Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века» Тема: И. Суриков «Детство» (отрывок)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Чернышева Жанна Юрьевна

Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века» Тема:  И. Суриков «Детство» (отрывок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_surikov.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

по учебнику Л.А. Ефросининой «Начальная школа 21 века»

Тема:  И. Суриков «Детство» (отрывок)

           Цель урока: создать условия для полноценного восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

           В достижении этой цели планировались следующие личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метопредметные результаты: 

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

- формирование представлений о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: портрет И.З.Сурикова, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению; мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация к уроку; выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, добрый день! Какое у вас настроение?

-  Вы настроены на работу?

-  Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением и пожелать вам дружной работы.  Пусть доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

II. Речевая разминка

1)  Прочитай предложение, выделяя голосом отмеченное другим цветом слово.  

 Вот и проведём такой тренинг.

 Падают с неба снежинки.

  Падают с неба снежинки.

  Падают с неба снежинки.

2)Представьте, что странные звёздочки с неба упали.

    Вам на ладошку легли, не растаяли.

Поймали? А теперь полюбуйтесь красотой снежинок. Вам очень захотелось

отпустить их на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинки с

руки! (Повторите 3 раза)

Наши снежинки вместе. Давайте и мы вместе дружно поработаем на уроке.

3) Прочитайте молча запись на доске.  

Что здесь написано? Докажите.            

    Вез на горку Саня

    За собою сани.

    Ехал с горки Саня,

    А на Сане сани.

- Прочитаем хором, выделяя  голосом часто повторяющийся звук.

- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

Определите смысл прочитанного.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. .

- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените

III. Актуализация опорных знаний.  Слайд № 3

1)Вспомните, над какой темой сейчас работаем на уроках литературного чтения? («Снежок порхает, кружится…»)

– С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите? 

Слайд № 4-5

Зинаида  Александрова “Зима”,

С. Иванов “Каким бывает снег”,

И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,

Эдуард Шим “Всем вам крышка”,

Константин Дмитриевич  Ушинский “Мороз не страшен”,

русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,

Михаил Михайлович  Пришвин “Деревья в лесу”. 

– Что помогло вспомнить вам все эти произведения?

IV. Проверка домашнего задания

1.Чтение в лицах русской народной сказки «Дети Деда Мороза»

2.Чтение рассказа наизусть  М.М. Пришвина «Деревья в лесу»;

        

Литературная викторина. Слайд № 6-7

- Вы готовы проверить себя, свою память?

- Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса.

- Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки.

 1.«Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: «Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”.

(Рус. нар. сказка  «Дети Деда Мороза»)

2.«… Первый снег.  Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым, холодным одеялом накрывает он поля»

(научно-познавательное, художественное произведение о природе,  автор

С. Иванов «Каким бывает снег»)

3.«…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…» (Рассказ, автор М.М. Пришвин, «Деревья в лесу»)

4.«Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В прозрачное стекло».

(Стихотворение,  автор Зинаида Александрова «Зима»)

5.«Пушистым снегом покрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались  беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку» (Рассказ, автор И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»)

6.«Похваляется  Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

- Я один тут властелин!»

(Сказка, автор Эдуард Шим  «Всем вам крышка»)

7.«Ребятишки катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»

(Рассказ, автор К. Ушинский  «Мороз не страшен») 

Слайд № 8

Физкультминутка

1, 2, 3, 4

С вами мы снежок слепили!

Крепкий.

Круглый.

Очень гладкий,

Но совсем-совсем не сладкий!

Раз - подбросим,

Два - поймаем,

Три – уроним и сломаем!

V. Работа по теме урока .

1.Определение темы урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится”, где будем знакомиться с новым стихотворением.

- Чтобы узнать фамилию автора этого  произведения, вы отгадайте загадки на индивидуальном листе и впишите в клеточки кроссворда. Но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.

1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит. (снег)

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,
   Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму -
   Никто не поднимает.
   Весна придёт -
   Он сам уйдёт. (сугроб)

3. Стали звёздочки кружиться,

   На землю стали ложиться,

   Нет, не звезды, а пушинки,

   Не пушинки, а….(снежинки)

  4.  Гуляет в поле,
    Да не конь.
    Летает на воле,

     Да не птица.  (вьюга)

3.

2.

1.  С

    У

Р

     И

К

О

4.   В

 

VI. Знакомство с автором. Слайд № 9-10

-Скажу вам по секрету: одна ученица в нашем классе знала заранее тему нашего урока, т.к. я попросила её приготовить небольшое сообщение о жизни поэта. (заранее подготовленный ученик читает сообщение)

- Спасибо за сообщение. Действительно,  многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова.

- Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

- Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а, значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас. Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы. (Рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной и лошадки.)

- Ваня очень любил свою деревню. В городе он тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство”.

- О чем может идти речь в этом произведении?( Автор писал о детях, об играх, о друзьях.)

- Какая же тема нашего урока? 

VII. Знакомство с произведением

1. Чтение стихотворения учителем.

- Сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

2. Беседа после слушания.

- Какое настроение вызывает это стихотворение?  (Радостное)

Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они.
Вниз под горку едут сами,
А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)

- Какие чувства испытали, слушая его?

- Что увидели?

- Что услышали?

- Голоса ребят, скрип снега.

- Что почувствовали?

- Сначала было весело, а потом грустно.

3. Физкультминутка для глаз. 

VII. Закрепление знаний и способов действий.

1.Самостоятельная работа.

 Чтение  стихотворения про себя.

-Какие непонятные слова и выражения встретились вам, когда вы читали стихотворение?

Слайд № 11

2.Словарная  работа: кубарем – кувырком, (Стремительно переворачивается).

                                    крутая гора - обрывистая гора

3.Моделирование обложки. Слайд № 13

Работа в парах. Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.

- А теперь давайте проверим.

4.Работа над пословицами.  Слайд № 14

В зимний холод всякий молод.

Друг познается в беде.

Слезами горю не поможешь.

Знаем сами – кривы  сани.

- Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них отражает главную мысль стихотворения?

Дети. Друг познается в беде – главная мысль стихотворения.

5.Анализ содержания. Подготовка к выразительному чтению.

Чтение детьми по четверостишиям.

- От имени кого ведется рассказ? (Мальчик рассказывает о себе.)

- Какое настроение было у мальчишки в начале стихотворения? (Радостное).

- Что в этот радостный момент он нам говорит? Прочитайте.

(Вот моя деревня, вот мой дом родной).

- А когда человек говорит такие слова, что мы про него можем сказать?

(Он любит свою деревню и дом).

- Каким словом в первой строчке автор показал это?  (Словом “моя”).

- Во второй строке какое слово выделим голосом? (Родной).

- Прочитаем следующие две строки. Что еще можно сказать о мальчике?

(Он смелый, потому что гора крутая, а он не боится).

- Какие слова говорят о том, что мальчик смелый? (Качусь, по горе крутой).

- Ребята, вы хотите это стихотворение прочитать вслух выразительно?

- Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.

Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину. Это и будет выразительное чтение.

- Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие? (Радость).

- Представим себя на месте мальчика. Мальчик неожиданно и резко упал. Что он испытал в самый первый момент после такого падения? (Испуг)

- Гора крутая, мальчик ударился и почувствовал… (Боль).

- Что значит “кубарем качуся”. (Стремительно переворачиваются).

- Какое слово выделим голосом в первой строке? (Свернули).

- Удар был сильным. Какое слово об этом говорит? (Хлоп).

- Подчеркните главные слова в 3 и 4 строчках. (Кубарем, под гору).

- Мальчик находился в сугробе, ему больно. В этот момент ему нужна… (Наша помощь).

- И мы с вами отправляемся на горку, чтобы помочь мальчику.

- Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.

- Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?

- Что мы слышим в голосе мальчика? (Обида).

- Какими словами поэт показал обиду? (Стоя надо мной, весело хохочут).

- Почему в сугробе горе? (Не может выбраться, так как сугроб рыхлый).

- В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует… (Беспомощность).

- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”

- Какое настроение у мальчика? (Тоска)

- Посмотрите, как меняется настроение мальчика. Даже изменение цвета слов помогает нам это увидеть.

– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? 

- Ребята, когда Иван Захарович в 24 года писал эти строки, вспоминая историю из детства, он, наверно, улыбался, ни на кого не обижаясь.

А вот мальчишкой в этой ситуации ему было не до смеха. Об этом говорят последние строчки стихотворения. Прочитайте их.

1 четверостишье                      Радость.

2 четверостишье                      Испуг.  Боль.            

3 четверостишье                      Обида.

4 четверостишье                      Тоска.

6. . Самостоятельная дифференцированная работа в тетрадях с последующей проверкой. Слайд №15

1-я группа выполняет задания № 1

- Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение?

Отметь + или напиши свой ответ.

Бодрое         грустное

Весёлое         радостное

2-я группа – задания № 3;

Фамилия

Заголовок

Герои

Настроение  

Время

К.Д. Ушинский

«Мороз не страшен»

Ребята

Весёлое

Зима

И.З. Суриков

Детство

Ребята

Весёлое.

Немного

грустное.

Зима

VII. Итог урока.

-Что же самое главное из того, что вы унесете с урока?

( Самое главное – внимательно относиться к людям, понимать их.

Главное – думать не только о себе, но и о других.)

- Как вы оцениваете свою  работу  на уроке?

- Молодцы, ребята! Спасибо за работу.

VIII. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок литературного чтения в 3 классе по программе" Перспективная начальная школа" по теме: Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"

Урок литературного чтения разработан по технологии" Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Литературное чтение УМК «Школа 21 века». Тема: И. Суриков « Детство» (отрывок).

Литературное чтение  УМК «Школа 21 века».    2класс МБОУ СОШ с.Камышки , Александрово-Гайский  район, Саратовская областьТема:  И. Суриков « Детств...

Презентация к уроку литературного чтения "Дети Деда Мороза" 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация  к уроку литературного чтения "Дети Деда Мороза" 2 класс...

Конспект урока литературного чтения "Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Г. Скребицкого «Жаворонок»; формирование умений: анализировать художест...