План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Панарина Надежда Вячеславовна

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,

обогатить словарный запас учащихся,

развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,

умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,

развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,

творческие способности учащихся,

расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),

воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,

П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,

К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;

личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.rar2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

4 класс

Тема:  А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,

обогатить словарный запас учащихся,

развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,

умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,

развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,

творческие способности учащихся,

расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),

воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,

П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,

К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;

личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".

Оборудование:

 проектные работы, рисунки детей; мультимедийная установка, проектор, компьютер, слайды по теме; репродукции картин известных художников; грамзапись; конверты с заданиями, сигнальные карточки; памятка к выразительному чтению стихотворения.

Подготовка к уроку:

 2 ученика получают задание подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта;

 2 ученика - узнать смысловое значение слова "Родина", пользуясь сведениями из Интернета и словаря Ожегова.

Ход урока.

Оргмомент.

(Учащиеся входят в класс под музыку Баснера "С чего начинается Родина" (сл. М. Матусовского)).

Учитель: Друзья мои!

Я знаю, каждый в классе - гений,

Но без труда талант не впрок.

Так постараемся сегодня

И вместе проведем урок.

28 февраля  в классе проходил конкурс стихотворений собственного сочинения на тему "Родина".

По итогам этого конкурса был выявлен победитель. Послушаем мнение жюри.

Критерии оценки:

* ясное,  правильное понимание и раскрытие темы;

* четкость и правильность произношения,

-темп речи,

- интонационная выразительность лирического произведения в стихотворной форме,

- эмоциональность.

Декламация стихотворения  победителя конкурса. Награждение.

- Послушаем стихотворение ...

-Что удалось ... отразить в своем стихотворении?

-Можно ли конкурсное стихотворение внести в изучаемый нами раздел?

Речевая разминка.

( На усмотрение учителя)

Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке вы получили задание для каждой группы. Я хотела бы услышать работу...группы.

-Приготовьте сигнальные карточки и оцените работу каждого.

-Какой ключевой вопрос вы задали бы ребятам? ( Главная мысль этого стихотворения или Назовите тему стихотворения.)

Актуализация знаний.

1) Определите тему урока. (Родина.) (Слайд № 1)

2) Работа над смысловым значением слова "Родина".

-Давайте поработаем над смысловым значением слова "Родина". В этом мне помогут...(Сообщения учащихся).

а) Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово "род" означает древнейшего бога славян Рода.

Главный город племени россов назывался Родень (родня). Он был посвящен Богу.

б) Родина - Отечество, родная страна; место, где человек родился. (Словарь Ожегова)

3) Словарик однокоренных слов.

-Подберите слова с корнем род.  (Слайд № 2)

*Родители

родить                        

родич

родня

народ

народность

родственники

родник

нарождающийся

родословная

-Во 2 классе вы выполняли работу по теме "Моя родословная". Лучшие проекты я поместила на стенд.

-Помните такие?

Свою родословную нужно знать, чтобы не быть "Иванами непомнящими родства".

Работа в группах.

(Конверты с заданиями разного цвета)

-Мне нравится, как вы работаете в группах. Я предлагаю вам выбрать конверт и выполнить задания.

1) Отгадайте загадку.

                  Здесь родился, живешь,

                  Уезжаешь - скучаешь.

                  Как зовут это место, знаешь?

                                           (Родина.)

- Подберите слова близкие по значению слову "Родина". (Отечество, страна, Отчизна, Россия.)  (Слайд №3)

2) Деформированное предложение.

-Соберите пословицу. Объясните смысл.

Родина - мать, умей за нее постоять. (Слайд №4)

3) Деформированное предложение.

-Соберите пословицу. Объясните смысл.

Человек без Родины, что соловей без песни. (Слайд №5)

4) Выбери правильный ответ.

Береги землю родную, как ...   (Слайд №6)

а) мать любимую,

б) себя самого,

в) любимую игрушку.

5) Доскажи пословицу.

Родная сторона - мать, чужая - ...    (мачеха). (Слайд №7)

6) Вставь слово, чтобы получилась пословица.

( Жить, учиться, работать) - Родине служить.  (Слайд №8)

Проверка выполнения заданий.

- Что объединяет все эти задания?

 Беседа.

- К чему должен стремиться человек? ( Любить и защищать Родину.)

- Кому особенно близка пословица «Жить - Родине сложить»?  (Солдатам, военнослужащим. Они дают присягу служить Родине, защищать ее рубежи.)

                                                                                                                    ( Слайды № 9,10)

- В этом году мы будем отмечать юбилей великой Победы.

- Какой? (Слайд № 11)

- Мы живем на Тульской земле. А Тула - город-герой. Наш город Ефремов тоже внес свою лепту в историю Победы над фашистскими захватчиками.

-Сегодня мы вспомним и тех, кто отдал свою жизнь за Родину.

                                                                                             (Бессмертный полк)

Зачитывание отрывков из сочинений.  (Слайд №12)

-Мне бы очень хотелось, чтобы вы помнили родных, отдавших свою жизнь за Родину и наше светлое будущее.

Физминутка.

-Давайте почтим их память минутой молчания.

                                                                                           (Метроном, вечный огонь) ( Слайд №13)

-Надеюсь, что вы согласны со мной, что Родину нужно защищать? (Нам жить дальше и строить новую жизнь.)

"Если не мы, то кто же?" ( Слайд № 14)

Высказывание К.Ушинского:

"Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина". ( Слайд № 15)

Соопределение к деятельности.

-Мы знакомились с некоторыми лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора.

* "Посмотри на юг -

     Нивы зрелые..."                                  Иван Саввич Никитин. "Русь".

* "Я в каждом шелесте листов

     Твой голос узнаю..."                            Спиридон Дмитриевич Дрожжин. "Родине".

Работа по теме.

1) Постановка целей и задач.

- Сегодня мы познакомимся с новым лирическим произведением в стихотворной форме о Родине Анатолия Владимировича Жигулина.  (Слайд № 16)

- Какие задачи перед собой поставите? (Познакомиться с жизнь и творчеством А.В. Жигулина, подготовиться к выразительному чтению).

2) Сообщение о жизни и творчестве А.В.Жигулина. (Ученик)

- Каким источником информации пользовался?

- Кто помогал?

3) Первичное восприятие текста. (Учитель)

-Почему это стихотворение вошло в раздел "Родина"?

- Назовите тему стихотворения.

4) Проверка первичного восприятия текста.

- Какие чувства владели поэтом, когда он писал свое стихотворение? (Гордость за Родину, любовь к ней).

- Какие чувства вы испытали, услышав это стихотворение? Ваше мнение.

5) Вторичное восприятие текста. ( Самостоятельное чтение)

Алгоритм  (Слайд №17)

1. Основная мысль.

2. Значение слов.

-Попытайтесь узнать мнение соседа.

6) Лингвистическое комментирование. (Слайд №18)

- В Интернете вы можете получить такую информацию:

* Проселки - грунтовые дороги между небольшими населенными пунктами (поселками).

* Перелески - небольшие редкие леса,  отделенные полянами.

* Жнивье - поле, где сжали (убрали) злаки. ( Слайды № 19-21)

Аналитическое чтение стихотворения.

1 строфа (Чтение про себя) Работа по карточкам.

ВОПРОС                                                                                                               ОТВЕТ

1.К кому обращается автор?

2. Какую картину природы видит перед собой А.В.Жигулин?

3.Какое словосочетание в строфе подчеркивает чувство поэта?

-Найдите и прочитайте первую строчку.

-Как понимаете выражение "В неярком блеске"?

(Переносное значение слова - неяркое проявление достоинств, блеск - яркий искрящийся свет.)

-К чему относится это выражение? (Проселки, перелески.)

-Давайте попробуем соединить 1 и 3 строчку. - Прочитайте.

-Прочитайте 2 строчку.

-Каким синонимом можно заменить слово "взором"? (Взглядом.)

-Что автор подразумевает под словом "трепетным"? (Волнующим.)

-Какое выразительное средство языка использует здесь автор?

-Можно ли поймать взглядом (взором)?  (Метафора - образное выражение.)

-Прочитайте 4 строчку.

-Как вы думаете, что значит "любить без памяти"? (Любить очень сильно, образно закрывая глаза на то, что не хочешь вспоминать.)

-Сделаем вывод. - О чем говорит поэт в 1 строфе? (О любви к Родине.)

-Озаглавим 1 строфу.

                                                                        (На доске появляется запись: 1.Люблю без памяти.)    

- Какие выражения делают эту строфу более красивой?

- Как называются эти выражения в литературе? ( Эпитеты.)

  Обратите внимание на 2 строфу.

-Что заметили? ( Единоначатие - анафора, в данном случае - многосоюзие, замедляет темп, придает плавность, звучит величественно, порождает у читателя образ многосторонней Родины,)

- Прочитайте 2 строфу.

- Можно ли сразу сказать, о чем говорится во 2 строфе? (Что любит автор.)

- Назовите, что любит автор. (Шорох рощи белоствольной...)

- О какой белоствольной роще идет речь?

-Почему именно это словосочетание использует поэт? (Береза - символ России.)

- Что автор хотел сказать словом "шорох"? ( Погода тихая, спокойная, листья как - будто переговариваются, шепчут друг другу.)

- Прочитайте 2 строчку 2 строфы.

- О каком дыме идет речь? (О тумане.)

- Что такое туман? ( Водяные пары в низких слоях воздуха; непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами; возможно и в переносном значении - состояние неясности, смешанных мыслей.)

- Что еще волнует автора? Прочитайте 3 строку. (Ржавый крест...)

- Почему крест  ржавый? (Церковь заброшенная, старая.)

- Прочитайте 4 строку.

- О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? ( О могиле неизвестного солдата.)

- Перечислите своими словами, что любит поэт, что ему дорого. ( Березовая роща, туман, природа, заброшенная старая церковь, могила неизвестного солдата.)

- Озаглавьте 2 строфу. 

                                                                          ( На доске появляется запись: 2. Все, что дорого.)

-Перечитайте 3 строфу. ( На мой взгляд. самую сложную и важную.)

- Найдите слова - антонимы. ( Обиды - прощенья.)

- Как понимаете первые две строки? ( Связано с биографией  А.В.Жигулина.  Поэт - на родине после освобождения, он находился в заключение около 5 лет в Сибири.)

- Что использует здесь автор? (Сравнение.)

- Что видит поэт в своей родине? (Утешение и исцеление.)

- Как вы думаете, почему? ( Вдали от родины было тяжело, да и суровый климат Сибири...)

- Прочитайте 1 и последнее предложения стихотворения.

- Чем является Родина  для автора этого стихотворения? ( Утешением и исцелением.)

- Озаглавьте 3 строфу.

                                                                      ( На доске появляется запись: 3.Утешение и исцеление.)

- Посмотрите на план.

- Что главное выделил поэт?

_А.В.Жигулин  не разделяет понятия большой и малой родины. Для него это - единое целое.

- Стихотворение не имеет названия.  - Как бы вы его озаглавили?

                      (Я принимаю все ваши высказывания и предложения. Каждый -  по-своему прав.)

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

-Даю возможность подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

- При подготовке учитывайте характер и тональность лирического произведения, правильно ставьте логические ударения, выбирайте интонацию, обращая внимание на знаки препинания.

                                                                                                                            ( Используем памятку.)

Выразительное чтение стихотворения.

- Чье чтение понравилось больше?

- Чему учит нас стихотворение А.В.Жигулина? ( Любить и прощать.)

Знакомство с картиной А. Васнецова "Родина" ( И.Репин"Село»…).  (Слайды №22-23)

- Поэты, художники, композиторы воспринимают мир  особенно: обостренно, они способны увидеть и показать нам прекрасное в обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас.

- И ваши рисунки - этому пример. ( Выставка рисунков.)

Обобщение.

1) Творческая работа

- Хотели бы вы проявить свое творчество сейчас и сочинить синквейн на тему "Родина"?

( 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово,

  2 строка - два прилагательных,

  3 строка - три глагола,

  4 строка - фраза на тему из четырех - пяти слов

  5 строка - вывод, одно слово, существительное.)

2) Исполнение песни о родине каноном.

3) Декламация стихотворения Е.Синицына "Берегите Россию" учителем. (Слайд №24)

Рефлексия.

- Продолжите предложения.

* Сегодня на уроке я узнал....

* На этом уроке я похвалил бы себя за...

* На уроке я сумел...

* После урока...

Домашнее задание.

- Выучить наизусть стихотворение А.В.Жигулина, подобрать стихи других авторов на тему "Родина", узнать интересные факты из жизни.

- Попробуйте определить тему следующего урока.

Подведение итогов.

- На ваш взгляд, мы достигли поставленных целей и задач?

- Спасибо.

Вопрос

Ответ

1. К кому обращается автор?

2. Какую картину природы видит перед собой А.В.Жигулин?

3. Какое словосочетание в строфе подчеркивает чувство поэта?

Фамилия, имя конкурсанта

Ясное, правильное понимание и раскрытие темы

Четкость и правильность произношения

Темп чтения

Выразительность лирического произведения в стихотворной форме

Эмоциональность

1

2

3

4

Задания в группах.

1. Отгадайте загадку.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь.

Как зовут это место, знаешь?

-Подберите слова близкие по значению слову - отгадке.

2.Собери пословицу, объясни ее смысл.

Постоять, Родина - мать, за, умей, нее.

3. Собери пословицу, объясни ее смысл.

Человек, соловей, без, Родины, что, без, песни.

4. Выбери правильный ответ.

Береги землю родную, как...

Варианты ответа:

-мать любимую,

-себя самого,

 -любимую игрушку.

5. Доскажи пословицу.

Родная сторона - мать, чужая - ... .

6. Вставь нужное слово, чтобы получилась пословица.

.... - Родине служить.

Варианты ответа:

- учиться,

- жить,

- работать

Синквейн

Родина.

---------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------

Отечество.

Синквейн.

Родина.

------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------

Отчизна.

Синквейн.

Родина.

--------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------

Россия.

  1. Ф.И.О. ( полностью):     Панарина Надежда Вячеславовна
  2. Место работы:     Муниципальное казенное образовательное      учреждение «Средняя школа № 8» город Ефремов Тульская область
  3.  Должность:           учитель начальных классов
  4. Предмет:                литературное чтение
  5. Класс:                      4
  6. Тема урока:   А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком      блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.
  7.  Базовый учебник:   Литературное чтение, 4 класс, в двух частях, Л.Ф.Климанова и др., Москва «Просвещение», 2011.
  8. Цели урока: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,

обогатить словарный запас учащихся,

развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,

умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,

развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,

творческие способности учащихся,

расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),

воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.

 

  1. Задачи:

10. Тип урока:    Урок изучения и первоначального закрепления новых знаний.

11. Формы работы учащихся:     индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

12. Необходимое техническое оборудование:    ПК для учителя, проектные работы, рисунки детей; мультимедийная установка, проектор, слайды по теме; репродукции картин известных художников; грамзапись; конверты с заданиями, сигнальные карточки; памятка к выразительному чтению стихотворения.

13. Планируемые результаты:     предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,

П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,

К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;

личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".

14.Подготовка к уроку:

 2 ученика получают задание подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта;

 2 ученика - узнать смысловое значение слова "Родина", пользуясь сведениями из Интернета и словаря Ожегова.

14.  Структура и ход урока:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.

План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю­щей действительности в 4 классе   Тема:  Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...