Главные вкладки

    «Прямо в гости к человеку-поэту…» Урок поэзии по программе «Школа России» в 4 классе
    план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

     

    Тема: «Прямо в гости к человеку – поэту»

    Цели: 1) Учить детей понимать поэтическую речь, учить их сопереживать, размышлять

    2) Развивать логические процедуры деятельности: анализ, сравнение, объяснение

    3) Формировать умения выражать мысли чувства как устно, так и письменно

    4) Воспитывать эмоциональную восприимчивость

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poeticheskaya_tetrad.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Прямо в гости
         к  человеку-поэту…»

    Урок поэзии

    по программе «Школа России»

    в 4 классе

    подготовила

    учитель начальных классов

    МОУ Кулуевской СОШ

    Каюмова Гульфия Тимергазеевна

    2010

    Тема: «Прямо в гости к человеку – поэту»

    Цели: 1) Учить детей понимать поэтическую речь, учить их сопереживать, размышлять

    2) Развивать логические процедуры деятельности: анализ, сравнение, объяснение

    3) Формировать умения выражать мысли чувства как устно, так и письменно

    4) Воспитывать эмоциональную восприимчивость

    1-ый слайд. I. Орг. момент

    - Урок поэзии. Отправляемся «Прямо в гости к человеку-поэту» Объясните смысл слов ПРЯМО В ГОСТИ?

    -К кому мы ходим в гости? (К тем, кого хорошо знаем, любим, чтобы пообщаться с ними, поговорить…)

    -Вы правы, к тому же вы объяснили цель нашего урока: мы идем в гости к человеку-поэту потому что мы знаем поэтов, мы любим поэтов, будем рады встрече с ними, поделимся с ними своими чувствами и мыслями, будем общаться. А как будем общаться с поэтами, на каком языке?

    (На поэтическом, литературном языке)

    II. Обобщение

    -Назовём имена поэтов. Только по одной строчке вам нужно назвать полное имя автора и название стихотворения.  А строчки прочитают гости наши – учителя

    2-ой слайд

    -Всех ли мы назвали? Проверим (На слайде фото поэтов)

    - Как называется раздел в учебнике, где познакомились с этими поэтами, с их произведениями?

    («Поэтическая тетрадь»)

    3-ий слайд

    -Полистаем страницы поэтической тетради. Остановимся на странице 145. Какое стихотворение?

    («Весна, весна!»)

    - Кто автор?

    4-ый слайд (Евгений Абрамович Баратынский)

    -Коротко, самое интересное о нём

    (Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Часто бывал в Петербурге, где и познакомился с молодыми поэтами А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбеккером, А. С. Пушкиным. Скоро он стал известен как мастер элегий. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным «…оригинален, ибо мыслит», выражает главное отличие этого поэта… Путешествовал по Европе с семьёй… Умер от лихорадки 11 июля 1844 года…)

    Великий поэт, великое стихотворение «Весна, весна!»…Я предлагаю вашему вниманию две музыкальные композиции, попробуйте выбрать одну, которая больше подойдет к стихотворению

    (Звучит музыка: Штраус «Весенние голоса», «Мама», дети слушают и выбирают)

    -Давайте попробуем прочитать стихотворение Баратынского под выбранную музыку, есть желающие

    5-ый слайд (Дети читают, можно по строфам)

    -Замечательно! Захотелось продолжить встречу с весной? И продолжим

     «Ещё земли печален вид» Кто автор?

    6-ой слайд (Тютчев Фёдор Иванович)

    -Что скажите о Тютчеве?

    (Тютчев Фёдор Иванович родился 5 декабря 1803г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик С. Е. Галич. Тютчев был одарённым с раннего детства, как сегодня бы сказали, вундеркиндом. В 12 лет уже свободно переводил оды Горация, в 14 лет он опубликовал своё 1-ое стихотворение, в 15 лет – он уже студент Московского университета, который окончил через два года. Провёл 20 лет за границей. Знал в совершенстве немецкий, французский языки. Умер 27 июля 1873 г. в Царском селе…)

    Фет обращался к нему: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты»

    -Кто прочитает наизусть стихотворение Тютчева «Ещё земли печален вид»

    (Ученик читает)

    -Что необычного в изображении пробуждающейся природы?

    (Образ одушевлён. Приём олицетворения)

    - Объясните, что такое олицетворение?

    (Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов и явлений природы признаками свойствами человека)

    -Приведите примеры из произведения Тютчева…

    (Дети приводят примеры)

    -Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков…Давайте насладимся красотой языка Тютчева ещё раз…Кто расскажет следующее стихотворение Тютчева? Пожалуйста…. Доставь нам удовольствие!

    7-ой слайд (Ученик читает стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко…»)

    -Превосходно! «Каждый стих – картина» Именно так отзывался Л. Н. Толстой о стихах А. А. Фета. Кто это?

    8-ой слайд (Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич родился 5 декабря 1820 г. в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской гебернии. Мать Шарлотта Фет. В 1838 г. поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник. Жизнь была трудная: бедная на любовь детство, лишения  и нужда в начале жизни… Однако Фет всегда оставался романтиком…)

    -Мир природы у Фета в постоянном движении, он одушевлён и многолос. Поэт часто прибегает к красочной  метафоре. Что такое метафора?

    (Метафора – это перенос значения по сходству (употребление в переносном значении). Метафора есть скрытое сравнение. Например: у Фета «хор звёзд», «деревья поют», «хор облаков»)

    -Есть желающие прочитать стихи Фета?

    (Ученик читает стих)

    -Многие стихи Фета положены на музыку, так как стихи его певучие, музыкальные. Предлагаю послушать одну из песен на стихи Афанасия Фета «В лунном сиянии…»

    9-ый слайд (Звучит песня «В лунном сиянии…» в исполн. Евг. Смоляниновой)

    -Трогательная песня? Благодаря технике в наши дни мы можем не только читать, но и слушать. А ведь было время, когда школьникам не в чем было даже ходить в школу,«…были голы и босы…»

    Об этом мы узнали из стихотворения «Школьник». Кто автор?

    10-ый слайд (Николай Алексеевич Некрасов)

    -Что характерно для поэзии Некрасова?

    (Поэзия природы представлена в единстве с человеком и его переживаниями)

    -Перечислите стихи,  в которых Некрасов обращается к детям

    («Железная дорога», «Дедушка Мазай и зайцы»,  «Дедушка яков», «Пчёлы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи», «В зимние сумерки нянины сказки…», «Школьник»)

    -Кто учил Некрасовские строчки?

    (Чтение наизусть стихов Некрасова)

    III. Физминутка. Чтобы читать стихи выразительно, очень важно уметь определять ритм стиха. Давайте потренируем слух. Ритмическая зарядка

    11-ый слайд IV.Продолжение работы

    -Следующий поэт, к которому мы отправимся, Иван Саввич Никитин. Встречает он нас песнями и  романсами, их у него более 60, именно столько написаны на его стихи. Стихи Никитина лирические. Какое выразительное средство языка он для этого использовал?

    (Эпитеты) Что такое эпитет?

    (Эпитет – это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета) Например?

    (Приводят примеры из стих. Никитина на стр. 148 учебника)

    -Настоящие литературоведы!

    Покажите мастерство чтения на примере следующего произведения. «Дети и птичка»

    (Ученик читает)

    -В чём особенность этого стихотворения?

    (Есть прямая речь)

    -Чьё стихотворение прочитали? Кто из поэтов любил вводить прямую речь в стихи?

    12-ый слайд (Алексей Николаевич Плещеев)

    - С каким поэтом мы познакомились  на последней странице поэтической тетради?

    13-ый слайд (Иван Алексеевич Бунин)

    -Что о нём поняли самое важное?

    (Очень любил природу, Родину)

    -Как называется стих. Бунина, которое мы прочитали в классе?

    («Листопад»)

    -Богатое, красочное, живое, сказочное стихотворение. Какой приём использует поэт Бунин?

    (Сравнение, эпитеты)

    -Что такое сравнение?

    (Сравнение – это слово или выражение передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяется союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО…)

    -Например…

    (Дети приводят примеры из стихотворения)

    V. Вывод

    14-ый слайд

    -Замечательно! Закрывая последнюю страницу поэтической тетради, хочется спросить, почему о природе так часто пишут стихами?

    (Стихи обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определённые переживания, настроения…Быстрее доходят до сердца…)

    -Почему люди пишут стихи, музыку, картины?

    (Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами или красками, или звуками. И люди начинают вдруг видеть и чувствовать эту красоту, становятся добрее, красивее, лучше…)

    -Я думаю, что поэты рады тому, что вы поняли их. Послушайте обращение поэтов:

    «Нам не дано предугадать,

    Как слово наше отзовётся

    Посеять в душах благодать

    Увы, не всякий раз даётся.

    Но мы обязаны творить

    Презрев все тяготы мирские,

    Чтоб истин светлых заложить

    Зачатки в души молодые,

    Чтоб верный путь им указать,

    Помочь в толпе не раствориться.

    Нам не дано предугадать,

    Но мы обязаны стремиться!»

    VI.Творческая работа

    -Как же отозвались слова поэта спустя более 100 лет? Чем запомнилась встреча с русскими поэтами? О чём заставила задуматься? Запишите ваши мысли

    15-ый слайд

     (Ученики пишут. Тихо звучит песня  в исполнении Н. Гнатюка «Малиновый звон»)

    Дети читают написанное. Это их мысли о Родине, своей земле, о любви к родной стороне…

    16-ый слайд. VII. Итог

    -В заключении хочу посоветовать вам почаще бывать наедине с поэтом, «ходить к нему в гости». И вы ощутите, как по-новому, свежо и сильно зазвучат «чувства добрые»!

    Мы не прощаемся с человеком-поэтом, а говорим: «До свидания! До следующей встречи!»

    17-ый слайд 

    Список использованной литературы и дидактического материала:

    • З. В. Климентовская «Уроки поэзии в начальных классах»
    • Музыка  Штрауса «Весенние голоса», «Мама»
    • Песня «В лунном сиянии…» в исполнении  Евг. Смоляниновой
    • Песня  в исполнении Н. Гнатюка «Малиновый звон»
    • Учебник «Родная речь»  4 класс, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
    • «Очерки о детских писателях» Справочник для учителей начальных   классов. Вып. 2
    • Фотографии на 15-ом слайде из своего личного архива (на фото село Кулуево)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по программе "Школа России"- 2 класс

    Рабочие программы и тематическое планирование по программе "Школа России" 2 класс...

    Презентация к уроку окружающего мира "Россия на карте" Программа "Школа России" 2 класс

    Презентация разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте" .Программа "Школра России" 2 класс Презентация составлена по всем требованиям ФГОС. Материал презентаци...

    технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

    Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО...

    Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение многозначных слов" (УМК "Школа России" , 2 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов.Планируемые результаты:Предметные: - Знать: способы н...