Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по ФГОС
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Шкурова Яна Михайловна

II. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 4класса Л. А. Ефросининой, Омороковой М.И.(Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.- М.:Вентана - Граф, 2014.-224с.)

Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю, 34 рабочие недели).В авторскую программу изменения не внесены.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим  основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его

структуры и жанровых особенностей;

одновременная работа над языком произведения и речью детей;

сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

различение художественных и научно-популярных произведений;

формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Результаты освоения курса.

 Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного

учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._po_chteniyu_4_kl.doc432 КБ

Предварительный просмотр:

 

                             

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской

 области»

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №_____

от «___» ________ 2014 г.

Руководитель МО

_______________________

Согласовано:

«___» ________ 2014 г.

Зам. директора по УВР  

____________________

Малофеева Е.В.                                            

               Утверждено:

 «___» __________ 2014 г.

 Директор МОУ  СОШ

с.Сосновка

______________________

Чеберяк В.Ф.

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

4 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Разработана

учителем начальных классов

 Шкуровой Я.М.

2014-2015 учебный год

II. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 4класса Л. А. Ефросининой, Омороковой М.И.(Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова.- М.:Вентана - Граф, 2014.-224с.)

Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю, 34 рабочие недели).В авторскую программу изменения не внесены.

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим  основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его

структуры и жанровых особенностей;

одновременная работа над языком произведения и речью детей;

сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

различение художественных и научно-популярных произведений;

формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Результаты освоения курса.

 Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного

учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

  1. Учебно-тематический план  

  • Произведения фольклора. Сказки легенды, былины, героические песни ( 7 ч)
  • Басни. Русские баснописцы (5 ч)
  • Произведения В.А. Жуковского (4 ч)
  • Произведения А.С.Пушкина  (4 ч)
  • Произведения М.Ю. Лермонтова (3 ч)
  • Произведения П.П. Ершова (3 ч)
  • Произведения В.М. Гаршина (5 ч)
  • Произведения русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский (5 ч)
  • Произведения зарубежных писателей (11 ч)
  • Мифы народов мира (2 ч)
  • Книги Древней Руси (2 ч)
  • Произведения Л.Н. толстого (9 ч)
  • Стихи А.А. Блока (4 ч)
  • Стихи К.Д. Бальмонта (5 ч)
  • Произведения А.И. Куприна (5 ч)
  • Стихи И.А. Бунина (4 ч)
  • Произведения С. Я. Маршака (8 ч)
  • Стихи Н.А. Заболоцкого (3 ч)
  • Произведения о детях войны (1 ч)
  • Стихи Н.М. Рубцова (3 ч)
  • Произведения  С.В. Михалкова (4 ч)
  • Юмористические произведения (2 ч)
  • Очерки (4 ч)
  • Путешествия, приключения, фантастика (6 ч)

Содержание программы

На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей.

4 класс (102 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги -справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой,

строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания. Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) —промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов. Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с информацией

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»).

Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах. Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц. Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению(2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

с уроками технологии: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

IV. Календарно-тематическое планирование

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол час.

Тип урока

Элементы

содержания

УУД

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата

план   факт

I четверть

1

Урок Знаний

2

Повторение. Произведения фольклора.

Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. 

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна»

1

Комбинировнный

урок

Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема)

Сравнение

сказки и

былины

3

«Иван-царевич и Серый волк»

1

Комбинировнный

урок

Сказки народные

Уметь находить доказательства сказки

Текущий

Ролевая игра

4

Былина «Волх Всеславович». Произведения фольклора. Былины

1

Чтение и анализ нового произведе-

ния

Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине

Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану

Былина – жанр фольклора

5

Народные песни. Героическая песня «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»,«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

1

Чтение и анализ нового произведения

Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички

Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения

Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер

6

Библейское предание «Блудный сын»

Проверь себя

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие: предание или легенда. Особенности жанра – главная мысль

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль

Библия (Великая книга). Сравнение с бытовой сказкой

7

Басни. Русские баснописцы

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

1

Комбинированный урок

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма)

8

И. И. Хемницер «Друзья»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои и их поступки

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

Текущий, чтение наизусть

Особенности басни: мораль, ирония, аллегория

9

Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Герои, их характеры, поступки

Уметь понимать основное содержание басен, сравнивать басни, выразительно их читать

Особенности басни: мораль, ирония. Аллегория

10

А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

Текущий. выразительное чтение

Мораль, аллегория. Сравнение басен И. А. Крылова, Л. Е. Измайлова

11

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

И.И. Дмитриев «Муха»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

Текущий. Выразительное чтение

Квартет.

12

Проверь себя.

1

контроль

тест

13

Произведения В. А. Жуковского.

Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды Лены», «Загадки»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнения, рифма

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев

Баллада – стихотворный рассказ

14

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица»

1

Чтение и анализ нового произведения

Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина

15

Слушание книг В. А. Жуковского и работа с ними.

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери»

1

Слушание и анализ

нового произведения

Герои, их поступки, характеры. Составление

плана, пересказ по плану

Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить

текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского

со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (заголовок, сюжет, герои, главная мысль)

16

Произведения А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение И. И. Пущину

1

Комбинированный урок

Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать

Текущий. Пересказ по плану

Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы

17

А. С. Пушкин «И. И. Пущину». И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок). А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений А. С. Пушкина «И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина

Текущий. Чтение наизусть

Определение интонационного рисунка

18

Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкин

«Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»

1

Слушание и анализ

нового

произведения

Основное содержание текста. Тема. Герои

Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями

Текущий. Чтение

наизусть

Атаман Степан Разин

19

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Из воспоминаний В. И. Даля

1

Комбинированный урок

Сюжет, герои, главная мысль

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

Словарь Даля

20

Проверь себя «Страничка книгочея»

1

Обобщающий.

Тематический контроль. Контрольная работа

21

Произведения М. Ю. Лермонтова.

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр произведения. Эпитеты, рифма

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Метафора.

22

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес», «Под ним струя светлей лазури…»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема чтения. Эпитеты, сравнения

Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение стихотворений

23

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка)

1

Чтение и анализ нового произведения

Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки

Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику

Текущий. Чтение наизусть

Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, названия населенных пунктов

24

Произведения П. П. Ершова.

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

П. П. Ершов (справка об авторе)

25

П. П. Ершов «Кто он?»

Проверь себя

1

Чтение и анализ нового произведения

Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать

Текущий контроль.

Тест

II четверть

26

Произведения В. М. Гаршина

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Авторская (литературная сказка). Главная

мысль сказки. Образ лягушки. План

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

27

В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее». Пересказ старинной легенды

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль

Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды

Текущий. Выразительное чтение

Рассказывание отдельных эпизодов

28

В. М. Гаршин «Принцесса Аталия»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сюжеты, поступки героев, главные мысли. Рас-сказывание по плану

Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану

Сравнение произведений «Пленница» и «Attalea Princeps»

29

Слушание и работа с книгами. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Пленница»

1

Слушание и анализ нового произведения Обобщающий урок-отзыв

Содержание текста, главная мысль

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение

Текущий. Пересказ по плану Тематический. Инсценирование отрывка сказки

30

Произведения русских писателей о детях.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

1

Чтение и анализ нового произведения

Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь характеризовать образ Темы, выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Эпизод

31

Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К. М. Станюкович «Максимка». Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

1

Слушание и анализ нового произведения

Образы детей-героев в произведениях русских писателей

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

32-

33

Произведения зарубежных писателей.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

2

Чтение и анализ нового произведения

Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы

Образ Козетты

34-

35

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

2

Чтение и анализ нового произведения

Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя

Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

Текущий. Пересказ

36

Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Работа с книгами М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльбери Финна»

1

Слушание и анализ нового произведения

Жанры произведений: сказки, повести, стихи

Знать зарубежных писателей.

Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях

Русские писатели-переводчики (К. И. Чуковский. А. А. Ахматова). Роман

37-38

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

2

Комбинированный урок

Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль

Знать изученные произведения Х. К. Андерсена и уметь их называть

Книги-справочники (значение слов, имен, картин)

39

Стихотворение Х. К. Андерсена «Дети года»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма. Сравнение

Знать о новом жанре произведения Х. К. Андерсена. Уметь выразительно читать

Строфа (двустишие)

40

Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты

1

Комбинированный урок

Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу

Текущий. Чтение наизусть

41

Проверь себя

1

Обобщение по теме

Контрольная работа

42

Книги Древней Руси.

Отрывок из «Повести временных лет», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам)

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов

43

Отрывок из «Повести временных лет», «Повесть о Никите Кожемяке»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Поучение – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха»

и «наставлений Ярослава Мудрого»

44

Отрывок из «Повести временных лет», «Наставления Ярослава Мудрого»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Поучение – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха»

и «наставлений Ярослава Мудрого»

45

Отрывок из «Повести временных лет», «Вещий Олег»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов

46

«Первая славянская азбука».

Отрывок из «Повести временных лет», «Повесть о Константине и Мефодии»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов

47

«Первая печатная книга на Руси»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Пересказ

48

Слушание и работа с детскими книгами. Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси»

1

Урок-отчет

Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения

Тематический. Проверочная работа

49

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Итоговое обобщение изученного в I полугодии

Итоговый.

Тест

III четверть

50

Произведения Л. Н. Толстого

Слушание рассказа Л. Н. Толстого

«Акула»

1

Слушание и

анализ нового произведения

Главная мысль. Герои, их

характеры, поступки, сюжет

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

Текущий.

Пересказ

Книги-

справочники

51-

52

Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

2

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях)

53

Повторение произведений Л. Н. Толстого. Сказка «Два брата»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

54

Басня Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

55

Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха», «Русак»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

56

Былина «Святогор- богатырь»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

57

Проверь себя. Работа с книгами

1

Проверочный

Проверочная работа

58

Стихи

А. А. Блока.

Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, тон, темп, ритм

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать

Олицетворение

59

А. А. Блок «Рождество»

1

Чтение и анализ нового произведения

Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок

Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа

Текущий. Выразительное чтение

60

Стихи К. Д. Бальмонта

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия», «К зиме»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Сравнение стихов

А. А. Блока и К. Д. Бальмонта

61

Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнение, олицетворение

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения

Текущий. Выразительное чтение

Метафора, художественный прием

62

Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи»

1

Чтение и анализ нового произведения Слушание и работа с детскими книгами

Сказочные стихи Книги стихов русских поэтов

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенность сказочных стихов

63

Произведения

В. В. Вересаева.

В. В. Вересаева «Легенда»

1

Чтение и анализ

нового произведения

Предание. Легенда, сказание

Уметь понимать основное содержание текста, сравнивать легенды

64

В. В. Вересаева «Звезда». Восточная сказка

1

Чтение и анализ нового произведения

Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Текущий. Выразительное чтение

65

Произведения А.И. Куприна

А. И. Куприн «Скворцы»

1

Чтение и анализ нового произведения

Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Текущий. Выразительное чтение

66

Стихи И. А. Бунина.

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине

67

И. А. Бунин «Листопад»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

Текущий. Чтение наизусть

68

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских

поэтов.

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Обобщающий урок

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль

Тематический. Самостоятельная работа

Сравнение стихотворений. Очерк

69

Произведения С. Я. Маршака.

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением

Тематический. Самостоятельное составление словаря

70-

71

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

2

Чтение и анализ нового произведения

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Текущий. Инсценирование сказки

Картина, реплика, ремарка

72

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…»

Слушание и работа с детскими книгами. С. Я. Маршак

1

Чтение и анализ нового произведения

Слушание и работа с детскими книгами

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака

Тематический. Чтение наизусть

Справка об авторе (работа со справочной литературой)

Творческая работа «Остров Буян»

73

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Сказка про козла»

1

Чтение и анализ нового произведения

Слушание и работа с детскими книгами

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака

Тематический. Чтение наизусть

Справка об авторе (работа со справочной литературой)

Творческая работа «Остров Буян»

74

Произведения А. П. Платонова.

А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие жанр в жанре. Описания картин природы, портрет героя

Уметь выделять описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку

75-

76

Слушание и работа с детскими книгами. А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

2

Слушание и работа с детскими книгами

Сказка-быль

Уметь рассматривать книги, слушать сказки

Текущий. Выразительное чтение

77

Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты

1

Обобщающий урок

Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов

Тематический. Проверочная работа

78

Стихи Н. А. Заболоцкого.

Н. А. Заболоцкий «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, главная мысль, сравнения. Рифма

Уметь выразительно читать стихи

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»

79

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Сравнение стихотворений, строф, тем

80

СтихиН. М. Рубцова.

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы»

1

Чтение и анализ нового произведения

Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

81

Стихи о Родине. Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Эпитеты, сравнения

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь»

82

Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка»

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Обобщающий урок

Основная мысль

Уметь определять главную мысль стихотворения,

выразительно читать

Текущий.

Выразительное чтение

Тематический. Проверочная работа

Сравнение стихотворения

Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И. С. Тургенева «Перепелка»

(3 кл)

83

Проверь себя

Контрольная работа

IV четверть

84

Произведения С. В. Михалкова.

Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста

Уметь выразительно читать стихотворения

Знакомство с книгой Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

85

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение басен

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало»

86

Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Рассказ «Чужая беда», сказка «Как бы жили мы без книг?»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Тема и жанр произведений. Основное содержание текста

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Самостоятельная работа

Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал»

87

Юмористические произведения.

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Чтение и анализ нового произведения

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

88

Юмористические рассказы о детях и для детей. И. Л. Гамазкова «Страдания»

1

Чтение и анализ нового произведения

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

89

Очерки.

Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»,

М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна»,

1

Чтение и анализ нового

произведения

Тема произведения и авторская позиция

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию

Понятия очерк, герой очерка, тема

очерка

90

Н. Шер «Картины сказки».

Ю. Яковлев «Право на жизнь»

1

Чтение и анализ нового произведения

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)

91

А.И. Куприн «Сказки Пушкина»

1

Чтение и анализ нового произведения

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

Тематический. Творческая работа.

Очерк «Мой любимый писатель»

92

Проверь себя.

1

Обобщающий урок

Основное содержание изученных произведений

Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание

Тематический.

Тест

93

Путешествия, приключения,

фантастика.

Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза»

94-

95

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

2

Чтение и анализ нового

произведения

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

96-97

Слушание и работа с книгами о путешественниках. Чтение глав из книги «Гулливер в стране великанов». Очерк В. Рыбникова «О книге Д. Свифта»

2

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения

98

Н. П. Найленова «Мой друг»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

99

Слушание и работа с детскими книгами.

1

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль

Знать книги русских и зарубежных писателей, уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Выразительное чтение

100

В. В. Вересаев «Легенда»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль

Знать и понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Выразительное чтение

101

«Страничка книгочея»

Библиотечный урок «В мире книг».Летнее чтение

1

Контрольный урок

Знать книги и произведения писателей из круга чтения (1–4 кл.)

Итоговый. Конкурс «Книгочей класса»

102

Проверь себя.

1

Контрольный урок

V.  Требования к уровню подготовки учащихся.

Основные требования к уровню подготовки  учащихся  четвёртого  класса

В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

    Навык чтения

  • Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
  • Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.
  • Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).
  • Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.
  • Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

  1.  Критерии и нормы оценки знаний, умения и навыков учащихся.

Мониторинг качества знаний осуществляется по методическому пособию автора  Л.А Ефросининой  «Литературное чтение в начальной школе» Контрольные работы. Издательство «Вентана-Граф» 2007 год, который содержит тесты, литературные диктанты, Тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания.

                                                                 Чтение и  читательская деятельность

          В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
  • умение выразительно читать и пересказывать текст;
  • учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Кроме техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.)

        Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения, ставятся следующие задачи контролирующей деятельности:

  • в 4 классе – проверяется сформированность умения читать целыми словосочетаниями  и предложениями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов минуту (вслух) и 115 – 120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы – небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания  текста после чтения  учитель  задает  вопросы.

        Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки понимания текста заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими и дифференцированными.

  •  

  1. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя:

  1.         Учебник  Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014;

  1. Ефросинина Л.А.  Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. 3 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2014.

            Для ученика:

  1. Учебник  Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014;
  2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 4 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  1.  График контрольных работ

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

Комплексная  разноуровневая проверочная работа

1

-

1

-

2

Комплексная  разноуровневая  контрольная работа

-

1

-

1

2

Проверка навыка чтения вслух

1

-

1

1

3

Проверка  навыка чтения  молча

-

1

-

1

2

Литературный диктант

1

1

1

-

3

Диагностические тесты и задания

-

1

1

-

2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Гармония Фгос

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Кубасовой О. В.  и  требований ФГОС. Программа содержит подробное тематическое планирование с указанием вид...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД ПО ЧТЕНИЮ В 4КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с ФГОС ("Школа России")...

рабочая программа по литературному чтению 4 класс по фгос

рабочая программа по литературному чтению 4 класс...