Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Максимова Надежда Константиновна

Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся,  как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. 

Задачи обучения в первом классе:

- учить обучающихся понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;

- развитие интонационной выразительности речи обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Приложение к АООП

               

Рабочая программа

по учебному курсу

«Речевая  практика»

1 класс

                         

   

Составитель:

Максимова  Надежда Константиновна,

учитель

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Речевая  практика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся,  как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи обучения в первом классе:

- учить обучающихся понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;

- развитие интонационной выразительности речи обучающихся, совершен-ствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.

Название учебно-методического комплекта

1 класс

        Комарова С.В, «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ С.В. Комарова – М.: Просвещение, 2016 г.-  95 с.

Количество учебных часов

Место учебного курса «Речевая  практика» - образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение курса «Речевая практика» отводится:

Класс

Количество часов

в неделю

Количество

часов  в год

Количество контрольных работ

1

 2 часа

57 часов

-

Формы организации учебной деятельности

Основной формой организации обучения Речевой практики является урок.  Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.

Каждый урок Речевой практики оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными  результатами  изучения чтения являются:

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающимся мире;
  • Овладение социально- бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально- значимых мотивов учебной деятельности;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Результатами изучения курса «Речевая практика»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

Познавательные УУД:

  • Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
  • Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией;

Коммуникативные УУД:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс);
  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодейство-вать с людьми.

Тематическое планирование

1 класс

Количество учебных недель: 33

Количество учебных часов по учебному плану: 2

Количество учебных часов в год: 57

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Аудирование

3

2

Дикция и выразительность речи

12

3

Подготовка речевой ситуации и организации высказывания

34

4

Культура общения

8

Итого:

57

Содержание программы  учебного курса

1 класс

Аудирование

Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай  их» и т.д.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

Дикция и выразительность речи

Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации.

Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией.

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучивае-мых с голоса учителя (по подражанию).

Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое.

Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.

Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержа-нием.

Подготовка речевой ситуации и организации высказывания

Школьная жизнь. Игры и игрушки. Играем в сказку. Я дома. Я и мои товарищи. Мойдодыр. Мир природы. Давайте познакомимся.  Отгадай, что в моем ранце. Прогулка в машине. Весёлый оркестр. Терем- теремок. Репка. Колобок. Мой адрес.

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету.

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по вели-чине.

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по форме.

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по вкусу.

Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отра-ботанной лексики.

Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка..

Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей.

Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.

Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или к товарищу.

Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.

Культура  общения

Приветствие и прощание в школе и дома.

Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока.

Использование, как выразительных средств речи, так и помощников речи.

Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

Формы и средства контроля

Рабочая программа учебного курса «Речевая  практика» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.

Критерии оценивания

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования  учебных навыков, речи.

Перечень учебно-методических средств обучения

Наименование объектов и средств

% оснащенности

Литература

Основная

1.1

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение,   2014 г.

100

1.2

Комарова С.В, «Устная речь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII вида/ С.В. Комарова – М. : Просвещение, 2016 г.-  95 с.

100

Дополнительная:

2.1

Дидактические игры и материалы:

«Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои игрушки», «Цвет и форма геометри-ческих фигур»,

Наглядные карточки по развитию речи;

Наглядный, демонстративный и дидактичес-кий материал по темам:

«Русские народные сказки, герои этих сказок», «Портреты русских и других поэтов, писателей»; «Растения», «Животные дикие, домашние, лесные и др.», «Карта мира, РФ», Музыкальные детские инструменты, маленькие мячики, кубики, мозайки, пазлы…

Карточки со словарными словами, предметные картинки по темам.

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая  программа по изобразительному искусству  для 2 класса составлена  основе следующих нормативно-правовых документов:  - Федерального  государственного образовател...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:  Федерального  государственного образовательного стандарта нача...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Русский язык» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе требований Федерального...