Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Сегина Нина Петровна

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных с аномальным развитием двигательной сферы. Поскольку доказано, что чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается их речь, то мы считаем, что наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является повышение двигательной активности на уроках физической культуры, в которых ведущее место отводим подвижным играм и физическим упражнениям с речевой направленностью.

Методика  построена на проговаривании речевого материала одновременно  с движениями: послоговое произношение слов в заданном ритме, темпе с минимальным повтором заданий, с четкими движениями артикуляционного аппарата, с усложнением заданий на развитие пространственной ориентировки и мышления с использованием схем – карт, с обязательным выполнением дыхательных упражнений. Методы: наглядные, словесные, игровые.

Построена на принципах: от простого к сложному, систематичности, последовательности, доступности, коррекционной направленности, учитывая возрастные особенности учащихся на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_uroke_fizkultury.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение   Свердловской  области        «Кировградская школа-интернат», реализующая адаптированные     основные общеобразовательные  программы»

                                    Методические рекомендации

Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной   умственной отсталостью посредством  подвижных игр и физических упражнений

                                                                    Разработчик:

                                                                                           Сегина Нина Петровна

                                                                                           учитель-дефектолог высшей                                                            

                                                                                           квалификационной категории

                                                                                                       

        

                                                                      2021 уч. год                                                         

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных с аномальным развитием двигательной сферы. Поскольку доказано, что чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается их речь, то мы считаем, что наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является повышение двигательной активности на уроках физической культуры, в которых ведущее место отводим подвижным играм и физическим упражнениям с речевой направленностью.

Методика  построена на проговаривании речевого материала одновременно  с движениями: послоговое произношение слов в заданном ритме, темпе с минимальным повтором заданий, с четкими движениями артикуляционного аппарата, с усложнением заданий на развитие пространственной ориентировки и мышления с использованием схем – карт, с обязательным выполнением дыхательных упражнений. Методы: наглядные, словесные, игровые.

Построена на принципах: от простого к сложному, систематичности, последовательности, доступности, коррекционной направленности, учитывая возрастные особенности учащихся на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Задания:

  1. Построение в шеренгу,  колонну и расчет по порядку в определенной последовательности дети обозначают словами: по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та, вос-кре-сень-е. Если детей 12 чел., то можно использовать названия месяцев в году.
  2. Комплекс упражнений с гимнастической палкой:
  1. И.п. ноги на ширине ступни, гим. палка в опущенных руках. В. 1 - вдох, руки с палкой вперед, на выдохе говорим слог «лю», 2 - вдох, руки с палкой вверх, на выдохе – «ля», 3 - вдох, руки с палкой за голову, на выдохе проговариваем «лё», 4 - вдох, руки с палкой вниз, на выдохе - «ли». Повт. 5 р. в медленном темпе.
  2. И.п. ноги вместе, руки с палкой внизу. В. 1 - вдох, руки с палкой вверх, правую ногу на носок назад, на выдохе – «со», 2 - вдох, палку вниз, ногу приставить, на выдохе - «ся». То же с левой ногой. Повт. 5 р. в медленном темпе.
  3. И.п. ноги шире плеч, руки с палкой  за головой. В. 1 - вдох, наклониться, выдох - «ма», палку на пол. 2 – вдох, выпрямить туловище, руки за голову, выдох – «мо». 3- вдох, наклонить туловище, на выдохе – «ме», взять палку, 4 – вдох, туловище прямо, на выдохе – «ми», палку за голову. Повт. 4 р. в медленном темпе.
  4. И.п. ноги на ширине ступни, руки с палкой у груди. В. 1 – вдох, присели, руки с палкой вперед, на выдохе – «ши», 2 – вдох, и.п., на выдохе – «ша». Повт. 4-5 р. в медленном темпе.
  5. И.п. ноги на ширине плеч, лев. рука на поясе, палка в пальцах пр. руки. В. 1 – поворот палки пальцами влево, произнести «тик», 2 – поворот вправо, произнести «так». То же  лев. рукой. Повт. по 4 р. в среднем темпе.
  6. И.п. ноги на ширине плеч, палка вертикально, хват пр.рукой сверху, лев.снизу. В.  поворот палки вправо, затем влево, говорим «вжик». Повт. по 4 р. в каждую сторону в ср. темпе.
  7. Дыхательные упражнения с протяжным медленным проговариванием гласных и согласных звуков на выдохе без прерывания:

«Жук». И.п. ноги на ширине ступни, палка внизу. В. 1 – глубокий вдох через нос, руки с палкой вверх, 2 – палку медленно на выдохе  опускаем вниз и произносим звук «ж».

По аналогии - «Комарик» звук «з», «Паровоз» - звук «у», «Шарик сдувается» звук «ш».

  1. Речевые игры с ходьбой по кругу, взявшись за руки: «Водяной», «Круг - кружочек», «Карусель», «Колпачок», «Пузырь». Послоговое проговаривание слов: шаг – слог, в заданном ритме и темпе, с четким движением артикуляционного аппарата. Например, «Де-душ-ка во-дя-ной, что си-дишь ты под во-дой и т.д.».

Усложнение: использование схем – карт. Задание: узнай название игры по схеме

        игра                    игра         игра

        «Водяной»                 «К       «Колпачок»                 «Круг-  кружочек»

Спрашиваем детей: Как называется игра? Почему? Объясни?

Ответ: дети идут по кругу, в середине круга «водяной»

  1. Выполнение основных движений:
  1. Словесное обозначение физкультурного оборудование: брев-но, конь, ка-нат, ска-мей-ка, стен-ка, дос-ка, мат, брусь-я, мяч, пал-ка, об-руч, барь-ер и т.д.
  2. Словесное послоговое обозначение действия, которое выполняют дети, используя предлоги «под», «над», «на», «пере» и т.д.: сначала под-ле-за-ю под барь-ер, затем - иду по ска-мей-ке, далее - пры-га-ю на мат.

Усложнение: использование схем – карт, выстраивание алгоритма выполнения движений

  1. Комбинированные задания: найди первую букву твоего имени (фамилии)                  покажи детям                 обозначь словесно                                        

             вместе со всеми учащимися покажи ее движением тела (Миша, Даша, Владик, Денис, Яна, Чинарев, Еремеев, Криворучко, Разгуляев и т.д.).

Усложнение: игра «отыщи спрятанную в зале первую  букву имени (фамилии)» по карте – схеме: детям раздаются карточки, дети находят предмет, обозначают словесно, где находится буква – под бревном, на скамейке, справа, внизу, около гим.стенки. показать букву движением тела.

Усложнение: учащийся объясняет – иду пря-мо, затем по-вер-ну на-ле-во до  брусь-ев, далее на-пра-во до брев-на. Буква М на бревне. Показывают ее движением тела.

  1. Обозначь словесно, какие предметы по величине изображены на карте – схеме.  Ответы детей: мячи- самый большой, поменьше, самый маленький. С какими по цвету мячами играли? (красный, синий, желтый). Имитация движений: руками с большой амплитудой показывают круговыми движениями самый большой мяч, поменьше накладывание правого предплечья на левое с их округлением, и самый маленький - складыванием ладоней и их округлением.

Далее задание по этой же карте: возьмите листы бумаги, найдите шаблоны кружков как на карточке, обведите их на листе бумаги карандашом или фломастером и раскрасьте их. Дети выполняют задание лежа на мате на животе, на дощечке. Вариант: использование пластилина.

Методика апробирована в течение 5 лет при нетрадиционной форме проведения урока – один раз в неделю. Мотивация к занятиям физическими упражнениями высокая. Поддерживается постоянный контакт со всеми учителями предметниками, особенно с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитие устной речи. Тема "Овощи 1" у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе

Упражнения способствующме развитию устной речи у детей УУО. Эти упражнения можно также использовать и на других уроках (живой мир, частично математика, чтение, рисование, для логопедических занятий и ...

упражнение по развитию устной речи. Тема "Овощи 2" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс.

С помощью этого наглядного плана очень легко учить детей составлять рассказ. Задание: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану. Образец ответа: Помидор это овощ. Он красный, круглы...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью.

Урок построен в игровой форме.  Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и разви...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью "Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»."

Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства  письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений сп...

Статья "Влияние дидактических игр на развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня"

В статье рассказывается о влиянии дидактических игр на развитие внимания, памяти, мышления и речи ребенка...

Технологическая карта урока по теме «Мебель» для детей с умеренной умственной отсталостью (программа АООП (вариант-2) Предметная область «Окружающий мир»

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. У детей с умеренной и тяжелой с...