Анализ рассказа "Ребята и утята" М. Пришвина
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Субботина Мария Сергеевна

анализ произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_proizvedeniya_rebyata_i_utyata_m.docx159.74 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ произведения «Ребята и утята» М. Пришвина

- Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Можете ли вы по названию рассказа предположить, о чём пойдёт речь? (Я предполагаю что ответы будут такими: о ребятах и утятах; о ребятах; об утятах).

- Кто видел маленьких утят? Где видели? (Все ребята поднимут руки, некоторые видели настоящих в деревнях у бабушек, некоторые скажут что видели на картинках).

- Давайте попробуем ответить на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (не совершать бездумных поступков; думать прежде чем что-то делать; хорошо относится к животным).

- Как вы думаете просто так была выбрана автором птичка – чирок-свистунок? (Да, просто так; где-то видел, решил написать рассказ про эту птичку).

Давайте послушаем информацию об этой птичке: Утки бывают не только домашние, но и дикие. Они немного меньшего размера, чем домашние, и бывают нескольких видов. Самая маленькая из речных уток. Об одной из таких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М. М. Пришвин. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоёмы с густыми зарослями. На зиму улетают в тёплые края, а уже в марте вновь прилетают к нам. Гнездо, где высиживают птенцов, делают вдалеке от воды.

-Ребята, теперь, узнав о ней побольше, как вы думаете, зачем автор в самом начале рассказа уточняет что она маленькая и употребляет слово уточка, а не утка? (Зная теперь что чирок-свистунок – это самая маленькая из речных уток, мы можем предположить что автор хочет показать нам с самого начала чтения рассказа что речь пойдёт о беззащитной, беспомощной маленькой птичке).

- Теперь мы можем сказать почему автор выбрал именно эту птичку? (да)

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (На свободу)

- Что значит для утят свобода? (Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе).

- Как вы думаете что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят? (Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась).

- Сколько надо было идти до озера? (версты три)

- Сколько это километров? (чуть больше 3 км)

- Это много или мало для человека? (это не совсем много, человек может пройти это расстояние)

- А как вы думаете: А для маленькой уточки? (это очень много, особенно для маленьких утят).

- Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни? (Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали).

- Какие враги были у уток? (люди, лисица, ястреб).

- Как вы думаете почему мать шла позади? (Чтобы видеть что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них).

- Где ребята увидели утят? (при переходе через дорогу)

- Как вы думаете почему автор именно это место выбрал, когда хотел показать что утка попала в поле зрения ребят? (потому что дорога – это открытая местность, проделывая путь по траве, кустам, их трудно было бы заметить, можно предположить, что другой дороги у них не было, им пришлось идти через дорогу, словами «Вот тут то» автор показывает, что ребята застали утку врасплох).

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (зашвыряли шапками, ловили утят).

- Как вы думаете почему автор не написал закидали, а употребил именно слово зашвыряли? (Можно предположить что автор относится к ребятам в этот момент отрицательно, слово зашвыряли звучит более грубо, как будто камнями закидали, не с проста автор пишет – шапками, шапки мягкие, этим писатель показывает, что ребята не хотели причинить им вреда, просто решили похулиганить, для забавы).

- Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (Все время , пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разние стороны на несколько шагов в величайшем волнении).

- Как вы думаете, почему автор говорит об утке, что она бегала в величайшем волнении? (слово величайшее употреблено не случайно, если мы посмотрим в толковый словарь, то слово величайший обозначает - превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении; выдающийся; автор написал именно так, чтобы показать что утка не просто волновалась за утят, а в высокой степени переживала за своих утят).

- Могла ли утка кричать? ( Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях.)

- Зачем автор показывает на сколько шагов птица летала? (Во-первых, несколько шагов человеческих, для маленькой уточки это много, она металась из стороны в сторону, не могла помочь утятам; еще можно предположить что именно несколько шагов, потому что не хотела далеко улетать и боялась оставить их на более большее расстояние).

Как вы думаете, почему автор разговаривает с ребятами строго, сердито, он итак взрослый, дети бы его итак послушали. (Чтобы показать ребятам что так делать нельзя, если бы он просто говорил им  обычным голосом, они бы выпустили птиц и все, а так ребята задумались о своем поступке, автор их пристыдил своим голосом).

- Как вы думаете почему мать бросилась спасать своих детей, только после того как ребята ушли? (Она все еще продолжала бояться детей, они могли отпустить утят, чтобы заманить тем самым утку и поймать ее, а еще можно предположить что все-таки утка – дикая, она не приручена, близко не подходит к людям, она убедилась что опасности нет и начала спасать утят).

- Как вы думаете, почему автор уточняет что уточка пошла спасать дочерей и сыновей, ведь он мог бы написать просто – утят? (предположения детей могут быть разными)

- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (спасите, помогите)

- А какое слово вы кричите, когда боитесь? (Мама)

- А ваша мама переживает за вас? (да)

- Как она ведет себя при этом? (разные ответы детей)

- Как в рассказе чаще всего называют уточку? (мать)

- А какая она мама? (заботливая)

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Вначале рассказа мы отвечали на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом?

Давайте теперь ответим на этот же самый вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (об отношениях между людьми, понимать заботы зверей и людей, задумываться о том как мать относится к своим детям, о ее чувствах и переживаниях, думать прежде чем делать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: Образовательная: познакомить  уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...

Урок чтения. М.М.Пришвин "Ребята и утята"

На этом уроке проводится очень интересная  творческая работа  в парах....

Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...

М.Пришвин "Ребята и утята"

Может использоваться перед изучением произведения "Ребята  утята"....

Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....

Пришвин М.М. "Ребята и утята"

Пришвин М.М. "Ребята и утята"...

Коснпект урока литературного чтения + презентация "Анализ рассказа М.М. Пришвина "Выскочка" (УМК "Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать поступки и характеры героев.Планируемые  результатыПредметные: уметь анализировать содержание произведения; уметь бегло и вы...