Статья "О произносительном, лексическом и грамматическом уровнях развития речи учащихся"
статья по русскому языку по теме

Давыдова Ирина Анатольевна

Работа по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОМ, ЛЕКСИЧЕСКОМ И ГРАММАТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

И.А. Давыдова (г. Рязань, РГУ им. С.А. Есенина)

Научный руководитель – доц. С.В. Сысоева

Развитие речи и организация умственной деятельности – основные направления в работе с детьми младшего школьного возраста. Мысль и слово неотделимы друг от друга. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.

Проанализировав учебно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что работа по развитию речи имеет уровневую организацию.

М.Р. Львов выделяет три уровня. Первый – произносительный – уровень предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями, над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями.

Приведем примеры таких заданий.

  • Прочитайте пословицы орфографически (как пишем), а затем так, как дано на доске с нашими пометами, орфоэпически (как произносим).

Чт[ш]о напишешь пером, то не вырубишь и топором.

Ешь пирог[к] с грибами, а язык держи за зубами.

Друг[к]  за дружку держаться[ца] — ничего не бояться[ца].

  •   Прочитайте скороговорку.

1) Вез на горку Саня за собою сани.

   Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

2) Пошел Ипат

    Лопаты покупать.

    Купил Ипат

    Пять лопат.

Шел через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

Второй – лексический уровень – имеет словарную направленность.

  • Поставь  в  словах  ударение,  объясни  правописание   безударных

гласных.

Где молоко, тут и волокно.

Чистую посуду легко и полоскать.

Сапоги смазаны и дыры замазаны.

  • Составьте предложения со словами капуста и картофель, поочередно вводя в них слова комната, огород, яблоко, завтрак, четверг. Например: В комнате лежали капуста и картофель.

(Примеры получившихся предложений:

В … посадили хорошие сорта … и … .

… слаще, чем … и … .

На завтрак подали блюдо из капусты и картофеля.

В четверг собрали урожай капусты и картофеля.)

На грамматическом уровне на первое место выдвигаются механизмы построения синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений.

  • Составь и запиши предложение из данных слов:

книгу, Васе, интересную, очень, подарили.

  • Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Запиши его.

Колючие иголки у симпатичного зверька. Ранка зажила только через три дня. Дотронулась и взвизгнула от боли. Маша хотела взять ежика в руки.

  • Из данных слов составь предложения. Запиши в тетрадь только те из них, в которых говорится о животных.

сад, наш, весной, оживает

у, есть, Васька, Иры, кот

на, орехи, белка, запасает, зиму, и, грибы

большую, лесу, дятел, приносит, пользу

в, птицы, лесу, щебечут, весело

лес, в, грибами, за, осенью, дети, ходят

  • Составьте мини-рассказ по пословице:

Береги землю родимую, как мать любимую.

Старый друг лучше новых двух.

  • Назовите автора, его произведения, из которых эти пословицы вошли в язык:

А воз и ныне там.

А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Вперёд чужой беде не смейся, голубок.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

  • Составьте из слов пословицу, объясните ее смысл и определите тему:

Учиться,  пригодится,  смолоду, навек.

  • Выберите из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

                                                               В. Берестов

Нет друга ищи, а нашёл береги. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

Задание можно использовать в период обученияграмоте. Они обогощают и пополняют словарный запас детей, способствуют развитию устной и письменной речи. Занимательный материал включает ребусы, шарады, кр...

Диагностика уровня развития у учащихся мыслительных процессов

Данная диагностика предлагается автором программы "Умники и умницы" О.Холодовой...

Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...