конспект урока по обучению грамоте: "Согласная буква Х"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Матерухина Марина Николаевна

конспект урока по обучению грамоте: "Согласная буква Х"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласная буква Х».

  • Задачи: познакомить учащихся с буквами Х, х; продолжить формирование умения производить звуко-буквенный анализ; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; поддерживать интерес к родному языку; учить детей правильно произносить звуки  [х], [х′]  в речи, отличая их от других звуков русского языка.
  • Выделять звуки  [х], [х′].  начале, в середине и в конце слова.
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
  • Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
  • Познакомить с буквой Х, составлять слова из букв.
  • Закреплять навык произношения звуков [х], [х′]  в стихотворениях и скороговорках.
  • Развивать внимание, память, мышление, моторику.

Формирование УУД: умение находить дополнительную информацию в справочной литературе; выбирать для решения учебной задачи нужное правило.

Пропедевтика: правописание парных и глухих согласных в середине слова.

                                        Х о д    у р о к а.

  1. Организационный момент.

Долгожданный звонок -
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.

Сегодня на уроке, обучению письма, продолжим путешествие по “Стране букввместе с Колобком. Пожелаем друг другу удачи.

  1. Актуализация знаний.

-Давайте вначале вспомним на какие группы делятся наши буквы?

-На гласные и согласные.

-Как их отличить?

-Гласные поются, а согласные нет.

-А на какие группы делятся гласные буквы?

- Гласные первого ряда дают согласному твёрдость.

- Гласные второго ряда дают согласному мягкость.

-А согласные на какие группы делятся?

- На звонкие и глухие.

- На письме звук обозначается буквой.

- Есть буквы, не имеющие звука.

- Хорошо.

3.Постановка целей и определение темы урока

- Ребята, пока мы вспоминали пройденный материал, Колобок нашёл конверты

-Давайте посмотрим.

Ученики открывают конверты и составляют слово.

- Ребята посмотрите, и составьте слово из букв, которые лежат у вас на парте. А чтобы вы быстрей догадались отгадайте загадку:

Разгадать вам здесь придётся

Как лесной тот плод зовётся.

Что на дереве растёт

Да и белочка грызёт.

- Это слово – орех. Правильно. А какая буква в этом слове вам ещё не знакома? Кто правильно назовёт тему урока? Чем на уроке мы сегодня будем заниматься? С какой буквой знакомиться?

- Это буква х.

4.Работа по теме урока.

-Правильно. А много орехов – орехи. Давайте проведём слого-звуковой анализ слов «орех» и «орехи» и дадим характеристику звукам [х ], [х,].

Дети дают характеристику: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким .

Подберите слова, в которых есть твёрдый звук [х ]. (Хомяк, хвост, холст, мухоловка, хобот).

- Теперь подберите слова с мягким звуком [х`]. (Хищник, стихи, мухи, хитрость, хек).

Знакомство с буквой. (На парте у каждого квадрат из бумаги).

А сейчас на минуту мы с вами станем фокусниками. У вас на партах листочки. Возьмите их и повторяйте за мной все движения.

Раз - листочек поднимаем,

 Два - листочек загибаем,

 Три - ещё разок свернули,

 На четыре - развернули.

 Буква спрятана внутри

 Кто догадлив? Назови!

- Это буква Х.

- Звуки (Х) и (Х) на письме обозначаются буквой Х.

- А кто мне скажет, на что похожа буква Х? (ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу) .

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.                                 В. Степанов

- Давайте напечатаем прописную буква х в тетрадях для печатанья.

- А теперь сравним прописную букву с печатной. Откроим Прописи с. 15 и посмотрим из каких элементов состоит прописная буква х. У какой буквы есть такие же элементы?

- Это буква ж, буква с.

- Посмотрите внимательно на интерактивную доску как правильно писать строчную букву х.

  Чуть ниже средины части строки выписываем плавный крючок вправо, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выписываем влево крючок, возвращаемся вверх, задерживаемся на середине строки, возвращаемся вниз по прямой наклонной линии, крючок до середины строки.

А теперь, возьмём простой карандаш в руку и попробуем прописать вместе со мной, проговаривая, обводя в воздухе букву х.

Учащиеся самостоятельно записывают букву в Прописях.

- Прочитайте слоги и запишите их.

-А я пройду по рядам и посмотрю у кого лучше всех получится. Молодцы.

Далее учащиеся проводят звуко-буквенный анализ слов «хлопушка», «хомяк».

-А теперь давайте почитаем слова и текст в Азбуке с.39 и озаглавим его. (Ученики читают текст и озаглавливают его).

Дети читают цепочкой по предложениям.

Вопросы по тексту: -Какое время года в рассказе? О каких приметах осени говорится в тексте? Что дрожит от холода? Какими становятся дни? Где появился ледок? Что нужно убрать с полей до холодов? Как озаглавим текст? (Уборка хлеба).

-Что мы видим на картинке после текста?

-Это комбайн убирает пшеницу.

-А что изготавливают из пшеницы?

-Муку и хлеб.

-Давайте с вами разомнемся, а заодно и вспомним как выращивают хлеб.

5. Физкультминутка.

Мы зернышки и нас посадили в землю

Мы колоски (подняли руки вверх и потянулись)

Скосили колоски (движения руками)

Смололи зернышки в муку (потерли ладошки)

Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулаки)

Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в стороны)

Вот какой хлеб получился!

6.Продолжение работы по теме урока.

На верху страницы 38 Азбуки прочитайте пословицуБез труда хлеб не родится никогда». Как вы её понимаете?

Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью).

-Что изображено в правом верхнем углу?

-Кого принято встречать хлебом с солью?

-Для чего это делают?

-Каким изображено солнышко?

-Где выращивают хлеб?

-Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница)

-Какую роль в жизни человека играет пшеница?

-Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома).

- Почему вы решили, что это сельские дома?

-Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От явлений природы зависит урожай зерновых).

-Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они учат? ( В пословицах содержится народная мудрость).

-Как нужно относится к хлебу? (Очень бережно. Ведь в его производстве участвуют много людей).

7. Развитие речевого аппарата. Работа над дикцией.

Скороговорка: Муха – горюха села на ухо.

Чистоговорка: Хи-хо-ха – на костре кипит уха.

                             Ах-ох-ех – раздается громкий смех.

                             Их-ох-ух – закружился белый пух.

                             Хи- хо –ха – не дразните петуха.

8. Подведение итогов урока.

-Понравился ли вам урок?

-Что было самым интересным на уроке?

-С какой буквой вы познакомились?      

- С каким настроением уходите с урока? Нарисуйте на квадратиках своё настроение.

Конспект урока по обучению грамоте                на тему:

«Согласная буква х»

                       Составила учитель начальных классов

                                      филиала МОУ «Чучковская СШ»  

                                      Ункосовская ОШ

                                      Матерухина М.Н.  

                    Ункосово 2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Согласная буква Х Презентацию приготовила учитель начальных классов филиала МОУ «Чучковская СШ» Ункосовская ОШ Матерухина М.Н.

Слайд 2

Отгадайте загадку: Разгадать вам здесь придётся Как лесной тот плод зовётся . Что на дереве растёт Да и белочка грызёт .

Слайд 3

орех - орехи

Слайд 4

Буква

Слайд 5

[х ] [х`]

Слайд 6

Раз - листочек поднимаем, Два - листочек загибаем, Три - ещё разок свернули, На четыре - развернули. Буква спрятана внутри Кто догадлив? Назови!

Слайд 8

Х – забавная игрушка , Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка

Слайд 11

За обедом хлеб всему голова. Хорошо того учить, кто хочет все знать. Не велик кусок пирога, а стоит много труда .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте "Согласные буквы Ф,ф", УМК "Школа России"

Данный конспект урока содержит элемент групповой работы, которая является одной из форм активации учащихся на уроках....

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.  Специфика урока в использовании индивидуальной  и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...

Конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т»

Цель: познакомить с новыми буквами Т и т и звуками (т, ть), научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ.Задачи:Предметные УУД:- сов...