Методическая разработка урока по развитию речи "Звуки д, д", буквы Д, д.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Методическая разработка урока по развитию речи "Звуки д, д", буквы Д, д. 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.52 КБ
Office presentation icon zvuki_bukvy_d.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по развитию речи 1 класс.

Тема: Звуки  [д], [д,], буквы Д, д.

Цель: знакомство с новым звуком и новой буквой.

Задачи:

-формировать осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов с буквой Д,д;

- формировать умения выделять буквы и слогов с буквой «д» из текста;

-развивать фонематический слух  и восприятие звуков [д], [д,];

-развивать визуальное восприятие образа буквы, визуальное узнавание буквы;

- анализ артикуляционно-акустического образа звуков [д], [д,];

-актуализировать знания учащихся о звуках и буквах, приобретенных на прошлых уроках;

-формировать умения выделять звуки [д], [д,] из начала, середины, конца слова;

- развивать у детей речь, внимание, фонематический слух, личностные качества самоконтроля и самооценки;

-воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: презентация Power Point, мультимедийный проектор, музыка для пальчиковой гимнастики.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика. (звучит музыка, дети выполняют упражнения)

  1. Актуализация знаний.

-Ребята сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. И отправится тот, кто справится с моим заданием.

- Сколько слогов в слове волна?

- Какой первый звук в слове мост?

- Собери слово: сначала д, потом о, потом м (дом).

- Назови гласные, с помощью которых обозначается мягкость согласного звука (предшествующего).

-Собери слово: сначала в, потом о, потом д, потом а.

- Сколько слогов в твоем имени?

-Молодцы! Все готовы!

- Повторяем за мной.

До-до-до- нам плыть далеко,

Да –да-да – путь-дорожка далека,

Ди-ди-ди – волны высоки,

Ды-ды-ды- в дружбе мы сильны.

- Ребята, кто мне скажет какой звук слышали и произносили чаще всего? (д)

- А на чем мы отправимся в наше путешествие вы мне подскажите сами. Вы должны хлопнуть в ладоши когда услышите звук «д». (машина, автобус, метро, пароход).

Слайд 2.

- Молодцы, на пароходе  начинаем путешествие и добраться мы должны до Острова Знаний. Слайд 3.

Управляет парохдом капитан. Но чтобы добраться до острова мы должны справится в пути со многими заданиями и испытаниями.

  1. Изучение нового материала.

-Ребята как вы уже успели заметить чаще всего в речи повторялся звук [д]. На письме звук [д]  обозначается буквой Д.

Слайд 4.

Буква Д на дом похожа,

Кровля есть и стены тоже.

- Где стены у буквы?

-Где кровля? Как по другому ее можно назвать? (крыша)

-Это звонкий или глухой звук?

Положите ладонь на горлышко , произнесите звук. Дрожит горло или нет? В его образовании участвуют голос, голосовые связки вибрируют.

-Ребята сегодня на уроке нас с вами будут окружать слова со звуком [д].

- Отгадаем загадку.

В лесу родилась,

А воде живет. (Лодочка)

Слайд 5.

- Где слышим звук [д]-в начале, в середине или в конце слова?(в середине)

-Молодцы! Справились с заданием. (переворачиваю табличку «молодцы»)

Физкультминутка.

Ветер по морю гулял

Ветер лодочку качал

Влево, вправо, взад, вперед

Не трусливый наш народ.

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

Слайд 6.

- Плывем дальше. Матрос на палубе предлагает вам прочитать слоги.

Да

До

Ды

Ди

Ду

Де

- Ребята, в каком слоге звук [д] мягкий? Какие гласные мы взяли для мягкого слияния? (и,е)

- А какие для твердого? (а,о, у, ы)

-Давайте попробуем дополнить эти слоги до полных слов?

-Сколько слогов в твоем слове?

-Молодцы! Плывем дальше.

- Ребята, а как называется добрый морской житель, который, бывали случаи, спасал людей, попавших в кораблекрушение, помогая добраться до берега. (Дельфин)

Слайд 7.

Игра «Собери слово».

Много с буквами хлопот

Уж такой они народ.

Но когда с умом толково

Их построишь в четкий ряд-

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.(Составление  у доски слова из разных букв)

ОДМ (дом)

ЕТДИ (дети)

БУДЫ (дубы)

По мере составления  слов спрашиваю.

- Звук [д] – твердый или мягкий?

-Какое слово лишнее, кто догадался? (дети)

-Почему? Какая гласная буква обозначает мягкость согласного звука? (с)

Составление схемы слов.

-Открываем свои тетради. Давайте составим схемы слов.

ДОМ

ДЕТИ

(Разбор по схеме). Вызываю по одному ученику на слово.

- Молодцы! (табличка)

Игра «Найди домик»

-Ребята, а сейчас сам капитан предлагает вам задание.

Слайд 8.

-Попробуем заселить в нужный домик слова.

- В зеленый, когда согласный [д]-твердый.

-В синий, когда согласный [д]- мягкий.

(На доске выставлены картинки: гвоздь, люди, лебеди, лошадь, желуди, стакан, яблоко, кубики, качели, лодка, солдат).

-Молодцы!

- Ребята, я ведь тоже плыву с вами на корабле. И последнее задание от меня.

-Ребята, как называется человек, который ведет рыбалку под водой? (водолаз).

Слайд 9.

-Профессия водолаза – одна из древних. Когда-то водолазы-ныряльщики собирали жемчуг, кораллы. Но долго под водой они не могли находится. Сейчас водолаз спускается в специальном костюме-скафандре, на веревке- трос. По резиновой трубке подается воздух для дыхания. Это профессия очень сложная. Водолазом может стать человек смелый, сильный, здоровый. Водолазы находят и поднимают корабли. Они самые настоящие рабочие-строители: взрывники, монтажники, сварщики, бурильщики, плотники- только подводные. Они там, где воздвигают плотины, мосты, роют каналы, без этих смелых людей не обойтись.

-Перед вами текст. Прочитаем заглавие. Начнем читать.

-Молодцы!

-мы выполнили все задания и добрались до Острова Знаний, где нас ждет еще много удивительных открытий. Капитан корабля доволен, я тоже, бросаем якорь. Вы молодцы.

IV . Итог урока.

-С каким новым звуком познакомились?

-Буква Д в числе согласных

И конечно не напрасно!

Не было б без Д деревьев,

Декабря, дождей, деревни,

Добрых душ, детей и детства.

Буква Д, тебя приветствуем!

-Ребята перед вами лежат карточки со с ловами. Послушайте пословицу: Жизнь дана на добрые дела.

- Значит какие поступки мы должны совершать?

-Сейчас из слов мы соберем эту пословицу.

Яна-жизнь

Игорь-дана

Никита –на

Гоша-добрые

Слава-дела.

-Каждый прочитает своё слово.

-давайте произнесем хором.

Урок закончен. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки [ д ], [ д' ] , буквы Д, д.

Слайд 5

ЛОДОЧКА

Слайд 7

Да Ды До Ди Ду Де

Слайд 9

ОДМ ДОМ ЕТДИ БУДЫ ДЕТИ ДУБЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью "Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»."

Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства  письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений сп...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 6. "Письмо строчной и заглавной букв "ч Ч" (3-я группа)".

Цель урока:- подготовительные упражнения для тренировки свободных движений рук по образцам-росчеркам....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 7: "Письмо строчных и заглавных букв " с С е Е ё Ё".

Сообщение темы и цели урока:- письмо букв новой, 4 группы- общая характеристика букв этой группы-подготовительные упражнения для кисти и пальцев руки-работа над формой строчных и заглавных букв...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 8: "Письмо строчной и заглавной букв "о О".

Сообщение темы и цели урока:- отработка форм букв (написание овала)- знакомство с новыми видами соединений буквы  О   (верхним, средним) предыдущими и последующими буквами- подготовительные ...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 13: "Письмо строчных и заглавных букв Н Ю"

Сообщение темы и цели урока: - анализ букв,выделение трудных элементов: узелков  и петель- подготовка руки к выполнению этих элементов: обведение в воздухе по плакату и образцам в прописях....