В гостях у Чарушина! (внеклассное мероприятие)
план-конспект по чтению на тему

Анисимова Лариса Константиновна

Цель: Продолжить знакомство с творчеством Е.И.Чарушина.

Задачи:

·     Показать   многогранность творчества Е.И. Чарушина;

·     Подчеркнуть  особенности иллюстраций Чарушина (изображения не сказочны, в  цвете  нет  преувеличения). Обьяснить  значение слова  «анималист»;

·     Обратить внимание на «чарушинскую» прозу, которую  отличает  юмор, отличное знание детской психологии, живой образный язык, особый дар рассказчика,  живописность;

·     Углублять интерес обучающихся к миру животных, воспитывать любовь и сочувствие к «братьям меньшим».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_charushina.docx152.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

                                                                                                          Описание: Описание: A description...

В гостях у Чарушина!

(внеклассное мероприятие)

7026-1_4

                                                                 Авторы-составители:

Анисимова  Лариса Константиновна,

                                                     Данилова Ираида Васильевна,

                                                 учителя начальных классов

                                                 

               

                                                                                         

с. Панаевск, 2015

Цель: Продолжить знакомство с творчеством Е.И.Чарушина.

Задачи:

  • Показать   многогранность творчества Е.И. Чарушина;
  • Подчеркнуть  особенности иллюстраций Чарушина (изображения не сказочны, в  цвете  нет  преувеличения). Обьяснить  значение слова  «анималист»;
  • Обратить внимание на «чарушинскую» прозу, которую  отличает  юмор, отличное знание детской психологии, живой образный язык, особый дар рассказчика,  живописность;
  • Углублять интерес обучающихся к миру животных, воспитывать любовь и сочувствие к «братьям меньшим».

Оборудование:

  • Сборники произведений Е.И.Чарушина, В. Бианки;
  • Презентация к занятию;
  • Портреты писателей: Е.Чарушина, В.Бианки;
  • Музыка из передачи « В мире животных»;
  • Мультфильм, автор которого Е.И.Чарушин «Чуффык».

Предварительная работа:

Чтение детьми книг Е. Чарушина: «Тюпа», «Томка и сорока», «Про больших и маленьких», «Про Никиту», «Про Томку», «Моя первая зоология» и т. д.

«Остановись, присядь, нагнись!

И под ноги взгляни.

Живой живому  удивись, они ж тебе сродни!»

Е.И.Чарушин

Ход мероприятия:

I. Организационный момент 

– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, начнём наше мероприятие!

(звучит  музыка из передачи « В мире животных »)

- Кто слышал эту музыку раньше и когда она звучит?

- Почему я начала наше мероприятие с этой музыки?

 - Посмотрите на выставку книг, которой украшен наш зал.

– Давайте составим выставку книг.  Для книг каждого из авторов отведём по одной полке. (На полках стоят портреты  Е.Чарушина, В.Бианки)

(Ребята выходят,  выбирают из классной библиотеки книги нужных авторов и  расставляют их на полки.)

«Волчишко» (Чарушин)

«Мышонок Пик» (Бианки)

«Чей нос лучше?» (Бианки)

«Щур» (Чарушин)

«Большие и маленькие» (Чарушин)

«Кто чем поёт?» (Бианки)

«Медвежата» (Чарушин)

«Моя первая зоология» (Чарушин)

«Страшный рассказ» (Чарушин)

- Книг, какого автора на выставке оказалось больше? Как вы думаете, почему?

II. Сообщение  темы и целей мероприятия Слайд 1

– Посмотрите внимательно на слайд, прочитайте, что на нем написано. (115 лет со дня рождения Е.И.Чарушина)

- Этой важной дате и будет посвящено наше мероприятие.

Слайд 2

- Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие, посвященное детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. В этом году ему исполняется 115 лет. Наше занятие пройдёт под девизом: «Остановись, присядь, нагнись! И под ноги взгляни. Живой живому  удивись, они ж тебе сродни!»

III Вступительная беседа (учитель и  хорошо подготовленные дети)

Учитель: Евгений Чарушин был  одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
1 ученик. СЛАЙД 3 Советский писатель и художник-график Е.И. Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Отец же дал первые навыки рисования.

         Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. СЛАЙД 4

          Рассказывают, что, будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта – и заболел брюшным тифом. Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл реку Вятку, держась за коровий хвост.
2 ученик. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мама делала прямо чудеса. В холодной Вятке (ныне г. Киров) она выращивала под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который вырастал величиной с человеческую голову… Она учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…»
3 ученик. СЛАЙД 5 Отец Жени Чарушина был архитектором и художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал.
4 ученик. Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, Например: за очередной проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго. Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он

 все еще стоит за ширмой – ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают –

ботинки на месте, а Жени нет! Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери».
5 ученик. СЛАЙД 6 В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи, и прочие замечательные звери.

«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству.»
6 ученик. Обаятельная и талантливая натура  Е. Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша – изобретатель), был великолепным живописцем, скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.
7 ученик. СЛАЙД 7 Е. Чарушин – художник – анималист. Художник, который рисует животных, называется анималист. Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. СЛАЙД 8  Наблюдал он их в лесу, на охоте и у себя дома.

СЛАЙД 9  Е. Чарушин иллюстрирует книги других писателей. По его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные. Он сотрудничал  с  журналами  «Мурзилка» (с 1924г.), «Ёж» (1928-1935гг), «Чиж» (1930-1941гг). В 1928 году  получил  и  свой  первый  книжный  заказ - на  оформление  рассказа  В.В.Бианки  «Мурзик». СЛАЙД 10 С тех  пор  исполнил  массу  иллюстраций  к  текстам  того  же  Бианки, а  также  СЛАЙД 11 М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других  писателей. В 1930-е годы  стал  одним  из  лучших  художников  детской  книги. В  1945 году Е.И. Чарушин получил звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.
За работу по иллюстрациям к "Деткам в клетке"
СЛАЙД 12 С. Маршака - художник получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. Было это незадолго до его смерти, в 1965 году. Работая в Детиздате, проиллюстрировал более 100 детских книг. И как детский писатель, и как иллюстратор Е.И. Чарушин известен во многих странах мира.

Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Он увлекался скульптурой СЛАЙД 13 , расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы. В 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
8 ученик. В чем же особенности Чарушина – писателя? СЛАЙД 14  О себе Е.И. Чарушин говорил: «Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже».

         Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. "Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".

9 ученик. Произведения Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров.
      Умер Евгений Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на Богословском кладбище.

IV. Игровая программа по произведениям Чарушина.  СЛАЙД 15

– А теперь посмотрим, как вы помните произведения, которые вы читали в начальной школе.  Я буду задавать вам вопросы по изученным произведениям, а вы должны дать ответ.

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ????»  

«Звериная угадай-ка» (Угадать произведение по началу строки) СЛАЙД 16

1. Мальчик Женя не умел говорить букву «р»... («Как мальчик Женя научился говорить букву «р»)

2.Выпал первый снег, и всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце - всё покрылось снегом....    («Что за зверь?»)

3.В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.... («Медведь-рыбак»)

4. Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.... («Медвежонок»)

5.Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той....    («Медвежата»)

6. У Шарика шуба густая, тёплая, — он всю зиму по морозу бегает…..  

(«На нашем дворе»)

 «Вопросита»

СЛАЙДЫ 17-18
1. В каком произведении Е. Чарушина мы можем встретить такие слова : «Вот так здорово научился летать!»?
2. Из какого произведения эти слова: « В зоопарке их всех посадили в одну клетку- бурых, рыжих, черноватых неодинаковых и мастью и ростом – кто побольше, кто поменьше»?
3. Кому принесли медвежат в произведении Е.Чарушина «Медвежата»?

А) Прасковье Ивановне

Б) Ивану Петровичу

В) Галине Ивановне
4. Где мы можем встретить эти слова: «Полез мишка по метле и вместе с ней свалился»?
5. В каком произведении действие происходит на реке Волге?
6. В каком произведении мы можем встретить эти слова: « Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргает. А когда рыбёшки выплыли стайкой из-под бревна, он – раз! – и подцепил когтями одну рыбку»?

А) Кот Епифан

Б) Медвежата

В) Воробей
7. Как назвал бакенщик кота, которого нашёл у себя дома?

А) Епифан

Б) Морей

В) Кузя
8. В каком произведении Е. И. Чарушина герой говорит слова:

"А я тебя вижу!

А я тебя вижу!"

Кто этот герой?
9. В каком произведении Е. И Чарушин говорит о "медведе-овсяннике", "медведе-годовике", "медведе-стервятнике"?
10. Из какого произведения Е. И. Чарушина этот отрывок:

"Щура я сеткой поймал в лесу. Прошку-волчонка у охотника купил, дога-Харлашку в гости взял, а Вася-кот сам пришел."
11. В каком произведении Е.И. Чарушина можно встретить этот отрывок?: "Он вытащил из кармана крохотную бумажную ленточку из тонкой папиросной бумажки и написал на ней: "Позвоните по телефону 5-55-06, передайте: "Маме надо взять на дачу Васин велосипед". Потом вложил это письмо в какую-то блестящую маленькую трубочку, открыл свою корзинку."
12.Найдите отрывок в произведении " Что за зверь?" в которым описывается, как Катя И ее папа поймали зверя? И что это был за зверь?
13.Кого испугались Шура с Петей в рассказе Чарушина Е.И. "Страшный рассказ"?

а) воров

б) людоедов

в) ёжика
14. В каком произведении Е.Чарушина можно встретить следующие строчки : "Я даже сначала испугался и растерялся. - Чего, - говорю, - чего тебе надо? - Горошку! Горошку! - закричал снова ворон".
15. Соотнеси произведения Е.Чарушина и их героев:

1)Удивительный почтальон

а)Никита

2)Страшный рассказ

б)Огарок

3)Воробей

в)Кролик

4)Друзья

г)Вася

5)Что за зверь?

д)Шура и Петя

16. Какой из нижеприведенных названий произведений не написан Е.Чарушиным:

а) Воробей

б) Медвежата

в) Хитрый лис

г) Волчишко
17. К какому произведению подойдет следующая пословица: "Бояться не надо, надо умом раскинуть"
18. Какие пословицы подходят к рассказу "Кабан"?

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит.

Какой порок высмеивают пословицы?

19.Чем угощала зверя Катя в произведении "Что за зверь?" Сразу ли зверь забрал лакомство?
20.О рассказе "Мишки": Скольких мишек нашли?

А)1

Б)2

В)3

Какого размера были мишки?

А) среднего: не то кабанчики, не то щенки

Б) совсем маленького: не то котятки, не то мышатки

В) маленькие: не то кутёнки, не то щенки.

        А  теперь  немного  отдохнём  и  похлопаем  в  ладоши. Игра  так  и  называется  «Ладошки», услышите  правильный  ответ, хлопайте  в  ладоши:

1. У  этих  животных  есть  рога:

Корова, бык, козёл, кошка, жираф, носорог, бегемот, баран, заяц, олень, лось, белка.

2.Эти  птицы  умеют  плавать:

Утка, лебедь, пингвин,  воробей, пеликан,  гусь,  дятел,  аист.  

«Угадай-ка

СЛАЙДЫ 19-24

 Послушайте  описания  животных и  назовите  их.

1. « Пришла  весна, стаял  снег. Из  своей   сухой  норы  вылез (…). Сонный  ещё. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю  зиму  спал, как  медведь. Шерсть  у  него  на  боках  свалялась. Поест, попьёт, почавкает - да  и тем  же  ходом  обратно  к  себе  на  квартиру,  в  сухую  свою  нору» (Барсук).

2. «У (…) перья  мягкие,  крылья  неслышные,  не  свистят,  не  шумят;  когти (…)  кривые, острые,  никто  из  таких  когтей  не  вырвется  -  ни  мышь,  ни белка,  ни  сонная  птица.  Но  по  ночам (…)  охотится,  а  днём  спит» (сова).

3. « …Он  бродит  по  лесам,  похрюкивает.  Дубовые жёлуди  подбирает.  Своим  длинным  рылом  в  земле   роется. Своими  кривыми  клыками  корни  рвёт, наверх  выворачивает - ищет, чего  бы  съесть.» (Кабан).

4. Проснулся (       ) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох- горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся - до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил (         )  крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, вертеться, в воду глядеться.    (журавль).

5. «В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это (     ) – кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее   короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит (      ) на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом - попадешь в ее когти. Она с дерева так и бросится на добычу»!  (рысь)

Викторина

СЛАЙД 25
1. Назовите «чарушинских» кошек и котов, которых вы помните. Героями каких рассказов они являются?                

 (Тюпа – «Почему Тюпу прозвали Тюпой»; Епифан – «Кот Епифан»)
2. Кто из названных котов сам умеет ловить рыбу? Как он это делает?        

(Кот Епифан)
3. Кто из названных котов не умеет ловить ни птицу, ни бабочку – насколько он неуклюж и неловок? Почему?                      (Тюпа)
4. Назовите клички собак – героев рассказов Е.Чарушина. Из каких они  рассказов?       (Томка – «Томка»;Трой – «Верный Трой»;Огарок – «Друзья»)
5. Кто из названных собак самый смелый, задержал квартирного вора?                 (Трой)
6. Вспомните, как автор выбирал себе щенка. Как по поведению щенка  можно узнать его характер?                                        (Рассказ «Томка»)
7. По каким признакам можно узнать, что снится щенку Томке?        

(Рассказ «Томкины сны»)
8. Какой лесной зверь родственник собаке, в честь него назван один из рассказов Е.Чарушина?                 («Волчишко»)
9. В каком рассказе Е. Чарушина мальчики Шура и Петя были испуганы шумом за дверью? Что за шумный гость это был?                    
(Еж. «Страшный рассказ»)       

«Самый интересный эпизод»

СЛАЙДЫ 26-29

Представлена часть текста рассказа. Вам нужно определить, из какого рассказа эти строки)
1. «Стук! Гром! Тра-та-та-та! Деревянное что-то стучит-трещит по ступенькам. Неужели, - думаю, - это мой приятель с лыжами да с палками свалился? Я поближе к двери подошел, жду…»

- Что происходит дальше?

- Как называется рассказ?

-Чему он нас учит?

2. «Вот однажды вышел лесник   утром покормить лису. Глядит, а у будки       одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса. Позвал он своего пса, снял  со стены ружье. Ищи,- говорит,- Огарко. Ищи своего приятеля…»

- Что происходит дальше?

- Как называется рассказ?

-Чему он нас учит?

3. «Шура и говорит со своей кровати: 
- Мне совсем и не страшно. 
- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати. 
- Мы воров не боимся, - говорит Шура. 
- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя. 
- И тигров не боимся, - говорит Шура. 
- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.»

«Знаешь ли ты?»

СЛАЙД 30

Необходимо быстро продолжить название произведения Е.И.Чарушина

  1. Почему Тюпа….. (не ловит птиц)
  2. Кот…. (Епифан)
  3. Олениха…. (с олененком)
  4. Северный….. (олень)
  5. Почему топу прозвали……(Топой)
  6. Никита…..(доктор)
  7. Как Томка не показался…..(глупым)
  8. Страшный……(рассказ)
  9. Что за….(зверь)

- А сейчас мы посмотрим мультфильм «Чуффык», который снят  по мотивам сказки Е.Чарушина. (Просмотр мультфильма)

- Что интересного из жизни животных узнали из мультфильма?

V. Подведение итога мероприятия. СЛАЙД  31

            Е.И.Чарушин писал: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину”.                                        

VI. Заключительное слово учителя

СЛАЙД  32
       Вот  и  подошло  к  концу  наше мероприятие.

       Искусство  Е.И. Чарушина,  доброе,  человечное,  радует  уже  не  одно  поколение  маленьких  читателей  и  учит  их  любить   волшебный  мир  зверей  и  птиц,  вглядываться  в  природу,  прислушиваться  к  шуму  леса  и  щебету  птиц,  ощущать  яркость  её  красок.  

        Книги  Е. Чарушина  пробуждают  желание  познать  природу  и  сохранить  её. Читая книги Е. Чарушина, мы узнаём о животных много интересного, нового, получаем самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними. Рассказанные автором истории – смешные и грустные, героические, забавные, поучительные, удивительные – пробуждают у нас первые глубокие чувства: дружественное внимание, участие, нежность, привязанность, заботу о слабых.
        Евгений Чарушин призывает учиться понимать и ценить родную природу лесов и полей, бережно относиться к этому бесценному кладу, быть другом, а не властным хозяином природы.

Библиографический список

  1. «Писатели в начальной школе» О.Н. Тишурина
  2. Автобиографическая книга Е. И. Чарушина
  3. Т. Маврина, Ю. Коваль Снег. – М.: Детская литература, 1985.
  4. С. Маршак Детки в клетке. – М.: Детская литература, 1983.
  5. Т. Пустовалова Путешествие в «Волшебный мир Чарушина». // Школьная библиотека. – 2003 – №4. – С.28-29.
  6. http://nsportal.ru/
  7. http://refdb.ru/
  8. http://www.maam.ru/
  9. http://www.resobr.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у сказки» (внеклассное мероприятие для 1 класса)

«В гостях у сказки»(внеклассное мероприятие для 1 класса)...

В гостях у ОСЕНИ Внеклассное мероприятие для учащихся 2 и 4 классов.(незрячие)

Цели:  Обучающие:1.    обобщить знания учащихся о признаках и красках осени;2.    обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятиями. Развивающие...

В гостях у сказки. (Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 4 классе)

В гостях у сказки.(Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 4 классе)...

В гостях у Незнайки (внеклассное мероприятие для 1 класса)

Данная презентация содержит материал, который можно применить на внеклассном занятии с обучающимися 1 класса...

"В гостях у светофора". Внеклассное мероприятие. 1 класс

Мероприятие проходит очень интересно для детей. К данному сценарию также используются учебные мультфильмы из сериала "Смешарики" по правилам дорожного движения ( "На остановке"...

"В гостях у Крылова" внеклассное мероприятие по литературному чтению

Внеклассное мероприятие  к 250 -летию со дня рождения великого баснописца....

"В гостях у Чарушина"

Показать   многогранность творчества Е.И. Чарушина;Подчеркнуть  особенности иллюстраций Чарушина (изображения не сказочны, в  цвете  нет  преувеличения). Обьяснить  ...