Тексты для чтения в 1 классе в период обучения грамоте в послебукварный период
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Обратенко Татьяна Вениаминовна

В данной разработке содержатся  тексты для чтения  в 1 классе в период обучения грамоте в послебукварный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одуванчик

        Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)

1. Из каких цветов сплела Танюша венок?

2. Почему венок назван золотым?

3. С чем сравнивается цветок одуванчика?

4. Когда одуванчик становится белым?

5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?

(По К. Соколову-Микитову.)

Галка.

Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)

(Г Скребицкому.)

  1. О каких птицах вы прочитали?
  2. Подчеркните в тексте описание галки синим карандашом, а описание вороны – красным.
  3. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
  4. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?
  5. С чем можно сравнить серое туловище вороны? (С жилетом.)
  6. Выполни звуковой анализ слова                

Рысь.

В тёмном лесу, у лесной тропинки, залёг зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у неё короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.

Лежит рысь на толстом суку и ждёт. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов.)

1. Почему рысь названа большой кошкой?

2. Подчеркните описание рыси красным карандашом.

3. Как рысь охотится? Подчеркните синим карандашом.

4. Как вы понимаете выражение «так и бросится»?

5. Как вы понимаете слово «залег»?  Замени его другим словом.______________

6. Выполните звуковой анализ слова                

    Прочти рассказ.

Лесной оркестр.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.

Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)

                                                (По В. Бианки.)

1. Подчеркни синим карандашом, каких птиц можно отнести к певчим?

2. Подчеркни красным карандашом, как поют певчие птицы?

3. Подчеркни зелёным карандашом, какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?

4. Раздели на слоги два любых предложения.

5. . Подчеркни ошибкоопасные места в словах дрозд, шмели.

6. Выполни звуковой анализ слова                

    Задание 1. Прочти рассказ.

Хитрая рыба.

        Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.(48 слов.)

                                          (По Э. Шиму.)

   

                   Задание 2.  Где сидел дедушка? Подчеркни в тексте предложение.

                  Задание3. Реши задачу.  

  Саша поймал 3 маленьких пескаря и 5 больших. Сколько всего пескарей поймал Саша?

                  Задание 4. Сколько слов в четвёртом предложении?

1)4;        2) 5;        3)6;        4) 7.   

Задание 5. .  Выполни звуковой анализ слова пескарь.

Кит

Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям.

                                               (47 слов.)

1. Какое животное самое большое на свете?

2. Где могут жить киты?

З. Легко ли охотиться на китов?

          Задание 1. Прочти рассказ.

Летучие мыши.

    Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых. Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.

   Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.(51 слово.)

                               ( По Ю. Дмитриеву.)

Задание 2. Какую пользу приносят летучие мыши? Подчеркни в тексте предложение.

Задание 3. Как они проводят день?

1)охотятся;        2) спят.        

                 Задание 4. Подчеркни ошибкоопасное место в слове охота.

Задание 5. Как ты понимаешь значение выражения «полезные зверьки»?

               

             Задание 6. .  Выполни звуковой анализ слова зверьки.

       

        Задание 1. Прочти рассказ.

_____________________________________

          Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного   медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

     Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

                                          (По. В. Бианки.)

     Задание 2.       Озаглавь текст. 

     

     Задание 3. Подчеркни в тексте предложение, почему побежал в лес другой медвежонок?  

     

     Задание 4.    Раздели на слоги слова первого предложения.

     

     Задание 5.  Поставь ударение в словах второго предложения.

     

     Задание 6. Сколько слов в третьем предложении?

1) 3;        2) 4;        3)5;        4) 6.   

     

     Задание 7.  Выполни звуковой анализ слова берег.  

 

               

Задание 1. Прочти рассказ.

Мурзик

     Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и  замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.

Задание 2.    Каким словом можно заменить слово  озорной ?   

1)  весёлый;   2) грустный;   3) шкодливый;   4)  красивый.

Задание 3.   Сколько слов в последнем предложении? 

1) 3;        2) 4;        3)5;        4) 6.    

 Задание 4.     Раздели на слоги слово   Мурзик.

Задание 5.       Составь схему слова       дерево.

Задание 1. Прочти рассказ.

Ёжик

    Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.      (50слов)

Задание 2.    Подчеркни в тексте предложение, в котором говорится почему ребята решили, что ёжик заболел.

Задание 3.  В пятом предложении подчеркни буквы на месте мягких согласных звуков.

Задание 4.  Подчеркни  опасные при письме места в словах решили, она.  

Задание 5.     Поставь ударение в двух последних предложениях.

Задание 6.       Составь схему слова  живёт.

 

Чужое яичко

Старушка поставила корзинку с яичками в укромное местечко и посадила на них курочку.
Сбегает курочка водички попить, да зернышек поклевать и опять на место, сидит, квохчет. Стали из яичек птенчики выклевываться. Выскочит цыпленок из скорлупки и давай бежать, червячков искать.
Попало к курочке чужое яичко – оказался там утенок. Подбежал он к речке и поплыл, как клочок бумаги, загребая воду широкими перепончатыми лапами.

Задание 1. Прочти рассказ.

Четыре бабочки

   Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и чёрная бабочка.
  Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Жёлтая – на одуванчик, а чёрная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.

Задание 2.  Обозначь безударные гласные в словах предложения, где говорится почему бабочки решили спрятаться.

Задание 3.  В последнем предложении подчеркни буквы на месте твёрдых согласных звуков.

Задание 4.  Подчеркни  опасные при письме места в словах вдруг, мак, летала.

Задание 5. Раздели на слоги  слова первого абзаца.

Задание 6.       Составь схему слова  большой.

Задание 1. Прочти рассказ.

Котёнок

     У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли её найти.
    Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:
- Нашёл кошку и котят! Иди сюда скорее.
   Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками и взяли домой. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Задание 2. Реши задачу.  

       У кошки было 5 котят. Одного котёнка взяли дети, ещё одного взяла одинокая бабушка. Сколько котят осталось у кошки?

______________________________________________________________________________________________Ответ.______________________________________

Задание 3.  В третьем предложении подчеркни буквы на месте глухих согласных звуков.

Задание 4. Раздели на слоги предложение, в котором говорится как ухаживали дети за котёнком.

Задание 5.       Составь схему слова  котёнок.

Задание 6. Во втором предложении подчеркни буквы на месте мягких согласных звуков.

Задание 1. Прочти рассказ.

Котёнок

     Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Они отвлеклись, а котёнок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася подбежал, упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник отозвал собак.

Задание 2.  Как Вася спас котёнка? Поставь ударение в словах этого предложения.

Задание 3.  В последнем предложении подчеркни буквы на месте мягких согласных звуков.

Задание 4.  Подчеркни  опасные при письме места в словах назад, собаки.

Задание 5. Почему котёнок оказался в опасности? Раздели на слоги  слова этого предложения.

Задание 6.       Составь схему слова  назад.

Задание 1. Прочти рассказ.

Огурец и капуста

   Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал на бережку раздеваться – раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. (37слов.)

 Задание 2.     Почему  огурец покрылся пупырышками? Раздели на слоги  слова этого предложения.

Задание 3.  Во втором предложении подчеркни буквы на месте твёрдых согласных звуков.

Задание 4.  Подчеркни  опасные при письме места в словах кочан, холод.

Задание 5.    Каким словом можно заменить слово  медлительный?   

а) выдержанный; б) нерасторопный; в) выносливый.

Задание 6.       Составь схему слова  холод.

Задание 7.     В первом предложении подчеркни буквы на месте звонких согласных звуков.

Задание 1. Прочти рассказ.

В берлоге

     Как только выпадает снег, залегают в берлоге медведи. Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мхом выстилают своё жилье. Тепло и уютно в медвежьих берлогах.  (37слов.) 

Задание 2. Когда  медведи залегают в берлогу?  В этом предложении подчеркни буквы на месте глухих согласных звуков.

Задание 3.  В последнем предложении подчеркни буквы на месте безударных гласных.

Задание 4.  Подчеркни  опасные при письме места в словах берлога, снег.

Задание 5.    Каким словом можно заменить слово  старательно?   

а) сдержанно; б) быстро;  в) тщательно.

Задание 6.       Составь схему слова  мягкий.

Задание 1. Прочти рассказ.

Ошибка ястреба

    Охотник держал в губах маленькую трубку. Он играл на ней, подзывая рябчика. Птица отвечала плохо. Охотник заиграл громче. Вдруг ему на голову упал ястреб. Ястреб услышал песенку рябчика. Хищник упал точно в это место. Но удар клюва попал в шапку охотника. (43 слова.)

Задание 1. Прочти рассказ.

____________________________

   У дедушки всегда живут звери и птицы. У него есть совсем ручная галка Галя, совсем ручной бельчонок Тишка, дикая уточка, по имени Граня. Они появляются в доме, когда хотят, и уходят, когда пожелают. Но потом обязательно возвращаются. Может, потому и возвращаются, что силком их никто не удерживает? (47 слов.) Задание 2.    Подчеркни в тексте предложение, в котором говорится почему бабочки решили спрятаться.

Задание 3.  В последнем предложении подчеркни буквы на месте твёрдых согласных звуков.

Задание 4.  Подчеркни  опасные при письме места в словах вдруг, мак, летала.

Задание 5. Раздели на слоги  слова первого абзаца.

Задание 6.       Составь схему слова  большой.

Задание 1. Прочти рассказ.

Клесты

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов -это еловые шишки. Они созревают только к концу года. (56 слов.)

* * *

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой материал по обучению грамоте в послебукварный период.

Игровой материал  по обу чению грамоте представлен в виде таблиц разных по сложности, включая обучающие таблицы. В различных комбинациях  дети ищут спрятанные слова. Задания направлены на ра...

Материал по обучению грамоте в послебукварный период. (сравнение текстов)

Материал по обучению грамоте в послебукварный период. Все упражнения представлены в виде двух  схожих текстов. Задача детей найти отличия в текстах. Задания разные по сложности. Упражнения на раз...

Послебукварик (материал к 6-ти урокам обучения грамоте в послебукварный период)

Данный материал для совершенствования навыков чтения первоклассников с различного рода заданиями и упражнениями....

Рабочая программа по литературному чтению и русскому языку (период ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ) (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения и русского языка в период обучения грамоте....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению и русскому языку (период обучения грамоте) для первых классов на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Дидактический материал к урокам литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте по программе "Школа России". Карточки по чтению.

Дидактический материал по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России" - каротчки по чтению. Могут быть использованы учителем на уроках  или дополнительных занятиях, роди...

Обучение грамоте (письмо, послебукварный период)

поурочные разработки по обучению грамоте (письмо) в послебукварный период...