темы.

Самостоятельная работа

-Я предлагаю вам задание по выбору.

Задание №1

Задание №2

Стр. 84, упр.231 (1,2)

Составить и записать 3 предложения, используя частицы, которые придают различные оттенки.


(Спросить, кто какое задание выбрал. Почему именно это задание.)

8.Обобщение усвоенного.

 Употребление частиц в речи.  

Ваша задача, ребята, состоит в том,  чтобы найти в каждой группе одно  «третье  лишнее»  предложение  и объяснить свой выбор.

1.         а)   Неужели ты согласился?                    

           б)   Правда ли это?

           в)   Этот берег более крутой.

2 .        а)   Что за прелесть эти сказки!      

            б)   Едва ли он приедет.         

            в)   Как прекрасна земля!

  3.         а)   А вот  он пришёл!

              б)   Как раз здесь я  живу.

              в)   Вон там, видишь?

4.         а)   Разве так настоящие моряки поступают?

            б)   Как это было обидно!

            в)   Пусть факты говорят сами за себя.

5.        а)  Приходи ровно в пять часов.    

          б)   Ты почти со всеми знаком.

          в)  Этот подарок как раз для меня.

9. Рубрика «Знаете ли вы…:

10.Обобщение. Рефлексия.

- Возвращаемся к вопросам, которые ставили в начале урока.

- На все вопросы мы нашли ответ?

-Кто сможет ответить на поставленные  вопросы?

Я узнал…

Я научился ….

Я понял …

10.Домашнее задание.

стр. 85, упр.235.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Наречие как часть речи».

Методическая разработка урока «Наречие как часть речи»....

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка " Жанры речи. Инструкция"

Конспект урока русского языка с образцом раздаточного материала...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....