конспект урока литературного чтения "Тайна сатиры и юмора. Н.Н. Носов «Федина задача».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения  в 4 классе УМК "Школа 2100"  из раздела "Век XX. Новые встречи со старыми друзьями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_fedina_zadacha.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

(4 класс, УМК «Школа 2100)

Тема раздела: Век XX.Новые встречи со старыми друзьями.

Путешествие 13. Смешные книжки.

Тема урока: Тайна сатиры  и юмора. Н.Н. Носов «Федина задача».

Цели:

  • знакомство с понятиями «сатира» и «юмор»;
  • знакомство с новым произведением Н.Н. Носова «Федина задача»;
  • совершенствование навыков выразительного чтения и глубокого анализа текста;
  • развитие речи, логического мышления,  чувства юмора и творческих способностей обучающихся;
  • формирование нравственных качеств обучающихся.

Задачи:

1. Предметные:

- высказывать и аргументировать  своё отношение к  прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

- видеть в художественном тексте средства выразительности;

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

- прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

     в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

3. Личностные:

- формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.

    - формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, диск «Детям о писателях» ( видеоуроки, ООО «Компэду» 2014), учебник «Литературное чтение»  (4 класс, часть 2, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Баласс, 2011), толковый словарь, предметы для инсценировки, записи песен из рассказа, карточки с дифференцированными заданиями, записи на доске.

Ход урока

I. Организационный момент. Настраивание на деловой лад.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

- Сегодня на уроке много гостей. А гостям мы всегда рады, так ведь, ребята. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.

Начнем урок с речевой разминки.

II. Речевая разминка  Работа над скороговоркой.

-Кто познакомит нас с новыми скороговорками?

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

-Все ли слова понятны?

-А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

Читаем шёпотом

Немного громче

А теперь читаем громко и внятно

Читаем каноном

Читаем скоро и быстро ( 2 -3 ученика)

- Каков характер скороговорки?  (шуточный).

III. Проверка домашнего задания. Ответ на вопросы учителя (учебник закрыт).

-Какое  произведение мы закончили  изучать?  («Тимур и его команда»).

- Кто его  написал? (А.П. Гайдар)

- Что вы можете о нём рассказать?

- Понравилось ли вам его произведение? Чем?

(Ответ на вопросы на стр. 149)

- Каким вам представляется Тимур? Почему именно его выбрали командиром?

- А есть ли смешные моменты в этом произведении? Приведите примеры.

IV. Определение темы и постановка целей.

- Сегодня мы продолжаем путешествие в мир литературы 20 века.

- Как вы думаете, о каких по характеру произведениях мы будем сегодня говорить? (о смешных).

- Итак, какова же тема? (Смешные книжки).

(Путешествие тринадцатое.

Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры.)

Учитель. Определите, пожалуйста, на какой вопрос нужно найти ответ сегодня на уроке? Герои повести А. Гайдара, тимуровцы, действовали тайно, значит и нам предстоит разгадать тайну юмора и сатиры. Что значит  «разгадать тайну»?

Ученик. Узнать, что это такое.

Учитель. Да, мы должны определить, что же такое «юмор», а что «сатира». А поможет нам «чистокровный детский юморист». Так этого человека называл уже знакомый нам Сергей Сивоконь. Кто же это? Попробуйте догадаться. Вам секретный ящик от Тимура. В нём конверты с заданиями для групп и некоторые предметы.

V. Актуализация опорных знаний.

(Учитель по очереди достаёт из секретного ящика предметы. Учащиеся высказывают свои предположения.)

• Игрушечный щенок. (Учитель говорит: «Его зовут Дружок.»)

• Шляпа.

• Автомобиль (игрушечный).

• Каша (в упаковке).

(Конверты с отрывками из произведений Н.Носова для  обсуждения в группах).

1.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазеры»)

2.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:

- Вот я тебя проучу как следует!.. («Карасик»)

3.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?“ («Заплатка»)

4.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы»)

5.Отгадывай  название  произведения по отрывку:

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее". Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх…(«На горке»)

6. Закончи фразу.

Штаны у Бобки были замечательные:

 - школьные

 -солдатские

 - спортивные

 -джинсовые. ( «Заплатка»).

VI. Изучение нового материала.

        1. Продолжение открытия темы.

- Кто автор всех этих произведений?

- О ком мы сегодня будем говорить? (Н. Носов).

        - Правильно. Николай Николаевич Носов – замечательный писатель, удивительной и интересной судьбы человек. И мы познакомимся ещё с одним его произведением.

- Каким? Отгадайте. Ачадаз анидеф. («Федина задача»).

        - Ещё о чем мы будем говорить? (О сатире и юморе).

        - Как вы понимаете значение слова “сатира” и значение слова “юмор”?

        2. Работа с учебником по тексту статьи.

 - А сейчас я прошу вас открыть учебник и прочитать название “Путешествия”.

        - Какое оно? (самостоятельное).

        - Предлагаю вас самостоятельно прочитать и разобраться, а потом ответить на вопросы, записанные на доске.

1.        Кого называли “чистокровным детским юмористом”?

2.        Почему Н. Носов не обижался, когда его называли сатириком?

3.        Зачем нужен сатирический жанр в литературе?

4.        Чем сатира отличается от юмора?

Учитель. «Сатира и юмор – разные формы смешного в литературе. Юмор – осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования, гневный смех».

- Кто дал такие определения сатиры и юмора?

Ученик. Николай Николаевич Носов.

Учитель. Давайте прочитаем определение этих же понятий в толковом словаре. (Открывается запись на доске и одновременно двое заранее подготовленных учащихся показывают остальным толковый словарь и читают определение оттуда. Запись на доске дублирует текст словаря.)

Ученик. «Юмор (англ. humour) – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от сатиры таится серьёзное отношение к предмету смеха и даже оправдание «чудака»».

Ученик. «Сатира (лат. satira) – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными».

Учитель. Вы смогли почувствовать, в чём же различие этих двух понятий?

Ученик. Юмор сочувствует, оправдывает, а сатира – негодует над чем-то порочным .

Учитель. Всегда ли легко разграничить их?

Ученик. Нет.

Учитель. Прочитайте, как об этом говорит Носов.

Ученик. «…трудно бывает провести границу между сатирой и юмором, то есть ответить на вопрос: та или иная черта характера вредна только для самого человека (героя произведения) или начинает быть опасна для других? Если только для него – автор и осуждает, и сочувствует герою одновременно (ведь в остальном – хороший человек!). А возможен случай, когда сочувствие и вовсе исчезает. За этой гранью начинается сатира».

Учитель. Попробуйте сами объяснить, кто такие сатирики.

Ученик. Сатирики – это люди, которые в своих произведениях осмеивают недостатки других.

Учитель. Для чего нужны «сатира» и «сатирики»? Прочитайте, как об этом говорит Носов.

Ученик. «Писателя не станут читать, если он не будет говорить людям правду. Но поскольку не всякую правду приятно слушать, то лучше говорить эту правду, смягчив немножечко шуткой. Получается и смешно, и приятно, и полезно. Это и есть сатира. А сатирики – это люди, которые смягчают жизненные удары, чтоб нам не было так уж больно. В общем, хорошие люди, полезные».

- Что острее и обиднее: юмор или сатира?

-“Человек с чувством юмора” – о каких людях так говорят? А есть ли среди вас такие люди?

4. Постановка проблемного задания к теме.

- После текста “Путешествия” написаны слова автора. Найдите и зачитайте вопрос, на который нам предстоит ответить (Мы должны определить, с каким отношением автор осмеивает героев – гневным или сочувственным).

5.Постановка задачи на ближайшие уроки.

- Мы с вами на ближайших уроках будем читать рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, стихи Агнии Барто. Наша задача: подумать, сатирические или юмористические произведения включены в этот раздел.

6. Физминутка «В траве сидел кузнечик».

- Кстати, слова этой песни написал Н.Носов.

7. Работа с произведением до чтения.

- Мы начинаем читать новое произведение. Наши действия? (составление плана).

- Работаем  с иллюстрацией и с заголовком. (Глядя на иллюстрацию, я думаю, что речь пойдет о …).

- Мы узнаем, правы вы или нет, только после того, как прочитаем произведение.

8. Словарная работа.

Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России.

Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель.

Рокочущий бас – громкий грубый голос.

Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение), глупый человек.

Кафтан – старинная мужская верхняя одежда,  удлиненный пиджак.

9. Инсценирование рассказа «Федина задача».

10. Работа с текстом после чтения.

- Какие вопросы возникают после прочтения произведения?

-Откуда пришёл Федя? (с катка)

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат)

- А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку)

-Что можно сказать про Федю? (не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки)

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки

- Что будет дальше и почему?

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел)

- А как бы вы поступили?

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)

- Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей)

Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя? (выборочное чтение)

-Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу)

•        О чем хочется спросить автора произведения?

•        Расскажите, каким вам представляется Федя?

•        Какой у него характер?

•        Можно ли сказать, что Федя – человек с чувством юмора? Почему вы так думаете? Объясните.

•        Нравится ли вам Федя? Почему?

•        А как относится автор к своему герою? (Осмеивает).

•        Почему вы так думаете?

•        Найдите строки, где автор смеется над Федей. (20 раз прочитал задачу и все равно ничего не понял).

•        Как вы думаете, просто так автор написал рассказ или же есть авторский замысел, “спрятанный между строк”?

•        Что здесь присутствует: юмор или сатира? (Жанр мягкой, доброй сатиры. Он не высмеивает Федю, а на его примере предлагает читателю задуматься над собой).

•        Как вы думаете, автор все выдумал?

•        А может быть все это на самом деле?

•        Не случилось ли с вами подобное?

•        Зачем автор написал такой рассказ? (Чтобы дети, смеясь над своими недостатками, избавлялись от них).

•        Вот мы и пришли к ответу на вопрос: зачем нужна сатира?

•        Ваши ассоциации с фамилией Носов?

•        Ваше отношение к писателю, какое представление сложилось у вас о личности писателя?

•        Глядя на портрет, каким вы его себе представляете? Какой он человек?

•        Если бы автор этих замечательных произведений был сейчас здесь, какой бы вы ему вопрос задали?

11.Закрепление изученного.

1).Восстановление деформированного плана.

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок.

План (который должен получиться):

1.Дома никого не было.

2.Он отрегулировал репродуктор

3. Из репродуктора послышались звуки рояля

4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

5. Пойду лучше к Юре Сорокину.

План:

(восстанови последовательность смысловых частей)

□ Из репродуктора послышались звуки рояля

□ Дома никого не было

□ Он отрегулировал репродуктор

□ Пойду лучше к Юре Сорокину.

□ Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново

-Что увидели? (цитатный план)

-Соответствует ли план последовательности событий?

-Какое задание нужно будет выполнить? -Поработайте в группах.

-Проверим по доске. (на доске появляется план, дети проверяют).

2.  Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

1) Ум хорошо, а два лучше.

2) Делу время, потехе час.

3) Сделал дело, гуляй смело.

4) Какие труды, такие и плоды.

5) Без охоты нет и работы.

3. Тест « Проверь себя»

1. Как звали главного героя?

А) Слава Б) Костя В) Федя

2. Откуда пришёл главный герой?

А) из школы Б) с катка В) из магазина

3. Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза

4. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

А) 6 Б) 7 В) 5

5. Какая фамилия была у друга?

А) Воронин Б) РыбкинСорокин

Ответы на тест

1.В

2.Б

3.Б

4.Б

5.В

12. Биография писателя. Видеопрезентация.

- Если вы спросите любого взрослого или ребенка: “Знаете ли вы писателя Н. Носова?” И любой, прежде чем ответить “да” – улыбнется, так как книги Носова приносят в дом добрый, веселый смех. Благо и радость, если в каждой семье живет смех. Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. И может в его произведениях вы встретите знакомых.

- Если вернуться к началу урока (к вопросу № 4), как вы думаете, что такое сатира и что такое юмор?

Послушайте, как он рассказывает о себе, и попробуйте ответить на вопрос, почему Носов стал именно детским писателем. (Читает заранее подготовленный ученик.)

Ученик. «Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем».

Учитель. Почему же Носов стал именно детским писателем?

Ученик. Он хотел рассказать детям о них самих.

А как вы думаете читали ли его книги ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, если они издаются с 1938 года?

Ученик. Скорее всего читали.

Учитель. Почему рассказы Носова не стареют и всё так же интересны?

Ученик. В них много юмора.

Ученик. Они увлекательны.

Ученик. Дети – герои произведений – наши ровесники. С ними происходит много интересного.

Ученик. Часто в рассказах мы «видим» себя или своих друзей.

Учитель. Совершенно верно. Носов заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

 13.Итог. Проблемный вопрос:

 -Почему Федя не мог решить задачу? (Федя имел плохую привычку – одновременно с  выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор)

 - Нет ли среди вас таких детей?

 - Чему нас учит это произведение?

 - Как вы выполняете домашние задания? Есть у вас свой уголок, где можно спокойно готовить домашние задания?

Вывод:

 Если бы Федор  не включал музыку, он решил бы задачу быстро, несмотря на то, что она сложная.

14. Рефлексия.

- Сегодня я узнал…

- Для себя я сделал вывод…

- Мне понравилось…

VII. Выставление оценок за работу на уроке.

 Благодарность детям

 - А вот такие книги у нас имеются в школьной библиотеке, можете взять их и прочитать.

VIII. Домашнее задание (вариативное)

Домашнее задание.

- Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам? (подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, составить синквейн, подготовить сообщение об авторе)

1.Прочитать рассказ

2. Решить  задачу из рассказа.

3. Сочинить рассказ «Федя у друга» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Н.Носов "Федина задача"

Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н.Н. Носов " Федина задача" 3 класс.

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России". Урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Н. Носов "Федина задача" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с биографией Н. Носова, знакомство с рассказом «Федина задача», формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информа...

Урок литературного чтения в 3 классе "Н.Носов "Федина задача"

Урок для 3 класса по УМК "Школа России""....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Федина задача"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве  Н.Н.Носова, произведении «Федина задача» Задачи урокаДидактические:уметь находить слова...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Н.Н.Носов "Федина задача", УМК "Школа России"

Тип урока:ОНЗЦель урока: формирование представления о произведении Н.Н.Носова «Федина задача».Задачи урокаДидактические:1 Познакомить с биографией автора2 Учить сопереживанию героям, чувст...