Конспект выступления на ШМО Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК ОС Школа 2100
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Титова Елена Николаевна

Тема: Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК «ОС Школа 2100».

 

 

 

Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 с уиоп Г.о.Подольск, мкр.Климовск

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

 КОНСПЕКТ

 ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО

Тема: Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК «ОС Школа 2100».

Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 с уиоп Г.о.Подольск, мкр.Климовск

Замечательный подход  авторов УМК «Школа 2100» к изучению литературы: от интереса - к знаниям.   Цель литературного образования авторы справедливо определяют как воспитание грамотного, компетентного читателя, имеющего потребность в чтении, читателя, обладающего высокой языковой культурой, культурой чувств и мышления.


Программа по литературе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» и включает базовый компонент литературного образования, обеспечивая выполнение государственных стандартов. Одно из несомненных преимуществ данной программы – идея преемственности преподавания литературы от начальной школы к средней и старшей.


Очень важно, что сегодня, когда интерес к чтению книг у молодого поколения снижен, авторы учебников при подборе текстов учитывают не только национальную педагогическую традицию обращения к данному тексту, но и действительный круг чтения учащихся, а также психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Авторы выделяют произведения для текстуального изучения, которые рассматриваются в содержательном, литературоведческом, культурологическом аспектах , и для обзорного изучения, которые читаются и обсуждаются прежде всего в плане их содержания в соответствии с запросами и возможностями учащихся.


Тексты русских писателей соседствуют с текстами писателей зарубежных, что позволяет расширить читательский кругозор учащихся, помогает выявить общие закономерности развития мирового литературного процесса, понять место русской литературы в нем.
Все учебные пособия имеют свои названия (произведения подобраны в соответствии с названиями). Выделяются базовые теоретико-литературные понятия.

 


Лирические произведения изучаются как произведения, тематически и эмоционально оттеняющие прозу. Подобный подход помогает развитию чувств, – того, что связано с внутренним миром ребёнка. При этом авторы не обходят вниманием и художественный анализ лирических стихотворений. Удачен и иллюстративный материал, который также предназначен для установления ассоциативных связей с текстом входящих в учебник литературных произведений. Кроме того, значительная часть иллюстраций помогает воссоздать эпоху. Задачам и целям проблемного обучения служат авторские тексты и введенные в учебники сквозные персонажи, вызывающие чувство симпатии своей внутренней интеллигентностью, любознательностью и страстью к чтению.

 Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности. В основе УМК лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения). У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. В учебниках система заданий к текстам, а также обучение ведению "диалога с автором" обеспечивают развитие читательских умений. В тетрадях по литературному чтению эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной  деятельности к самостоятельной деятельности. В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию читательских умений, а также самостоятельная читательская деятельность с использованием приемов работы с текстом, которые дети осваивают на уроках. Совместная деятельность учителя и детей организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения. В тетрадях для учащихся система заданий предусматривает постепенный переход к самостоятельной работе с текстом.

 Проблемно-диалогическая технология в УМК реализована через авторские тексты, связывающие тексты художественных произведений в соответствии с проблемно-тематическим принципом организации материала. В диалогах сквозных персонажей учебников по литературному чтению ставятся проблемы нравственно-этического, содержательного, литературоведческого характера и др., которые решаются в ходе чтения и обсуждения текстов соответствующего раздела.

3-4. В учебниках предусмотрены совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

 УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения:

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения техники чтения и понимания текста, умения ориентировки в книге, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в  том числе связной письменной и устной речи, работы с толковым словарем, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий) а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, составление простого и сложного плана текста, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, элементы редактирования собственных текстов), б)организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности младшего школьника.

Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка через подбор текстов художественных произведений, прежде всего отечественной классики и современной детской литературы, через многообразие тематики, жанров, включение произведений о самих детях и их сверстниках, о семье - заботе и любви  к близким, взаимопонимании и взаимопомощи, совместном труде и творчестве, о друзьях и дружбе, о животных и природе, путешествиях и познании мира и самого себя и т.д. Содержание и методический аппарат учебника предоставляют детям возможность выбора собственных читательских предпочтений и ориентированы, в том числе, на этот выбор.

 Оценивание предметных умений происходит через систему проверочных работ, включенных в тетради по литературному чтению. В методических рекомендациях для учителя предлагается психологически комфортный подход к оцениванию техники чтения и понимания текста: предлагается проводить контроль техники чтения и читательских умений в той же технологии, в какой ведется обучение (например, техника чтения вслух и выразительность чтения проверяются после предварительного прочтения ребенком текста). Большое внимание уделяется развитию и  проверке умения читать про себя.

Практикумы по развитию читательских умений, включенные в тетради по литературному чтению для 3 и 4 классов, в которых четко обозначены умения, которые  комплексно развиваются в ходе чтения и анализа ряда текстов. Практикумы в тетради по литературному чтению для 4 класса "Учусь читать художественную прозу", "Учусь читать лирический текст", "Учусь читать научно-популярный познавательный текст" и др.

Детская самостоятельность формируется путем постепенного освоения    приемов восприятия (понимания) текста, причем осознанным овладением этапами работы с текстом до начала чтения, во время чтения, после чтения и приемами на каждом этапе - сначала в диалоге с учителем, затем через частично самостоятельную деятельность по выполнению практикумов в тетрадях, затем посредством самостоятельного чтения в режиме диалога с автором.

 Технология продуктивного чтения, реализованная  в УМК Р.Н. и Е.В.Бунеевых, предусматривает, например, ведение диалога с автором по ходу чтения текста: умения видеть прямые и скрытые авторские вопросы в тексте, самостоятельно прогнозировать ответы и проверять себя по тексту. Также для самоконтроля и контроля учителя специально разработаны и включены в тетради по литературному чтению комплексные  итоговые работы по проверке читательских умений.

Контроль предметных знаний и умений обеспечивают проверочные работы, также включенные в тетради. Работы проводятся после завершения чтения произведений каждого раздела учебника с 1 по 4 классы.

 Данный УМК создает мотивацию к обучению чтению и пониманию текстов через такой прием, как введение сквозных персонажей в каждый учебник (мотивируется последовательность и содержание чтения, создаются проблемные ситуации, вызывающие желание  читать), а также через технологию продуктивного чтения: на этапе до начала чтения текста дети высказывают предположения о героях, содержании и т.д. на основании чтения имени автора, названия произведения, группы ключевых слов и рассматривания  предтекстовой иллюстрации. В результате этой работы возникают вопросы, ответы на которые можно найти только в тексте. Значит, его необходимо прочитать и провести диалог с автором.

12. Авторские тексты с участием сквозных персонажей, тексты, включающие диалог с автором, требуют совместной работы учителя с классом в равноправном разговоре читателей, они также предполагают работу в парах и малых группах. Технология работы с текстом, реализованная во всех составляющих данного УМК, работает только в режиме учебного сотрудничества.

13. Каждый учебник "Литературное чтение" Бунеевых обращен лично к каждому ребенку, написан специально для него.

Предполагается, что работа ребенка  над текстами будет идти в индивидуальном темпе. Выбор произведений для чтения, система работы в тетрадях ориентированы на индивидуальность ребенка. Подход, который характеризует этих авторов, можно определить так: «Чтение - это глубоко личный процесс в виде диалога читателя и писателя, каждый должен научиться интерпретации текста, которую затем необходимо соотнести с объективным авторским смыслом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса ОС "Школа 2100" ( ФГОС )

Рабочая программа для 2 класса по литературному чтению ОС "Школа 2100" (ФГОС)...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (УМК "Школа 2100)

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (УМК "Школа 2100)...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа 2100"

В 4-ом классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVI...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы ОС "Школа 2100"...