Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью "Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»."
план-конспект урока (логопедия) по теме

Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства  письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений специфических механизмов письма, или, наконец, по причине других психофизических нарушений пишущего (плохое внимание, болезненная торопливость, плохая память на зрительные и звуковые образы….).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_differentsiatsiya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ».

Цель: Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ».

Задачи

Образовательные:  

- уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш], [Щ];

- закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ»;

- формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах.

Коррекционно - развивающие:  

- развитие  фонематического восприятия на акустические образы [Ш] - [Щ];

- развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи;

-развитие кинестетических ощущений на данные артикуляционные уклады;

- развитие зрительно – пространственных представлений;

Воспитательные:

- формирование навыков самоконтроля, интереса к занятиям;

- формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование: предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], карточки, индивидуальные зеркала,  артикуляционные профили, плакат «Буквы «ш» и «щ».

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

1.Организа-

ционный момент, сообщение темы занятия.

2.Артикуля-

ционная гимнастика.

3.Произношение звуков в изолированном виде.

4.Работа с    артикуля-

циионными профилями.

5.Характеристика звуков.

6.Связь звука с буквой.

7.Дифферен-

циация в слогах.

8.Дифференциация звуков в предложении и тексте + развитие ФС.

9. Домашнее задание.

10.Итог,

оценка.

-чтобы настроиться на рабочий лад, повторим чистоговорки:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Ши-ши-ши – есть у Маши ландыши.

- Какой звук встречался чаще всего?

Ща-ща-ща – дождь идет, я без плаща.

Ще-ще-ще – нет дождя, а я в плаще.

- Какой звук встречался чаще всего?

- Кто догадался, какие звуки будем учиться различать сегодня на занятии?

  1. Лягушки улыбаются.
  2. Хобот слоненка.
  3. Трубочка.
  4. Бублик.
  5. Рупор.
  6. Вкусное варенье.
  7. Грибок.
  8. Гармошка.
  9. Чашечка.

Игры – звукоподражания.

Логопед демонстрирует картинки с изображением дерева и яичницы на сковороде.

-  Дерево шумит ветками – ш – ш – ш,

- А яичница жарится и шипит – щ – щ – щ.

Затем картинки демонстрируются в различной последовательности. Логопед контролирует четкость произношения:

- хоровое;

- индивидуальное.

Работа ведется по плану:

[ш]: губы округлены и вытянуты вперед, зубы  сближены, язык  в форме «чашечки»  приподнимается к небу, воздушная струя плавная, теплая, направлена вверх, голоса нет.

[щ]: губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык в форме «чашечки» прижимается к верхним боковым зубам, воздушная струя плавная, теплая, направлена вверх, голова нет.

Отличие: при звуке  [ш]  язык не касается верхних боковых зубов, а при звуке  [щ] – прижимается  плотно к зубам.

 

[ш] – согласный, твердый (всегда), глухой: обозначается синей фишкой с шариком.

 [щ] – согласный, твердый   (всегда), глухой:  

Обозначается зеленой фишкой с шариком.

Отличие: звук [ш] – всегда твердый, а звук [щ] – всегда мягкий.    

  1. Сказка  «Буквы – путешественницы».

Когда – то давным-давно жили в алфавите две буквы - близнецы у звали их одинаково: «Ш», и стояли они рядышком. А буквы «Щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок.

Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш – ш – ш , а щ – щ – щ. А рыба с тех пор стала называться…. (щука). На берегу в это время стояли две гласные буквы «А» и «Я». Попросила их буква «Щ» помочь выбраться на берег. Буква «Я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить».

Буква «А» смело вошла в реку и вытащила «Щ» на берег. С тех пор буква «Щ» не дружит с «Я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «Ш», «Щ», «А» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала.

Заборчик получился такой: Ша. Ща. Ша, Ша….

2. Записать букву «Ш» и букву «Щ».

- Чем похожи и чем отличаются буквы?

                        Ш и Щ – родные сестры,

Но у Щ есть хвостик острый.

Динамическая пауза

Шарик надуваем – ш - ш – ш…

Шарик выпускает воздух – щ – щ – щ.

1 Чтение слогов:

Ша, шо, ща, щу, ще, аш, ущ, ошо, уща.

  1. Распределительный диктант.

Письменное задание по карточкам.

Слова:

…апка,  …ука,  …ум, ….авель,  …етка,  …айба,  пла…,  малы…,  ду…,  ле…,  бор…,  ланды…

Задание: списать, вставить пропущенную букву.

Графический диктант.  

У Шуры Щеглова был щенок.

Щенок любил борщ и кашу

Звали щенка Шарик.

Шарик часто шалил.

Щенок утащил щетку под шкаф.

Списать предложения, подчеркнуть букву «ш» синим цветом, а букву «щ» - зеленым.

Шура ищет щетку.

Наш дом стоит на площади.

Бабушка варит щи из щавеля.

Паша нашел в ящике клещи.

Товарищи вытащили большого леща.

На вешалке висит плащ и шуба.

- Какие звуки и буквы мы сегодня изучали  (черты артикуляции)?

- Чем похожи и чем отличаются буквы «ш» и «щ»?

- Все молодцы, хорошо занимались! Но, что бы вам выйти из класса надо придумать одно слово со звуком [ш], другое – со звуком [щ].

Учащиеся повторя-

ют чистоговорки,

выделяют частотные звуки.

[Ш]

[Щ]

[Ш] и [Щ].

Учащиеся выполняют упражнения под счет логопеда, перед зеркалом.

Учащиеся произносят соответствующее звукоподражание и показывают положение языка ладошками (ручная модель + зрительный контроль).

Используется зрительный, тактильный, кинестетический контроль + ручная модель (одна лошадка – язычок, другая – верхнее небо).

Используется зрительный, тактильный, кинестетический контроль.

Используется плакат.

Руки через стороны верх.

Руки через стороны вниз.

Дети читают слоги с доски. А затем письменно распределяют в тетради по наличию звуков [ш] - [щ].

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.  Затем коллективная проверка.

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Каждый стоящий у доски анализирует одно предложение. Чертит его схему. Записывает буквы «ш» или «щ» над соответствующими словами.

Дети отвечают на вопросы.

Resource id #4700

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью.

Урок построен в игровой форме.  Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и разви...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Методическая разработка урока по развитию речи "Звуки д, д", буквы Д, д.

Методическая разработка урока по развитию речи "Звуки д, д", буквы Д, д. 1 класс....

Методическая разработка урока по развитию речи Учимся писать изложение

В разработке можно найти технологическую карту урока, алгоритм написания изложения, система оценивания...

Методическая разработка урока по развитию речи.

Методическая разработка урока развития речи. Редактирование текста "Январь"...

Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения

Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее ...