Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе по теме "Авторская волшебная сказка: вглядываемся в черты нового героя. Ш. Перро "Мальчик с пальчик".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Савченко Ирина Фёдоровна

Конспект урока внеклассного чтения по хрестоматии для 2 класса Н.А. Чураковой, В.Ю. Свиридовой ("Система Л.В. Занкова")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

2 класс.

МБОУ «Гимназия №7»,

город Батайск Ростовской области.

Учитель начальных классов - Савченко Ирина Фёдоровна.

Тема урока: «Авторская волшебная сказка: вглядываемся в черты нового героя. Ш.Перро «Мальчик с пальчик».

Тип урока: комбинированный.

Учебник: Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова. Хрестоматия, 2 класс. 2005 г.

Время проведения: III четверть, 26 февраля.

Цель урока: создать условия для ознакомления с фрагментами биографии и творчеством французского писателя Ш.Перро, его произведением, выявления идейного смысла сказки «Мальчик с пальчик», анализа данного произведения.

Задачи урока: продолжить знакомить детей с биографией и творчеством Ш.Перро; выяснить идейно-смысловое содержание сказки «Мальчик с пальчик»; активизировать «вдумчивое чтение»; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи; формировать читательскую самостоятельность, воссоздающее творческое воображение детей; способствовать развитию словарного запаса учащихся, расширению кругозора детей, развитию умения анализировать, обобщать, сравнивать; развивать всё многообразие психических процессов; содействовать воспитанию норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, чувства взаимопомощи, умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Планируемые результаты

Предметные: анализируют пословицы; сравнивают произведения одного жанра; определяют главную мысль произведения.

Метапредметные:

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения текста одного жанра, готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты.

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением; уважают мнение других.

Образовательные ресурсы::  учебник, выставка книг Ш. Перро, портрет писателя, карточки для словарной работы: «сообразительный», «смекалистый», «сметливый», «умный», «смышлёный», «находчивый», «смелый», «дальновидный»; для работы в группах на партах должны лежать перевёрнутые листы с текстами пословиц; карточки с номерами групп; песочные часы на 1и 5 минут;  в 3-х прозрачных кармашках на обратной стороне доски карточки для рефлексии; телевизор, видеомагнитофон и видеокассета с мультфильмом «Кот в сапогах»; магнитофон с записями песен о сказках; большие иллюстрации к сказкам для физминутки.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся
(осуществляемые действия)

Примечания

I.Организация детей на занятие.

II. Введение в тему урока.

III. Проверка первичного

восприятия текста.

IV. Составление картинного плана и сжатый пересказ.

V. Физминутка.

VI. Анализ произведения.

1) Работа в группах.

 2) Словарная работа.

3) Анализ произведения.

VII. Вторичный синтез.

  1. Беседа.

  1. Работа в группах.

  1. Просмотр фрагмента  мультфильма по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах».

VIII. Итог урока.

IX. Рефлексия

(Звучит песня-заставка к знаменитой телепередаче «В гостях у сказки»)

Учитель читает наизусть:

Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,

Никто не услышит о том в новостях.

Да мы и не думаем шум создавать,

А будем тихонько страницы листать,

Смеяться с героями, переживать,

Грустить, веселиться, о чуде мечтать

И снова забудем, дружок, впопыхах,

Что чудо-то держим с тобою в руках.

О каком чуде говорится в этих строках? (В этих строках говорится о книге.)

А почему книгу  мы можем назвать чудом? (Вместе с героями мы можем путешествовать по тем местам, где никогда не были; можем переживать чувства, эмоции главных героев.)

Ребята, а что вы любите слушать и читать больше всего? (Сказки!)

А кто сочиняет сказки? (Писатели, народ.)

Как называются сказки, созданные народом? (Народные.) Писателями? (Авторские.)

Ребята, давайте вспомним, какие вы знаете народные сказки и какие авторские.

Сейчас я покажу вам портрет одного известного французского писателя, а вы подумайте, имеет ли он какое-то отношение к нашему диалогу? (Дети могут узнать сказочника Ш.Перро или предположить, что это писатель, который сочинял сказки.)

Сегодня мы обратимся с вами к его сказке, которую Ш.Перро сочинил почти 300 лет назад. Вы прочитали уже её дома. Как она называется? («Мальчик с пальчик»)

Как вы думаете, Ш.Перро придумал эту сказку сам или использовал сюжет французской народной сказки? (Если кто-то из детей ответит, что Ш.Перро использовал сюжет народной сказки, то пусть попробует доказать свою версию.)

Кстати, на сюжет этой же самой французской народной сказки были придуманы сказки «Молодой великан» братьев Гримм и русская народная сказка «Мальчик с пальчик».

Дома вы прочитали эту сказку до конца. Вам понравилась она?

Я просила вас проиллюстрировать  дома момент из сказки, который вам больше всего запомнился, понравился. Давайте вспомним, с чего начинается эта сказка?

Кто изобразил это в своих рисунках?

Что произошло дальше?

А что было после этого?

И как развиваются события дальше?

Так что же было потом?

Каков же конец сказки?

Ребята, посмотрите на доску, мы только что составили с вами картинный план сказки «Мальчик с пальчик».

Молодцы,  ребята, хорошо потрудились дома: и внимательно прочитали сказку, и поработали над рисунками.

А сейчас немного отдохнём. Встаньте. Вам предстоит узнать сказку по зашифрованному тексту. (Смотри Приложение. Тексты читают подготовленные дети.) Если вы  узнали, о какой сказке идёт речь, найдите в классе иллюстрацию к ней и повернитесь в ту сторону.

1 сказка - «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Давайте, как Буратино, «подудим» в ключик.

2 сказка - «Приключения Чиполлино».

Чиполлино - это лук, мы от него плачем. (Изображают, как плачут.)

3 сказка - «Дюймовочка».

Дюймовочка поворачивает голову в одну сторону, чтобы насладиться ароматом прекрасного цветка. А  теперь в другую сторону. А вот она пытается дотянуться до очень высокого цветка. Вдруг пролетела пчела и рассыпала на Дюймовочку цветочную пыльцу. Девочка отряхивает её с себя. Вот теперь всё в порядке. (Дети имитируют движения  Дюймовочки.)

 Кстати, что объединяет эти сказки? (Это всё авторские сказки.)

А что использовалось в текстах-загадках? (Фразеологизмы.)

 Садитесь, мы продолжаем урок.

А сейчас давайте перечислим всех героев сказки «Мальчик с пальчик». (Мальчик с пальчик, его братья, папа, мама, жена людоеда, людоед.)

Ребята, теперь вам задание для работы в группах. (Дети заранее сидят по группам. На партах выставлены таблички с номерами групп.) Выберите любого героя этой сказки и, работая с текстом, найдите всё, что имеет отношение к описанию и характеристике этого героя. На листке бумаги делайте нужные пометки. Затем один ученик из каждой группы выступит с сообщением о герое сказки. Если какая-нибудь группа подготовит сообщение о том же герое, что и у вас, то вы только то добавите, что ещё не прозвучало. Если вам нечего добавить, так и скажите. На подготовку вам – 5 минут.

( Краткие выступления групп.

Например:

- Я хочу рассказать о Мальчике с пальчик. Мы считаем, что он был сообразительный, так как …)

Посмотрите,  на доске у нас появились слова, характеризующие главного героя сказки. Давайте прочитаем их хором.

Что заметили? (Это всё положительные качества. Есть слова-синонимы.)

А могут ли пригодиться вам в жизни эти качества?

Итак, как вы думаете, почему же почти все группы рассказывали о Мальчике с пальчик? (Это главный герой сказки.)

Так почему сказка называется «Мальчик с пальчик»? (Это имя главного героя.)

Пригодился ли по ходу событий сказки его необычайно маленький рост? Подтвердите словами из текста.

( С.128: А Мальчик с пальчик во время их разговора не спал: он забрался под скамейку…

С.128: Чуть свет вышел он потихоньку из дому…

С.131: Мальчик с пальчик выбрал дерево повыше и влез на самую его верхушку…)

Ребята, есть ли такой момент в начале сказки, который, может быть, вам трудно понять или принять? Найдите, где об этом говорится в тексте.

(С. 127: Давай лучше заведём их в лес и там оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти.)

Был ли выбор у дровосека в тот момент? Зачитайте.

(С.127: Ты сама видишь, мне детей не прокормить. А каково нам будет, когда наши ребятишки станут у нас на глазах один за другим умирать от голода?)

Как вы думаете, любили ли родители своих детей? Найдите подтверждение этому в тексте.

(С.127:

- Как! – в ужасе воскликнула жена дровосека. – Неужели мы должны сами бросить своих детей на погибель?

    У дровосека у самого сердце сжималось от горя, но он принялся уговаривать жену…

    Пришлось ей согласиться, и она легла спать, заливаясь слезами.

С.129:

Но им и кусок в горло не шёл…

Важно ли, сколько детей было у  дровосека с женой? (Важно. Когда детей много, их трудно прокормить.)

А то, что среди них – 3 пары близнецов? (Важно, ведь самые старшие не будут ещё достаточно взрослыми, чтобы помогать отцу зарабатывать деньги.)

Помните, сколько было лет Мальчику с пальчик? (7)

Как вы думаете, случайно ли это? (Волшебное число есть в каждой сказке. 7 – это волшебное число в этой сказке: 7 сыновей, 7 лет Мальчику с пальчик, 7 дочерей у людоеда.)

Кстати, у самого Ш.Перро в семье было пятеро детей. И, как вы думаете, кто был самый младший? (Шарль.)

Да, можно предположить, что Шарль как бы представлял себя в роли Мальчика с пальчик, когда сочинял эту сказку.

Итак, мы выяснили, что 7 – волшебное число в этой сказке. А где мы с вами уже встречались с волшебными числами? ( В русских народных сказках.)

А что в сказке повторяется? (Одно и то же действие главного героя.) Сколько раз? (3)

Итак, мы подошли к самому главному. Давайте постараемся ответить на важный вопрос: что же играет в этой сказке ведущую роль: волшебство или смекалка, находчивость, смелость героя? (Хотя сказка и волшебная,  главным является находчивость, смелость героя.)

А теперь переверните листы, которые лежат у вас на столах, и прочитайте пословицы, которые там записаны. (Смотри Приложение.)

Обсудите в течение минуты в своих группах, какая из них отражает главную мысль сказки «Мальчик с пальчик». (Подходят все, кроме №2.)

Ребята, на уроках литературного чтения  мы с вами читали ещё одну из  сказок Ш.Перро – это «Кот в сапогах». Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма по этой сказке, а после вы ответите на такой вопрос: что общего в этих двух сказках – «Кот в сапогах» и «Мальчик с пальчик»? ( Обе сказки волшебные, общий герой – людоед, одинаковая идея –  главный герой своим умом и смекалкой добивается счастья  для  дорогих ему людей.)

Итак, скажите, «Мальчик с пальчик» - это волшебная сказка, о животных или бытовая? (Это волшебная сказка.)

С творчеством какого писателя мы продолжили сегодня знакомство?       (Французского писателя Ш.Перро.)

Что нового узнали о жизни Шарля Перро? (Он был 5-ым и самым младшим ребёнком в семье, брал сюжеты для своих сказок из французских народных сказок.)

Выставление отметок. Похвала.

И в заключение урока ребята хотят прочитать вам стихи, посвящённые автору всех этих сказок – Ш.Перро.

1.Как бы мне хотелось

  Жить в волшебном доме,

  Где хранятся сказки,

  Как  стихи в альбоме,

2.Где старушки-стены

  Сплетничают ночью

  Обо всём, что в сказках

  Видели воочию.

3.Где огонь в камине

  Создаёт уют

  И на книжной полке

  Чудеса живут.

4.Где в старинном кресле

  Чуть скрипя пером,

  Сочиняет сказки

  Друг наш – Шарль Перро.

Дорогие друзья, никогда не расставайтесь со сказками, пусть они ведут вас своими волшебными дорогами.

Предлагаю вам, ребята, подойти к доске и выбрать карточку в зависимости от того, понравился ли вам урок, не понравился или вы не знаете; а также поближе подойти и познакомиться с книжной выставкой  «Сказки Ш.Перро».

Дома вы прочитаете ещё одну его сказку – «Храбрый портной».                                                         

Поворачиваются таблички «АВТОРСКИЕ СКАЗКИ» и «НАРОДНЫЕ СКАЗКИ».

На доске портрет Ш.Перро.

По ходу  краткого пересказа дети по порядку прикрепляют свои рисунки на доске.

На боковых стенах класса висят иллюстрации к сказкам: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого, «Приключения Чиполлино» Дж.Родари и «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена.

Выставляются песочные часы на 5 минут.

До этого момента ламинированные карточки со словами висят на доске обратной стороной вверх на магнитах. Затем учитель переворачивает

карточки по мере употребления этих слов детьми:

СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ

СМЕКАЛИСТЫЙ

СМЕТЛИВЫЙ

УМНЫЙ

СМЫШЛЁНЫЙ

НАХОДЧИВЫЙ

СМЕЛЫЙ

ДАЛЬНОВИДНЫЙ

Выставляются песочные часы на 1 мин.

Звучит песня о сказках как фон.



Предварительный просмотр:

Приложения к уроку.

I. Карточки с зашифрованными сказками для физминутки:

  1. Его долго водили за нос и хотели оставить с носом. Но он не вешал носа, держал его по ветру, хотя иногда задирал нос и дальше своего носа не видел…
  2. Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки.  Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился не покладая рук.
  3. Она была такая крошечная, что никому не мозолила глаза. Решили лишить её воли сначала        

жаба, потом крот. Но нет худа без добра. Спасла малютку ласточка.

II. Карточки с пословицами:

  1. Мал золотник, да дорог.
  2. Голова с лукошко, а мозгов ни крошки.
  3. И сила уму уступает.
  4. Ум – это нечто гораздо большее, чем сила. Там, где сила бесполезна, выручит ум.
  5. Птица красна пером, а человек – умом.

III. Карточки для рефлексии:

ac418fbc776563499f754f6805d18a7fe518857de526dccd2e16e50bb0228fcaaef0dff961af4cbd9eb1375583548eba

не понравился        понравился                    не знаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laqu...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 2 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» со 2 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laq...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 3 частью; анализ всего отрывка; формирование навыка осознанного и выразительного...

План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"

В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....