И.А. Крылов "Зеркало и Обезьяна"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Корягина Тамара Николаевна

Урок построен так, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Данный конспект урока литературного чтения предназначен для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»

Тема урока: И.А.Крылов  «Зеркало  и  обезьяна»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД:

Личностные:

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: 

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные: 

- понимание предметного содержания  знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, фразеологический словарь.

Основные понятия: басня,  мораль.

Ресурсы: 

  • учебник,
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
  • карточки с заданиями.
  • СД-диск (аудиозапись басни И.А. Крылова)

Ход урока

1. Организационный момент урока.

 Слайд 2 

Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»

Как вы думаете, почему сегодня с этой пословицы начинается наш урок?

Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь с текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)

-ВЫВОД:  Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

- Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)

- Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки?

"Забавой он людей исправил,

Сметал с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский)

- (О Крылове)

-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.

3. Постановка темы урока, целей урока, проблемы. 

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»

                                                           Басни

                                                          пороки

- Сформулируйте тему урока (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)  

- Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)

Слайд4

- Сравните  иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем?

- И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?

- Сформулируйте цель урока?  

- Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?

4. Изучение нового материала

1) Умение прогнозировать содержание по заголовку. 

  Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)

- О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).

- Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения)

- Для чего нам нужно зеркало?  

- А для чего зеркало обезьяне?

 - А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.

2) Словарная работа.

В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить. (Слайд 5)

образ - вид, облик. внешность;

кум, кума - крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;

ужимки- гримасы; неестественные телодвижения;

сатира - смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают НА.

украдкой - скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.

- Найдём в словаре толкование выражений: (у каждой пары лежит словарь) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)

По пальцам перечесть - о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо

На себя оборотиться- посмотреть на себя

Совет попусту пропал- не слушала 

На руку не чист -  склонен к воровству

- Как называются данные выражения? (фразеологизмы)

- Как называется словарь, в котором вы узнали значение фразеологизмов? (Фразеологический)

3) Первичное чтение.

 –Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь. (Аудио приложение СД- диск).

- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

4) Проверка первичного чтения.   

- Кто главные действующие герои?

-Что вам показалось смешным?

5)  Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали). С. 136 учебник.

- Из скольких частей состоит басня?

- Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ) Читаем 1-ую часть.

- Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

- Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)

- Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)

- Узнала ли она себя в нём? (Нет)

- Докажите словами из текста.

- Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или глупа? (Она глупая)

 - Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).  

- Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)

- Докажите словами из текста.

- Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)

- Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной)

- Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)

- Глупость, самоуверенность – это пороки, от них надо избавляться.

- Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)

- А у людей вы встречали такое качество?  (Да)

- А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

- Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

- А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

- Каким тоном прочитаем его слова?

- Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

ИТОГ: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя  она пропускает мимо ушей.  

- Какова же главная мысль басни? Прочитайте.

 «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»  

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.  

- Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.

- Когда мы можем употребить это крылатое выражение?

- Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)

– Самостоятельное чтение басни.

 - Таких людей, как эта обезьяна много.  

- Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

- Прочитайте только мораль. (Не любит узнавать никто себя в сатире.)

Слайд 6    Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними. 

-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.) 

6) Чтение по ролям. (1-2 раза)

5. ФИЗМИНУТКА (Гимнатика для глаз)

6. Первичное закрепление материала.

- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?

- А И.А. Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили. Как вы думаете почему?

(Выслушиваются предположения)

- В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)

- Кто главные герои басни?   (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных).

-А это обидно для человека? (нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

 (Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).

- Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10.  

- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Слайд 7)

Этот прием называется иносказание (аллегория) - то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а  иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных.

- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём (иносказание): переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).

7. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в парах)

- Подберите карточки, относящиеся к басне и докажите, что «Зеркало и Обезьяна» –  это басня.

(Карточки на столах)

 

Проверка. Слайд 8

8. Итог урока. Слайд 9

- Мы справились с  целью нашего урока?

- Понравился вам урок?

- Что бы вы посоветовали Обезьяне?

9. Рефлексия.  Слайд 10

             

- Продолжите незаконченные предложения.

  1. За портретом обезьяны я вижу людей, которые……..
  2. За портретом медведя я вижу людей, которые….
  3.  Прочитав басню, я задумался о ……..

 - Спасибо всем, кто читал басню внимательно и  работал старательно!  

10. Домашнее задание.

С. 136 Выучить наизусть. Изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения по теме : И.А.Крылов « Зеркало и обезьяна» 3 класс (УМК Школа России) Презентацию приготовила: учитель начальных классов Корягина Тамара Николаевна

Слайд 2

Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов « Зеркало и Обезьяна» Басни пороки

Слайд 4

“ Зеркало и Обезьяна ” Цель урока: Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?

Слайд 5

Словарная работа ОБРАЗ - КУМ, КУМА - УЖИМКИ - САТИРА - УКРАДКОЙ - По пальцам перечесть - На себя оборотиться - Совет попусту пропал - На руку не чист - вид, облик, внешность; крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной; гримасы; неестественные телодвижения; смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают; скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал. о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо. посмотреть на себя. не слушала. склонен к воровству.

Слайд 6

Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.

Слайд 7

П рием иносказание (аллегория) - то есть, говорить о пороках не прямо, указывая на конкретного человека, а иначе, перенося на животных, маскируя их за образами животных Прием , который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

Слайд 8

Самостоятельная работа Басня Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними Герои - животные, иногда люди. Мораль

Слайд 9

Итог урока Мы справились с целью нашего урока ? Понравился вам урок? - Что бы вы посоветовали Обезьяне?

Слайд 10

За портретом обезьяны я вижу людей, которые…….. За портретом медведя я вижу людей, которые…. Прочитав басню, я задумался о …….. Спасибо всем, кто читал басню внимательно и работал старательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

Фильм. Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна"

Ресурс для начальной школы. Фильм можно использовать при изучении басен И.А. Крылова. Текст читает народный артист И. Ильинскийhttp://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540923/...

Обезьяна (поэтапное рисование)

Поэтапное рисование обезьяны. Ресурс для уроков ИЗО и внеклассных занятий. Данный ресурс можно использовать при индивидуальной, групповой и коллективной работе....

Диафильм И. А. Крылов "Зеркало и Обезьяна"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он...

И.А. Крылов. Басня "Зеркало и Обезьяна".

Данную презентацию по басне И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна" можно использовать на уроке чтения в 3 классе в рамках ФГОС....

Урок чтения по теме: И.А. Крылов "Зеркало и Обезьяна"

Урок чтения  в 3 классе Тема: И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»" Цель урока:продолжить ознакомление с творчеством И.А. Крылова;работать  над  выразительностью чтения;формировать умение о...