технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

Жихарева Елена Викторовна

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГОС. Она содержит цель, задачи, формируемые УУД.Этапы урока выстроены согласно данному типу урока - "Открыния нового знания". Исользуя данные технологической карты, учитель планирует деятельность обучающихся и свою работу. согласно каждому этапу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_okruzhayushchemu_miru.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока по окружающему миру во 2 классе

(автор: А.А.Плешаков, УМК «Школа России»)

Учитель: Жихарева Елена Викторовна

             Тема урока: «Россия на карте».

             Тип урока: Урок открытия "нового знания"

             Цель урока: познакомить с картой России, научить пользоваться физической картой;

              Задачи:

              -познакомить с условными знаками на карте;    

             -формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты;

             - познакомить с правилами показа объектов на карте;

             - развивать кругозор;

             - воспитывать любовь к Родине.

             Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать себя жителями великой

             страны, научатся читать карту и правильно показывать объекты на настенной карте.

             УУД (метапредметные):

  • Регулятивные: с помощью учителя уметь формулировать проблему и цель урока, планировать способы достижения поставленной учебной задачи и оценивать результаты работы;
  • Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы, работать в паре и в группе; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других;
  • Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; осуществлять постановку и формулирование проблемы; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Личностные: уметь определять и высказывать под руководством учителя правила сотрудничества.

            Оборудование: презентация «Россия на карте», физическая карта России, глобус, картинки с изображением первоцветов, перелетных птиц.

у  учащихся: цветные карандаши, листы оценки своих достижений(маршрутный лист), кроссворд по домашнему заданию, тексты с дополнительной информацией, задания для самопроверки и взаимопроверки.

Этапы урока

Задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Орг. момент

Эмоциональная,  психологическая и мотивационная  подготовка учащихся  

к усвоению изучаемого

материала

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас,

"Мир окружающий " сейчас.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
 

Регулятивные: нацеливают  на успешную деятельность.

Личностные: выражают  положительное отношение к процессу познания, проявляют желание изучать новое.

Коммуникативные: формируют   умения слушать и слышать.

II.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания  

 

- Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?  (о весенних изменениях в природе)

- Какое задание вам было задано на дом? (рассказать о весенних изменениях в природе)

Отвечают на вопросы учителя.

Разгадывают кроссворд: "Весенние изменения". 2 обучающихся работают у доски.(1 отбирает картинки с первоцветами, 2 - с перелётными птицами)

Оценка своей работы и работа товарищей. ("светофорики")

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно  воспринимают оценку учителя.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая свои успехи в учении с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные:  слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

III.

Поста-

новка

учебной

задачи

Подведение учащихся  к формулированию темы и постановке  задач урока.

Маршрутный лист

- Ребята, в наш класс пришло письмо. Письмо написали ребята  - ваши ровесники, которые живут в Англии. Они сейчас изучают русский язык и заинтересовались нашей страной. В этом письме они просят нас рассказать о географии нашей страны.  

(Учитель читает письмо).

- Дети, а что вы знаете о России?

- Как вы думаете, хватает нам знаний о нашей стране, чтобы ответить нашим английским друзьям?

-Как же мы им ответим, если сами не знаем ответа на некоторые вопросы? Что же мы будем делать? Ваши предложения…

_ Как?

 - А какой еще вид источника информации мы можем использовать.(если не догадываются, можно загадать загадку о карте)

- Вы догадались,  о чем сегодня мы будем говорить?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? Тема урока?

-Сегодня мы будем путешествовать не выходя из класса!  

-Но путешествовать по карте мы сразу не  сможем. Как вы думаете, что мы сначала должны узнать, чему научиться? Чем мы сегодня будем заниматься? Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Проверьте свои предположения.

- Прочитайте тему урока  на  с. 90 учебника.

Прочитайте, что об этом говорит  Муравьишка.

Учитель раздаёт маршрутные  листы.

Слушают текст письма.

Дают ответы

-Нет

- Надо узнать  всё, о чем спрашивают нас английские школьники.

-из книг, интернета и т.д.

- карту.

Формулируют тему и задачи  урока:

"Россия на карте."

Учебные задачи:

- Узнаем что такое карта

- Будем учиться  читать карту

- Будем учиться находить на карте разные объекты.

 - Научимся правильно показывать  объекты на карте. 

Познавательные:  самостоятельно формулируют  познавательные цели;

строят  логические цепи рассуждений;

Регулятивные: определяют и формулируют  цель деятельности с помощью учителя, ищут  средства ее осуществления; понимают  и принимают учебную задачу.

Личностные: развивают познавательные  интересы  учебных мотивов;

Коммуникативные:  ясно и четко излагают свое мнение, выстраивают речевые конструкции.

IV.

Открытие

новых знаний

Физминутка"Светофорик"

Работа с учебником.

 

Игра - "Найди на карте!" -с. 90-93

- Прочитайте в учебнике  на с.95 зелёный вопрос №1;

- Так что же  такое карта?

- Давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике на с. 91

- Карты бывают разные (исторические, политические, географические...)

- А для чего в жизни нужны  географические карты?

- Ребята, давайте ещё раз посмотрим  на карту нашей страны.

- Всё ли вам понятно на ней?

- Карта разноцветная. Но что обозначают эти цвета?

- Эту информацию можно  взять прямо в учебнике на с 94 -95

- Мы выяснили, что с помощью цвета можно показать неровности земной поверхности. На территории России есть горы и низменные места. Рядом с картой есть шкала глубин и высот, которая нам помогает прочитать карту.

- Посмотрите внимательно, а что еще есть на карте, кроме разнообразия цвета?

-  На каждой карте есть условные обозначения. Условными их назвали потому, что с помощью них на карте можно передать изображение рек, озёр, гор, городов и т.д.

 Работают в паре

Читают, отвечают на вопросы.

Сравнивают свои ответы с определением в учебнике.

Проверка

- Чтобы увидеть целиком изображение  рек, озёр, гор, морей, океанов, стран.

- Нет, не всё.

Читают объяснение в учебнике и отвечают на вопросы учителя.

Читают информацию в учебнике на с 95 и  отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что такое карта;

Логические – осуществляют поиск необходимой информации.  

Коммуникативные:

- участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи;  

-  контролируют оценку  действий партнера на основе совместной деятельности направленной на общий результат.

Регулятивные: решают учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и  что еще неизвестно; ориентируются в учебнике и тетради.

V.

Первичное

закрепление

Работа с заданиями в рабочем листе

- О чём узнали, что запомнили?

- Чтобы лучше запомнить полученные знания, давайте поработаем в рабочих листочках.

(Выполняют задание № 1, 2, 3 4 на рабочем листе )

Работают самостоятельно.

Проверка - по образцу.

Оценка своей работы.

(маршрутный лист)

Познавательные:

Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Логические – осуществляют поиск необходимой информации;

Регулятивные: решают учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и  что еще неизвестно; ориентируются в учебнике и тетради.

VI.

Самостоятельная работа

Работа с настенной картой

- Пришло время попутешествовать по нашей стране .

- Сейчас мы с вами вооружились знаниями. Мы  отправляемся в серьёзное путешествие по нашей стране.

- Чтобы нам больше узнать о нашей стране, больше успеть,   мы разобьемся на группы.. Каждая группа отправиться по своему маршруту со своим заданием.

Когда вернемся - обменяемся впечатлениями.

-Перед выходом детей к доске, учитель предлагает познакомиться с правилами показа выбранных объектов на настенной карте.

(Во время показа детьми объектов России, учитель  дополняет выступление фотографиями).

Работают в группах(по 4 человека)

Получают задания по группам:

1- найти на карте и показать равнины.

2 -... горы

3 - ...моря

4 -... реки

5 - ... острова

6 - ...города

Читают правила показа объектов на с 95.

Представитель от группы приглашается к доске.

Он показывает те объекты, которые удалось найти группе.

Проверка.

Оценка своей работы и работы своих одноклассников.

(маршрутный лист)

Познавательные:  классифицируют объекты, объединяют в группы по существенному признаку.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, ищут  средства ее  осуществления.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи, отстаивают свою точку зрения, аргументируют  ее; учатся подтверждать ее аргументами и фактами.

Физминутка2

Игра: "Да - руки вверх (потянулись) не знаю - руки на пояс -нет - присели"

Проводит физкультминутку

Предлагается тест. Отвечать – да и нет.

1. Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Объекты на карте показывай только пальцем

3. Голубым цветом на карте обозначена вода

4. Север на карте внизу

5. Коричневым цветом на карте обозначены горы

Выполняют упражнения

-да

-нет

-да

-нет

-да

Регулятивные:  осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются  на показ движений учителем.

VII.

Закрепление изученного материала

Работа с  тестом

Предлагает выполнить тест.

- Итак,  нам пора подумать, что же мы будем отвечать ребятам  из Англии.  Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

- Наша страна

- Она растянулась с севера

- И с запада

В России много лесов, ...

Например:

-Самые крупные города России…

- В России есть 3 крупные равнины…

- Россию омывают такие моря, как...

Лучшая на свете 
Наталья Забила

Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.
И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!

Выполняют тест на листочках.

Самопроверка по образцу.

Оценка своей работы.

(маршрутный лист)

- самая большая в мире.

- на юг

- на восток

- рек и озёр.

- река Волга, река Ангара, озеро Байкал…

- Москва, Санкт- Петербург. Екатеринбург…

-…

- ......

Читают заранее подготовленные дети.

Познавательные:  классифицируют объекты, объединяют в группы по существенному признаку.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, ищут  средства ее осуществления.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи, отстаивают свою точку зрения, аргументируют  ее; учатся подтверждать ее аргументами и фактами.

VIII.

Рефлексия.

Оцените свои достижения на уроке, закончив предложения:

-  Сегодня на уроке я    узнал…

-  Мне понравилось…

- Мне было трудно...

-  Самое интересное  задание…

- Мне захотелось...

-

Личностные: развивают познавательные  интересы  учебных мотивов;

Коммуникативные:  ясно и четко излагают свое мнение, выстраивают речевые конструкции.

IX.

Итог урока.

Работа с "маршрутными листами"

- Какие учебные задачи мы ставили перед собой вначале урока?

- Мы выполнили эти задачи?

Каждый анализирует свою работу по маршрутному листу.(Что удалось - что нет)

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи, аргументируют  ее.

X.

Домашнее задание

Выполнить задание на листочках:  подготовить рассказ о географических объектах России.

Раздает и объясняет домашнее задание.

(Учитель раздаёт  заготовки будущего письма  - ответа. Детям нужно его закончить.)

Записывают задание в дневник, задают вопросы.

Регулятивные: выделяют  и осознают  то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные: сотрудничают  в поиске и сборе информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс)...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Мы - жители Земли" (2 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Мы - жители Земли" (2 класс)...

технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс по теме :" В гости к весне" (2-й урок)

материал содержит технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне",...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Разнообразие животного мира"

Урок соответствует требованиям деятельностного подхода: цели урока доведены до понимания обучающихся; проблемное изложение материала способствует  включению обучающихся в самостоятельную деятельн...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Красная книга"О.Т.Поглазова 1 класс

Урок по теме «Красная книга » по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Политическая карта России и соседних стран"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.Задачи:Дид...