Поэт из Переделкино
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Ильина Марина Витальевна

внеклассное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennyy_mir._chukovskiy.docx74.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественный мир»

Тема: К.Чуковский.

Цель: расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.

Оборудование: у воспитателя— портрет или фотографии К.И. Чуковского, ребусы, предметы для игры «Чей предмет?», распечатки карточки с изображением птенца (для каждого ученика), карточки с диалогами (для каждой пары обучающихся); у обучающихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, как только вы расшифруете следующие ребусы, то сразу поймете, о творчестве какого детского поэта и писателя мы будем сегодня говорить.

Воспитатель демонстрирует ребусы. (презентация)

Ответы. 1. Мойдодыр. 2. Бармалей. 3. Айболит.

Воспитатель. Конечно же, вы вспомнили, что автором этих произведений является Корней Иванович Чуковский.

Какие еще произведения этого автора вы знаете? (Ответы детей.)

Предлагаю вам викторину по произведениям Корнея Чуковского.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!» («Айболит»)

 

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

 

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. («Тараканище»)

 

А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!  («Телефон»)

 

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!  («Мойдодыр»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху,

Проглотил.  («Бармалей»)

 

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил...

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?»   («Крокодил»)

 

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит —

Солнце красное,

Солнце краденое. 

(«Краденое солнце»)

 

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи,

Через лужи перескакивают. 

(«Федорино горе»)

Воспитатель. Корней Иванович Чуковский (1882— 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. И взрослые, и дети знают, какое удовольствие доставляет чтение его произведений, которые и заучивать-то не приходится — они запоминаются сами собой благодаря секретам, которыми в совершенстве владел «старый сказочник» — так сам себя называл К. И. Чуковский. Его произведения можно распевать. Они веселые, забавные, конец его историй, конечно же, счастливый. Все, что происходит в книгах К. И. Чуковского, заставляет нас бесконечно удивляться, возмущаться или сопереживать, словом, не оставаться равнодушными.

Воспитатель демонстрирует портрет или фотографии К. И. Чуковского.

Воспитатель. Ребята, попробуйте описать словами внешность К. И. Чуковского. (Ответы детей.)

Я подытожу ваши высказывания. Вы же должны очень внимательно слушать и запоминать все, что я буду говорить.

Воспитатель медленно читает: «Высокий рост, длинные руки с большими кистями, приятное доброе лицо, большой любопытный нос, короткие усы, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, улыбающиеся светлые глаза».

Воспитатель. Если вы внимательно слушали, то вам не составит труда закончить следующие фразы:

- Рост... (высокий).

- Руки ... (длинные, с большими кистями).

- Лицо ... (приятное, доброе).

- Нос ... (большой, любопытный).

- Усы... (короткие).

- Прядь волос ... (непослушная, свисающая на лоб).

- Глаза ... (улыбающиеся, светлые).

К. И. Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие дети нашей огромной страны. Громадный, громкоголосый, с удивительно легкой походкой, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Неудивительно, что его сказки так похожи на него самого, их трудно (невозможно!) спутать с произведениями других авторов.

Давайте поиграем в игру «Чей предмет?». Я буду показывать вам предметы, утерянные кем- либо из сказочных героев К.И. Чуковского, ваша задача — угадать, кому они принадлежат.

➣ Спички. («Путаница»: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».)

➣ Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)

➣ Телефон. («Телефон»: «Уменя зазвонил телефон».)

➣ Самовар. («Муха-Цокотуха»: «Пошла Муха на базар и купила самовар» или «Федорино горе»: «А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит...».)

➣ Воздушный шарик. («Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике».)

➣ Градусник. («Айболит»: «И ставит, и ставит им градусники!»)

➣ Сапожки детские. («Чудо-дерево»: «Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!»)

➣ Блюдце. («Федорино горе»: «А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»)

➣ Мыло. («Мойдодыр»: «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса...».)

➣ Бланк телеграммы. («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)

Воспитатель. Какие вы молодцы! А перед тем, как я вам дам новое задание, давайте отдохнём и сделаем гимнастику для глаз. (на интерактивной доске)

На этом задание не закончилось. Каждый ученик получает распечатку рисунка птенца, выполненного на клетчатой бумаге. Посмотрите на этого птенца и догадайтесь, из какой он сказки. Подскажу: он является главным героем, причем победителем.

http://kladraz.ru/images/4(141).jpg

Ответ. Воробей из сказки «Тараканище»: «...из далеких из полей прилетает Воробей. Прыг да прыг да чик-чирик, чики-рики-чик-чирик! Взял и клюнул Таракана — вот и нету великана».

Перерисуйте в тетрадь строго по клеточкам этого героя. Добавьте необходимые детали, разукрасьте. (Самостоятельная работа. Проверка. Обмен впечатлениями.)

Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти». Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить. Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Мне хочется закончить его шутливым стихотворением В. Берестова, которое он посвятил «старому сказочнику» К. И. Чуковскому.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Приложение

http://kladraz.ru/images/4(141).jpg

http://kladraz.ru/images/4(141).jpg

http://kladraz.ru/images/4(141).jpg

http://kladraz.ru/images/4(141).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир глазами поэтов. Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

урок посвящен теме олицетворения в стихотворениях русских поэтов и проходит в форме беседы с элементами исследовательской работы. ...

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Виртуальная экскурсия в музей К.И. Чуковского в Переделкино

Материал сопровождает презентацию. Рассказывается о последних годах жизни К.И. Чуковского, об укладе жизни в Переделкино, о том как его сказки превращались в реальность "Чудо-дерево"...

Поэт из Переделкино

внеклассное занятие....

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"

Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

«Поэт Чувашии, не только поэт…»

Внеклассное мероприятие на тему «Поэт Чувашии, не только поэт…», посвящённое 550-летию Чебоксар. Перед слушателями был поставлен вопрос – Кем были еще поэты Чувашии?, на котор...

Презентация к внеклассному мероприятию "Поэт Чувашии, не только поэт..."

Презентация к внеклассному мероприятию "Поэт Чувашии, не только поэт..."...