Главные вкладки

    План-конспект урока (4 класс) на тему:
    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи" с презентацией.

    Васильева Елена Владимировна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_vasilevoy_e._v.docx24.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка  в  4 «В»  классе

    Составила:  учитель начальных классов Васильева Елена Владимировна

    Тема урока: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные  признаки имён существительных.

    Использование ЭОР №1.  Имя существительное как часть речи.

    Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 кл. :

    Цели урока:

    Цель как деятельность учеников:

    М/п: развитие умений самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы на основе её анализа, сжимать информацию до плана и ключевых слов.

    П: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имен существительных и роли существительных в предложении и тексте.

    Использование ЭОР №2.  Цели урока.

    Задачи урока:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий,

    воспитывать чувство коллективизма, работать в парах, учить адекватно оценивать себя и других.

    РАЗВИВАЮЩИЕ – развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор; учить размышлять, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

    Приёмы: фронтальный опрос, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, комментирование, беседа.

    Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного.

    Вид урока: традиционный.        

    Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,                 репродуктивный, практически-индивидуальный.

    Оборудование: учебники, ЭОР, сигнальные карточки, карта успеха для каждого ученика.

    Тип ресурса: Информационные ресурсы ( ЭОР ).

    Ход урока.

    1.Организационное начало урока. Работа с картинным планом.

    -Посмотрите на картинный план и назовите этапы нашего урока. (ответы детей).

    Круги 3 цветов (красный, синий, зеленый ) помогут вам в оценивании своей работы по карте успеха. У  каждого ученика на парте индивидуальная карта успеха.

                                                     КАРТА  УСПЕХА.

    Выполнил без ошибок

    Допустил 1-2 ошибки

    Допустил более 2 ошибок

    Языковая разминка

    Определение имени сущ.

    Роль имен сущ. речи.

    Определение имен сущ. в тексте

    Повторение постоянных

    признаков имен  сущ.

    Повторение непостоянных

    признаков имен  сущ.

     Член предложения

    2.Языковая разминка.

    -Записать под диктовку слова: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник. Водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха.

    1.-Подчеркнуть слова, в которых есть орфограмма- гласная буква, красным карандашом, А орфограмма- согласная  буква - синим карандашом.

    Какое слово подчеркнули дважды?

    В каком  слове есть другая орфограмма?

    2 -Обозначьте все орфограммы.

    3-Разберите по составу  слово водомерка.

    4-Обведите в овал слова, в которых  звуков больше, чем слов.

    5-Что объединяет эти слова?

    Использование ЭОР №3.  Проверь себя.

    3.Введение в раздел.

    Прочитать название нового большого раздела на стр. 97.

    Какие знаем части речи? Что знаем о членах предложения?

    Что знаем о слове?  Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признак, действия, состояние и т.д. а разве могли бы мы без слов формулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет синтаксическую роль.

    Использование ЭОР №4.  Слово – главный работник в языке.

    4.Формулирование темы урока.

    Слова  какой части речи чаще всего употребляются?

     Проверьте свои предположения - запишите первые буквы слов языковой разминки.   (существителное). 

    Какой буквы не хватает? (ь)

    Какова её роль в этом слове?

    Дайте полное название этой части речи?  (Имя существительное)

    Просмотрите  материал учебника, попробуйте сформулировать тему и цели сегодняшнего урока. (Учитель обобщает и записывает тему на доске)

    Мы вспомним сегодня все, что знаем об имени существительном и будем по ходу урока составлять план повторения.

    5.Актуализация изученного.  Вспоминаем то, что знаем.

     Повторяем то, что знаем.

    Использование ЭОР №5.  Имя существительное. Роль имен существительных в речи.

    1.) Роль имён существительных в речи. ( работа в группах)

    Упр. № 101 стр. 97, - развивается умение находить в тексте  слова разных частей речи, выявлять существительные как самые частые в употреблении.

    Задание для группы.

    Прочитайте и сделайте вывод:  какие части речи преобладают в тексте и почему?

    В тексте преобладают имена сущ. (19).Слов других частей речи-34.

    Вывод: почти каждое второе слово в нашей речи – существительное.  Имена сущ. обозначают предметы, явления, состояния.

    О какой особенности имен существительных свидетельствует это упражнение?

    На доске : роль имен существительных в речи. Оцени свою работу на карте успеха.

    2) Признаки имён существительных.

    Упр. 102, стр.97 ( два ученика выполняют  на доске)

    Коллективная беседа:

    Что нужно сделать, чтобы определить одушевленным или неодушевленным  является существительное?

    Какого рода бывают имена существительные и как его определить?

    Как изменяются имена существительные? (по числам)

    Продолжите фразу постоянные признаки имен существительных  - это…

    Непостоянные признаки – это...

    Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.)

    Проверка с помощью мультимедиа, результаты выводятся на слайде, ученики сравнивают свои записи с образцом.

     одуш .                                                             неодуш.

    Охотник – м.р ,ед.ч.,                               избушка – ж.р., ед.ч.,     крыша – ж.р., ед.ч.,

    Емеля – м.р., ед.ч.,                                   лес –  м.р., ед.ч.,            труба – ж.р., ед.ч.,

    внучок -  м.р., ед.ч.,                                 земля – ж.р., ед.ч.,         кирпичи – м.р, мн.ч.,

    Гришутка –м.р., ед.ч.,                             свет – м.р., ед.ч.,           забор – м.р., ед.ч.,

                                                                       окно – ср.р., ед.ч.,  ворота -  мн.ч. сарай – м.р, ед.ч.,

    Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?

    На доске:  постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Проверь себя. Оцени свою работу на карте успеха.

    Использование ЭОР №6. Признаки имен существительных.

    Физминутка. Если назову имя  существительное в единственном числе  нужно делать наклоны, если во множественном числе- приседать.

    3).Синтаксическая функция имен существительных ( выполняется в парах)

     Какими членами предложения  являются имена сущ.?

    Упр. 103 – разграничение имен существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

    Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

    - Какими членами предложения являются имена существительные?  Главными (подлежащее) и второстепенными.

     - Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?

    Имена существительные могут быть и главными, и второстепенными членами предложения.

    На доске: член предложения.

    Использование ЭОР №7.  Синтаксическая роль имен существительных.

    3) Разбор имён существительных как части речи (под руководством учителя).

    Работа по учебнику. Упражнение №104. Прочитать образец записи имени сущ. Морфологический разбор имени сущ.,( устно). Обратить внимание на порядок разбора, сокращенную запись слов.

    На доске: морфологический разбор имени существительного.

    6. Итог урока. Рефлексия.

    Работа с «Картой успеха» Посчитайте , как  вы оцениваете свою работу на уроке?

    Дети при рефлексии используют выражения:- Я считаю…  -Я думаю, что..- У меня сегодня получилось.. - Я узнал, что…- Моё мнение..  -Мне удалось… - У меня получилось…Прослушивание ответов.

    7. Домашнее задание: дид. мат., упр. 58, учебник, упр. 105, устно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе "Имя существительное как часть речи"

    Цель: дать более  глубокое представление об имени существительном как часть речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существ...

    Урок по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное как часть речи".

    Урок  способствует обобщению знаний об имени прилагательном;учит учащихся использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач....

    Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».

    ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".

    Урок обучения  распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....

    Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Несклоняемые имена существительные"

    В данной разработке использованы игровые и личностно ориентированные технологии...

    Конспект урока русского языка в 3 классе «Имя существительное, как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»

    Конспект урока русского языка в 3 классе " Имя существительное, как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки"...