Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса " Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Моргунова Лилия Александровна

Рабочая программа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch.program.po_lit.cht_.doc390 КБ

Предварительный просмотр:

                               

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        2016г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МКОУ Бут ООШ № 7

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        2016г.

«Утверждено»

Руководитель МКОУ БутООШ № 7

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______  от

«___» _________        2016г.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАН

по   математике (школа2100)

4 класс

Моргуновой Лилии Александровны( 1КК)

2016 - 2017 учебный год

                                      Пояснительная записка к рабочей программе «Литературное чтение»


         Рабочая программа по литературному чтению  для 4 класса составлена на основе  авторской программы (Авторы:
Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Образовательная система  «Школа 2100». Сборник программ.  Начальная школа. (М.: Баласс, 2010)) Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандартау 2004,  рассчитана на 119 часов  в год  (3,5 часа в неделю) и обеспечена учебниками  «В океане света» для 4  класса,  авторы Р. Н. Бунеев,  Е. В. Бунеева, (заключена РАО (№01- 90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

Формирование  функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо  заложить основы  формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.         

       Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1)  формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3)  развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов  анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

 Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебник 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч., а также методические рекомендации для учителя и «Тетрадь по литературному чтению» для учащихся.  В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 4-м классе, составить представление о многообразии творчества писателей. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью.  Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в

рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного

чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты

художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного

образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Авторская программа (авторы: Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, О.В.Пронина) рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов).  Но на основании письма Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 Об изучении предметных областей : "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основам духовно-нравственной культуры народов России" произведено изменение  количества часов на литературное чтение; вместо  4 часов в неделю (136 ч) – 3 часа (102ч). Поэтому рабочая программа по литературному чтению составлена на 102 часа. И вместе с тем сохранен полный перечень тем, предлагаемый авторами.

Содержание курса

№ п/п

Название раздела (главы)

Количество часов

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Произведения современной детской литературы разных жанров.

6

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

2

У истоков русской детской литературы.

14

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы. (9 ч) Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

3

Детская литература XIX в.

35

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

4

Детская литература XX в.

28

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.

Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

5

Детская литература 1930–1950-х гг

18

Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

 

Тематическое содержание курса

№ п/п

Темы уроков, разделов

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Вводный урок.

 Знакомство с учебником «В океане света». Пролог

1

Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся,    мастеров   слова; отвечать на  вопросы по  содержанию;         понимать        главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух  задание (учебный  текст),   определять алгоритм выполнения,  оценивать  ход  и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение:  его жанр (включая поучение,   летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность  развития  событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать  своё  и  чужое высказывание.

Чтение

Читать текст вслух осознан- но,  правильно,  выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон  и  темп   речи, ставить логическое ударение.

Декламировать         стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознан- но,  выделять в нём  логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

2

Произведения современной детской литературы разных жанров (6 ч)

1

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?

Г. Сапгир « Сегодня, завтра и вчера».

3

Фантастическая повесть. Велтистов «Приключения Электроника»

1

4

Велтистов «Приключения Электроника»

1

5

Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

1

6

Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада».Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1

1

7

Внеклассное чтение. «Книги о ребятах сверстниках»

1

8

У истоков русской детской литературы (14ч)

1

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок) Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

9

«Повесть временных лет». «Расселение славян».

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

1

10

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. «Поучения» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV-XVI веках. Поучения и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

1

Вычитывать все виды  текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения,  составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать         основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста:         задавать вопросы  автору  по  ходу   чтения,  прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить   ключевые   слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста  самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать  текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать         структуру книги,  самостоятельно выбирать  книгу в библиотеке.

Культура речевого общения Участовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно  текст –  рассказ-характеристику героя.

11

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

1

12

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

1

13

Путешествие 2. Сон незнакомого мальчика

1

14

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. Обобщение по разделу «У истоков детской литературы». Проверочная работа №2

1

15

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

16-

17

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» - автобиографическое произведение

2

18

А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

1

19

Статьи Н.И.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

1

20

Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребёнка в рассказе А.Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того хочешь»

1

21

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI – XVIII веках. Проверочная работа №3

1

22

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1

23

Детская литература XIX века (35 ч)

1

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.Крылов «Слон и Моська»

24

И.А.Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни. Обобщение. Басни И.А. Крылова

1

25

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка.

А. Погорельский «Чёрная курица»

1

26

А. Погорельский «Чёрная курица»

1

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи

 Готовиться        к           сочинению: определять  и   анализировать тему,  формулировать замысел (главную мысль),         собирать материал,   составлять  план, работать         над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный  текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать  художественные   произведения  (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать   творческие  работы: сочинения  по   прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

27-29

А. Погорельский «Чёрная курица»

3

30

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

1

31-35

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

5

36

Внеклассное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

37

В. Жуковский «Спящая царевна»

1

38

Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского (обобщение)

1

39

В.И.Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра)

1

40

А.Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

1

41

Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается». Проверочная работа №4.

1

42

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Произведения о родном севере саамских авторов)

1

43

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

44

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А.Плещеева

1

45

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе

1

46-47

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

2

48

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги

1

49

Л.Н.Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»

1

50

К.Д. Ушинский « Столица и губернский город»

1

51

К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»

1

52

К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

1

53

А.И. Куприн «Слон»

1

54

Обобщение. Проверочная работа по разделу №5 «Детская литература XIX века»

1

55

Внеклассное чтение. Произведения А.П. Чехова для детей

1

56

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

1

57

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

1

        

58

Детская литература XX века (28 ч)

1

Путешествие 8. В…библиотеку. Загадка Лидии Чарской

59-61

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8)

3

62

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10-11)

1

63

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение)

1

64

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX веков. Поэзия Октябрины Вороновой

1

65

Путешествие 9. Петроград, 1923 год

1

66

Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

67

Корней Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон

1

68-70

Д.Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

3

71

Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке»

1

72

Внеклассное чтение. Современные чудаки. Сказки саамской сказительницы Н.Большаковой (Н.Большакова «Кутькхемь–бессердечный»)

1

73

Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С.Сивоконь «Везите все, как есть, почитаем!»

1

74

Внеклассное чтение. Современные детские журналы

1

75

Е. Шварц «Два брата»

1

76

Е. Шварц «Два брата»

1

77

Е. Шварц «Два брата» (обобщение)

1

78-79

Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»

2

80-82

А.Н.Толстой «Фофка»

3

83

А.Н. Толстой «Кот – сметанный рот». М.Пришвин «Изобретатель»

1

84

С.Маршак «Сила жизни»

1

85-87

Р.Киплинг «На далёкой Амазонке». Р.Бёрнс «В горах моё сердце»

3

88

С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Обобщение. Проверочная работа №6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8-10)

1

89

. Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах

1

90

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»

1

91

А.Барто «Снегирь»

1

92

Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

93

Ю.Олеша «Три толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»

1

94

Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

95

Путешествие 8. В…библиотеку. Загадка Лидии Чарской

1

96

Детская литература 30–50-х годов (7 ч)

1

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» Р.Фраерман «Гайдар и дети»

97-98

А.Гайдар «Тимур и его команда»

2

99

Путешествие 13. Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры. Н.Носов «Федина задача». В.Драгунский «Что любит Мишка»Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

100

Путешествие 14. «Книжкины именины» во дворце пионеров. Стихи Е.Благиной, Б.Заходера, Ю.Коринца.Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира, Э.Мошковской и Э.Успенского Стихи СЧёрного, В.Долиной, Н.Матвеевой, миниатюры Г.Цыферова

1

101

Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»С.Козлов «Снежный цветок»

1

102

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле». Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета»

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Уро

ка

Тема урока

К.

 час

Дата проведения

Формы контроля

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Вводный урок.

 Урок-игра. Знакомство с учебником «В океане света». Пролог

1

05.09

Предварительный контроль,  устный опрос

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов.

К. Умение слушать и вступать в диалог.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

2

Произведения современной детской литературы разных жанров (6 ч)

1

06.09

Текущий контроль,  устный рассказ

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

-определять тему и основную мысль произведения;

-пересказывать текст; -читать стихотворные произведения наизусть

-читать осознанно текст художественного произведения «про себя».

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; основную мысль текста;

Предметные:

относить произведения к жанру  фантастической повести по определённым признакам;

Формирование познавательных мотивов –интереса к новому.

Формирование основ гражданской идентичности личности.

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?

Г. Сапгир « Сегодня, завтра и вчера».

3

Фантастическая повесть. Велтистов «Приключения Электроника»

1

07.09

Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть

4

Велтистов «Приключения Электроника»

1

12.09

Текущий контроль, устный опрос, выразительное чтение, чтение по ролям

5

Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

1

13.09

Текущий контроль, творческий пересказ

6

Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада».Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1

1

14.09

Тематический контроль, проверочная работа

7

Внеклассное чтение. «Книги о ребятах сверстниках»

1

19.09

Тематический контроль, краткий пересказ

8

У истоков русской детской литературы (14ч)

1

20.09

Предварительный контроль, устный опрос

Текущий контроль, чтение текста наизусть

Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев  произведения, читать стихотворные произведения наизусть.

 

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

Познавательные УУД:

строить рассуждения;

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Сформированность познавательных мотивов-интерес к новому.

Урок-путешествие. Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок) Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

9

«Повесть временных лет». «Расселение славян».

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

1

21.09

Текущий контроль, выразительное чтение текста

Стремление к самоизменению-приобретению новых знаний.

10

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. «Поучения» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV-XVI веках. Поучения и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

1

26.09

Текущий контроль, выразительное чтение текста

Сформированность учебных мотивов. Стремление к смоизменению-приобретению новых знаний.

11

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

1

27.09

Предварительный контроль, устный опрос

Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения .

12

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

1

28.09

Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть

Выделение морального содержания ситуации.

Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы

13

Путешествие 2. Сон незнакомого мальчика

1

03.10

Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть

Знать   названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов.Уметь : составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть, отличать древнерусские стихи от современных

 

Выделение морального содержания ситуации. Стремление к смоизменению-приобретению новых знаний.

14

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. Обобщение по разделу «У истоков детской литературы». Проверочная работа №2

1

04.10

Тематический контроль, выразительное чтение, проверочная работа.

15

Внеклассное чтение. Книги о книгах

1

05.10

Тематический контроль.

16-

17

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» - автобиографическое произведение

2

10.10

Текущий контроль, выразительное чтение повести.

Рассказ о герое книги

Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения. Развитие доброжелательности ,

готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается

18

А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

1

11.10

Текущий контроль, выразительное чтение повести.

Рассказ о герое книги

19

Статьи Н.И.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

1

12.10

Предварительный контроль, самостоятельное чтение; выразительное чтение

20

Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребёнка в рассказе А.Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того хочешь»

1

17.10

Тематический контроль, проверочная работа

21

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI – XVIII веках. Проверочная работа №3

1

18.10

Текущий контроль, проверочная работа

22

Библиотечный урок. Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1

19.10

Тематический контроль

23

Детская литература XIX века (35 ч)

1

2310

Предварительный контроль, устный опрос

Текущий контроль, выразительное чтение басни

Знать  названия, основное содержание изученных

произведений, их авторов.

Уметь :читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст,

делить текст на смысловые части, составлять его простой план;читать стихотворные произведения наизусть;различать жанры  художественной литературы.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно

формулировать тему и цели урока;

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы.

Предметные:

относить произведения к жанру басни  по определённым признакам;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста.

– Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы.

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.Крылов «Слон и Моська»

24

И.А.Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни. Обобщение. Басни И.А. Крылова

1

24.10

Предварительный контроль, устный опрос

25

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка.

А. Погорельский «Чёрная курица»

1

25.10

Текущий контроль, выразительное чтение

26

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью

1

07.11

Предварительный контроль, устный опрос

27-29

А. Погорельский «Чёрная курица»

3

08.1109.11

Предварительный контроль, краткий пересказ

30

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

1

14.11

Текущий контроль, выразительное чтение

31-35

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

5

15.1116.11

21.11

22.11

23.11

Текущий контроль, краткий пересказ

Знать  названия, основное содержание изученных произведений. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль

36

Внеклассное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

28.11

Текущий контроль, выразительное чтение, пересказ

Знать  названия, основное содержание изученных произведений. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план,читать стихотворные произведения наизусть,различать жанры  художественной литературы

37

В. Жуковский «Спящая царевна»

1

29.11

Текущий контроль, выразительное чтение

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

38

Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского (обобщение)

1

30.11

Текущий контроль, чтение сказки (отрывка) наизусть

39

В.И.Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра)

1

05.12

Текущий контроль, выразительное чтение

40

А.Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

1

06.12

Текущий контроль, выразительное чтение

41

Урок-КВН.  Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается». Проверочная работа №4.

1

07.12

Текущий контроль, проверочная работа

42

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Произведения о родном севере саамских авторов)

1

12.12

Текущий контроль  

Знать  названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст,

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

читать стихотворные произведения наизусть,

различать жанры  художественной литературы

43

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

13.12

Текущий контроль, выразительное чтение отрывка.

44

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А.Плещеева

1

14.12

Текущий контроль, чтение отрывка наизусть

45

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе

1

19.12

Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть

46-47

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

2

20.12

21.12

Текущий контроль, выразительное чтение

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

48

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги

1

26.12

Текущий, чтение стихотворения (отрывка) наизусть

Интерес к способу решения и общему способу действия.

49

Л.Н.Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»

1

27.12

Текущий, составление схемы рассказа о Л. Н. Толстом

50

К.Д. Ушинский « Столица и губернский город»

1

28.12

Текущий контроль, выразительное чтение

51

К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»

1

16.01

Текущий контроль, чтение по ролям

52

К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

1

17.01

Тематический контроль, творческие задания в тетради по чтению

53

А.И. Куприн «Слон»

1

18.01

Текущий контроль, чтение по ролям

Знать  названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,

делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

читать стихотворные произведения наизусть,

различать жанры  художественной литературы

Сформированность

учебных

мотивов.

Формирование основ гражданской идентичности личности.

54

Обобщение. Проверочная работа по разделу №5 «Детская литература XIX века»

1

23.01

Тематический  контроль, выполнение проверочной работы

55

Урок- постановка. Внеклассное чтение. Произведения А.П. Чехова для детей

1

24.01

Текущий контроль, осознанное выразительное чтение, пересказ

56

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

1

25.01

Текущий контроль, осознанное выразительное чтение, пересказ

57

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

1

Текущий контроль, осознанное выразительное чтение, пересказ

Интерес к способу решения и общему способу действия.

        

58

Детская литература XX века (28 ч)

1

30.01

Предварительный контроль, устный опрос

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений,

Уметь осознанно читать текст художественного произведения «про себя»,

определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

давать определение понятиям «гротеск»,

«антитеза», «цвет», «ирония», «пейзаж»;

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

Коммуникативные УУД :

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Сформированность познавательных мотивов.

Путешествие 8. В…библиотеку. Загадка Лидии Чарской

59-61

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8)

3

31.01

01.0206.02

Предварительный контроль, устный опрос

62

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10-11)

1

07.02

Текущий контроль, толкование слов и словосочетаний

63

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение)

1

08.02

Предварительный контроль, устный опрос

64

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики XIX-XX веков. Поэзия Октябрины Вороновой

1

13.02

Тематический контроль, индивидуальный опрос; написание отзывов, выразительное чтение

65

Путешествие 9. Петроград, 1923 год

1

14.02

Предварительный контроль, фронтальный опрос

66

Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

15.02

Текущий контроль, фронтальный опрос, письменное выполнение заданий

67

Корней Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон

1

20.02

Текущий контроль, пересказ текста

68-70

Д.Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

3

21.02

22.02

27.02

Текущий контроль, выборочный пересказ текста

71

Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке»

1

28.02

Текущий контроль, выразительное чтение стихотворения

72

Внеклассное чтение. Современные чудаки. Сказки саамской сказительницы Н.Большаковой (Н.Большакова «Кутькхемь–бессердечный»)

1

01.03

Тематический контроль, индивидуальный опрос

73

Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С.Сивоконь «Везите все, как есть, почитаем!»

1

06.03

Текущий контроль, чтение наизусть стихотворения

74

Заочная экскурсия в библиотеку. Внеклассное чтение. Современные детские журналы

1

07.03

Тематический контроль, индивидуальный опрос

75

Е. Шварц «Два брата»

1

13.03

Предварительный контроль, фронтальный опрос

76

Е. Шварц «Два брата»

1

14.03

Текущий контроль, фронтальный опрос

77

Е. Шварц «Два брата» (обобщение)

1

15.03

Текущий контроль, фронтальный опрос

78-79

Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»

2

2003

21.03

Текущий контроль, фронтальный опрос

80-82

А.Н.Толстой «Фофка»

3

22.03

04.045.04

Текущий контроль, фронтальный опрос

83

А.Н. Толстой «Кот – сметанный рот». М.Пришвин «Изобретатель»

1

10.04

Текущий, индивидуальный опрос; творческая работа

84

С.Маршак «Сила жизни»

1

11.04

Текущий контроль, фронтальный опрос, выразительное чтение

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:

Относить прочитанное к определенному виду и жанру;

выразительно читать по ролям, инсценировать;

пересказывать с добавлением диалога;

характеризовать героев;

участвовать в обобщающей беседе по вопросам.

Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Сформированность учебных мотивов.

Стремление выполнять социально-значимую деятельность, быть полезным обществ.

85-87

Р.Киплинг «На далёкой Амазонке». Р.Бёрнс «В горах моё сердце»

3

12.04

17.04

18.04

Текущий контроль, фронтальный опрос

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:

Относить прочитанное к определенному виду и жанру;

выразительно читать по ролям, инсценировать;

пересказывать с добавлением диалога;

характеризовать героев;

участвовать в обобщающей беседе по вопросам.

88

С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Обобщение. Проверочная работа №6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8-10)

1

19.04

Тематический контроль, проверочная работа

89

. Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах

1

24.04

Тематический контроль, индивидуальный опрос

90

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»

1

25.04

Предварительный контроль, самостоятельная работа

91

А.Барто «Снегирь»

1

26.04

Текущий контроль, чтение стихотворения наизусть

Знать : отличие детской поэзии 2-й половины 20в. от произведений для детей 20-х годов;

авторов и их произведения данного периода;

Уметь :читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов; определять авторские особенности; выполнять различные виды чтения(выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное);

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

92

Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

02.05

Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос

93

Ю.Олеша «Три толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»

1

03.05

Текущий контроль, фронтальный опрос

94

Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

1

08.05

Текущий контроль, фронтальный и индивидуальный опрос

95

Путешествие 8. В…библиотеку. Загадка Лидии Чарской

1

15.05

Текущий контроль

96

Детская литература 30–50-х годов (7 ч)

1

16.05

Предварительный контроль, фронтальный опрос

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» Р.Фраерман «Гайдар и дети»

97-98

А.Гайдар «Тимур и его команда»

2

17.05

Предварительный контроль, фронтальный опрос

99

Путешествие 13. Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры. Н.Носов «Федина задача». В.Драгунский «Что любит Мишка»Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

23.05

Текущий контроль, чтение отрывка наизусть

100

Путешествие 14. «Книжкины именины» во дворце пионеров. Стихи Е.Благиной, Б.Заходера, Ю.Коринца.Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира, Э.Мошковской и Э.Успенского Стихи СЧёрного, В.Долиной, Н.Матвеевой, миниатюры Г.Цыферова

1

24.05

Текущий контроль, чтение отрывка наизусть

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их

авторов

Уметь читать выборочно , цитировать текст,замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение ,размышления автора.

Развитие эмпатии и сопереживания  эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Развитие доверия и внимательности к людям,

готовности к оказанию  помощи тем, кто в ней нуждается.

101

Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»С.Козлов «Снежный цветок»

1

25.05

Предварительный контроль, чтение стихотворения

102

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле». Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета»

1

Итоговый, инсценировки, отчет о работе групп.


Перечень учебно – методического обеспечения:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 336 с.
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.  Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. – 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света. Книга для чтения в 4-м классе. В 2-х ч. –  М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
  4. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. Изд.5-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 112 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Контрольно-измерительные материалы

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. Изд.5-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 112 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.

 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, программа " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "ШКОЛА 2100"

Рабочая программа по литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс школа 2100

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

рабочая программа по литературному чтению 4 класс ШКОЛА 2100

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению в 4-м классе составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, рассчитана на 3 часа в неделю, содержит пояснительную записку, требования к в...