Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"
материал по теме

Чижова Ильмира Сабиржановна

 

        В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktd_z.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 2012 год.

                                ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников

как составной части внеурочной деятельности».

Выполнила: Чижова Ильмира Сабиржановна учитель начальных классов

                                              ГБОУ СОШ № 10  г.Сызрань

                                            Содержание:

1.Введение

      1.1 Актуальность темы .

      1.2  Анализ ситуации.

      1.3  Цели и задачи воспитательной деятельности педагога посредством использования КТД .

      1.4  Основные принципы построения внеурочной деятельности  младших школьников.

     

     

2.Основная часть.

      2.1 Коллективная творческая деятельность: подходы и технологии.

      2.2 Принципиальные основы коллективных творческих дел.

      2.3 Виды, формы, структура коллективных творческих дел.

      2.4. Пять условий педагогического успеха.

      2.5 Диагностика воспитанности учащихся.

      2.6 Уровни воспитанности младших школьников.

      2.7 Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.

     2.8 Ожидаемые результаты  использования КТД во внеурочной деятельности.

    3.Заключение.

    4. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

     5.Список литературы и источников.

     6.Приложение.

Диагностические методики исследования воспитанности учащихся.

                                            1.Введение

                                          1.1    Актуальность проекта.

      Воспитание – одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности, она включает в себя формирование у воспитуемых качеств личности, а также социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного образования.  

      Сущность воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественному труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей, субъектов деятельности и индивидуальностей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

       Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к    процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

        Наше время  требует  реального участия школьников в окружающей  жизни, преодоления  замкнутости  в своем “детском” мире. Учиться  сотрудничеству в общей заботе об улучшении  жизни- это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не  надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их  решения.

          Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют :1.ориентированность на знания и использование новых технологий

,2.активная жизненная позиция,

3. установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего,

4.активное финансовое поведение,

5.эффективное социальное сотрудничество,

6.здоровый и безопасный образ жизни.

     Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение ( а не просто узнавание ) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную ( в границах разных образовательных дисциплин ) и внеурочную ( художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и т.д.)

     Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Определены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. В рамках перехода образовательных учреждений на ФГОС каждый  педагогический коллектив , каждый педагог определяется с организацией неотъемлемой части образовательного процесса – внеурочной деятельностью. Чтобы наметить перспективы развития внеурочной деятельности в условиях ФГОС необходимо изучить актуальное состояние организации внеурочной деятельности, а также наиболее эффективные формы ее организации.

    Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

                                                     1.2     Анализ ситуации.

        В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.

      Прежний богатый опыт, потребность учащихся  в освоении многомерности мира, осознание ими собственного «Я» в этом мире, необходимость в духовном развитии – все это позволило сделать поворот в воспитательной работе, сосредоточить усилия на личности ребенка, провести его через те культурологические сферы, которые рождают в человеке добрые черты, высоконравственные потребности.

       Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

        Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности.

         Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в творческой  коллективной деятельности.  

        

      1.3   Цели и задачи воспитательной деятельности педагога посредством                  использования КТД.  

     Сегодня ведущей целью воспитания для педагогического коллектива является идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой и обществом, которому требуется человек с высоким чувством самосознания.

     Как он будет общаться со своим «Я», с друзьями, с родными, как найдет себя, будет ли стремиться к интеллектуальному, духовному, физическому развитию – главные вопросы для педагогов школы.

      Задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями  растущего человека:

  1. формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников:

а) личностных ( реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся )

б)регулятивных ( реализуемые на основе целеполагания, планирования, прогнозирования результата, контроля и коррекции, оценки уровня усвоения )

в)познавательных ( реализуемые на основе формулирования проблемы и самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера)

г)коммуникативных ( реализуемые на основе интегрирования в группу сверстников и  продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми)

            2.Организовать разнообразную эмоциональную  творческую личностно и  общественно значимую деятельность детей в классе через КТД как  модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация  детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.

        3.Создать  условия для самореализации, самоутверждения,  самореабилитации каждого воспитанника в коллективе посредством использования КТД.

        4.Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

        5.Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации. 

            6.Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в КТД в разновозрастных группах.

           7.Выявление потенциала лидеров.

           8.Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.

  1. Основные принципы построения внеурочной деятельности  младших школьников.

             Внеурочная деятельность младших школьников основывается на следующих принципах:

         

       1.принцип природосообразности

предполагает, что процесс творчества младших школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

       2.принцип культуросообразности

 предполагает, что творчество младших школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры.

       3.принцип коллективности

предполагает , что воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.

       4.принцип диалогичности

предполагает , что духовно- ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в совместной творческой деятельности.

       5.принцип патриотической направленности

предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, стимулирование у детей переживаний , которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству.

       6.принцип проектности

предполагает  последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и « выведение » учащегося в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике « замысел – реализация – рефлексия ».

      7.принцип поддержки самоопределения воспитанника

предполагает процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к действительности.

                                     2.Основная часть.

                                 

           2.1 Коллективная творческая деятельность: подходы и технологии.

        Коллективная творческая  деятельность - это прежде  всего полнокровная  жизнь старших  и младших, воспитателей  и  воспитанников  и в  то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие  товарищи ребят, действующие вместе с ними  и впереди них.

        Многосторонняя постоянная забота друг о  друге, о своем коллективе, об  окружающих людях, о  далеких друзьях, поиск  лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей  жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям-  вот что сплачивает воспитателей   и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: “Когда родители,  учителя , ученики   и все-все видят друг друга как партнеров ,создается заботливое сообщество,  и оно начинает работать.»

        И чем богаче,  целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших  и младших, тем эффективнее  тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине  этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов,  и взаимное влияние самих  воспитанников  друг на друга,  и самовоспитание  старших и младших.

        Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм  педагогики, которую автор  назвал “педагогика общей  заботы”. Ее можно назвать  “педагогика социального творчества” или рассматривать как  ее  сердцевину: дети и  взрослые становятся хозяевами собственной  жизни, создают  то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество,  мажор  и дух свободы.

        Важнейшие особенности коллективных творческих дел стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями   для воспитанников-с  различными формами открытой передачи готового  общественного ценного опыта, которые в  нашей методике были и будут необходимыми, но все же останутся вспомогательными средствами воспитательной работы.

        Каждое  КТД- это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы  об  улучшении  общей жизни. Это совокупность   определенных  действий на общую пользу и радость.
        В таком процессе,  направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов,  осуществляется нравственное,  умственное,  физическое,  трудовое,  эстетическое воспитание,  в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно -  мировоззренческой,  эмоционально-волевой,  действенной.

Поэтому оно- д е л о, но не простое дело, а  к о л л е к т и в н о е, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по  общей жизненно-практической гражданской заботе.  Кроме того, это -  т в о р ч е с к о е коллективное дело,  потому  что на каждой стадии его  осуществления все воспитанники  вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей,  способов, средств  решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому,  что не  может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает  в разных вариантах,  всегда выявляет  новые свои возможности-  ведь оно частица жизни.

        Следуя зову детских потребностей,  заботясь об  удовлетворении душевных  нужд воспитанников, педагог,  как  заботливый и чуткий садовник, знает ,  что  делать, в чем и  как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным  в себе, чтобы в  скором будущем  встать на собственные “духовные ноги”.

        Сила каждого КТД в  том, что оно требует общего поиска, дает   ему толчок и открывает   для него широкий  простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и  богатое,  разнообразное  содержание, нестандартные варианты.

       Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

 Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

  1. Принципиальные основы коллективных творческих дел.

     Коллективные творческие дела (далее - КТД) - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

     Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются:

     • сочетание индивидуального и коллективного творчества;

     • коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;

     • ответственность каждого за результат общего дела;

     • творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;

     • самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров.

     Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела:

• ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;

     • разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;

     • формирование потребности в личностном росте.

Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации КТД. Главные особенности планирования КТД:

     • высокая мотивация и активность каждого участника;

     • осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;

     • стимулирование авторских идей, признание ценности всех предложений, в т. ч. и не принятых для реализации;

     • признание авторского вклада организаторов, конструкторов, аналитиков, оппонентов и исполнителей;

     • возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;

     • учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;

     • поступательное усложнение содержания.

     Подведение итогов - это качественная оценка результатов проведенного дела, характера отношений, переживаний и размышлений детей и взрослых.

     Анализируются ответы на такие вопросы, как: Чем обогатило тебя общее дело? Какие чувства и мысли вызвало? Что ты для себя решил? Что у нас удалось, что не получилось? Почему? Каковы причины успехов и неудач? Что можно исправить? Какова степень личного участия и вклада в общее творческое дело? Как развивались дружеские отношения и взгляды на содержание коллективного творческого дела? В каких формах продолжим освоение поднятой темы? и др.

     Алгоритм проектирования творческого дела:

     1. Формирование "образа желаемого результата".

     2. Соотнесение его с реальной ситуацией.

     3. Определение способов достижения этого образа.

     4. Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.

     5. Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.

     6. Внесение необходимых корректив.

     Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки КТД предполагает:

     • консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;

     • актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации КТД;

     • отбор специальной литературы, информации для конструирования

содержания планируемого КТД, привлечение специалистов;

     • конструирование модели системы подготовки и организации КТД;

     • определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;

     • осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;

     • определение условий для оптимальной реализации проекта;

     • составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;

     • конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;

     • прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;

     • выработку четкой позиции на целевое управление.

     Развитие лидерских способностей осуществляется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.

     Каждый день, каждый час жизни удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, учащиеся становятся богаче умом, щедрее сердцем, сильнее и лучше. Педагоги должны стараться найти дела интересные, современные, соответствующие возрасту, полу, потребностям и притязаниям ребят. В этих делах форма и содержание должны быть гармонированы. Существуют сотни и тысячи моделей творческих дел. У каждого свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, свое содержание, свой набор творческих ролей.

         Предлагается целый «калейдоскоп» творческих дел для класса, отряда, группы, для урока и внеклассной деятельности:

Калейдоскоп коллективных творческих дел

Интеллектуально-познавательные дела, игры

Праздники, фестивали, вечеринки

Театральные проекты, представления

Подвижные и спортивные игры

Лаборатория творчества

Лепкодром

Лучник (соревнования на меткость)

Маршрутная игра

Маскарад

Музей звуков

Мускул-шоу

Научная конференция

Народный артист

Новогодний концерт

Олимпиада знаний

Очумелые ручки

Олимпиада

Познай себя

Поэтический салон

Прайд-концерт

Прогулка в лес

Рассказ-эстафета

Стиходром

Сектор испытаний

Турнир знатоков

Театр моды

Театр теней

Трудовой десант

Уроки вежливости

Утренняя зарядка

Фабрика привычек

Фольклорный праздник

Фабрика звезд

Художественная мастерская

Центр культурных проектов

Центр ремесел

Цирк

Что? Где? Когда?

Час юмора

Школа выживания

Эрудит

Экспедиция за сказками

Ярмарка идей и полезных дел

Ярмарка забав

                           2.3  Педагогические условия при реализации КТД.

      Активное включение учащихся в специально разработанные КТД, анализ результатов позволил выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим при использовании КТД в начальной школе.

         1. Педагог должен изменить свою позицию, отказаться от мелочной опеки. Для этого требуется:

  1. обладание личностными качествами (открытость, расположенность к детям, инициативность, креативность и др.);
  2. знание теоретических и методических основ проблемы развития лидерских качеств у младших школьников;
  3. знание психологических особенностей учащихся начальной школы;
  4. умение создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий; стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
  5. создание ситуации “успеха”;
  6. освободить учащихся от давления авторитета учителя;

        2. КТД должно быть личностно-значимым для каждого ученика;

  1. Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

           В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь свою родину, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

                 2.4 Виды, формы, структура коллективных творческих дел

         Актуальность выработки новых подходов , определение принципиальных направлений в образовании и воспитании в образовательных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.

       Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставятпедагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы

      Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей

      Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

                Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

        Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в  познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость , наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция,         рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

                Художественные КТД. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кольцовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической         культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и         настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и         метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт").

                Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

        Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета,коллективное планирование,общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП(чередование традиционных поручений, эстафета дружбы)

 Каждое  коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава  участников.

    Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики:

1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия  /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия – коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

        Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1.        Что было хорошего, что удалось и почему?

2.        Что не получилось и почему?

3.        Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель – счастье людей!» и «Все – творчески, иначе – зачем!»

2..5.  Пять условий педагогического успеха

        Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения педагогических задач?

        П е р в о е   у с л  о в и е- общая забота.

        Надо научиться включать  каждого воспитанника как своего младшего товарища  в  совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных  людям;   в выбор и  открытие лучших  средств решения жизненно  важных задач; в  опыт творения добра и  преодоления того, что мешает  добру  и красоте  утвердиться в нашей жизни;  в оценку  сделанного  и извлечение уроков на будущее.

        Говоря кратко, воспитывать- значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в  такой заботе  у ребят рождается и  крепнет гражданское отношение к окружающей жизни- людям,   труду,   природе,  культуре - как источнику  общей радости и пользы, ответственное  отношение к самим себе  как  юным гражданам.

        В  т  о  р  о е   у с л о в и е - единство  уважения  и   товарищеской требовательности.

        Воспитатель  должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как  младшему товарищу.  Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.

        Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как  все более умелого и   увлеченного участника - в настоящем и  будущем-  общей гражданской заботы; понимание сильных и  слабых  сторон  человека,  стремление раскрывать,  развивать лучшие  стороны и  преодолевать недостатки,  слабости.

        Из товарищеского  уважения  вытекает  и  товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда  возникает ответное отношение  воспитанников к воспитателю, создает и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.Макаренко) взрослого.

        Т р е т ь е   у с л о в и е - единство мыслей и действий, воли        и чувств.

        Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную;  формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину  нашего общества умения, привычки и черты характера.

        Ч е т в е р т о е   у  с л о в и е - единый коллектив.

        Влиять  так, чтобы  способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и  способами воздействия самих воспитателей на себя, а также  способами воздействия воспитанников друг на  друга, на  воспитателей и каждого воспитанника  на самого  себя.

        Тогда  воспитательный  процесс идет в единстве  всех своих звеньев:  воспитания  воспитателями своих  воспитанников, самовоспитания воспитанников- взаимного  и  личного, самовоспитания воспитателей, воспитание  воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает  единый воспитательный коллектив- старших  и  младших, воздействуя  на общую жизнь,  улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

        П я т о е   у с л о в и е - творчество, а не шаблон.

        Необходимо  влиять так,  чтобы  использовать различные  виды воспитательного  воздействия- незаметное и  открытое, прямое  и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого,  убивающего  неординарность  однообразия.

        Дети не  чувствуют себя (и не являются) объектами воспитания,  когда они участвуют  в творческом решении  общих с  воспитателями (другими  взрослыми, своими   родными) жизненно  важных  практических  задач.  Воспитательное  воздействие  опосредовано  и скрыто.  Они-  младшие  товарищи  взрослых по общей творческой гражданской  заботе.  Чрезвычайную важность  незаметного, скрытого воздействия  подчеркивали А.С.Макаренко, В.Н.Терский, В.А.Сухомлинский.

        КТД должны быть способом-общим и  конкретным -  товарищеского  творческого сотрудничества. И  надо, чтобы этот способ  организации жизни активно противостоял командно-административным  методам  одностороннего,  формального влияния, вытеснял их  из  педагогической практики.

        Наше время  требует  реального участия школьников в окружающей  жизни, преодоления  замкнутости  в своем “детском” мире. Учиться  сотрудничеству в общей заботе об улучшении  жизни- это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не  надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их  решения.

        Область действия и содержание КТД должны отвечать процессам обновления жизни страны. Школьники могут включаться в движение защитников экологии, памятников старины, устраивать праздники, создавать трудовые объединения и т.д. Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и  сотворчества.

        Каждое дело - творчески, иначе- зачем?

        Каждое дело - с пользой, иначе- зачем?

        Каждое дело - людям,  иначе- зачем?

        Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую  и социально-активную личность необходимо  понимать и постигать мир  прекрасного, не забывая о радостях жизни,  эстетически  формировать  мышление  и чувства  ребят,  их отношение  к  Родине, к природе, к обществу, к  труду, к семье,  к самому себе,  формировать жизненные представления  по законам красоты.        

        Такой  подход   позволяет  осуществить гармоничный переход через  красоту  к сопереживанию,  через сопереживание  к отзывчивости,  через  отзывчивость  к активным социальным действиям.

                          2.6.     Диагностика воспитанности учащихся

          «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, …движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса и перелома…»А.С.Макаренко

       Диагностику в педагогике определяют как педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими.

       Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели воспитательных систем, способствующих «переводу учащихся с одного уровня воспитанности на другой».

.      Следует при этом подчеркнуть, что до сих пор не создано универсальной методики для оценки воспитательной работы, которая безоговорочно была бы востребована практикой. Так, например, результаты коллективной творческой деятельности и общения учащихся являются достаточно хорошими косвенными показателями качества воспитания. При этом, однако, не учитывается динамика и тенденции  развития личности детей, не учитываются их запросы. Поэтому существует острая необходимость создания такой методики и программы оценки с описанием типичных показателей и признаков, которая позволяла бы конкретно оценивать цели воспитательного процесса, определять тактику и стратегию работы учителей, дифференцированно подходить к оценке учащихся с разным уровнем воспитанности и обеспечивать индивидуальный подход.

     В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности:

1)     мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;

2) система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;

3) уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;

4) уровень сформированности нравственной культуры;

5) уровень развития коммуникативных умений и навыков;

6) направленность личности (на себя, на общение, на дело);

7) уровень сформированности операциональных умений (организаторские качества личности).

     Для диагностики уровня воспитанности представляется необходимым выделение доминирующих факторов. Исходя из анализа теоретических источников и опыта работы Центра проблем воспитания, были определены четыре доминирующих параметра уровня воспитанности:

а)  ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения и т. д.;

б)  коммуникативная культура;

в)  направленность личности;

г)  операциональные умения (организаторские качества личности).

     Эти параметры имеют наиболее существенное значение.

     Включая в программу изучения воспитанности указанные факторы, учитель может активизировать субъективные силы школьника.

                             Уровни воспитанности младших школьников.

         В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции можно выделить три уровня воспитанности -достаточный, средний и низкий. Кроме того мы выделяем еще и такую характеристику личности, как невоспитанность (неудовлетворительный уровень). Невоспитанность про­является, в частности, в отрицательном опыте повеления, неразвитости самоорганизации и саморегуляции, несформированности компонентов личности, нарушающих ее целостность или деформирующих ее структуру.

          Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны, нечетко выраженная психологическая готовность к общению и взаимодействию.

     Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное по­ведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целостности личностной характеристики, некоторая потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.

     Признаками высокого уровня воспитанности являются наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью всех компонен­тов в их единстве, целостностью личностной характеристики, постоянным стремлением к участию в практической деятельности, устойчивой психологической установкой на общение и взаимодействие, наличием определенных навыков.

       2.7.Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики

          Наблюдение более всего доступно  учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения – в сборе и описания фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записи наблюдений.

           Анкетирование и другие опросные методы дают сведения и личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно  быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы на всегда могут быть полные, точные, искренние.

          Беседа – более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности – это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор?». Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.

            Тест – стандартизированное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа – проективные методики.       Данные здесь получают на основе анализа действий испытуемого с материалом, в работе с которым открываются особенности его восприятия, поведения. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе.

      Если тесты первых двух групп создаются и используются в основном специалистами и психологами, то некоторые проективные тесты может применять классный руководитель.

               2.8. Ожидаемые результаты  использования КТД во внеурочной деятельности.

             Первый уровень результатов-приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, инструментов воздействия, понимания партнёра.

        Второй уровень результатов- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом.

       Третий уровень результатов-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия-включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере творчества.

                                    3.  Заключение.

           В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь свою родину, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.            

       “Воспитание есть, в сущности, самовоспитание, - писал еще в  20-е годы  Л.С.Выготский, -Сегодня думаю, необходимо в полный голос сказать: Человек делает себя сам!

        Воспитатель не может по собственному произволу сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет ( или нет) стать таким или иным...

        С научной точки  зрения невозможно, чтобы один   воспитывал   другого. Объектом “воздействия”  педагога должен   быть  не ребенок, не его черты (качества)  и  даже не его поведение,  а условия, в которых он  существует:  среда, окружение, межличностные отношения,  деятельность. А внутренне-эмоциональное состояние ребенка, отношение к себе, жизненный опыт, установки, которые  образуют  такое  психическое новообразование, как “Я - концепция” (самосознания).Оно и  определяет  поведение  субъекта, тактику  жизни,  способы  бытия.”

        Поэтому  воспитание в качестве самого   общего определения, есть искусство  мотивации  у  ребенка нравственного, общественно-ценного поведения, т.е. возбуждения  желания “быть хорошим”,  нравиться  окружающим, быть полноценным членом общества.   Еще  точнее  воспитание- это искусство  выращивания  в ребенке нравственного отношения  к  себе  и к социуму. А это возможно  только при общении человека с  человеком.

          Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной де ятельности школьников основывать на видах деятельности

      Рассмотренная проблема не исчерпала себя, и требуется, на наш взгляд, дополнительная работа по поиску эффективных условий, направленных на развитие лидерских качеств младших школьников. Поэтому исследование может быть продолжено в различных аспектах и направлениях.

                5.    КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 Анализ – метод научного познания,  смысл которого состоит в расчленении целого на составные части, исследовании связей между частями и принципов их организации.

Анкетирование – метод исследования суждений, отношений, мотивов, идеалов, интересов путем массового письменного опроса.

Беседа – метод выявления знаний, мотивов, интересов, представлений и т.д. в условиях взаимодоверительных отношений путем анализа ответов по заранее сформулированным вопросам.

Воспитанность – степень сформированности базовых ценностных ориентаций личности, определяющих ее направленность и проявляющихся в системе отношений.

Диагностика педагогическая – деятельность, направленная на изучение распознавание объектов (субъектов) воспитания с целью сотрудничества и управления этим процессом.

Рейтинг – метод оценивания личностных особенностей путем сбора большого количества мнений об одном и том же лице за короткое время.

Тестирование – стандартизированное, ограниченное во времени психологическое исследование для установления индивидуальных особенностей личности путем выполнения серии заданий диагностического характера.

                            6. Сисок литературы и  источники:

 1. Стандарты второго поколения «Внеурочная деятельность школьников» Методический конструктор под ред. Д.В.Григорьева, П.В.Степанова, Москва, Просвещение,2011г.

 

 2. Стандарты второго поколения «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под ред. В.В.Козлова,  А.М.Кондакова, Москва, Просвещение, 2011г.

3.     Классный руководитель №5, 2005г.; №6, 2003г.; №4, 2001г.; №2, 2000г.; №1, 1998г.

4.    «Управление воспитательным процессом в классе» под ред.М.П.Нечаева.

5.    «Диагностика воспитанности школьников» под ред.М.П.Нечаева.

6.    «Формирование коллектива класса» под ред.М.Ю.Савченко, Л.А.Обуховой.

7.    «Планирование воспитательной работы в классе» под ред.Е.Н.Степанова.

8.    «Практика управления воспитанием в школе» под ред.М.П.Нечаева.

 

9.   "Коллективные  творческие дела Коммуны имени Макаренко"  ( ЛГПИ  им. А. И. Герцена, 1970 ), под ред. И.П.Иванова

10. "Будущее в настоящем – жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова",1998г., под.ред. Л.А.Ивановой

11. « Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно  ориентированному» С.Д.Поляков // Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - № 1. _ 2003. – с.71-72

                                       4.Приложение.

       Диагностические методики исследования воспитанности учащихся

                                   1.     Методика «Сфера интересов».

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлече­нию, творчеству.

Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:

-       активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

-       наличие хороших и верных друзей;

-       познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

-       продуктивная жизнь (максимально полное использование своих

возможностей, сил и способностей);

-       развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное

совершенствование);

-       развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

-       творчество (возможность творческой деятельности);

-       красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

-       любовь (близость с любимым человеком).

Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.

1 балл ставится, когда сфера не значима для учащегося,

2 балла — когда она малозначима,

3 балла — сфера средней значимости,

4 балла — когда сфера значима,

5 баллов - очень значима.

Напротив номера называемой сферы ставится тире и ответ цифрой , соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1.     Телевидение, радио.

2.     Общение в семье.

3.     Учеба.

4.     Спорт, занятия физической культурой.

5.     Общение с противоположным полом.

6.     Домашний труд.

7.     Общение с педагогом, с руководителем.

8.     Музыка любая.

9.     Бизнес.

10. Кино.

11. Коллектив класса, группы.

12. Одежда.

13. Самовоспитание личности.

14. Общение с друзьями.

15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.

16. Походы.

17. Экскурсии, краеведение.

18. Техническое творчество.

19. Общение с природой.

20. Чтение художественной литературы (вне программы).

21. Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов.

22. Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.).

23. Занятие без особой цели – ничегонеделание.

                                   КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «СФЕРА ИНТЕРЕСОВ»

Широта интересов определяется по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

Интересы к трудоемким, активным видам деятельности - учитываются оценки 4 и 5 баллов по вопросам 3, 4, 6, 9, 13, 15, 16, 17, 18,21,22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5):

§        общение-2, 5,7, 14,19

§        развлечения- 1,8,10,12, 20

§        творческая деятельность - 15, 16, 18,21,22

§        коллектив группы - 11

§        организуемый взрослыми труд — 3,6

§        самовоспитание - 13.

           С помощью качественного анализа учитель определяет, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для класса в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов. Если не удается выявить ни одного направления, можно предположить несформированность у ученика системы ценностей.

Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов» (см. Приложение 1). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 2), данные по школе в целом - в виде аналогичной таблицы (см. Приложение 5) и графы «Стремление к общению» таблицы «Уровень коммуникативности» (см. Приложение 6).

Определение уровня развития сферы интересов (количественная обработка результатов) производится в соответствии со следующей таблицей:

                                                                 Уровень

        По широте интересов

        По активным видам деятельности

        По области «Общение»

        Достаточный

        16-22 (75-100%)

        10-11 сфер

        8-11 сфер

        4-5 сфер

             Средний

        11-15 (50-74%)

        8-9 сфер

        5-7 сфер

        2-3 сферы

             Низкий

        3-10 (11-49%)

        6-7 сфер

        3-4 сферы

        1 сфера

             Неудовлетворительный

        1-2 (0-10%)

        менее 5 сфер

        1-2 сферы

        0 сфер

            Графическое изображение облегчает анализ данных. По каждому учащемуся можно построить график значимости различных сфер интересов, где по оси Х отмечаются номера сфер интересов, а по оси Y проставляются баллы конкретного ученика. После анализа индивидуальных данных по отдельным сферам интересов можно построить по такому же принципу график усредненных оценок всего класса и школы в целом.

                            2.     Методика «Самоанализ (анализ) личности».

             Цель: методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности:

-       активность нравственной позиции;

-       коллективизм;

-       гражданственность в труде;

-       трудолюбие;

-       волевые качества.

          Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору - 20, по подфактору - 10, минимальный соответственно 4 и 2.

                                                       Инструкция.

- Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать вопросы, а вы должны записать но­мер вопроса и напротив него свой ответ.

Ответ выбирается по следующей шкале:

Неверно

Скорее неверно

Когда как

В целом верно

Верно

      Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: 1, 2, 3,4 или 5. Например, на вопрос № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом, нужно отвечать на все вопросы.

                                              ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1.     Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.

2.     Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.

3.     Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.

4.     Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.

5.     Хочу, чтобы моя труд приносил пользу обществу.

6.     Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками чело­

века.

7.     В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.

8.     Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.

9.     Часто изобретаю свой подход к делу.

10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.

11. Я - целеустремленный человек.

12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.

13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.

14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.

15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.

16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит

пользу людям.

18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т. д.

19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.

20. Люблю самостоятельную, трудную работу.

21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя

и для других.

22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения,

навыки.

23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

                     КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «САМОАНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ»

1.     Активность нравственной позиции - 1,2,13,14

             1а) уважение к людям, совестливость - 1,13

             16) стремление к нравственному самовоспитанию - 2,14

2.  Коллективизм - 3,4, 15, 16

            2а) ответственность перед коллективом - 3,15

           26) чуткость и взаимопомощь - 4, 16

3.  Гражданственность в труде - 5, 6, 17, 18

           3а) осознание значимости своего труда для общества - 5, 17

           36) бережное отношение к результатам труда, к природе - 6, 18

4.  Трудолюбие - 7,-8, 19, 20

          4а) добросовестность - 7, 19

         46) самостоятельность в преодолении трудностей - 8,20

5.  Творческая активность - 9, 10, 21, 22

         5а) стремление к улучшению процесса работы - 9, 2

         56) стремление к новому, инициатива - 10,22

6.  Волевые качества - 11, 12, 23, 24

          ба)  целеустремленность - 11, 23

          6б)  настойчивость и самообладание - 12, 24

Интервалы уровней проявления фактора качества у школьника:

Низкий       1,00-3,65

Средний      3,66 - 4,32

Высокий     4,33 - 5,00

По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов от 1 до 5.

Учителю и родителям рекомендуется также сделать анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители - несколько более высокие, а дети - самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.

Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.

Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств. Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.

Повторное предъявление методики через год выявляет динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.

Ответы на поставленные вопросы учащиеся записывает на «Бланке ответов» (см. Приложение 1). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 3), данные по школе в целом - в виде аналогичной таблицы (см. Приложение 6). Итоговый уровень по каждому учащемуся (см. Приложение 3) определяется как среднее ариф­метическое уровней проявления факторов; итоговые уровни по классу в целом (см. Приложение 6) выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе.

                                           3.     Методика «Я – лидер».

Цель: изучение операциональных коммуникативных умений (лидерских, организаторских качеств) учащихся.

Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновителем жиз­ни в коллективе, умение управлять собой, умение решать проблемы, умение влиять на окружающих, умение работать с группой и т.п.

                                                        Инструкция.

- Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовывать различные дела и особенностях вашей личности. Я буду читать номер утверждения и самоутверждение, а вы должны записать номер и напротив него - свой ответ.

Ответ выбирается по следующей шкале:

полностью согласен - 4

скорее согласен, чем не согласен - 3

трудно сказать - 2

скорее не согласен, чем согласен - 1

полностью не согласен – 0.

                                                       ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1.     Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2.     Мои действия направлены недостижение понятной мне цели.

3.     Я знаю, как преодолевать трудности.

4.     Люблю искать и пробовать новое.

5.     Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6.     Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7.     Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8.     Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9.     Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого

не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решения, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступлю так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг

другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, руги иным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-

либо дела.

                                        ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

После ответов на вопросы необходимо подсчитать сумму очков по следующим качествам:

А - умение управлять собой - 1, 9, 17, 25, 33, 41.

Б - осознание цели (знаю, чего хочу) - 2, 10, 18, 26, 34,42.

В - умение решать проблемы- 3, 11, 19, 27, 35,43.

Г - наличие творческого подхода - 4, 12,20,28, 36,44.

Д - влияние на окружающих - 5, 13, 21,29, 37, 45.

Е - знание правил организаторской работы - 6, 14, 22, 30,38,46.

Ж - организаторские способности - 7, 15,23,31, 39, 47.

3 - умение работать с группой - 8, 16, 24, 32, 40, 48.

И - искренность в самооценке - 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41.

       Если сумма по качеству меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно. Если на каждый из вопросов «искренности» поставлено больше одного балла, то ответы подверга­ются сомнению, и требуют дополнительной работы с учащимся.

Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со следующей таблицей:

Уровень

Количество баллов

Достаточный

Средний

Низкий

16-20

11-15

менее 10

             Ответы на поставленные вопросы учащиеся записываю на «Бланке ответов» (см.Приложение 1). Данные по классу представляются к виде таблицы (см.Приложение 4), по школе в целом - в виде анало­гичной таблицы (см.Приложение 7). Итоговый уровень по каждому учащемуся (см.Приложение 4) определяется как среднее арифметическое уровней операциональных умений; итоговые уровни по классу в целом (см.Приложение 7) выражаются в процентах от количе­ства учащихся в классном коллективе.

                               4.     Методика «Направленность личности».

Цель: определение личностной направленности учащихся. Методика позволяет выявить следующие направленности личности:

1.     Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2.     Направленность на общение (О) - стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность

в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3.     Направленность надело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

                                                                Инструкция.

— На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятельно.

                                                      ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1.  Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - оценка работы;

Б - сознание, что находишься среди друзей;

В - сознание того, что работа выполнена хорошо.

2.  Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А- известным игроком;

Б - выбранным капитаном команды;

В - тренером, который разрабатывает тактику игры.

3.  Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения;

В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

4.  Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5.  Я рад, что мои друзья:

А - всегда верны и надежны;

Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

6.  Лучшими друзьями считаю тех:

А - на которых можно надеяться;

Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

В - которые могут больше, чем я.

7.  Я хотел бы стать известным, как те, кто:

А - может сильно любить;

Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью;

В - добился жизненного успеха.

8.  Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А - опытным летчиком;

Б - начальником отдела;

В - научным работником.

9.  Когда я был ребенком, я любил.

 А - когда меня хвалили;

Б - игры с друзьями;

В - успехи в делах.

10. Больше всего мне не нравится, когда:

А - меня критикуют;

Б - в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

В - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

11.     Основная роль школ должна заключаться в:

А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

 Б - нос питании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми;

 В - подготовке учеников к работе по специальности.

12.     Мне не нравятся коллективы, в которых:

 А - человек теряет индивидуальность в обшей массе;

Б - недемократическая система;

В - невозможно проявление собственной инициативы.

13.     Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А - для обеспечения отдыха;

Б - для общения с друзьями;

В - для любимых дел и самообразования.

14.     Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - мои усилия достаточно вознаграждены;

Б - работаю с симпатичными людьми;

В - у меня работа, которая меня удовлетворяет.

15.     Я люблю, когда:

А - другие ценят меня;

Б - приятно провожу время с друзьями;

В - чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16.     Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

А - похвалили меня за мою работу;

Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы;

В - отметили дело, которое я выполнил.

17.   Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;

В - стимулировал меня на более интенсивный труд.

                                     ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитать количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определить преобладающую направленность личности, исходя из того, что ответы с буквой:

А - обозначают направленность на собственную личность;

Б - на общение с другими людьми;

В - на деловую активность.

Ответы на поставленные вопросы учащиеся записывают на «Бланке ответов» (см.Приложение 1). Данные по классу и школе в целом представляются в виде таблицы (см.Приложение 8).

                                        5.     Методика «Мой выбор».

Цель определение личностной направленности учащихся.

Методика позволяет определить направленность личности. Рекомендуется проводить вместо методики «Направленность личности» в 5-6 классах или как дополнение в 7-10 классах.

                                                               Инструкция.

- Ребята! Перед Вами таблица, состоящая из трех столбцов. Вам надо пронумеровать строки в каждом столбце от 1 до 11. Номера строк расставляются в порядке значимости слов от самого значимого к менее значимому. Номера расставьте, пожалуйста, рядом с каждым словом с правой его стороны. Свои мысли не обсуждайте, выполняйте работу самостоятельно.

вежливый

искусство

играть

ласковый

конфета

лепить

красивый

дети

работать

здоровый

класс

петь

аккуратный

труд

бездельничать

веселый

книга

читать

сильный

деньги

есть

умный

школа

помогать

независимый

цветы

болтать

скромный

собака

смеяться

трудолюбивый

человек

учиться

          Метод ранжирования ставит школьника перед выбором значимых для личности понятий, которые бы отражали какое-то явление, значимое для человека. Можно предложить в качестве варианта проранжировать ряды для идеальной личности, а затем сделать ранжированный ряд для себя.

         Слова расставляются в порядке значимости (от более значимого к менее значимому) на «Бланке ответов»

        Результаты диагностики могут быть использованы при проведении качественного анализа направленности личности учащихся и их ценностных ориентации, а также при определении итогового уровня воспитанности в случае равных долей соотносимых уровней предыдущих методик.

                                                     6.     Методика «Мишень».

          Цель: заключается в возможности узнать, как школьники сами оценивают свою позицию в коллективе и какой они ее предпочитают видеть (это одна из социометрических методик).

       Детям предлагается нарисовать две «мишени» в пять кругов. Эти круги условно обозначают активность детей. Первый круг (ближе к центру «мишени») - школьники всегда активны, от них исходит инициатива, предложения; второй - учащиеся активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы и не проявляют; третий крут - активность и пассивность здесь соседствуют рядом, этих ребят трудно бывает поднять на то или иное дело, но они его выполняют, если этого потребует старший; четвертый - в делах коллектива участвуют редко и то в качестве зрителей, исполнителей; пятый круг - предпочитают избегать общих дел, отказываются участвовать в них.

       После того, как учитель объяснит своим воспитанникам на­значение этих кругов, необходимо попросить их отметить в первой «мишени» знаком +, как далеко от центра круга находится каждый; во второй - где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Затем необходимо перенести полученные ответы на две итоговые «мишени», разместив номера детей по списку класса. Таким образом, возникает картина самооценки школьниками их реальной позиции в классном коллективе и желаемого положения.

          Методика является хорошим дополнением к методике «Я – лидер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Презентация на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Коллективная творческая деятельность младших школьников

У педагогов часто встаёт вопрос, как сформировать адекватную современным условиям личность, обладающую такими качествами как мобильность, успешность без потери индивидуальности. Как помочь ему раскрыт...