Учимся читать.
методическая разработка (1 класс) по теме

Бахтигариева Венера Муллаяновна

Методическое пособие для студентов, молодых специалистов, учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_chitat.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

   Учимся уметь читать.

          Методические рекомендации

 к урокам литературного чтения, русского языка

 в начальных классах.

                                             Казань

                                             2016

Бахтигариева В.М., Сагдеева И.М, Саматова А.Р.

 Методические рекомендации к урокам литературного чтения в начальных классах. Пособие для учителя. К., 2016.- 14 с.

 

  Предлагаемое учебное пособие  ставит своей задачей оказать методическую помощь студентам, обучающимся по специальности учителя начальных классов, а также молодым преподавателям в проведении уроков литературного чтения, русского языка в начальной школе.

                                     

    Предисловие.

В процессе чтения совершенствуется память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию и запоминанию грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно - познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?

Задумываясь над этими вопросами,  постараемся решить  проблему совершенствования навыков чтения, сформировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

1. Постановка дыхания – важное условие чтения. Упражнения для дыхательной гимнастики.

1) вдох носом, выдох через рот;

 вдох, задержка дыхания, выдох;

 вдох, выдох по порциям;

Самолёты взлетают: у- у- у- …

Машины едут: ж- ж- ж …

Лошадки поскакали: цок- цок- цок…

Рядом ползёт змея: ш- ш- ш-…

Муха бьётся в стекло: з- з- з-…

Или:

Летела муха около уха: ж- ж- ж…

Летела она около носа: с- с- с…

Летел комар и звенел: з- з- з…

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали( кулачок прижимается к уху) : з- з- з…- пусть летит!

Далее проводится работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают пятнадцать согласных одного ряда:  

 б к з с т р м н в з р ш л н х

Ж л п ф х ч ш б р п т с т к л

М н д г м к т ф т р м г н ж з

В д ф х ф г м н б с к т ф м н

П т к з рм в д г б ф к з р г

З ч с к т ф т щ д л м х в д м

Д г р ш к т б с т ц т р с ч ш

Т р ч х л д к в ч т б л м н з

М ф т ч с б н п п ж л ч ш г ч х р

Б с л н р ч л ц м б д фж ц ж

Н ь с м н п р л к ф х ц ч ш п

Ф щ м ж д ш х ч м н б п р в с

К п ш л ц з ч з ч к л н в д щ ф т

Р м н п щ л ж ц с х р з б ч в

Ш ч ж н б в д з т п ч х б к

Чтение согласных с какой- нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласной(А), второй ряд- с гласным(о), третий ряд- с гласным(у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы э

2).Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов:

Четверостиший.

Вдох – Закружилась листва золотая

В розовой воде на пруду.

Выдох – Словно бабочек стая

С замираньем летит на звезду.

б) скороговорок

-Возле горки на пригорке

Стоят 33 Егорки

(пауза – вдох), (на медленном выдохе считать0

-Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка,…(и до 7 Егорок)

(снова пауза – вдох и на выходе дальше)

Восемь Егорок…

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Сашке шапку.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

3). Длительное произношение определённого звука ( на вдохе или выдохе):

Сссссссссссссс, кто сколько выдержит на одном вдохе или выдохе.

4). Чтение смыслового блока из двух – трёх предложений ( С установкой, где взять дыхание, как делать выдох)

   Подходят стихи Михалкова, Маршака, Чуковского.

2. Развитие артикуляции, тренировка речевого аппарата.

Комплекс занятий начинается с первых занятий в школе.

Упражнения для губ:

(чёткость произношения зависит от того, как ребёнок умеет работать губами)

1).Удерживание губ в улыбке ( передние, верхние и нижние зубы обнажены).

2).Вытягивание губ в трубочку ( вперёд ).

3).Чередование положений губ- в улыбке и трубочкой

4).Затянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик.

5) Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки

Упражнения для языка:

1)Чередование положений языка: широкий- узкий.

2)Подъём языка на верхние зубы или отодвинуть язык вглубь рта, приближать к передним нижним резцам.

3)Вкусное варенье. Облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху- вниз.

4)Почистить зубки. Улыбнуться, кончиком языка « почистить» нижние зубы,   делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

5)Пароход гудит.( Длительно произносить звук ы- ы- ы…)

6)Лошадка. Пощёлкать кончиком языка.

7)Наказать непослушный язык.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая его губами, произносить звуки: «Пя –Пя –Пя»

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте от 1 до 10.

8)Маляр.

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Самногократно и отчётливо звук (-д,д,д,д,д,д,) Сначала медленно, а потом убыстряя темп.

3.Упражнения для отработки произношения гласных звуков (По ленте букв, специальным таблицам тренажёрам)

А-У  И-ы  Э-А  И-О

А-О  ы-И  А-Е  О-И

И другие

-асуыиэое-

-еоэиы-

1)Как надо произносить гласный звук?

2) Чтение гласных звуков только губами (отработка положения губ) без голоса.

3)Определить по губам, какой гласный звук произноситься

4)Произнести шёпотом.

5)Голосом, чётко работая губами

6)Пение звукоряда, неотрывное произношение с перерастанием звуков из одного в другой.

4.Упражнения для отработки произношения согласных звуков (По ленте букв, специальным таблицам тренажёрам)

1) В чём отличие произношения согласного звука от гласного?

2) Произношение типично « трудных» для детей звуков /р/-/л/, /с/-/ш/-/ч/ и других.

3) Наращивание. Стечение согласных.

Ре         ра

Тре       дра

Стре     здра

Встре

4)Чистоговорки. (На определённый согласный) Для развития чёткости произношения.

а) Ла – ла –ла –ла (л)

На цветке сидит пчела

б) еле, еле, Лена ела.

Есть от Лены не хотела(л),(э),(йэ)

5)Скороговорки (Для развития чёткости произношения)

                          1 -2 класс (написано на доске)

а) Чётко читает учитель

б) Все – хором, медленно

в) Вместе, быстрее

г) Заучивание

д) Говорит один, в темпе

Произнести скороговоркой, индивидуально

( Перед чтение  проанализировать трудности и особенности скороговорки, обратив внимание на особенно трудные места, т.е. предупредить ошибки в произношении)

- Например, сравните:

а) Уронила ворона воронёнка (оро)

б) Карл у Клары украл кораллы(рл, кл, кр, лл)

6. Система наборов, составленных с учётом наращивания трудности в произношении звуков, слияний и стечений согласных. (Работа проводится регулярно по мере трудности текста изучаемого на уроке.) (Наборы написаны на таблицах блоках или отдельных карточках).

а)   Мздо         здво

      Нстя           стра

     Тдал            ктор

     Вздра          вспря

     Льбиц

б)   тра         сча           дра

      вспа        мра         лма       жня

      взби        бла         брав      тво

      нтски      дра         дла        рби

      вскро      вра        лта          рды

в)  вздре      гость      струя

     нство      рознь     лесть

     зовью      длам      вскри

    чтить      сбить      дцем

                 шным       встра

г)  бра      гре      сты

     гла      спы     рка

     стра    зри     рчи

     тва     грал    рны

5. Постановка пауз, логических ударений, соблюдение интонаций.

Основой выразительного чтения детей является понимание смысла читаемого текста. С каждым этапом овладения техникой чтения выразительность должна подниматься на определённую ступень, поэтому важно соблюдать последовательность и способы действий при обучении.

   Авторы рекомендаций «Преодоление трудностей» М.И.Оморокова, И.А. Раппорт, И.З.Постоловский ставят следующие задачи:

- умение определять задачу чтения, понимать подтекст;

- воображение при чтении (творческое, воссоздающее);

- постановка пауз с опорой на знаки препинания;

- постановка пауз между словосочетаниями;

- постановка психологических пауз (смена мыслей, настроений);

- постановка логических ударений (устные практические упражнения, совершенствование устной речи)

- объяснение тона, темпа чтения в зависимости от содержания текста;

- упражнения в системе (примеры берутся из читаемого на уроке текста)

                             6. Развитие памяти.

   Установлено, что техника чтения зависит от оперативной памяти ученика. Для развития оперативной памяти рекомендуются такие упражнения.

  1. Зрительные диктанты.

(Тексты подобраны украинским профессором И.Т.Федоренко)                                           № 1                                                                  

Тает снег.

Идёт дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел.

Запели птицы.

Поле опустело.

№2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берёз.                                            

  № 3.

Прилетела птичка.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учиться.

                                               № 4.

Дятел долбил дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней запушил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

                                                 № 5.

Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

                                № 6.

Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стёрли пыль с доски.

Колхозники работают на лугу.

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле берёзовой рощи

№ 7.

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело тёплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

   Время работы с наборами для диктантов два месяца, за это время при правильной методике развивается оперативная память.

                            Правила проведения диктантов.

1)на доске пишут шесть предложений набора и закрывают;

2)открывают первое предложение. Учащиеся в течении времени читают глазами;

3) учащиеся записывают предложение по памяти. (Если учащийся не запомнил, на первых порах ему разрешается списать у соседа);

4) затем следует работа со вторым и последующими предложениями;

5) если большая часть учеников не успевает запомнить предложения, то на следующий день работу надо повторить. И так до тех по, пока все дети не будут писать самостоятельно. На каждый набор в среднем уходит 3-4 дня. 18 наборов 54-56 дней.

   Диктанты обязательно пишем ежедневно. Если предложения из наборов не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными другими.

2. Словарные (зрительные, слуховые, картинные) диктанты.

3. Упражнение «Фотоглаз». Показывают тренажёр – таблицу на 1-2 секунды для запоминания. Учащиеся называют то, что запомнили.

   Учитель изготавливает дидактические тренажёры, таблицы с блоками картинок по теме: пирамиды слов, набор предложений.

                             Примерные блоки

1)ученик                                              2) позёмка

  ученье                                                  метель

   учёный                                                вьюга

   учитель                                               буря

  1. Чтение – вот лучшее ученье.
  2. дружба                                       мужественный

   товарищество                              смелый

   коллектив                                    ловкий

  синица                                          снегирь

           воробышек                                   ворона

   Восприятие и понимание – основной «продукт» чтения любого текста. Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и её автору.

   Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом.

  1. Работа с текстом до чтения.
  2. Работа с текстом во время чтения.
  3. Работа с текстом после чтения.

                      Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

- Антиципация (прогнозирование предстоящего чтения)

- Самостоятельно – по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение направленности текста, выделение его героев.

- Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся.

 Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

                     Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интепретации (истолкование, оценка)

- Первичное чтение текста. Выявление первичное восприятие.

- Перечитывание текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

- Беседа по содержанию в целом.

 Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

                               Работа с текстом после чтения.

         Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с    авторским замыслом.

- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Знакомство с писателем.Работа с дополнительными источниками.

- Соотнесение видения художника с читательским представлением.

- Творческие задания, опирающиеся на какую – либо сферу читательской деятельности.

Творческие задания предполагает самостоятельность ребёнка.

а) Составить план (самостоятельно, в парах, в группе)

б) «Проиллюстрируй…2

в) «Сочини…»

г) «Придумай…»

д) Структурная модель текста.

Главная задача взрослого – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

                                   Сфера осмысления содержания

Рассказ о герое, событии.

Выборочный и краткий пересказ.

Составление плана.

Постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на вопросы.

   Довольно часто на уроках используем такой вид работ, как чтение трудных слов с доски или с последующим объяснением значения этих слов.

Шаталов говорил, что ребёнок на уроке говорит лишь 2 минуты. Поэтому  можно использовать  на уроке такие приёмы чтения, чтобы учащиеся как можно больше читали вслух на уроке, как:

  1. чтение «буксир» (учитель или учащийся ведёт за собой класс)
  2. чтение «молния» (чтение скороговоркой на время)
  3. «мнимое слово» (на доске отрывок, в котором пропущено  или заменено слово)
  4. игра «прятки» (учитель прячется в тексте, ученики ищут место в тексте, где читает учитель, и начинают читать вслух за учителем)
  5. «буксир молча» (учитель или ученик читает быстрее, а дети догоняют глазами; для проверки учитель делает ошибку, дети исправляют)

         Комплексная работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся.

Изучая педагогическую литературу, статьи педагогов – новаторов можно сформировать и развить навыки чтения, привить культуру и явный интерес к чтению книг по собственному выбору своим детям. 

Урок  чтения

Тема: И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей»

Цель: способствовать усвоению детьми, находить мораль – поучение в произведении;

создать условия для того, чтобы видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;

содействовать  выражению мысли посредством выразительного чтения;

развивать художественный вкус.

Оборудование:

учебник по чтению для 2 класса, портрет И.А.Крылова, рисунки детей, тренажёры для артикуляционной гимнастики.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Ребята, какое у вас настроение?

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Подготовка речевого аппарата к работе.

1). Ритмические упражнения вдох – выдох (дольше вдыхать) через рот, через нос.

2.) чередование губ – в улыбке, трубочкой.

3.) Наказать непослушный язык. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая его губами, произнести звуки «Пя-пя-пя».

4.)Лошадки. Пощёлкать кончиком языка  (как лошадка цокает).

5.)Скороговорка. (с хлопками)

Возле горки на пригорке

Стоят 33 Егорки,

(пауза – вдох), (на медленном выдохе считать)

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка,

(… и до 7 Егорок) (снова пауза – вдох и на выдохе считать дальше)

Восемь Егорок…

3.Работа над басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Учитель дважды читает басню «Стрекоза и муравей», используя приём разночтения одного т того же текста: осуждения и любования.

- Что вы поняли?

- Сначала вы прочитали басню, осуждая Стрекозу за её беспечность, легкомыслие, ветреность. А когда вы читали её во второй раз, мы вдруг увидели, как вы любуетесь изящной, красивой Стрекозой, хрупким созданием природы – живым нарядным цветком.

- Я предлагаю вам прочитать басню про себя, а потом мы послушаем, какие чувства передаст при чтении каждый из вас. Вы можете передать только то чувство, которое испытываете сами.

Дети читают про себя, вслух, потом все вместе пытаются разобраться, как же они относятся к Стрекозе и Муравью.

- А как вы относитесь к Муравью?  Во всём ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

   Ответы детей. Мнения могут разделиться.

4.Физкультминутка.

5. Работа над басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и Муравей».

Запись на доске.

Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».

Дети читают басню вслух.

- Какую басню вам интереснее было читать: первую или вторую?

- Обе басни рассказывают об одном событии. Но Толстой пересказал басню Эзопа прозой. У него нет созвучий – рифм. А басня Крылова стихотворная, мелодичная, звучная, поэтому её читать легче.

- Как вы понимаете выражения, записанные на доске? Прочитайте сначала первые два выражения, а потом – третье и четвёртое.

   На доске.

  1. Зима катит в глаза.
  2. Неожиданно наступила зима.
  3. В мягких муравах у нас.
  4. В мягкой траве   у нас.

- Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?

- Стихотворные строчки Крылова созвучные, складные, поэтому их легко читать и легко запоминать.

- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ Крыловым в этой басне.

- он осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), чёрствость и эгоизм.

6. Итог урока.

Прочитайте главную мораль басни.

7. Домашнее задание.

– Выучить наизусть басню Крылова «Стрекоза и Муравей», нарисовать одного из героев                                    

                                   4 класс (1-4)                  

Тема: Путешествие по стране  Лингвинии. Обобщающий урок.

Цель:

            1) создать условия для формирования умений и навыков правильно употреблять и писать  простые предложения с однородными членами, сложные предложения; сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков,

2) способствовать активной деятельности учащихся через разнообразные виды деятельности: фонетический разбор слова, грамматический разбор предложения, самостоятельное выполнение упражнения.

3) содействовать развитию личности учащихся, развивать и обогащать речь, творческое воображение через слово.

4) использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию в обучении,

5) проконтролировать знания учащихся с помощью текста.

Оборудование: учебник Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В. Пронина « Русский язык» 4 класс, В. В. Волина « Этимологический словарь», презентация урока.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Объявление темы урока.

Сегодня на уроке будем путешествовать по стране Лингвинии.

Это наше не первое путешествие. Что такое лингвистика?

( Лингвистика – это наука о языке.)

Посетим город Орфографию. Свернём в переулок Словарный. Обязательно дойдём до площади « Это интересно». Во время путешествия у нас, конечно, будут привалы – остановки.

А тема нашего маршрута – Повторение, обобщающий урок.

Открыли тетради, записали число.

Девятое апреля. Разберите по составу.

Что такое окончание?

( Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.)

Что такое основа слова?

( Основа слова – это часть слова без окончания.)

 Что такое корень?

( Общая часть родственных слов называется  корнем.)

Какой частью речи выражено?

( Порядковым числительным.)

3.Чистописание.

 На доске и в тетрадях учащихся прописано учителем.

Его

У него

На какое правило написание?

( В начале местоимения после предлогов прибавляется н.)

Определите лицо, число, падеж у этих местоимений.

 Для того, чтобы попасть в страну Лингвинию, нам необходимо преодолеть границу Фонетики, которая крепко, надёжно охраняет рубежи своей любимой Лингвинии.

Что такое фонетика?

( Фонетика – это учение о звуках.)

4.Фонетический разбор.

На данном этапе урока использую дифференцированный подход. Класс разделён на три группы. Первая группа – сильные дети, вторая группа – средние, третья группа –слабые ребятишки.

Ученик у доски разбирает местоимение – у него (1 и 2 группы класса), второй ученик местоимение – с ним (3 группа класса).

Определите лицо, число, падеж местоимения.

Вот мы дружно вошли в Лингвинию и оказались в её главном городе – Орфографии.

Что такое орфография?

( Орфо – правильный, графо – пишу.)

Увидеть красоту этого города, узнать новое, по – настоящему познакомиться с ним можно пройдя по главной улице города, его перекрёсткам, площадям. Давайте посмотрим глазами.  

5.Гимнастика для глаз.

6.Словарный диктант.

 Заглянем в переулок Словарный. Я буду показывать картинку с изображением, карточку слова с пропущенной буквой или просто называть слово, а вы записывать в тетрадях.

Футбол, у меня, здравствуйте, за нами, хоккей, к тебе, до свидания, перед ними, президент.

Два ученика записывают у доски за ширмой, остальные в тетрадях.

Взаимопроверка тетрадей. Затем проверяем работу ребят у доски.

Составьте предложение со словом президент.

На какие группы можно разделить слова.

( По слогам, по склонениям, игры, слова вежливости, существительные, местоимения.)

7. Письмо по памяти.

А сейчас будем путешествовать по улицам. Постараемся их запомнить. Но будьте внимательны, могут быть и  « ловушки».

На доске записаны предложения:

Повеяло тёплым ветром

татарстан – ты зелёная колыбель.

Миша принёс шахматы, и мы с ним сыграли.

« Ловушки»:

В первом предложении не поставлена на конце точка.

Во втором предложении слово Татарстан написано с маленькой буквы.

Весь текст закрыт, поочерёдно открываю предложение- показываю, дети самостоятельно находят ошибку, исправляют, запоминают предложение и грамотно записывают.

Сделаем остановку – привал. Проверим записанное.

Где были «ловушки»?

( В первом и втором предложениях.)

Объясните.

Назовите в этих предложениях местоимения, определите лицо, число, падеж.

Проведём грамматический разбор последнего предложения.

Один ученик комментирует у доски.

8.Орфоэпическая зарядка.

Сделаем привал. Я читаю слова, возможно неправильно, а вы исправляете.

Дремота, звонит, начал, красивее, понял, зевота, документ, магазин.

Отдохнём.

9.Физкультминутка.

Мы немного отдохнём…

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Дети выполняют движения.

10.Наконец – то мы добрались до площади «Это интересно».

Откуда  пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко – другое, не исказив смысла? Поиском ответа на этот вопрос занимается фразеология

( наука о значении и происхождении устойчивых выражений).

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово  употреблено и к месту, и ко времени.  «Хромое слово – хромая речь» – гласит пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не  «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. В наш словарик мы будем включать и пословицы, и поговорки, и крылатые слова, выражения.

Итак, отправимся в путешествие за новым крылатым выражением.

Мы пахали.

Это выражение пришло из басни И. Дмитриева « Муха».

Муха весь день сидела на рогах быка – труженика и вечером с гордостью заявляла: «Мы пахали». Так обычно говорят про людей, которые хотят примазаться к чужой славе, приписать себе чужие заслуги.

Какого лица местоимение?

Составьте предложение.

11.  А теперь попытаемся взобраться на одну из вершин страны Лингвинии. Она называется Самостоятельная работа.

Открыли учебник А. В. Поляковой « Русский язык» 3 класс на странице 24. Выполните упражнение 52.

Первое предложение разбираем с классом, далее дети выполняют самостоятельно.

После выполнения проверяем работу.

12. Итог. Понравилось ли вам путешествовать? Что вам запомнилось в этой стране? Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

Выставление оценок.

13. Домашнее задание. Упражнение 50. Составьте и запишите предложения с местоимениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учись читать.

Дидактический материал для первоклассников. При помощи этой презентации ребёнок учится читать по слогам....

Родительское собрание "Ребёнок учится читать"

Данное родительское собрание может быть проведено во 2-4 классах с целью развития у родителей интереса к формированию у детей желания читать....

"Сказочная азбука. Играем, учимся читать" (Книга для дошкольников и их родителей) Авторы: Малютина Н.П., Писмарёва Н.В.

Книга предназначена для дошкольников и их родителей. Пособие поможет ребенку сделать первые шаги в обучении чтению. В книге представлены несложные занимательные упражнения , которые превратят занятия ...

Памятка "Учись читать выразительно"

Памятка поможет ученику приготовить выразительное чтение любого текста....

Учим читать с Сергеем Михайловым

Данная статья предлагает знакомство с авторскими методиками Сергея Михайлова по обучению детей чтению....

Статья "Учиться читать, чтоб учиться читая".

Начиная с 90х годов 20 века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого каждого человека , как условие его развития, а так же условие развития нации в целом. ...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...