Календарный план по литературе .4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Календарный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_literatura.docx107.7 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование к программе:

Литературное чтение. Л.Ф. Климанова.   4 класс на 2015 - 2016 учебный год

Количество часов - 102ч, в неделю - 3ч.

п\п

Тема урока

Тип урока

Кол.

часов

Словарная

работа

Элементы

содержания урока

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Дом задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 четверть  

Летописи, былины, сказания, жития  (8 часов)

1

Летописи. «И повесил Олег щит  свой на вратах Царьграда»

ОНЗ

1

Дань посол

яство гривен

присяга поволоки узорчье.

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

Знать жанр «летопись».

Знать, что такое летопись;

отвечать на вопросы учителя по тексту летописи;

рассказывать об историческом событии на основе материала летописи.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли; определять на основе шмуцтитула учебные задачи раздела;

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины;

проявлять интерес к исторической литературе.

Стр.6-9,

выразит

читать,

вопрос 6

2

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения  А.С. Пушкина

Урок - путешествие

1

Княжа, волхв, кудесник

запали, повелеть, конюх, укорить.

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения. А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Стр.

10-11,

выразит

читать,

вопросы 4, 5

3

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

ОНЗ

1

Дозор, застава, росстани, кремень,

Познакомить с былиной как историческим источником;

научить сравнивать поэтический и прозаический тексты;

научить составлять рассказ на основе иллюстрации.

Читать былину;

находить информацию о событиях на основе поэтического и стихотворного текста;

рассказывать о герое былинного текста.

Познавательные: анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли; сравнивать произведения различных жанров.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины;

Проявлять интерес к исторической литературе.

Стр.

12-16,

пересказать одну из частей былины

4

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Комбинированный

1

Ходовиты щит, булатная броня.

Учить характеризовать героя былины;

Учить составлять рассказ на основе иллюстрации.

Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль;

Учить рассказывать о книге.

Рассказывать о герое былинного текста; сравнивать героев былинного и сказочного текстов, данные сравнения заносить в таблицу.

Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке;

обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Стр.

17-21,

выразит

читать,

вопрос 8

5

НРК   Внеклассное чтение "Как  нарт Саусырыко вернул людям огонь"

Комбинированный

1

Знать жанр устного народного творчества "былина".                           Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг.

Рассказывать о сказочном герое текста; сравнивать героев былинного и сказочного текстов.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

6

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

ОНЗ

1

Житие, псалом, пророк, литургия, очи, чадо

Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль;

раскрыть образ Сергия Радонежского на основе скульптурной композиции, репродукций картин, житийной литературы.

Знать, что такое житийная литература, житие;

знать особенности видов искусства – скульптуры, литературы, иконописи, живописи;

читать «Житие Сергия Радонежского»

Познавательные: использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Осмысливать значимость произведений искусства – скульптуры, живописи, иконописи, житийной литературы – для русской культуры .

Формировать собственные нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых.

Стр.

22 - 25,

выразит

читать

7

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

Комбинированный

1

Часовня,

панихида, летописецбылина.

Тест.

Стр.

25-29,

выразит

читать

8

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

Урок систематизации новых знаний

1

«Лента времени»

Осуществить контроль знаний по теме «Древнерусская литература»;

Закрепить умение сравнивать учебные и художественные тексты;

Продолжить обучение навыкам самооценки и самоконтроля.

Отвечать на вопросы индивидуально, в паре и в группе;

Знать, что такое летопись, былина, житие; определять особенности каждого жанра;

Характеризовать героя произведения в соответствии с составленным планом.

Познавательные: в соответствии с учебной задачей отражать результат своей работы в таблице; составлять план и на его основе готовить сообщение по предложенной теме.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Стр.

30-31,

переск

отрывка

ИКТ  Проект « Создание календаря исторических событий».

Проект

Уметь находить информацию по теме в различных источниках, обрабатывать и пересказывать

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Чудесный мир классики (15ч)

9

ИКТ  Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Комбинированный

1

Сума, недалече, лубки, малахаи,

присказка, зачин.

Различные виды чтения

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать понятие классическая литература;

Знать имена писателей-классиков;

Находить необходимый материал об авторе для создания текста;

Слушать сказку в исполнении мастера художественного слова.

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок, понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем;

формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни).

Прочит.

 стр. 39 -49,

выразит.

читать

.

10

НРК   Внеклассное чтение "Батыр, сын медведя"

Комбинированный

1

Различение жанров произведений, народная сказка (адыгейская).

Подготовиться к  пересказу

11

ИКТ  А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

Урок-исследование

1

Чужбина, благовещенье, роптать.

Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль;

учить выразительно читать стихотворение и анализировать его.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

отвечать на вопросы по тексту

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.

Стр 66 -69 наизусть

по выбору

12

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

ОНЗ

1

Своенравна, ломлива, приданое, молва, изразец.

Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль; познакомить со сказкой Пушкина.

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев

Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

анализировать текст сказки, определять основные события, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Проявлять интерес к поэзии, к жизни и творчеству А.С. Пушкина. Положительно воспринимать морально-этические нормы, лежащие в основе поступков героев сказок А.С. Пушкина.

Стр.

70 - 76,

читать

13

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Комбинированный

1

Учить анализировать поэтический текст; знакомить с особенностями сказочного текста.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план;

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами.

Стр.

77 - 83,

вопрос 7

14

ИКТ   А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Комбинированный

1

Учить анализировать поступки героев, учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; учить различать положительных и отрицательных героев.

Уметь составлять монологическое  высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев .

Стр.

84 - 91,

выучить понравившийся отрывок наизусть

15

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

ОНЗ

1

Утёсистый, лукавый, журчит,

приют

Восприятие и понимание  эмоционально-нравственных переживаний героя

Знать название и основное содержание изученного произведения;

творчество Лермонтова.

Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

Осваивать элементы анализа художественного текста.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Проявлять интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;

с интересом читать сказки разных народов;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

Стр.

94-96,

наизусть вопросы 1, 2

16-17

М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» .

ОНЗ

2

Витязь Туркестана, зарок, посох, паша, высокий утёс, намаз.

Умение  ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.  Средства художественной выразительности, язык, сравнение в сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

Стр

97-103,

читать

переск

Стр104 - 110,

читать

переск

18

НРК   Внеклассное чтение " Мудрая девушка"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

19

Л.Н. Толстого «Детство», «Как мужик убрал камень».

Комбинированный

1

Лелеять, дремота, , грёзы, взор, восторг, отрадно,

басня

Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Учить определять жанровые особенности басни; формировать умение называть главную мысль произведения.

Осознанное выразительное чтение текста.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему; читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами. Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы;

анализировать характеры героев

Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Проявлять интерес к творчеству Л.Н. Толстого;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

понимать важность взаимоотношений в семье, уважать мать;

отмечать лучшие стороны характера героя произведения (ум, благородство, находчивость).

Стр.

114-121,

выразит. читать,

20

А.П. Чехова «Мальчики»

ОНЗ

1

Визг, сюртук, передняя, угрюмый, бизон, пампасы.

Учить находить слова, которые позволяют определять настроение героев рассказа, чувства автора.

Читать и находить в тексте слова, позволяющие определять настроение героев, чувства автора;

рассказывать о героях произведения, сравнивать их характеры и поступки

Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе.

Проявлять интерес к творчеству А.П. Чехова;

осознавать ценность семьи, семейных взаимоотношений.

Стр.

122 -127,

выразит. читать

21

А.П. Чехов «Мальчики»

Составление плана

Комбинированный

1

Москит, термит, чечевица, верста, флигель, порох.

Учить характеризовать мальчиков, сравнивать их характеры и поступки;

учить читать текст по ролям.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план;

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами.

Стр. 128-133,

пересказ по плану

22

ИКТ  Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Диагностика навыка чтения 1

Урок обобщения и систематизации

1

Произведение, рассказ.

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов; основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать осознанно вслух тексты

Познавательные: определять учебную задачу урока по проверке знаний и умений; анализировать свою работу и определять возникшие затруднения.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей

Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать, какие книги вызывают наибольший интерес, объяснять почему.

Стр. 136,

вопросы 6, 7

Поэтическая тетрадь (8 ч.)

23

ИКТ  Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «»Как неожиданно и ярко…»

Комбинированный

1

Строфа Ритм стихотворения.

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью.

Уметь читать стихи

наизусть (по выбору);

рисовать словесные картины. Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета Е. Баратынского,

Н. Некрасова, И. Никитина, И Бунина.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.

Стр.

138-140,

наизусть по выбору вопросы 4, 5

24

ИКТ  А. Фет. Своеобразие ритма строк в стихотворениях «Бабочка», «Весенний дождь»

Комбинированный

1

Очертаньебархат.

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать стихи

наизусть (по выбору);

рисовать словесные картины.

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Проявлять интерес к поэзии;

получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков.

Стр.

141-142,

наизусть по выбору

25

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…»

Комбинированный

1

Древо, незримый, ветхий.

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

Стр.

143-144,

наизусть по выбору

26

Картины сельского быта. А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Комбинированный

1

Стужа.

Познакомить с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева;

учить анализировать поэтический текст;

учить читать стихи выразительно.

Читать стихотворение выразительно, отражая настроение;

находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором;

определять ритм стихотворения, порядок слов как средства передачи настроения.

Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе.

Проявлять интерес к поэзии;

получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков.

Стр. 145,

выразит. читать

2 четверть  

27

ИКТ  Тема любви к Родине. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Комбинированный

1

Плотина, серп, ракита, верста, прихотливый.

Познакомить с жизнью и творчеством  И.С. Никитина; учить анализировать поэтический текст;

учить читать стихи выразительно.

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

отвечать на вопросы

Стр. 146,

наизусть

вопросы 1, 2

28

Тема детства в стихах

Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

Комбинированный

1

Поприще

Познакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова; учить анализировать поэтический текст;

учить читать стихи выразительно.

Знать особенности поэтического текста: ритм, рифму, строфу; находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором.

Познавательные: анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли; сравнивать произведения различных жанров.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины;

Проявлять интерес к исторической литературе.

Стр.

147-149,

наизусть по выбору

29

Образ Родины в стихотворении И.А. Бунина «Листопад»

Комбинированный

1

Композиция.

Познакомить с жизнью и творчеством  И.А. Бунина; учить анализировать поэтический текст;

учить читать стихи выразительно.

Уметь читать стихи

наизусть (по выбору);

рисовать словесные картины; знать особенности поэтического текста: ритм, рифму, строфу.

Стр.

150-151,

наизусть вопрос 6

30

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Урок обобщения и систематизации

1

Учить определять и выполнять учебную задачу урока; учить работать с текстом задания, отвечать на вопрос, выполнять задание, оценивать результат.

Устанавливать, какие специфико-предметные умения были сформированы в процессе работы по разделу; знать, какие специфико-предметные умения  сформированы недостаточно, как их можно откорректировать

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Стр.

152-154,

вопросы 3, 9

Литературные сказки (12ч)

31

ИКТ  Научно-познавательная сказка. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

ОНЗ

1

Пядь, надзиратель, шатёр.

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение  ставить вопросы по содержанию .

Знать название и основное содержание изученных  произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные; отвечать на вопросы по тексту.

Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «литературная сказка», «авторская сказка», «добро побеждает зло». Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Проявлять интерес к чтению произведений русских классиков;

Соотносить свои собственные поступки с поступками героев книг;

Осознавать и принимать ценности и нормы поведения, рекомендуемые русской классикой.

Стр.

156-161,

читать переск

32

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Комбинированный

1

Бахрома, механика

бюро.

Герои произведения, восприятие и понимание  их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план;

пересказывать текст;

анализировать характер героя

Стр.

161-167,

вопросы 6, 7

33

НРК   Внеклассное чтение "Сын слепого Ногая"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

34

ИКТ  В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

ОНЗ

1

Брюхо.

Познакомить с произведением В.М. Гаршина; учить определять главную мысль произведения, понимать смысл красоты и содержании сказки.

Приводить доказательства жанровой специфики произведения;

формулировать главную мысль произведения.

Познавательные: Вычитывать все виды все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Регулятивные:  Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Стр.

169 -173,

выразит.

читать

переск

35

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Комбинированный

1

Учить рассказывать о героях произведения;

учить определять главную мысль произведения, понимать смысл красоты и содержании сказки;

учить писать отзыв о книге.

Уметь работать с иллюстрациями;

пересказывать по плану; рассказывать о героях произведения на основе опорных слов, анализа поступков; определять главную мысль произведения.

Стр.

174 -178,

выразит. читать,

переск вопрос 8

36

Сказка П.П. Бажова «Серебряное копытце»

ОНЗ

1

Сказ.

Сирота, приказчик

Познакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова;

учить описывать иллюстрации в книге.

Описывать иллюстрации в книге;

знать особенности русской народной сказки; находить фольклорные мотивы в литературной сказке.

Познавательные: Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация)

Регулятивные:  Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать  свою точку зрения.

Проявлять интерес к творчеству П.П. Бажова; оценивать поступки героев;

осознавать ценность семьи, доброго отношения к друг другу.

Стр.

180 -185,

выразит.читать

переск. отрывка

37

Сказка П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Комбинированный

1

Неподручно, попрекать.

Учить сравнивать литературную сказку с народной, находить фольклорные мотивы в литературной сказке;

учить характеризовать героев произведения, выражать своё отношение к их поступкам.

Находить в тексте на основе выборочного чтения описание героев, их речевые характеристики;

характеризовать героев произведения на основе составленного плана.

Стр.

186 -191,

выразит.читать

переск. отрывка

38

НРК   Внеклассное чтение "Шапка полная небылиц"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

39

ИКТ   С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

ОНЗ

1

Купец, казна, вдовец.

Учить ориентироваться в содержании художественного произведения; учить сравнивать народную и литературную сказки; учить делать сравнительный анализ художественных произведений; учить характеризовать героев сказки; учить сравнивать героев разных сказок.

Ориентироваться в художественной книге; рассказывать о книге по составленному плану; высказывать впечатления о произведении;

знать особенности литературной и народной сказок;

сопоставлять события и героев народной и литературной сказок; называть положительных и отрицательных героев сказки;

характеризовать героев сказки;

сравнивать героев разных сказок.

Познавательные: вычитывать все виды все виды текстовой информации: фактуальную, под текстовую, концептуальную.

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Регулятивные:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать  свою точку зрения.

Проявлять интерес к творчеству С.Т. Аксакова;

Понимать мотивы поступков героев, делать свой нравственный выбор.

Стр.

193-198,

читать

пересказ

40

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Комбинированный

1

Парча, венец, ожерелье

тувалет.

Стр.

199-202,

читать

пересказ

41

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Комбинированный

1

Стр.

202-207,

читать

пересказ

42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Комбинированный

1

Стр.

208 -214,

читать

пересказ

43

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Урок обобщения и систематизации

1

Учить работать с тестовыми материалами, выполнять задания и отвечать на вопросы самостоятельно; учить оценивать результат работы над тестом.

Знать литературные сказки русских и адыгейских писателей;

отличать литературные сказки от народных;

делить текст на части, составлять план.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Делу время – потехе час (7ч)

44

ИКТ  Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

ОНЗ

1

Окладистая, ходики, полы.

Учить ценить время;

учить создавать свой собственный текст на заданную тему.

Определять главную мысль произведения;

соотносить произведение с пословицей, понимать и объяснять смысл пословиц;

Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

Осваивать элементы анализа художественного текста.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины;

Проявлять интерес к исторической литературе.

Стр.4-9,

толкование слов

45

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Комбинированный

1

Керосиновая лампа.

Учить характеризовать героев художественного произведения; учить читать по ролям, отражая настроение и характер героя.

Уметь различать сказки народные и литературные; отвечать на вопросы;

высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Стр.

10 - 16, вопросы 5, 6

46

НРК   Внеклассное чтение "Кан иныжа"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

47

ИКТ  В.Ю. Драгунский «Главные реки»

ОНЗ

1

Намалёвано, во всю прыть, чересчур.

Учить выделять особенности юмористических произведений; учить приводить примеры юмористических ситуаций.

Знать произведения В.Ю. Драгунского;

рассказывать о книгах В.Ю. Драгунского;

Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «литературная сказка», «авторская сказка», «добро побеждает зло». Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Стр.

17-23,

читать по ролям

48

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Комбинированный

1

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение.

Знать особенности юмористических произведений;

находить приёмы создания юмора в художественном произведении.

Стр.

24-28,

читать по ролям

49

ИКТ  В.В. Голявкин «Никакой  я горчицы  не ел»

ОНЗ

1

кондуктор

Умение самостоятельно находить в тексте с определённой целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Знать произведения В.В. Голявкина;

Рассказывать о герое произведения на основе плана. отвечать на вопросы по прочитанному; работать с иллюстрациями.

Стр.

29-34, читать по ролям

вопрос 5

50

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Урок обобщения и систематизации

1

Потеха.

Умение составлять простейшие задания для викторины

Знать жанровые особенности рассказа; знать рассказы детских писателей;

рассказывать об авторе произведения.

Проявлять интерес к чтению; понимать, что юмористические произведения заставляют задуматься над своими поступками.

Стр.36,

вопрос 7

Страна далекого детства ( 6ч)

51

ИКТ  Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

ОНЗ

1

Мачта, борт, корма, палуба, каюта, тайком

Понимание содержания литературного произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Стр.

38-46,

читать вопрос 7

52

НРК   Внеклассное чтение "Батыр, сын медведя"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Подготовиться к  пересказу

53

ИКТ  К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

ОНЗ

1

Жилище дровосека

благоуханием весны, портниха

Герои произведения, восприятие и понимание   их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст; различать жанры литературных  произведений; отвечать на вопросы

Познавательные: Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст – иллюстрация)

Регулятивные:  Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать  свою точку зрения.

Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины;

проявлять интерес к исторической литературе.

Стр.

47-52,

читать переск

54

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Комбинированный

1

благоуханием весны, портниха

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность  событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, отбирать опорные слова).

Стр

.53-58,

читать переск

55

М.М. Зощенко «Ёлка»

ОНЗ

1

Пастилка

церемониться, фарфор.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение  ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

анализировать образные языковые средства

Стр.

59-64,

вопрос 4

Стр.66,

вопросы 9, 11

56

НРК   Внеклассное чтение "Мудрый ёж"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

Поэтическая тетрадь ( 4 ч.)

57

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

ОНЗ

1

Дебри, гиппопотам, утёс, племя, карлик

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Анализировать стихотворение по коллективно составленному плану;

читать стихотворение выразительно;

определять тему стихотворения и чувства лирического героя.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Стр

.68 - 70,

вопрос 6 наизусть по выбору

58

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

ОНЗ

1

Задворки

разухабистый, гурьба, опостылил.

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Выразительно читать стихотворения;

определять тему стихотворения и чувства лирического героя.

Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе.

Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины;

проявлять интерес к исторической литературе.

Стр.71,

наизусть

59

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

ОНЗ

1

Учить анализировать стихотворение; учить читать стихи выразительно.

Определять тему стихотворения и чувства лирического героя.

Стр.

72 - 73,

наизусть по выбору

60

ИКТ   Обобщение по разделу «Страна детства»

Урок обобщения и систематизации

1

Учить определять на основе анкеты умения, которые были сформированы в процессе работы по разделу; учить оценивать результат работы над тестом.

Знать произведения темы; уметь характеризовать героев произведения;

сравнивать сюжеты, героев, искать необходимую информацию в соответствии с заданием

Познавательные: анализировать вопросы, группировать их по разным основаниям; составлять  на основе вопросов.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Стр.74,

вопрос 9

Природа и мы (11ч)

61

ИКТ  Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

ОНЗ

1

Доспехи, протока, сайма.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать   творчество

Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Уметь  определять тему и главную мысль произведения.

Познавательные: анализировать художественный текст на основе опорных слов; делать выборочный пересказ текста с элементами анализа на заданную тему.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации.

Осознавать нравственный смысл рассказа;

понимать и принимать такие нравственные ценности, как доброта, ответственность, любовь к природе.

Стр.

76 - 79,

выразит.

читать переск.

62

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Комбинированный

1

муштровать, муштра.

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь составлять небольшое  монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

оценивать события, героев произведения.

Стр.

80 - 83,

выразит.

читать переск.

63

ИКТ  А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

ОНЗ

1

Приземистый, сталактит

Понимание содержания литературного произведения; учить рассказывать о герое и о событии на основе выборочного чтения.

Знать   творчество

А.И. Куприна.

Уметь  определять тему и главную мысль произведения.

Познавательные: умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Стр.

 85-87,

выразит.

читать переск.

64

Тема самопожертвования  в рассказе А.И. Куприна  «Барбос и Жулька»

Комбинированный

1

флирт, фестон, подпалина.

Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Рассказывать о герое произведения и о событии;

объяснять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

Стр.

88-91,

читать

пересказ

65

М.М. Пришвин «Выскочка»

ОНЗ

1

Полено, выводок, срам

Учить составлять план подробного пересказа на основе иллюстраций, событий, деформированного плана.

Знать   творчество

М.М. Пришвина.

Уметь  определять тему и главную мысль произведения

Стр.

92 -95, выразит.

читать переск.

вопрос 5

66

НРК   Внеклассное чтение "Сто и одна хитрость"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

67

Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан»

ОНЗ

1

Мерцало, бесцеремонно, яр, гомон.

Учить составлять рассказ о писателе на основе опорных слов; учить рассказывать о герое и о событии на основе выборочного чтения.

Знать   творчество

Е.И. Чарушина.

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст.

Познавательные: анализировать художественный текст;

сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: участвовать в работе группы; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать  свою точку зрения.

Проявлять интерес к творчеству Е.И. Чарушина , В.П. Астафьева;

осознавать, что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.

Стр.

96-99,

выразит.

читать переск.

68

ИКТ  В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

ОНЗ

1

лепиться.

Учить восстанавливать сюжетную линию рассказа; учить сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Рассказывать об авторе на основе прослушанного текста;

восстанавливать сюжетную линию рассказа;

характеризовать героев произведения.

Стр.

100-104,

читать пересказ

69

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Комбинированный

1

Эпитеты,

Понимание содержания литературного произведения; умение последовательно перечитывать текст с целью переосмысления.

Уметь различать жанры художественной литературы; рассказывать о герое и о событии по плану.

Стр

105-109,

читать пересказ

70

НРК   Внеклассное чтение "Приключение Тембота"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

71

Обобщение по разделу «Природа и мы»

ИКТ  Проект « Природа и мы».

Урок обобщения и систематизации

1

Бюро, нарост, пещера.

Учить работать с научно-познавательным текстом, находить в нём необходимую информацию; учить сравнивать научно-познавательный и художественные тексты;

учить оценивать свои знания, ставить учебные задачи.

Знать специфические особенности научно-познавательного текста и художественного текста; определять круг знаний и выявлять пробелы.

Познавательные: анализировать художественный текст; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты; оценивать качество выполнения самостоятельной работы; планировать учебные задачи для работы со следующим разделом.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Коммуникативные: участвовать в работе группы; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать  свою точку зрения.

Понимать и принимать такие нравственные ценности, как доброта, ответственность, любовь к природе.

Поэтическая тетрадь. (6ч)

72

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

ОНЗ

1

Чертог, каталог.

Учить определять настроение лирического героя; учить создавать тексты на основе опорных слов.

Рассказывать о герое произведения и о событии;

объяснять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «литературная сказка», «авторская сказка», «добро побеждает зло». 

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. 

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Стр.

114-115,

наизусть

73

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Комбинированный

1

Утренник, рудый, лом, никнуть, клохтать, сойка, свирелка.

Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи; учить описывать картину; учить сравнивать стихотворение и картину на одну тему.

Читать стихотворение, отражая чувства лирического героя; описывать картину художника.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Стр.

116-117,

наизусть

74

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Комбинированный

1

Бабье лето, зябко.

Учить определять настроение лирического героя; учить читать стихотворение выразительно, выражая настроение и чувства.

Уметь  определять тему и главную мысль произведения; Находить в тексте стихотворения слова, которые помогают представить описываемые картины, передать звуки.

Стр.118,

наизусть

75

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Комбинированный

1

Поднебесный, багряный,

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией.

Читать стихотворение, отражая чувства лирического героя; описывать картину художника.

Стр.119,

наизусть

76

С.А. Есенин «Лебёдушка»

Комбинированный

1

Багровые, жемчуг, ватага, заводь, изумрудный.

Учить анализировать стихотворение, определять тему, настроение; учить выразительно читать стихотворение;

Рассказывать об авторе на основе прослушанного текста;

восстанавливать сюжетную линию рассказа;

характеризовать героев произведения.

Познавательные: анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли; сравнивать произведения различных жанров.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Осознавать ценность летописи как источника исторических сведений о жизни своей родины;

Проявлять интерес к исторической литературе.

Стр.120-125,

выразит.

читать,

вопрос 4

77

ИКТ   Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

урок обобщения и систематизации

1

Учить работать с научно-познавательным текстом, находить в нём необходимую информацию; учить сравнивать научно-познавательный и художественные тексты;

учить оценивать свои знания, ставить учебные задачи.

Знать поэзию XX века в объёме изученных произведений;

владеть элементами анализа поэтического текста; выполнять контрольную работу.

Стр.126,

вопрос 4

4 четверть  

Родина (5ч)

78

ИКТ  И.С. Никитин «Русь»

ОНЗ

1

Шатёр, нивы, мурава, мгла, казна, курганы.

Учить рассказывать о Родине на основе опорных слов стихотворения, дополнительных сведений из истории России.

Уметь  определять тему и главную мысль произведения; Находить в тексте стихотворения слова, которые помогают представить описываемые картины, передать звуки.

Познавательные находить в текстах конкретную информацию по заданной теме на основе выборочного чтения; анализировать текст, находить слова, которые помогают создать образ Родины.

Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; выполнять её в соответствии с составленным планом, оценивать результат.

Коммуникативные: участвовать в диалоге об отношении к своей Родине.

Осознавать свою гражданскую позицию;

гордиться своей Родиной и людьми, которые воевали за своё Отечество;

стремиться к чтению произведений о Родине.

Стр.

128-132,

выразит.

читать,

(по жел.наизусть

79

С.Д. Дрожжин «Родине»

ОНЗ

1

Чарующий, взор, восторг.

Умение последовательно перечитывать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение.

Читать стихотворение, отражая настроение поэта;

рассказывать о своей Родине, используя материал стихотворения и дополнительные источники.

Стр.

133-135,

наизусть

вопрос 3

80

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

ОНЗ

1

Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Читать стихотворение, отражая чувства лирического героя;

понимать и определять средства выражения авторской позиции.

Познавательные находить в текстах конкретную информацию по заданной теме на основе выборочного чтения; анализировать текст, находить слова, которые помогают создать образ Родины.

Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; выполнять её в соответствии с составленным планом, оценивать результат.

Коммуникативные: участвовать в диалоге об отношении к своей Родине.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Стр.138,

наизусть

81

НРК   Внеклассное чтение "Три брата"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Подготовиться к  пересказу

82

Обобщение по разделу «Родина»

ИКТ   Проект « Они защищали Родину»

Диагности-ка навыка чтения 2

урок обобщения и систематизации

Проект

1

Учить работать с научно-познавательным текстом, находить в нём необходимую информацию;

формировать навыки проектной деятельности;

учить определять место и время исторического события, находить информацию, необходимую для создания проекта

Знать специфические особенности научно-познавательного текста и художественного текста; определять круг знаний и выявлять пробелы. Выполнять проект по заданной теме.

Познавательные: классифицировать вопросы по разным основаниям. Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение.

Коммуникативные: оценивать результат своей работы на уроке.

Стремиться к познавательной деятельности;

уважать историческое прошлое России.

Стр.

139-141,

Стр.142,

Вопрос 7

Страна фантазия (5ч)

83

ИКТ  Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

ОНЗ

1

Электрониккибернетикконтрабас.

Различение жанров произведений. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать особенности фантастического жанра; находить информацию о событиях и о героях; рассказывать о героях и о событиях.

Познавательные: различать жанровые особенности художественных произведений.

 Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение.

Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать  свою точку зрения.

Проявлять интерес к чтению фантастической литературы;

осознавать, что фантастические произведения помогают претворить мечту в жизнь.

Стр.

144-149,

читать пересказ

84

НРК   Внеклассное чтение "Чудесная гармошка"

Комбинированный

1

Фантастика

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

85

86

ИКТ   Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

ОНЗ

1

Комбинированный

1

Ложбина, бархан, родник, изнанка, отсек.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Знать творчество писателя-фантаста

К. Булычёва. Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст;

Познавательные: классифицировать вопросы по разным основаниям. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке..

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Стр.

150-157,

читать пересказ

87

Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

урок обобщения и систематизации

1

Пломбир, зазеркалье

Учить определять учебную задачу урока, оценивать результат работы; учить отвечать на вопросы, оценивать свои знания и выявлять пробелы.

Знать авторов и названия фантастических произведений;

называть особенности произведений фантастического жанра.

Познавательные: классифицировать вопросы по разным основаниям. Регулятивные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение.

Коммуникативные: оценивать результат своей работы на уроке.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Придум.

историю

(путеш.

на друг.

планету)

Зарубежная литература (15ч)

88

ИКТ  Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

ОНЗ

1

Лилипут, паж, колчан, зарубежная литература.

Учить пересказывать отдельные эпизоды;

учить рассказывать о герое произведения, давать оценку его поступкам.

Знать содержание прочитанного произведения;

рассказывать о герое произведения;

давать оценку поступкам героя.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Стр.

160-165,

перечит.

Придум.

рассказ

89

НРК   Внеклассное чтение "Золото Куйжия"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

90

ИКТ  Г.Х. Андерсен «Русалочка». Персонажи сказки

ОНЗ

1

Устрица, вельможа

Герои произведения, восприятие и понимание   их эмоционально-нравственных переживаний. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать творчество

Г.Х-. Андерсена. Уметь  определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы.

Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций сказки; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях; сравнивать героев сказок Ганса Христиана Андерсена.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Осмысливать значимость произведений искусства – скульптуры, живописи, иконописи, житийной литературы – для русской культуры

Формировать собственные нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых.

Стр.

167-172,

читать пересказ

91

Г.Х-. Андерсен «Русалочка». Персонажи сказки

Комбинированный

1

трюм, валторна, полип.

Учить определять сюжетную линию сказки; учить составлять план сказки; учить пересказывать сказку на основе плана.

Рассказывать о героях сказки; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы.

Стр.

172-178, читать пересказ

.

92

Г.Х-. Андерсен «Русалочка». Поступки, действия как средство изображения персонажей.

Комбинированный

1

Учить находить информацию о героях сказки на основе выборочного чтения; учить составлять план рассказа о героях сказки.

Называть основные события сказки;

соотносить иллюстрации и события сказочного текста; рассказывать сказку на основе иллюстраций.

Стр.

179-184,

93

Г.Х-. Андерсен «Русалочка». Поступки, действия как средство изображения персонажей.

Комбинированный

1

Учить определять главных и второстепенных героев сказки; учить находить в художественном тексте средства выразительности.

Находить в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев сказки;

называть качества героев;

называть средства художественной выразительности.

Стр.

185-193,

читать пересказ

94

НРК   Внеклассное чтение "Аслануко - сын львицы"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Подготовиться к  пересказу

95

ИКТ   М. Твен «Приключение Тома Сойера».

ОНЗ

1

Кафедра, рехнуться

Грифельная

Учить находить информацию о героях рассказа на основе выборочного чтения;

учить составлять план рассказа о героях сказки.

Учить пересказывать отдельные эпизоды;

учить рассказывать о герое произведения, давать оценку его поступкам.

Знать содержание книг Марка Твена о приключениях Тома Сойера и Гекельберри Финна; находить информацию о событиях и о героях; рассказывать о героях и о событиях.

Уметь пересказывать текст; анализировать мотивы поведения героев;

отвечать на вопросы

Познавательные: сравнивать художественное произведение с его экранизацией; извлекать информацию из иллюстраций сказки.

 Регулятивные: обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач; использование разных способов  выполнения задания.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Формировать собственные нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых

Стр.

194-200,

выразит.

читать Переск. от имени

Тома

96

ИКТ  С. Лагерлёф  «Святая ночь»

ОНЗ

1

Околоток, жбан, исподтишка, иуда, молитва.

Учить сопоставлять произведения живописи и литературы; учить рассказывать о герое художественного произведения.

Знать, какое событие положено в основу рассказа «Святая ночь»;

характеризовать героев художественного произведения.

Познавательные: сравнивать произведения живописи и литературы; составлять высказывания на заданные темы на основе знания содержания изученных произведений.

Регулятивные: обоснование способов и приёмов действий при решении учебных задач; использование разных способов  выполнения задания.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.

Проявлять интерес к чтению;

осознавать ценность художественного произведения как части культуры.

Стр.

201-208,

чит. выразит. переск.

97

С. Лагерлёф  «Святая ночь»

Комбинированный

1

Учить пересказывать отдельные эпизоды;

учить рассказывать о герое произведения, давать оценку его поступкам.

Уметь  определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями.

Стр.201-208,

чит. выразит.

переск. от имени пастуха  

98-99

ИКТ  Сказания о Христе.

С. Лагерлёф  «В Назарете»

ОНЗ

1

Околоток, жбан, исподтишка, иуда, молитва.

Учить отвечать на вопросы в устной и письменной форме; учить рассказывать о героях произведения, сравнивать их, самостоятельно делать выводы.

Знать содержание изученных произведений зарубежной литературы. Понимать сюжетную основу изученных произведений;

характеризовать героев художественного произведения.

Познавательные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Стр.

209-216,

чит. выразит.

вопросы 1, 2

100

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Диагностика навыка чтения 3

Урок обобщения и систематизации

1

Зарубежная литература.

Учить определять круг своих знаний и выявлять пробелы.

Знать   изученные литературные произведения

и их авторов; основное содержание  изученных литературных

произведений

Познавательные: определять учебную задачу урока по проверке знаний и умений; анализировать свою работу и определять возникшие затруднения.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности  по изучению темы урока, оценивание своей

Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе.

Проявлять интерес к чтению художественной литературы; стремиться к познавательной деятельности; понимать, что художественная литература формирует мировоззрение.

Принести любимые книги

101

НРК   Внеклассное чтение "Кто нужнее?"

Комбинированный

1

Познакомить детей с адыгейскими сказками;

формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках.

Знать адыгейские сказки; называть особенности адыгейских сказок;

анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Подготовиться к  пересказу

102

Урок-отчёт за год. Книги, рекомендуемые для чтения летом

Урок-отчёт

1

Учить определять круг своих знаний и выявлять пробелы;

учить ставит учебные задачи на следующий учебный год.

Знать имена писателей и поэтов, названия произведений, изученных в 4-м классе.

Задание на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарный план по математике 3 класс

календарный план по математике 3 класс...

Календарно- техническое планирование по литературе 6 класс.

в данном материале размещено календарно - тематическое планирование....

Календарно-тематическое планирование литература 2 класс ПЕРСПЕКТИВА

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникатив...

Календарный план воспитательной работы 2 класс

Календарный план воспитательной работы 2 классТематическое планирование классных часов...

Поурочные планы по литературе 2 класс

Поурочные планы по литературе 2 класс. Начальная школа 21 века....

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс

УМК, учебник:Рабочая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной общеобразовательной школы, государственным стандартом по...