разработка урока литературного чтения в 3 классе "Дедушка Мазай и зайцы"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Разработка представляет собой презентацию и конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dedushka_mazay_i_zaytsy_2.rar1.98 МБ

Предварительный просмотр:

 Н.А.Некрасов. «Дедушка  Мазай и зайцы»

Цели: 

  • познакомить со стихотворением Н. Некрасов «Дедушка  Мазай и зайцы»;
  • развивать речь, выразительное чтение;
  • воспитывать любовь к природе, животным.

Оборудование:

Мультимедиа, карточки со словами

Используемые методы и приемы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка (слайд 1)
  3. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения Н.А.Некрасова «Мороз-воевода» (2-3 чел.)

– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.

Читали ли вы произведение Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»? (слайд 2)

4. Вступительная беседа (слайды 3-4)

– В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

  1. Словарная работа (слайды 5-6)

– Посмотрите на эти слова. Прочитайте первое слово. Как вы его понимаете?

силки'

Петли для ловли птиц и мелких животных

багры'

Шесты с металлических крючком

тягота'

Тяжесть, груз

поте'ха

Забава, веселье

лопо'чут

Говорить быстро, много, неясно

гуто'рить

Беседовать

у'хнул

Издавать резкий звук

арши'н

Старинная мера длины, немного меньше метра

саже'нь

Старинная мера длины, чуть больше двух метров

Физминутка «Зайчик беленький сидит»

6. Первичное восприятие текста

– Послушайте это стихотворение.
– Каким вы себе представляете Мазая?

– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?

7. Вторичное восприятие текста

– Прочитаем по цепочке наше стихотворение.

8. Беседа по содержанию

– За что Мазай осуждал односельчан? Найдите в тексте.

Кабы сетями ее не ловили
Кабы силками ее не давили...
Ловят, и топят, и бьют их баграми.

– Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»

– Ради забавы спасал он зайцев?

– В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
– Назовите близкие по смыслу слова к данным на доске:

Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали.

– С какой целью употребляется выражение «лопочут ушами», «дали стречка»?

9. Составление плана по иллюстрациям (слайды 8-13)

– Посмотрите на рисунки и подумайте, как их можно озаглавить? Найдите названия в тексте.

  • Где у них совесть?
  • Вижу один островок небольшой – зайцы на нем собралися гурьбой.
  • Столбик не столбик, зайчишко на пне.
  • Глядь, у куста копошиться зайчиха.
  • Мимо бревно суковатое плыло. Сидя и стоя, и лежа на пластом, зайцев с десяток спасалось на нем.
  • Как прокатил я деревней зайчишек.
  • Мигом команда моя разбежалась.

10. Подготовка к выразительному чтению

– Обратите внимание на знаки препинания в тексте. Возьмите в руки карандаши. Я читаю и выделяю голосом важные для чтения слова, а вы подчеркиваете их. Что подчеркнули?

11. Выразительное чтение учащихся.

12. Итог урока (слайд 14)

– Понравился ли вам дед Мазай? Почему?
– Как поэт относится к Мазаю?
– Что вы узнали о жизни животных весной?
– Какое отношение к животным пробуждает автор?
– Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить?

- В первом классе мы с вами участвовали в конкурсе поделок по литературным произведениям. Ваня Таныгин   и Таня Суворова выполняли композицию  к стихотворению Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». (демонстрация поделок).

-Оцените их работы.

13. Домашнее задание (слайд 15)  с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок литературного чтения   Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....