Календарно- техническое планирование по литературе 6 класс.
календарно-тематическое планирование на тему

 в данном материале размещено календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno.doc471.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

урока

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы содержания урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды контроля,

самостоятельной

деятельности

Домашнее

задание

Дата по плану

Дата по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВВЕДЕНИЕ

(1 час)

1

Введение. Книги, которые хочется перечитать

1

Урок-беседа

Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фрагментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Викторина

Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе.

Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении

Викторина, вопросы и задания 1—3, 5 (с. 4-5)

Задание 4 (с. 5), сообщение об обрядовых праздни-ках

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(3 часа)

2

Обрядовый фоль-клор

1

Урок внеклассного чтения

Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние песни). Наблюдения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение

Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого.

Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.

Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках

Сообщения, выразитель-ное исполнение песен, вопросы и задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 11-12)

Вопросы

и задания

1-8 (с. 10-11)

3

Пословицы

и

поговорки

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля

Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа.

Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи

Вопросы и задания

1—4

(с. 16),

работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и поговорок

Вопросы и задания рубрики «Развивай-те дар слова»

(с. 16-17), выполнение рисунка по мотивам фольклор-ных произве-дений

4

Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

1

Урок развития речи

Выражение народного духа в фольклорных жанрах.

Прослушивание и исполнение календарно-обрядовых песен. Представление рисунков по мотивам фольклорных произведений.

Сцены колядования из видеофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или мультфильма). Викторина по пословицам и поговоркам  

Знать: пословицы, поговорки и календарно-обрядовые песни. Понимать: важность сохранения фольклорных традиций.

Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство

Исполнение календарно-обрядовых песен, викторина, задание

5

 (с. 17)

Чтение и составление плана статьи Д.С. Лихачева и Т.Н. Ми-хельсон о древнерусской литературе

(с.18-23),

Вопросы и задания

1-3

(с.23)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(1 час)

5

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Развитие представлений о летописи.

«Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором.

Прослушивание «Сказания...» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец» (первый форзац учебника)

Знать: черты древнерусской литературы.

Понимать: значение летописи в развитии

литературы.

Уметь: составлять план и пересказывать

текст статьи; выразительно читать текст

сказания; оценивать актерское чтение;

определять связь между летописным

и фольклорным произведением; выяснять

значение незнакомых слов; сопоставлять

произведения литературы и живописи

Пересказ статьи

Д.С. Лихачева

и

Т.Н. Михель-сон,

вопросы

и

задания

(с. 25), вопросы

и

задания рубрик «Развивайте дар слова»

 (с. 23, 26), «Фонохресто-матия»

(с. 26)

Повторение

темы «Басни»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

(3 часа)

6

Русская басня

И.И.Дмитриев. «Муха».

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Повторение изученного о басне.

Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28—30). Басни И.И. Дмитриева. Прослушивание басни «Муха» в актерском исполнении, обсуждение.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни.

Вопросы

и задания 1—2, 5

с. 31-32)

Вопросы и задания 3—4

(с. 31-32), чтение вступительной статьи об И.А. Крылове

7

И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово об И.А. Крылове. История создания басни «Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне.

Прослушивание басни в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к басне

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни.

Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение

Пересказ вступительной статьи об И.А. Крылове, выразительное чтение, вопросы и задания

 1—4

(с. 36),

2

(с. 45),

1-3

(с. 46, рубрика «Фоно-хрестома-

тия»), описание

иллюстрации

Выразительное

чтение одной из басен И.А. Крылова

8

Басни И.А. Крылова

«Листы

и корни», «Ларчик»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

История создания басни «Листы и корни».

Тема народа и власти. Необходимость их единства.

История создания басни «Ларчик».

Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение.

Словарная работа.

Иллюстрации к басням

Знать: одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен.

Уметь: выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение

Выразитель-ное чтение наизусть, описание иллюстраций, вопросы

1, 3-4

(с. 45-46), вопросы и задания рубрики «Фонохре-стоматия»

 (с. 46-47)

Задания 5 (с. 46, подготовка к вечеру по басням Крылова), 2-3

(с. 55)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА

(30 часов)

9

А.С. Пушкин. Стихотворение «И.И.Пущину»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Лицейские годы А.С. Пушкина.

Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 325—327). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.

История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Обучение выразительному чтению

Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания.

Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину».

Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

Вопросы и задания

1—5

(с. 54),

1,4

(с. 55),

1-3

 (с. 56)

Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 60), вырази-тельное чтение стихотворения

«Узник» наизусть

10

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Вольнолюбивые устремления поэта.

Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла.

 Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении

Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть.

Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения

Выразительное чтение, вопросы

и

задания

(с. 57), вопросы

и

задания рубрики «Фонохрес-томатия»

(с. 60)

Выразительное чтение наизусть стихотво-рения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

11

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро».

Изобразительно-

выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 61-62)

Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза.

Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха

Выразительное чтение наизусть, вопросы

1-3

(с. 59),

4

 (с. 59-60, рубрика

«Совершен-ствуйте свою речь»),

1-4

 (с. 61)

Задания

4

(с. 59),

2

 (с. 60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), чтение романа А.С. Пушкина «Дубровский»

12

А.С.Пушкин.

Роман «Дубровский»

1

Урок изучения

нового материала

 История создания романа «Дубровский». Комментированное чтение и анализ глав 1—11 (с. 67—78).

Картины жизни русского барства.

Причины конфликта между Андреем Дубровским и Кирилой Троекуровым. Неправедность суда, продажность

чиновничества.

Иллюстрации к роману. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать:содержание глав

1-П.

Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов;

оценивать выразительность чтения.

Вопросы

и

задания

 (с. 66), вопросы к главам I—II (с. 150-151)

Вопросы к главам Ш-1У

(с. 151)

13

Судьба Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Урок-беседа

Анализ глав III—VII (с. 78-99).

Резкая перемена в судьбе Владимира.

Его протест против несправедливости, произвола и деспотизма. Защита чести, независимости личности. Бунт крестьян.

Отношение крестьян к Дубровскому.

Роль пейзажа в эпизоде «После похорон».

Роль эпизода «Пожар в Кистеневке»

Знать: содержание глав

1- VII.

Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Вопросы

к

главам

Ш- VII

(с. 151-152)

Вопросы к главам VШ-ХП

(с. 152)

14

Романтическая исто-рия любви Дуб-ровского

и Маши Троекуровой

1

Урок-практикум

Анализ глав VШ-ХП

(с. 99-126).

 «Благородные увеселения» Троекурова. Произвол, самодурство, жестокость.

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных героев.

История Дубровского-Дефоржа.

Объяснение Дубровского с Машей.

Отношение автора к героям

Знать: содержание глав I— XII.

Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки

Пересказ эпизода,

вопросы

и

задания к главам

VШ-ХП

(с. 152)

Вопросы

 и задания к главам ХШ-ХVШ- (с. 152)

15

Понятие

о композиции.

Подготовка

 к сочинению

1

Урок изучения

нового

материала, урок-беседа

Понятие о композиции, романе, сюжете.

Чтение статьи «Композиция» (с. 155). Обсуждение тем

сочинения:

1.        Почему Владимир Дубровский стал

разбойником?

2.  Обреченность любви Владимира и Маши.
Составление плана, подбор материалов

Знать: сюжет и содержание романа;

теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и

задания (с. 155-156)

Сочинение, чтение повести А.С.

Пушкина

«Барышня-крестьянка», подготовка инсценировки эпизода

16

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»

1

Урок внеклассного чтения

История создания цикла «Повести Белкина».

Автор и рассказчик в произведении.

Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка». Роль антитезы в композиции.

Особенности портрета в повести.

Романтическое и реалистическое в повести. Роль иронии.

 Элементы аналитического пересказа текста. Словесное рисование

Знать: сюжет и содержание повести

«Барышня-крестьянка».

Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести; отношение автора к героям.

Уметь: выразительно пересказывать и

инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки

Инсцениро-вание эпизодов повести,

 словесное рисование, вопросы

и

задания 1—7 (с. 157-158)

Вопросы

и

задания

8-11

 (с. 158), отзыв на одну из «Повестей Белкина» (письменно)

17

Анализ

Эпизодов

Романа

1

Урок развития речи.

Анализ глав ХШ-Х1Х

(с. 126-150).

Эпизод с кольцом (составление плана и пересказ).

Саша Троекуров и рыжий «разбойник» Митя. Отношения в семье Троекуровых. Обреченность любви Владимира и Маши. Обсуждение проблемной ситуации: «Почему Маша не приняла помощи Дубровского?»

Конец лагеря Дубровского.

Развязка романа. Иллюстрации к роману

Знать: сюжет и содержание романа «Дубровский».

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять произведения литературы и живописи

Составление плана, выбороч-ный пересказ, вопросы и задания к главам

ХШ-Х1Х

 (с. 152-153)

Озаглав-ливание глав

романа, чтение статьи «Литература

и другие виды искусства», вопросы

и задания к ней

(с. 154-155)

18

М.Ю.

Лермонтов. Стихотворение

«Тучи»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о М.Ю. Лермонтове.

Чтение вступительной статьи о поэте (с. 159-162)

и обсуждение вопросов к ней (с. 163).

Настроение и композиция стихотворения «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-

изгнанника к оставляемой им родине.

Прием сравнения как основа построения

стихотворения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Особенности интонации. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин М.Ю. Лермонтова

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть.

Понимать: драматический пафос стихотворения.

Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Элементы анализа

текста, вопросы

и задания

1—4

(с. 164-165), 1-2

(с. 173), выразитель-ное чтение

Задание 5 (с. 165), вырази-тельное чтение стихотво-рения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

19

Баллада М.Ю.

Лермонтова «Три

пальмы»

1

Урок-развития речи

Особенности жанра стихотворения «Три пальмы» (баллада).

Сюжет, композиция, герои произведения.

Тема красоты, гармонии человека с миром и ее разрушения.

Соединение эпического и лирического, реалистического и фантастического. Составление плана баллады.

Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллитерация), их роль в балладе.

Словарная работа. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к балладе

Знать: сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы».

Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по ко´рням упругим...», «одежду их

со´рвали...»); философский смысл произведения. Уметь: определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать

стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль5

Элементы анализа текста, составление плана,

вопросы

и

задания

(с. 168) вопросы

 и

задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 173-174)6

Выразительное чтение стихотво-рения М.Ю. Лермонтова «Листок»,

Выполнение иллюстраций к стихотворениям М.Ю. Лермонтова 7

20

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Лис-ток», «Утес»

1

Урок-практикум

Антитеза как основной прием композиции в стихотворениях «Листок» и «Утес».

Особенности выражения темы одиночества в произведениях.

 Мотивы странничества. Жанр и композиция стихотворения «Листок». Образы-символы стихотворения «Утес». Обучение анализу поэтического текста. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

 Словесное рисование. Рисунки и иллюстрации к стихотворениям

Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Понимать: драматический пафос стихотворений; символический характер образов.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; оценивать выразительность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Анализ стихотворений, описание иллюстраций

и рисунков, вопросы

и задания

 1—4

(с. 170),

 1-4

(с. 171),

 1-2

(с. 171-172, рубрика «Совершен-ствуйте свою речь»,

вопросы и задания  рубрики «Фонохестоматия»

(с.172-173)

Задания

5

(с. 170),

3

(с. 172, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

Урок контроля знаний

Произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (содержание, проблематика, изобразительно-выразительные средства).

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позиции авторов и их отношение к героям.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты; писать небольшие сочинения – рассуждения

Контроль-ная работа

Сообщение об отроческих

и юношеских годах И.С. Тургенева, чтение рассказа «Бежин луг»

22

И.С. Тургенев. Рас-сказ «Бежин

луг»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. История создания и судьба рассказа «Бежин луг». Поэтическое изображение детства в рассказе. Портреты и духовный мир крестьянских детей, их любознательность, впечатлительность. Народные верования и предания.

Составление плана рассказа.

Характеристики мальчиков.

Словарная работа

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, о начале его литературной деятельности; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и

содержание рассказа «Бежин луг».

Понимать: роль портрета в создании характеров; сочувственное отношение автора к крестьянским детям.

Уметь: выступать с сообщениями на

литературную тему; составлять план рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных и просторечных слов

Сообщения, выразитель-ное чтение, характеристика

героев, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1-3 (с. 207),

3 (с. 208, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Вопросы и задания 4-5

 (с. 207), 1,4.

 (с. 208, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), составление словарика диалектных и просторечных слов из рассказа

23

Картины природы

в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

Урок развития речи

Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-

выразительные средства (детали, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении. Выборочный аналитический пересказ. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к рассказу

Знать: сюжет и содержание рассказа; способы создания образов героев.

Понимать: отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе. Уметь: выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-

выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним

Выборочный пересказ, вопросы и задания

4-5 (с. 207),

2 (с. 208, рубрика «Совершенствуйте свою речь»),

1-3 (с. 208, рубрика «Фонохрестоматия»)

Придумать названия описаниям картин природы, встретившимся в рассказе, сочинение устного рассказа-предания (былички), сообщение о

жизни и творчестве Ф.И. Тютчева

24

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун под-нялся...»

1

Урок изучения

нового материала, урок-практикум

Слово о Ф.И. Тютчеве (сообщения учащихся). Сообщение об усадьбе Овстуг (рубрика «Литературные места России», с. 327—329). Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева.

Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Неохотно и несмело...». Изобразительно-

выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...».

Понимать: роль изобразительно-

выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения;

обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1 - 4 (с. 211-212), 1-3 (с. 213), 1-2 (с. 216,

 к стихотворениям «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...»)

Задание 3 (с. 216, к стихотво-рению «Неохотно и несмело...»),

Вырази-тельное чтение стихо-творения Ф.И. Тютчева «Листья»

25

Ф.И.

Тютчев. Анализ стихотворения «Лис-тья»

1

Урок развития речи

Обучение анализу стихотворения.

Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Листья». Картины природы как средство выражения мысли о быстротечности жизни, недостижимости гармонии.

Изобразительн о- выразительные средства (олицетворение, эпитеты, метафоры, антитеза, повторы), их роль в стихотворении. Сопоставительный анализ стихотворений «Листок» М.Ю. Лермонтова и «Листья» Ф.И. Тютчева. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Словесное рисование

Знать: содержание стихотворений Ф.И. Тютчева; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнакомых слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

1-3 (с. 215),

1 (с. 215, рубрика «Совершенствуйте свою речь»),

1 - 4 (с. 216)

Выразительное чтение стихотво-рений Ф.И. Тютчева, одно стихотворе-ние наизусть, сообще-ние о жизни и творчест-ве

А.А. Фета

26

А.А. Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку заве-сила...»

1

Урок изучения

нового материала, урок-практикум

Слово об А.А. Фете (сообщения учащихся). Нелегкая судьба и стремление к красоте и гармонии.

Тончайшие оттенки чувств и настроений, звуки, краски, ароматы в лирике А.А. Фета. Особенности мелодики стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, олицетворения, повторы, деталь), их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов. Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Листья» и А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета. Понимать: скрытый смысл стихотворения; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сообщения, выразитель-ное чтение, элементы анализа поэтического текста

Задание

6 (с. 225), вырази-тельное чтение стихо-творений А.А. Фета «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»

27

Стихотворения А.А.Фета «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у Березы…»

1

Урок-практикум

Обучение анализу  стихотворений.

«Еще майская ночь» - переплетение тем природы и любви.

Запечатление прекрасных мгновений в стихотворении. Особенности интонации, эмоциональность стихотворения.

«Учись у них - у дуба, у березы...» - параллель между жизнью природы и человека.

Мгновения красоты как дары жизни.

Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, звукопись, повторы), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование

Знать: содержание стихотворений А.А.Фета; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, чувства поэта; скрытый смысл произведений.

Уметь:  выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

1—3 (с. 222), 1-4 (с. 224), 1-2 (с. 225, к стихотворе-ниям «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»)

Задания

5 (с. 224), 3 (с. 225, к стихотво-рениям «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы...»), сообщение о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, чтение стихотво-рения «Железная дорога»

28

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Же-лезная дорога»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о Н.А. Некрасове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте (с. 226-228). Сообщение о селе Карабиха (рубрика «Литературные места России», с. 329—330). Контраст между картинами «славной осени» и картинами подневольного труда.

Величие народа-созидателя.

Раздумья поэта о судьбе народа.

Словарная работа. Описание репродукций картин К. А. Савицкого «Ремонтные работы на

железной дороге»,

И.С. Елазунова «Железная дорога»

Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Н.А. Некрасова; сюжет и содержание стихотворения «Железная дорога».

Понимать: роль контрастных образов в стихотворении; обличительный, сочувственный, оптимистический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворение; видеть контрастные образы; сопоставлять произведения литературы и живописи

Сообщения, вопрос к статье о поэте (с. 228), выразитель-ное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

2—6 (с. 235), задание рубрики «Литература и живопись» (с. 236)

Вопросы 1, 7-9

(с. 235), выразительное чтение стихотворения

29

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1

Урок-практикум

Своеобразие композиции стихотворения.

Значение эпиграфа.

Роль пейзажа.

Сочетание реальных и фантастических картин. Время и пространство в стихотворении.

Диалог-спор.

Значение риторических вопросов.

Смысл посвящения стихотворения детям. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение.

Словесное рисование

Знать: сюжет и содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; значение риторических вопросов; широту и глубину взгляда поэта; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; словесно рисовать образы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Вопросы и задания

1,7-9

(с. 235),

1-5

 (с. 236)

Чтение поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка»

30

Историческая поэма Н.А. Некрасова

«Дедушка»

1

Урок изучения нового материала.

Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

 Образ деда, болеющего за Отчизну.

Картины жизни России, «бедствий народных» в рассказах дедушки.

Боль автора за Родину, за «народ угнетенный».

Вера в волю и труд человека.

 Образ Саши - образ надежды на светлое будущее.

Словарная работа

Знать: историческую основу, сюжет и

содержание поэмы «Дедушка».

Понимать: обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы.

Уметь: выразительно читать поэму; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, элементы лингвисти-ческого анализа текста, вопросы и

задания

 (с. 254)

Выразительное чтение фрагмента поэмы

31

Трехсложные размеры стиха

1

Урок изучения

нового материала, урок-практикум

Повторение тем «Двусложные размеры стиха», «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм». Чтение статьи «Трехсложные размеры стиха» (с. 254—255). Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах

Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа; двусложные и трехсложные размеры стиха. Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)

Задания

(с. 256),

игра

буриме

Подготовка

к контрольной работе по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова

32

Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева,

А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасо-ва

1

Урок контроля знаний

Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и героев произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева,

Н.А. Некрасова.

Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Контроль-ная работа

Чтение сказа Н.С. Лескова «Левша»

33

Н.С.

Лесков. Сказ «Лев-ша». Жанровые осо-бенности, сюжет, герои

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о Н.С. Лескове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе (с. 257—259). Герои произведений Н.С. Лескова.

Особенности жанра сказа у Н.С. Лескова.

Развитие представлений о жанре сказа.

Герои сказа «Левша» (вымышленные персонажи и исторические лица), трактовка их образов Н.С. Лесковым.

Близость сюжета к фольклору.

Левша: фольклорный характер героя.

Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм и горькое чувство от его униженности и бесправия. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение.

Словарная работа

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям.

Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки

Выразитель-ное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

1—2 (с. 259), 1-6 (с. 305-306)

Вопросы и задания 1—5

 (с. 306-307)

34

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша»

1

Урок развития речи

Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Речевая характеристика героев.

Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении.

Словарная работа. Иллюстрации к сказу Н.В. Кузьмина, Кукрыниксов. Обсуждение темы сочинения «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша"». Составление плана, подбор материалов

Знать: сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания (с. 306-308)

Сочинение, чтение рассказа А. П. Чехова

«Толстый

и тонкий»

35

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово об А.П. Чехове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе и воспоминаний о нем К.И. Чуковского и Л.Н. Толстого (с. 309—312).

Развитие понятия о юморе. Смысл названия рассказа «Толстый и тонкий».

Роль деталей в рассказе. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, раболепия, добровольного самоуничижения.

Речь персонажей как средство их характеристики.

Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

Иллюстрации к рассказу

Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.

Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать

выразительность чтения

Вопросы и задания

(с. 310, 312), выразитель-ное чтение, пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

1—4 (с. 316), 1-3 (с. 316, рубрика «Фонохрестоматия»)

Задание

 5 (с. 316), подготовка к уроку внеклассного чтения по рассказам А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.

36

Юмористические рас-сказы А.П. Чехова «Лошадиная фами-лия», «Пересолил» и др.

1

Урок внеклассного чтения

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова. Пересказ и инсценирование рассказов. Особенности стиля чеховских рассказов (краткость, емкость, яркие заглавия, значащие имена и фамилии, выразительные детали, динамичность действия, сценичность диалогов, простая, ясная речь автора).

Смысл названий рассказов.

Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказах.

Речь героев как источник юмора

Знать: содержание и героев рассказов А.П. Чехова.

Понимать: позицию автора и его отношение к героям; роль изобразительно-

выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов и ситуаций.

Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения

Выразительный пересказ и инсценирование рассказов, характерис-тика героев, элементы анализа текста

Выразительное чтение наизусть одного из стихотво-рений русских поэтов XIX века о родной природе

37, 38

Родная природа в стихотворениях рус-ских поэтов Х1Х века

2

Урок-

практику-

м, урок развития речи.

Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.

 Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике.

Порыв к идеалу в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..». Хрупкость красоты в стихотворении Е.А. Баратынского «Чудный град порой сольется...». Рождение лирических сюжетов стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...». Признаки баллады в стихотворении А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания

(с. 319, 321-322, 323-324)

Чтение феерии АС. Грина «Алые паруса», выполнение иллюстрации к произведению

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

(19 часов)

39

А.С. Грин. Феерия «Алые паруса»

1

Урок внеклассного чтения

Слово об А.С. Грине. Особенности жанра произведения «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), их роль в произведении. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение.

Иллюстрации и рисунки к произведению.

Словарная работа. Просмотр фрагментов художественного фильма «Алые паруса», обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии; сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного;

характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Вопросы и задания

1—3 (с. 6)[1], 1-4 (с. 28),

1-4 (с. 28, ко всему произведению),

1—5 (с. 29), вопрос рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с 29)

Задания

5 (с. 28),

5 (с. 28, ко всему произведению), 6 (с. 29), чтение сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

40

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово об А.П. Платонове. «Неизвестный цветок» - притча о «непохожих». История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра.

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Сходство произведения с фольклорными и литературными сказками, различия между ними. Прослушивание фрагментов сказки-были в актерском исполнении, обсуждение.

Словарная работа.

Описание иллюстраций

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок».

Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: сопоставлять сказку с другими произведениями литературы;

характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; оценивать выразительность чтения

Выразительное чтение, элементы анализа текста,

вопросы и задания

1-4 (с. 33),

1-5 (с. 38),

1-3 (с. 39, рубрика «Фонохрестоматия»),

1—3 (с. 39, рубрика «Развивайте свою речь»)

Задания

6 (с. 38),

4 (с. 39, рубрика «Развивайте свою речь»), чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

41

М.М. Пришвин. Сказка-быль

«Кладовая солнца»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о М.М. Пришвине. Сообщение о деревне Дунино (рубрика «Литературные места России», с. 315—316). Чтение и обсуждение статьи К.Г. Паустовского о писателе (с. 40—41). Особенности жанра произведения М.М. Пришвина.

Своеобразие образа рассказчика (рассказ от

1 -го лица

множественного числа). Образы Насти и Митраши. Сказка и быль в «Кладовой солнца».

Элементы фольклорной сказки в «Кладовой солнца» (сюжет, победа добра над злом, образы животных, птиц, деревьев).

Смысл названия произведения. Комментированное чтение.

Словарная работа

Знать: особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были «Кладовая солнца». Понимать: в чем своеобразие творчества М.М. Пришвина; смысл названия произведения; отношение автора к героям.

Уметь: выразительно читать сказку и

сопоставлять ее с другими произведениями литературы и фольклора; пересказывать сюжет сказки-были; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; выяснять значение незнакомых слов

Аналитичес-кий пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

1-2 (с. 41),

1-3 (с. 76),

1-3 (I, с. 76)

Вопросы

и задания

4-10

(1, с. 76-77), пере-сказ эпизода сказки-были (по выбору)

42

Образ природы в

сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

1

Урок-практикум

Время и пространство в произведении.

Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сравнительная характеристика Насти и Митраши.

Рассказ о ели и сосне. Образ Травки - преданного друга человека.

Антипыч и Травка.

Вера писателя в человека - доброго и мудрого хозяина природы.

Роль сравнений и эпитетов в создании образов героев, в раскрытии отношения к ним автора.

Иллюстрации к «Кладовой солнца»

Знать: сюжет и содержание сказки-были. Понимать: роль природы в произведении; отношение автора к героям и их поступкам, к природе.

Уметь: пересказывать сюжет сказки-были; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Аналитичес-кий пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания

4—10 (I, с. 76-77),

1-3 (11, с. 77), 1-2 (с. 77, рубрика «Будьте внимательны к слову»),

1—2 (с. 78)

Подготовка к сочинению по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

43,

44

Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

2

Уроки развития речи

Обсуждение тем сочинения:

1.        Человек и природа в сказке-были
М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

2.        Сказка и быль в «Кладовой солнца».
Составление плана, подбор материалов

Знать: этапы и приемы работы над сочинением.

Понимать: позицию автора, его отношение к природе, к людям, стремление к гармонии; гуманистическую направленность произведения.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; составлять текст устного сочинения по плану;

соотносить реалистическое и фантастическое в произведении, определять их переплетение

Устные

сочинения, элементы анализа

текста, сочинение

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о Великой Отечественной войне

(с. 80-82, 84)

45

Произведения

о Великой Отечественной войне

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Стихотворения, рассказывающие о

солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений.

Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

Чувство сострадания, любви к народу, к солдатам.

Искренность интонации. Образ русской земли. Слово о Д.С. Самойлове. Стихотворение «Сороковые». Всенародный масштаб трагедии. Противопоставление войны и молодости, жизни.

Смена настроения и интонации.

Роль эпитетов в

поэтическом тексте. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

Чтение статьи Г.В. Артоболевского «Художественное чтение и задачи чтеца» (с. 86—88)

Знать: факты военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С. Самойлова; содержание стихотворений поэтов; одно стихотворение наизусть.

Понимать: чувства, настроения, интонации, их смену в стихотворениях; высокий, патриотический пафос произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять и роль; оценивать актерское чтение

Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа

текста, вопросы и задания

 1—5 (с. 82), 1-5 (с. 85),

1-2 (с. 88), вопросы и задания

рубрики «Фоно-

хрестоматия» (с. 85-86)

Подготовка

к контрольной работе по творчеству Н.С.

Лескова, А. П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне

46

Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова,

А.П. Чехова,

М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне

1

Урок контроля знаний

Произведения Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина. Литература о Великой Отечественной войне. Тестирование,

развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно-

выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Контроль-ная работа

Чтение рассказа В.П.

Астафьева «Конь с розовой гривой»

47

Жизнь сибирской деревни

в рассказе В.П.

Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о В.П. Астафьеве. Чтение и обсуждение автобиографической статьи писателя (с. 88—90).

Рассказ «Конь с розовой гривой».

 Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев.

Особенности использования народной речи. Речевая характеристика героев.

Изобразительно-выразительные средства (деталь, антитеза), их роль в произведении. Комментированное чтение

Знать: сведения о начале литературной. деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой». Понимать: позицию автора и его отношение к героям.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Аналити-

ческий пересказ, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1—3 (с. 90), 1-3 (с. 110-111)

Вопросы и задания 4-8

 (с. 111), 1-3

(с. 111-112, рубрика «Будьте внимательны к слову»)

48

Нравственные проб-лемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

Урок-развития речи, урок-беседа

Тема становления личности.

Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Старшее и младшее поколения сибиряков. Семья Левонтия. Душевные муки, горькое раскаяние героя. Нравственный урок.

Юмор в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Словесное рисование

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия эпизод, фабула.

Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения.

Уметь: ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины

Аналитичес-кий пересказ, вопросы и задания

4-8

 (с. 111),

1-3

(с. 111-112, рубрика «Будьте внимательны к слову»),

1—4

(с. 112, рубрика «Сделаем выводы»)

Чтение рассказа ВТ. Распутина «Уроки французского»

49

Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уро-ки французского»

1

Урок

изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о В.Г. Распутине. Чтение автобиографической статьи «Уроки доброты» (с. 113—114).

Отражение в повести трудностей военного времени.

Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства.

Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение.

Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского».

Понимать: позицию автора и его отношение к героям.

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение

просторечных слов; находить в тексте

изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Аналитический

пересказ, вопросы и задания

1-6 (с. 154), 1,3 (с. 155-156,

рубрика «Будьте внимательны к слову»)

Вопросы и задания 7-9

 (с. 155),

2

 (с. 155, рубрика «Будьте внимательны к слову»)

50

Смысл

названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французско-го»

1

Комбини-

рованный

урок

Смысл названия рассказа. Смысл посвящения и предисловия. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее роль в жизни мальчика. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Просмотр фрагментов телефильма «Уроки французского», обсуждение. Иллюстрации к рассказу. Обсуждение тем сочинения

Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения.

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного аргументированно доказывать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оценивать актерское чтение; сопоставлять

 литературные произведения с иллюстрациями к ним

Аналитичес-кий пересказ, выразитель-ное чтение по ролям, вопросы и задания

7—9 (с. 155), 1-4 (с. 156, рубрика «Сделаем выводы»),

1—4 (с. 156, рубрика «Литература и другие виды искусства»), 1-3 (с. 157)

Подготовка к сочинению по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина

51,

52

Сочинение по рассказам В.П. Астафье-ва и В.Г. Распутина

2

Уроки развития речи

Сочинение на одну из тем:

1.        Нравственный выбор моих ровесников

в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

2.        Уроки доброты и честности в рассказах
В.П. Астафьева и В.Г. Распутина

Знать: этапы и приемы работы над сочинением.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев

Сочинение

Чтение

рассказа В.М. Шукшина «Срезал»

53

В.М. Шукшин. Рассказ

«Срезал»

1

Урок

изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о В.М. Шукшине. Сообщение о селе Сростки (рубрика «Литературные места России», с. 317). В.М. Шукшин-режиссер, его фильмы.

Герои В.М. Шукшина — «чудики», «странные люди».

Несоответствие

реальности и мечты в рассказах.

Смысл названия рассказа «Срезал».

Характер Глеба Капустина: причины его жестокости и злорадства. Смешное и грустное в рассказе.

 Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

 Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал».

Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям.

Уметь: пересказывать и анализировать

текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение

Вырази-тельное чтение, вопросы и задания

(с. 162, 173-174)

Чтение рассказа Ф.А. Искандера «Три-

надца-

тый подвиг Геракла», вырази-тельное

чтение диалогов по ролям

54

ФА. Искандер. Рас-сказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о Ф.А. Искандере. Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям, и к взрослым. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Закалка смехом. Воспитание чувства самоиронии. Юмор и его роль в рассказе. Способы создания юмористического (ироническое название рассказа, значимые имена, игра на несоответствии)

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха.

Уметь: выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки

Пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания

1 —7 (с. 194)

Сочинение по заданиям

I, II

 (с. 194), выразительное чтение наизусть одного из стихотво-рений русских поэтов XX века о родной природе

55,

56

Родная природа

в стихотворениях поэтов XX века

2

Уроки - прак

тику мы

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.

Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка).

Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Тонкая лиричность поэзии АА. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие...».

Природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. «Звезда полей».

Развитие понятия о лирике.

Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

Чтение статьи Г.В. Артоболевского «Элементы интонации»

(с. 204)

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять

произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-

выразительные средства и определять их роль

Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1-6 (с. 203), вопросы и

задания рубрики «Фонохрестоматия»

(с. 197, 200, 201, 204)

Задания 7

(с. 203), 1-2

(с. 205)

57

Из литературы на-родов России

1

Урок внеклас-

сного чтения

Слово о Г. Тукае.

Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга». Великая роль книги в жизни человека.

Слово о К. Ш. Кулиеве. Тема Родины и народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда...». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...»

Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание стихотворений поэтов.

Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.

Уметь: выразительно

читать. стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразитель-ное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания

1—5 (с. 209), 1-5 (с. 212)

Чтение статьи «Мифы Древней Греции» (с. 213-214), выборочное чтение сбор -ников

мифов

(Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В. Смирнова «Герои Эллады» и др.)

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(11 часов)

58

Мифы

Древней

Греции.

Подвиги

Геракла.

«Скотный

двор царя

Авгия»,

«Яблоки

Гесперид»

и др.

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Понятие о мифе, его природе.

Общее в мифах разных народов.

Глубина идей и красота образов древней мифологии.

Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле.

Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии.

Геракл - особенно любимый и почитаемый герой древних греков. Словесное рисование. Описание рисунков к мифам.

Словарная работа

Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии.

Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Уметь: отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры

Пересказ мифов о

подвигах Геракла, вопросы и задания

1-4

(с. 214),

1-11

 (1-4),

Ш-1У

(с. 222-223)

Задание 5

(II, с. 222): сочинение об одном из подвигов Геракла

59

Легенда об Арионе

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Понятие о легенде.

Миф и легенда - общее и различное.

Легенда об Арионе, записанная Геродотом. Образ Ариона:

талантливость, чувство собственного достоинства, мужество. Образ Ариона в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». Словарная работа

Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе.

Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств.

Уметь: отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина

Пересказ, вопросы и задания (с. 225-226)

Чтение статьи о Гомере и его творчестве

(с. 227-233)

60

Гомер. Героическая поэма «Илиада»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Краткий рассказ о Гомере.

«Илиада» и «Одиссея» - героические эпические поэмы.

Истоки и историческая основа поэм.

Значение поэм Гомера. Понятие о героическом эпосе.

«Илиада». Комментированное чтение фрагментов поэмы.

Иллюстрации к поэме

Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры.

Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме

Вырази-тельное чтение, вопросы и задания

1—5

 (с. 233),

1-4

(с. 242)

Задание

6 (с. 233), чтение фрагмента поэмы «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (с. 243-261)

61

Героиеская поэма Гомера «Одиссея»

1

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

«Одиссея».

Итака - остров, воспетый Гомером.

Одиссей - верный муж, любящий отец, мудрый правитель.

Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость («хитроумие»)  Одиссея. Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме

Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Одиссея». Понимать: роль повторов в поэме; значение образа Одиссея, нарицательное значение его имени.

Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме; характеризовать героев и их поступки

Вырази-тельное чтение, вопросы и задания

1—11

 (с. 261-262)

Вопросы

и задания рубрики «Литература и другие виды искусства»

 (с. 262), выразительное чтение глав романа М. Сервантеса «Дон Кихот»

62,

М. Сервантес Саа-ведра. Роман «Дон Кихот»

1

Урок внеклассного чтения

Слово о М. Сервантесе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Воображаемый мир героя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

Дон Кихот, его благородство, рыцарство, человечность, сострадание, бескорыстие. Образ Санчо Пансы. Народное понимание правды жизни.

Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное. Комментированное чтение глав романа.

Иллюстрации к роману. Вечный образ в стихотворении Д.С. Мережковского «Дон Кихот» и на картине Е.Е. Моисеенко «Ламанч» (второй форзац учебника)

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот».

Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа.

Уметь: выразительно читать текст;

характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства

Выразитель-ное чтение, вопросы и задания

 (с. 265)

Чтение баллады Ф. Шиллера «Перчатка»

63,

64

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»

2

Урок изучения

нового материала, урок-беседа

Слово о Ф. Шиллере - великом немецком поэте и драматурге.

Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка». Переводы баллады М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение.

Иллюстрации к балладе

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка».

Понимать: суть конфликта

самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством.

Уметь: выразительно читать текст;

характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение;

описывать иллюстрации к балладе

Выразитель-ное чтение, вопросы и задания

(с. 272)

 

Чтение

статьи

о П. Мериме

(с. 273-274),

новеллы

«Маттео

Фальконе»

65

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

Урок изучения нового материала.

Слово о П. Мериме.

Нравы корсиканцев в новелле «Маттео Фальконе».

Конфликт естественной жизни с цивилизованным обществом.

Роль природы в новелле. Сила традиций. Беспощадность главного героя к предательству. Словарная работа.

 Иллюстрации к новелле. Чтение фрагмента статьи Г.В. Артоболевского «Художественное чтение» (с. 292-293)

Знать: сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе».

Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом.

Уметь: выразительно читать текст; объяснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; описывать иллюстрации к новелле

Вырази-тельное чтение, вопросы и задания

(с. 274-275, 291-292)

Чтение сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

66

А. де Сент-Экзю-пери. Сказка-притча «Маленький принц»

1

Урок внеклассного чтения

Слово об А. де Сент-Экзюпери.

Философская сказка-притча «Маленький принц».

Маленький принц - средоточие всего лучшего в человеке.

Конфликт красоты и

чистоты человеческих отношений с жестокостью мира.

Стремление к взаимопониманию между людьми.

Проблема ответственности каждого человека за все, что происходит в мире. Вечные истины в сказке. Прослушивание фрагментов сказки в актерском исполнении, обсуждение.

Рисунки автора к сказке-притче

Знать: сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»;

теоретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение, вопросы и заДания

 (с. 296, 313-314)

Подготовка

к итоговой контрольной работе

67

Итоговая Контрольная работа

1

Урок контроля знаний

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения

Контроль-ная работа

Задания нет

68

Итоговый урок

1

Урок развития речи

Беседа по прочитанным за год книгам.

Задания для чтения летом

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.

Уметь: пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; строить высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки

Пересказ, анализ текста

Список литературы для чтения летом



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование по литературе

календарно - тематическое планирование по литературе 2 класс УМК "Гармония"...

календарно-тематическое планирование по литературе для 2 класса

календарно-тематическое планирование по литературе 2 класс по программе "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 1 класса.

В Рабочей программе представлены несколько разделов: планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование и обеспечение учебного процесса....

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс

УМК, учебник:Рабочая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для выпускников основной общеобразовательной школы, государственным стандартом по...

Календарно-тематическое планирование по литературе 4 класс "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по литературе  4 класс "Школа России"...