Рабочая программа кружка"Речь и культура общения"
календарно-тематическое планирование по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа курса"Речь и культура общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rech_i_kultura_obshcheniya.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рассмотрена и принята                                                                                         Утверждаю

педагогическим советом                                                                                    Директор школы

 Протокол №                                                                                                           _____________

                                                                                                                                    Приказ №  

Образовательная программа

Внеурочные интеллектуальные развивающие занятия для учащихся начальных классов

«Речь и культура общения».

                                                                                                           Составитель программы:

                                                                                                         Учитель начальных классов

                                                                                        Горева С.Л.

Нижний Новгород

2016

                                                                             Структура программы

1.Пояснительная записка

                                             

2.Организация обучения

                                               

3.Содержание программы

 

4.Тематическое планирование

5.Учебно-методическое обеспечение                                              

 

Пояснительная записка.

      Рабочая программа   составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)  в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

    Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Курс «Речь и культура общения » направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Общая характеристика курса.

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Общая характеристика курса

В новых  Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения даны основные направления работы по развитию речи и прямо говорится в программе, что «направления работы по развитию речи включают, как обязательную составную часть, работу по предупреждению и устранению речевых ошибок». В этой связи особое значение приобретает работа по ознакомлению учащихся с условиями использования лексических и грамматических средств языка в конкретной речевой ситуации.

Основным средством коммуникации является речь. Она помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым (общественно или личностно значимым). Это также необходимое условие речевого развития учащихся.

                                                                        2.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Данный курс ориентирован на учащихся 2 класса. Возраст 8 лет

Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации : рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.

 

Режим предполагает проведение  занятий во второй половине дня, после окончания основных уроков , когда учащиеся смогли бы отдохнуть и настроиться на дополнительную работу.

Ценностные ориентиры

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности обучающихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и др.)

                                           3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  речи  в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой.

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии

оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

                                                                 Требования к уровню подготовки

К окончанию курса «Речь и культура общения » обучающиеся должны знать:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1.

Речь. Техника и  выразительность речи

5

2.

Слово

5

3.

Предложение и словосочетание

5

4.

Текст

12

5.

Культура общения

7

Итого:

34

Содержание курса(34 часа)

Речь. Техника и  выразительность речи(5часов)

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Интонация : сила, темп ,тембр ,мелодика речи.

Умение регулировать громкость и высоту голоса, пользоваться дыханием в процессе речи. Знание скороговорок.Умение выразительно читать текст.

Слово(5 часов)

Слово. Слово имеет значение. Родственные слова и синонимы. Родственные слова и омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Изобразительные средства языка: сравнение ,олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

 Предложение и словосочетание(5 часов)

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение редактировать  простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употребленные слова.

Текст(12 часов)

Текст. Типы текстов .Стилистическая дифференциация текстов. Тема и основная мысль текста. План текста. Умение составлять планы различных текстов. Связь между предложениями в тексте. Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Стихотворный текст. Рифма и ритм. Сочинение считалок, потешек, загадок .Диалог. Умение выделить диалог в художественном тексте.

Культура общения(7 часов)

Волшебные слова: слова приветствия , прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в гостях, в магазине, в автобусе. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Речь. Для чего она нужна? Устная и письменная речь.

1

2.

Какую речь приятно слушать? Техника речи: дыхание, голос.

1

3.

Какую речь приятно слушать? Техника речи: дикция. Скороговорки.

1

4.

Выразительное чтение. Интонация.

1

5.

Интонация. Темп, тембр, мелодика речи.

1

6.

Слово, его значение. Знакомство с толковыми словарями.

1

7.

Многозначные слова.

1

8.

Точность речи. Синонимы.

1

9.

Точность речи. Антонимы.

1

10.

Изобразительные средства языка. Сравнение. Метафора. Олицетворение.

1

11.

 Виды предложений по цели высказывания.

1

12.

Связь между предложениями в тексте.

1

13.

Повторы в тексте и пути их устранения.

1

14.

Работа  с деформированным текстом.

1

15.

Творческое редактирование текста.

1

16.

Общее понятие о тексте.

1

17.

Тема текста.

1

18.

Опорные слова в тексте.

1

19.

Заглавие .Основная мысль текста.

1

20.

План текста.

1

21.

Типы текста. Описание.

1

22.

Типы текста. Повествование.

1

23.

Типы текста. Рассуждение.

1

24.

Изложение с языковым разбором текста.

1

25.

Загадки. Обучение сочинению загадок.

1

26.

Сочинение считалок.

1

27.

Сочинение сказки.

1

28.

Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия и слова прощания.

1

29.

Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения.

1

30.

Культура общения. Правила поведения в школе.

1

31.

Культура общения. На дне рождения.

1

32.

Культура общения. Правила поведения в магазине.

1

33.

Культура общения. Правила поведения в общественных местах.

1

34.

Культура общения .Правила поведения на каникулах.

1

Итого:

34 занятия

                           

                                    5. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников», - Пенза,1993.
  2. Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С. Пескова «Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4 классов», - Пенза,1993.
  3. Речь.Речь.Речь: книга для учителя/ Под ред.Т.А.Ладыженской.-М.,1990.

Технические средства обучения:

классная магнитная доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер. МФУ (сканер, принтер, копир).

       Экранно – звуковые пособия:

                     самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM), фотографии и иллюстрации, записи музыкальных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Речь и культура общения. Художественное чтение" (для детей 3-4 класса)

Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а т...

Рабочая программа кружка «Азбука православной культуры

Рабочая программа кружка "Азбука православной культуры" для 4 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности в начальной школе....

Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы

Рабочая программа кружка «История и культура  кубанского  казачества» 1–4  классы составлена  на основе  авторской образовательной программы дополнительного ...

Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества"

Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества" направлена на реализацию духовно-нравственного направления по ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся начальных ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура общения"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура бощения"...