Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Краснякова Ирина Владимировна

Рабочая  программа составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_lit_cht.docx75.16 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению  для 4 класса разработана в соответствии:

  1. С требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального  общего   образования (ФГОС НОО, М.: «Просвещение», 2009 год);
  2. С авторской программой  (Литературное чтение. Программа. 1-4 классы (авторы Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова): - М.: Вентана- Граф, 2012.-192 с.

 Рабочая программа разработана на основе  нормативных документов:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»   от 29 декабря 2012 г. № 273.

2.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

3.Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31марта  2014 г. № 253, г. Москва.

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15      

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373.

6.Приказ № 1576 от 31 декабря 2015 г. (зарегистрирован 02.02.2016г) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. №373

7.Основная образовательная программа начального общего образования БОУ «СОШ № 4»г. Калачинска Омской области

                            Цель предмета - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы  как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт, овладеть  основными видами  устной и письменной литературной речи:  способность воспринимать  текст    произведения , слушать и слышать  художественное слово , читать в слух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла; воссоздавать в своём воображении прочитанное и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах- подробно, выборочно, сжато,  творчески с изменением ситуации.

        Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню  подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

                                                                 Описание места учебного предмета в учебном плане

Общий объём времени, отводимого на изучение литературного чтения в 1-4 классах, составляет 502 часа.

Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

1 класс

4

32

128

2 класс

4

34

136

3 класс

4

34

136

4 класс

3

34

102

  1.  ч

2.Планируемые  результаты освоения учебного предмета  

Личностные результаты

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • учебно  познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  •  для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

                                                                                                 3.Содержание учебного предмета

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 7ч.

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы – 5 ч.

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».

Произведения  В.А. Жуковского – 4 ч.

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь»

Произведения А.С. Пушкина – 4ч.

«Осень»,»Дни поздней осени» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»;

Произведения  М.Ю. Лермонтова 3 ч.

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».

Произведения  П.П. Ершова – 4 ч.

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).

 Произведения   В.М. Гаршина – 3 ч.

Произведения русских писателей о детях– 3 часа

Н.Г. Гарин-Михайловский  «Детство Темы» (отдельные главы).

Произведения зарубежных писателей -11ч

В. Гюго «Козетта»

М. Твен  «Приключения Тома Сойера»

Х.-К. Андерсен  «Дикие лебеди», «Дети года»

В мире книг – 3 часа

 «Деятельность Ярослава», Руси  «Первая славянская азбука», «Первая печатная книга на Руси»

 Произведения Л. Н. Толстого – 8 ч

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

Произведения А.А. Блока – 3 ч.

«Россия», «Русская земля»,  «Рождество».

Произведения К.Д. Бальмонта – 5 ч.

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

Произведения А.И. Куприна – 3 ч.

«Скворцы».

 Стихи И.А. Бунина – 3 часа

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство»,  «Листопад»

Произведения С.– 4 ч.

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Стихи  Н. А. Заболоцкого – 3 ч.

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

 Произведения о детях войны – 1ч   К. Симонов «Сын артиллериста»

 Стихи Н. М. Рубцова – 3 ч «Берёзы», «Тихая моя родина».

Произведения С. В. Михалкова – 4 ч.  «Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

Юмористические произведения –6 ч.  Н.Н. Носов. «Федина задача»; В.Ю Драгунский « Тайное становится явным"

Очерки – 4 ч. А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки». А. И. Куприн « Сказки Пушкина»Путешествия. Приключения. Фантастика – 9 ч.Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Сроки проведения

        Тема урока

Количество часов

Контроль

План

Факт

                                                                                Произведения фольклора. Сказки, легенды, героические песни – 7 часов

 

1

02.09

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы

1

2

05.09

Произведения устного народного творчества. Русская народная сказка « Иван царевич и Серый волк».

1

3

07.09

Использование сюжетов и образов фольклора в русской народной сказке « Иван царевич и Серый волк».

1

4

09.09

 Яркость описания героя в  былине « Волх Всеславович».

1

5

12.09

Легенда – эпическое произведение. Легенда о граде Китеже.

1

6

14.09

Отличие легенды от сказки.  Легенда о покорении Сибири Ермаком. Особенности героической песни как лирического произведения: тематика, средства выразительности. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

1

7

16.09

Административная  контрольная  работа.

1

Контрольная  работа

                                                                                       Басни. Русские баснописцы - 5 часов

8

19.09

Басня – лиро – эпический жанр. И. А. Крылов « Стрекоза и Муравей».

Л. Н. Толстой « Стрекоза и муравьи». И. И. Хемницер « Стрекоза»

1

9

21.09

Драматизация произведений: выбор роли, игра её в соответствии с особенностями персонажа. А. Е. Измайлов « Кукушка».

1

Чтение наизусть

10

23.09

 

 Использование выразительных средств при чтении басни И. А. Крылова « Мартышка и Очки»

1

11

26.09

 

Проявление иронии автора при чтении басен. И. А. Крылов « Квартет».

1

12

28.09

Инсценирование произведений. Басня И. И. Дмитриева « Муха». Проверочная работа  по теме: «Русские баснописцы»

1

Проверочная работа  

                                                                                                              Произведения  В.А. Жуковского – 4часа

13

30.09

Знакомство с лирическим произведением: тематика, средства выразительности. В. А. Жуковский « Песня».

1

14

03.10

                                                                                                                                                                                                     

Передача настроения и чувств лирического героя в произведении В. А. Жуковского « Ночь»

1

 15                                                                                        

05.10

 Особенности авторского языка в сказке  В. А. Жуковского  « Спящая царевна»

1

16

07.10

Особенность образов, эмоциональных переживаний в сказке В. А. Жуковского  « Спящая царевна»

Проверочная работа по теме: Произведения В.А.Жуковского.

1

Проверочная работа

                                                                                                          Произведения А.С. Пушкина – 4 часа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

17

10.10

Передача восхищения поэта осенью. А. С. Пушкин « Осень», « Дни поздней осени…».

1

18

12.10

Средства выразительности при чтении стихотворений. А. С. Пушкин « И. И. Пущину».

1

Чтение наизусть

19

14.10

Описание событий в произведении И. И. Пущина « Записки о Пушкине».

1

20

17.10

Выделение особенностей художественного произведения в стихотворении А. С. Пушкина « Зимняя дорога».

Обобщение по теме: «Произведения А. С. Пушкина» Викторина « Что за прелесть эти сказки…»

1

                                                                                                                     Произведения  М.Ю. Лермонтова – 3 часа

21

19.10

Воспитание любви к Родине в произведении Лермонтова « Москва, Москва! …»

1

22

 21.10

                                                                                                                                                                           

Описание одиночества в произведении М. Ю. Лермонтова « Парус».

1

23

24.10

Сравнение лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова « Горные вершины», «Утёс»

Повторение по теме: «Произведения М. Ю. Лермонтова»

1

                                                                                                           Произведения  П.П. Ершова – 4 часа

24

26.10

Сравнение образов героев сказки П. П. Ершова. « Конёк – Горбунок».

1

25

28.10

Дружба человека и животного в сказке П. П. Ершова. «Конёк – Горбунок».

1

26

Осознание поступков героя в произведении  П. П. Ершова « Кто он?».

1

27

Обобщение по теме: « Русские поэты»

1

                                                                                                                    Произведения   В.М. Гаршина – 3 часа

28

Проверочная работа по теме «Русские поэты»

Отношение к животным в произведении В. М. Гаршина «Лягушка- путешественница».

1

Проверочная работа

29

Ироничное отношение автора к своим героям произведения. В. М. Гаршина « Лягушка – путешественница».

1

30

Сравнение произведений одного жанра разных авторов: В. М. Гаршина и П.П.Ершова.

1

                                                                                             Произведения русских писателей о детях– 3 часа

31

Дружба между человеком и животным в произведении Н. Г. Гарина – Михайловского «Детство Тёмы».

1

32

Главный герой, его характеристика. Н. Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы».

 1

33

 Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни.

1

                                                                                          Произведения зарубежных писателей – 11часов

34

Добро и справедливость в произведении В. Гюго « Козетта».

1

35

 

Главный герой, его характеристика в произведении В. Гюго « Козетта».

 1

36

Особенности рассказа: реальность событий в рассказе В. Гюго «Козетта».

1

37

Великий закон человеческих поступков в произведении М. Твена « Приключения Тома Сойера».

1

38

Отношение М. Твена к своему герою.  Приключения Тома Сойера».

1

39

Сравнение персонажей разных произведений,

М. Твена.Тест.

1

Тест

40

Авторские сказки, близкие к фольклорным. Х.-К. Андерсен « Дикие лебеди».

1

41

Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения в сказке  Х.-К. Андерсен « Дикие лебеди».

 1

42

Сравнение героев произведения, отношение к ним автора в сказке Х.-К. Андерсен « Дикие лебеди».

1

43

 

 Творческие пересказы текста сказки Х.-К. Андерсен « Дикие лебеди» от своего лица

1

44

Средства художественной выразительности используемые Х.-К. Андерсеном в произведении, «Дети года».

Проверочная работа  по теме: «Разножанровые произведения русских и зарубежных писателей»

1

Проверочная работа  

                                                                                                                            В мире книг – 3 часа

45

Заслуги  перед Отечеством Ярослава Мудрова, описанные в статье «Деятельность Ярослава» 

1

46

Знакомство с историей книгопечатания и первыми книгами на Руси  «Первая славянская азбука», «Первая печатная книга на Руси»

 1

47

Обобщение по теме: « Книги бывают разные» Викторина «Книга - твой друг, без неё как без рук»

1

                                                                                                                 Произведения Л. Н. Толстого – 8 часов

48

Герои и их поступки в произведении Л. Н. Толстого « Акула».

1

49

Отличие авторской сказки  от народной. Л. Н. Толстой «Два брата».

1

50

Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков в басне Л. Н. Толстого « Мужик и Водяной».

1

51

Научно- познавательное произведение о животных Л. Н. Толстого «Черепаха»

1

52

Научно – популярный рассказ: его назначение, особенности. Л. Н. Толстой « Русак».

1

53

Особенности жанра - былина. Л. Н. Толстой Былина « Святогор – богатырь».

1

54

Сравнение авторской былины Л.Н.Толстого «Святогор – богатырь» с народной былиной «Святогор». Творческая работа: «Рассказ о богатыре»

1

55

Обобщающий урок по теме: «Произведения Л. Н. Толстого»

1

                                                                      Произведения А.И. Куприна – 3 часа

56

Особенность образов, эмоциональных переживаний в стихотворении А. А. Блока « Россия»

1

57

Восхищение Русской землей в песне славе «Русская  земля»

1

58

Средства художественной выразительности в произведении А. Блока « Рождество». Тест.

1

Тест

                                                                         Произведения К.Д. Бальмонта – 5 ч.

59

 

Художественные произведения о Родине. К. Д. Бальмонт « Россия».

 1

60

 

Описание зимнего пейзажа в стихотворении  К. Д. Бальмонт « К зиме».

1

61

Использование эпитетов и олицетворений при описании  в стихотворении К. Д. Бальмонта « Снежинка».

1

62

Строфы и рифмы в стихотворении К. Д. Бальмонта « Камыши»

1

63

Сказочные существа, описанные  К. Д. Бальмонтом в произведении « У чудищ».

Искусство сочинять стихи. К. Д. Бальмонт» Как я пишу стихи».

1

Чтение наизусть

                                                                              Произведения А.И. Куприна – 3 часа

64

Знакомство с прозаическими  произведениями отечественных писателей-классиков. А. И. Куприн «Скворцы».

1

65

Отношение автора к героям  в произведении А. И. Куприна « Скворцы».

1

66

Отношение животного к человеку  в произведении. А. И.Куприна « Скворцы». Обобщение  по теме: прозаические  произведения отечественных писателей-классиков. Проверочная работа.

1

Проверочная работа.

                                                                                            Стихи И.А. Бунина – 3 часа

67

Картины природы в произведении И. А. Бунина « Гаснет вечер…»

1

68

Перекрёстные рифмы в стихотворении И. А. Бунина « Детство».

1

69

Картины природы в произведении  И. А. Бунин «Листопад»

Обобщение по теме: русские поэты.

1

                                                                                              Произведения С.Я. Маршака – 4 часа

70

Сила слова в произведении С. Маршака « Словарь».

1

Чтение наизусть

71

 

Авторская сказка. С. Маршак « Двенадцать месяцев»

1

72

Использование сюжетов и образов в сказке С. Маршака « Двенадцать месяцев».

1

73

Пьесы-сказки  С.Я. Маршака. С.Я.Маршак – переводчик. Роберт Бёрнс «В горах моё сердце»

1

                                                                                                  Стихи  Н. А. Заболоцкого – 2 часа

74

Яркие воспоминания из детства в стихотворении Н. А. Заболоцкого « Детство»

1

75

«Белоснежное диво», описанное Н. А. Заболоцким в стихотворении « Лебедь в зоопарке».

1

Чтение наизусть

                                                                                                Произведения о детях войны – 1час

76

Героический поступок в произведении К. Симонова «Сын артиллериста»

1

                                                                                                     Стихи Н. М. Рубцова – 3 часа

77

Знакомство с произведениями военной тематики. Н. М. Рубцов « Берёзы»

1

78

Выделение отличительных особенностей, средств выразительности в стихотворении Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина»

1

79

Обобщение  по теме: произведения Н. А. Заболоцкого и  Н. М. Рубцова для детей

Проверочная работа по разделам «Стихи Н.Заболоцкого и Н.Рубцова»

1

Проверочная работа

                                                                                         

Произведения С. В. Михалкова – 4 часа

80

Советские писатели  - детям. С. В. Михалков « Школа».

1

81

Стихи для детей. С. В. Михалков « Хижина дяди Тома»  

1

82

«Мы дружны с печатным словом»- произведения  С. В. Михалкова о книгах

1

83

Прозаические произведения для детей С. В. Михалкова. Басня « Зеркало»

1

                                                                Юмористические произведения о детях и для детей - 6часов

84

Юмористические произведения: их назначение. Н. Носов « Федина задача».

1

85

Особенность авторского языка, образов эмоциональных переживаний в рассказе  Н. Носова  « Федина задача».

1

86

Юмористические произведения: их особенности. Рассказы В.Ю Драгунский « Тайное становится явным"

1

Чтение наизусть

87

Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Рассказы Н. Носова.

1

88

Повторение по теме: Юмористические произведения о детях и для детей. Инсценировка произведений Н.Н.Носова

1

89

Юмористические произведения о детях и для детей. А. Барто.

Обобщение по разделу: Юмористические произведения о детях и для детей. Проверочная работа по разделу «Юмористические произведения»

1

Проверочная работа

                                                                                                     ОЧЕРКИ -  4 часа      

90

Знакомство  с научно-познавательными произведениями. И. С. Соколов – Микитов « Родина».

1

91

Особенности научно-познавательных произведений.  А. И. Куприн « Сказки Пушкина»

1

92

Назначение произведения. Главная мысль произведения. Н. С. Шер « Картины – сказки».

1

93

Права ребенка, описанные в произведении Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь» Обобщение по разделу: «Очерки»

1

                                                                                             Путешествия, приключения, фантастика  – 9  часов.

94

Фантастическое и реальное в произведении  Н. П. Вагнера « Фея Фантаста».

1

95

Характеристика героев  произведения  Н. П. Вагнера « Фея Фантаста».

1

96

Эмоционально-образное описании е  героев, интересных случаев из их жизни в рассказе Н. П. Вагнера «Берёза».

1

97

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольная работа.

98

Фантастическое и реальное  в приключенческом произведении ДЖ. Свифта « Гулливер в стране лилипутов.»

1

99

Главная мысль произведения.

ДЖ. Свифт « Гулливер в стране лилипутов.

1

100

Герои произведения: поступки, отношения.

ДЖ. Свифт « Гулливер в стране лилипутов.

1

101

Выявление авторского и своего отношения к главному герою произведения Дж. Свифта «Гулливер в стране лилипутов.»

1

102

Повторение по теме: Детская литература. Очерк М. Горького « О книгах».

1

Проверочная работа

7

Тест

2

Контрольная работа

2

Чтение наизусть

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающий мир 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок по предмету окружающий мир 2 класс. Тема урока :"Звери леса"...

Русский язык. Открытый урок в 3 классе (УМК "Начальная школа XXI века")

Жду Вас в гости! Мой сайт: http://guru1.ucoz.ru  Открытый урок русского языка был дан мной 12.12.2008 года в 3 «В»  МОУ «СОШ №1» города Шебекино в рамках конкурса «Учитель года». Тема урока ...

урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

К 50-летию со полета в космос  Ю.А. Гагарина. Окружающий мир (3 кл.) Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) Тема урока: «Как люди мечтали летать» Задачи уро...

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Презентация по теме: "Многоугольники" 2 класс.( Программа "Начальная школа XXI века")

Данную презентацию можно использовать для проведения устного счёта и введения в тему....

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...