Творческая деятельность младших школьников в процессе формирования читательского пространства
статья по чтению на тему
Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существующее, создание чего - то нового, ценного не только для одного человека, но и для других. Оно существует везде, где человек воображает, изменяет и создаёт новое.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Творческая деятельность младших школьников в процессе формирования читательского пространства»
Голонягина Л.П.
Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Чистополь Республики Татарстан.
Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существующее, создание чего - то нового, ценного не только для одного че-ловека, но и для других. Оно существует везде, где человек воображает, изме-няет и создаёт новое.
Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Приходят на ум слова А.В.Сухомлинского «Через игру, детское творчество - путь к сердцу ребенка», что очень важно в нашей педагогической деятельности. Особенно когда к тебе приходят малыши после детского сада. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества. Л.С. Выготский сравнивает отношение детского творчества к взрослому творчеству, с одной стороны, с отношением детской игры к взрослой жизни, с другой.
Психолог и основатель исследовательской традиции Л.С. Выготский предлагал развивать и стимулировать детское литературное творчество подобно игре, а именно: предлагать детям определённые задания и темы, предполагающие возникновение ряда определённых впечатлений у детей.
Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности детского творчества.
Смысл детского литературного творчества заключается в том, что оно способствует развитию творческого воображения, обогащает эмоциональную жизнь ребёнка. И хоть это творчество не может воспитать в ребёнке будущего писателя, оно помогает ребёнку овладеть человеческой речью.
Более 10 лет работаю по УМК «Начальная школа 21 века». Авторы поставили перед собой одну из важнейших задач - усилить внимание к творческой деятельности, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преобладанием заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы данного УМК связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК «Начальная школа 21 века» впервые в начальной школе разработана система использования ролевой игры в обучении, которая даёт возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради с разными рубриками, которые способствуют развитию творчества детей. Особенно радуют успехи детей в литературном творчестве, где каждый час работы приносит хорошие результаты в плане развития творчества детей, где идет постоянное включение детей в самостоятельную активную творческую деятельность (важно помнить все творческие работы в классе выполняются под руководством учителя) приносит свои плоды.
В нашей программе и учебниках литературного чтения (авторы Ефросинина Л.А...) все самостоятельные работы носят творческий характер. Уже с первых уроков обучения грамоте и слушания в 1 классе постепенно вводятся задания творческого характера, требующие самостоятельной работы учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение их речи и поступков. А сравнение нескольких произведений на одну и ту же тему или героев разных произведений - это творческая работа, которая уже носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с 1 класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по - разному, но эти начала повторяются: «Жили - были...», «В некотором царстве...», «Жил на свете...» и т.д. А во 2-4 классах, обучающиеся, проводя исследование, знакомятся с присказками и зачинами сказок. Подбирая шутки, прибаутки, пословицы для присказок или придумывая свои присказки к знакомым сказкам, рассказывая сказки с присказками, учащиеся познают мир сказок и овладевают понятием «присказка». В 4 классе учащиеся переходят к творческому пересказу (изменения лица рассказчика). Учитывая, что творчество опирается на воображение и литературно - творческие умения, авторы учебника разработали систему заданий, которые нам позволяют шаг за шагом развивать творческую деятельность. Какие это шаги? Например, сравнение двух видов пересказа: рассказать сказку и рассказать от лица любого персонажа. Доступна эта работа первоклассникам? Да, конечно. При пересказе дети еще вносят и элементы собственного творчества. Одной из форм творческой работы создание собственного произведения. Это сказки, короткие рассказы и стихи. Только надо помнить, что ни в коем случае нельзя детей заставлять. Принуждение совершенно недопустимо. Хорошо то, что есть в литературном чтении творческие уроки (в примерных программах, составленных по ФГОС НОО, творческая деятельность учащихся выделена в специальный раздел). Это урок - сказка, урок - проект... А тетради на печатной основе, которые нас учат творить, фантазировать, сочинять. Такая рубрика, как «Проба пера» предлагает задания творческого задания. Сочини короткий рассказ, придумай сказку, подбери рифму, сочини стихотворение к заданному началу, сочини загадку или стишок. (В приложении №1 можно ознакомиться со сказками детского творчества).
На уроках и во внеурочное время учимся писать стихи. Помня, что главная цель работы со стихотворениями - приобщение детей к классическим произведениям, мы с детьми знакомимся с размером стиха, с понятием рифма. Не стоит думать, что таким образом можно научить детей писать стихи, но мы можем показать им как «сочинить стишок» на заданный размер. Нельзя научить художественной логике лирического стихотворения. Для возникновения потребности в написании стихов необходимы новые жизненные и литературные впечатления. И важнейшим условием является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства. Это требует определенной организации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Знакомство со стихами известных поэтов побуждает детей к собственному творчеству. Необходимо учиться слышать и понимать поэзию. Чем больше де-ти будут читать, и слушать стихи, читать сосредоточенно, с большим внимани-ем к слову, тем лучше они будут чувствовать поэзию, и писать сами, а для этого на занятиях использую различные игры со словами, игры в рифму... Главное, чтобы ребёнок не просто подбирал и рифмовал слова, а стремился выразить свои эмоции и чувства. Не все ученики могут сочинить стихи, нужен талант (вспоминается афоризм «Талант - это1% способностей и 99% труда», ) нужны высокая культура и горячее чувство. Но многих можно научить рифмовать, рас-считывать размер строки… Мы сочиняем, и эта маленькая победа окрыляют как маленьких поэтов, так и нас учителей. Во внеурочное время на занятиях кружка «Юный грамотей» продолжаем начатую работу. Свое творчество доро-же всего. Анализируем, печатаемся в городской газете, стали выпускать клас-сную газету «Жизнь класса», где есть рубрика «Мое творчество» («Интересный случай в моей жизни», «Когда я был(а) маленьким(-ой)», «Наши успехи», «Мои первые стихи»..). (В приложении №2 можно ознакомиться со стихотворениями моих учащихся). Родители, бабушки и дедушки, друзья и знакомые, сверстники с удовольствием знакомятся с творчеством маленьких, возможно, в будущем, начинающих поэтов или творцов нового.
Детство - особый поэтический творческий мир, когда способности воображения, фантазирования развиты особенно остро. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, литературного творчества. Без этого он засушенный цветок» - писал В.А. Сухомлинский. А выполняя одну из важнейших задач современной школы - целенаправленное формирование гармоничной личности ребенка и развитие творческих способностей обучающихся, что является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу, самостоятельность. именно потому считаю своим долгом учить детей творчеству, именно литературному,. именно творческая деятельность позволяет ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, дает возможность реализовать свои замыслы. Заложенные в начальном звене творческие начала требуют продолжения. Дети активно сотрудничают с печатными изданиями в старших классах. У нас в школе существует издательский проект, в котором заняты обучающиеся основной школы. В этих изданиях печатаются и творческие работы моих учащихся.
Очень хотелось бы, чтобы ребята продолжали самостоятельно развивать в себе любовь к литературе, к чтению.
Литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997.
2. Глоцер В. Дети пишут стихи. - М., 1964.
3. Кармакова Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка. // Начальная школа до и после, №3, 2009.
4. Мелешко Г.С. Развитие поэтического творчества младших школьников. - Начальная школа, №5, 2009.
Приложение №1.
Работа ученика 3б класса Савельева Максима
Дружба Медведей.
Давным-давно в далекие времена в волшебной стране, где росли пряничные деревья и текли шоколадные и молочные реки, крепко спали в своей берлоге два братца, два серых медвежонка - веселые непоседы.
Когда птички-синички запели весеннюю песенку, проснулись они. Вышли из темной берлоги, лапками глазки от солнца прикрыли и посмотрели друг на друга.
-Ой – ой – ой! Как же мы похудели, ведь всю долгую зиму ничего не ели. Любимая еда – орешки в шоколаде, которые растут на шоколадных деревьях.
Побежали медвежата к своему заветному дереву. Вот и оно, толстое в шесть обхватов. Поднялись медвежата на задние лапки и дотянулись до любимых орешков. Наелись досыта, погладили себя по животикам:
- Отощавшие наши животики счастливые. Шерсть, как сталь блестит, а в лапах сила играет. Еще немного пожуем и силушки мы много наберем.
Вдруг медвежата услышали пение.
Подняли головки и увидели красавицу синицу. Головка черная, как смоль, щечки беленькие, грудка с животиком желтенькие, а спинка с крылышками с зелененьким оттенком. Загляделись на нее медвежата и сказали:
- Какая же ты синичка, красивая и нарядная. Только мы серые, отчего же так?
Тут братья услышали тук-тук, тук-тук…
Обернулись, смотрят, а на соседнем дереве стучит дятел, лечит дерево.
- И дятел нарядный. В красной шапочке с белым животиком.
Больше прежнего загрустили братья.
Незаметно пролетел первый день. Всю ночь ворочались они с боку на бок. Лишь к утру успокоились и уснули сладким сном.
Проснулись братья, когда солнышко поднялось высоко и уже успело согреть необыкновенно-прекрасный весенний воздух. Проснулись и обрадовались яркому солнышку. Животики их заурчали, и медвежата весело вприпрыжку побежали лакомиться сладкими орешками в шоколаде. Они и не вспоминали о вчерашнем дне, пока не увидели на поляне красивый яркий цветок. Им захо-телось подойти и рассмотреть этот цветок поближе. Но не успели
медвежата добраться до цветка, как он вспорхнул и поднялся высоко в небо – эта была бабочка с парой ослепительно-чудесных крыльев. Медвежата от неожиданной красоты замерли, раскрыв рты. Им очень хотелось рассмотреть ее поближе, но бабочка пропала из виду, и медвежата опять загрустили.
Пролетала мимо птичка-синичка и спросила тоненьким-тоненьким голоском:
-Что это вы такие грустные?
Братья рассказали синичке, что они невеселы оттого, что у них шубки серого цвета. А им бы очень хотелось поменять цвет своих шуб. А как это сделать они не знали.
Птичка-синичка много летала, побывала во многих странах и она не смогла братьям дать ответа, но посоветовала обратиться к мудрой сове.
-Где же найти нам ее?- наперебой спросили с радостью братья, готовые сейчас же отправиться в путь.
-Живет она в дальних краях, где чистый ручей не умолкает, где молодая травка постоянно зеленеет, да и кукушки звонко кукуют и долгую жизнь обещают.
Бросились медвежата в путь, успев поблагодарить синичку, ведь путь был неблизкий. Долго шли они и усталые остановились у двух рек. Решили они искупаться. Один братец прыгнул в шоколадную реку, а другой в молочную. А когда братья вышли на берег, то один оказался бурым, а другой – белым. Не узнали они друг друга, да и разошлись в разные стороны.
Долго бродили медвежата, проголодались и, не сговариваясь, направились к своему заветному дереву. Обрадовались встрече и тому, что теперь у них замечательная окраска шуб, как им и хотелось.
(рисунок автора)
Приложение №2.
Стихи Ерафонова Юрия
Выпал беленький снежок-
Всё вокруг бело.
Выходи скорей дружок
И берись за дело.
Ты слепи снеговика
Из пушистого снега.
Пусть кружится пурга,
И ложится снег первый. (1 класс)
Лёд идёт, лёд идёт!
Что за льдина там плывёт?
Льдина - мишка косолапый,
Льдина - лось и льдина- слон.
Эта льдина - лев свирепый,
Эта сказочный бизон.
На реке не ледоход,
А настоящий «Зооход».(3 класс)
Соседи сверху чудаки,
От них трясутся потолки.
Поют и пляшут день и ночь,
Никто не в силах нам помочь.
Мы плачем и вздыхаем
И уши затыкаем.
Терпенье «лопнуло» у нас-
Поднимемся мы к ним сейчас.
«Застанем мы врага на месте
И будем веселиться вместе!»(4 класс)
Уже четыре года ровно
Учит нас Любовь Петровна.
Мы спешим к ней на урок
Получить все знанья впрок.
Обучает жить в труде
И по справедливости.
И всегда, и везде
Учит нас правдивости.
Научились с ней задачи
Очень трудные решать.
И для детской передачи
Стихи весёлые писать. (Победитель конкурса «Юный поэт»)
Стихотворение Марковой Анны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"
Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...
Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова.
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова....
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова. Презентация.
Педагогический проект по теме " Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова"...
Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности
Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...
Передовой и инновационный опыт в муниципальной системе образования. Информационный вестник. Выпуск №3. Развитие творческой активности младших школьников в процессе проектной деятельности.
http://mu-idc.edusite.ru/p16aa1.html...
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения
К моменту поступления в школу ребенок становится субъектом разнообразных видов деятельности, у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако, у него нет потребно...