Особенности формирования навыка чтения младших школьников
статья по чтению на тему

Статья на тему :Особенности формирования навыка чтения младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования навыка чтения младших школьников
                                                 
Мастранская О. Н. МБОУ СОШ №49

Одна из основных задач учителя – научить хорошо читать.

Ещё В. Сухомлинский писал, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и узнают мир и самих себя». Ребёнок, который не умеет хорошо читать, переживает большие трудности при выполнении домашних заданий, ему не интересно на уроках, он обречен на ограниченное общение и «зубрёжку». Такой ученик не будет, активным читателем библиотеки, не ощутит потребности в общении с книгой, так как чтение приносит не удовольствие, а муку. Чтение настолько сложный процесс, что его трудно определить однозначно, но видов чтения существует большое разнообразие. И каждый из этих видов требует умений, навыков. А чтобы получить эти навыки, необходима систематическая, целенаправленная, продуманная работа учителя на каждом уроке, независимо от того, урок чтения это или русского языка, математики или природоведения. Чтение очень сложный процесс, но овладеть навыками чтения должен каждый ученик, несмотря на его умения, желания, природные задатки, поэтому перед учителем стоит ряд проблем, а именно: - как научить читать каждого ученика быстро и правильно, - как научить читать выразительно, - как сделать так, чтобы именно процесс чтения был приятным, и радостным для ребёнка, а не приносил отвращение, разочарование.

          Основные этапы процесса формирования навыка чтения были определены и охарактеризованы психологами в 50-е годы XX в. Т. Егоров выделяет три этапа в процессе формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Первый, аналитический, этап характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. В нем различают две специфические стадии: 1) дети запоминают и узнают буквы, а также учатся соединять буквы в слоги; 2) легко узнают слоги и объединяют их в слова. Единицей чтения на первой стадии формирования навыка является буква. Ребенок сначала запоминает буквы и только потом учится соединять их в слоги, слова. Поэтому основные трудности обучения чтению в это время связаны с распознаванием букв, слиянием их в слоги, объединением слогов в слова, пониманием прочитанного. На второй стадии обучения единицей чтения становится слог. Это существенный шаг вперед, хотя овладение слогом не снимает усилий во время чтения целого слова. Слово приобретает смысл только после осознания всех его составляющих элементов, т. е. наблюдается значительный разрыв между процессом восприятия и пониманием прочитанного, что приводит к увеличению числа ошибок во время чтения. Понимание оторвано от процесса чтения и идет вслед за ним. Темп чтения замедлен, однако отмечается его увеличение благодаря многократному перечитыванию.

              Основная задача — понимание прочитанного — решается благодаря целостным процессам восприятия, которые уже не затрудняют чтеца, и все его внимание направляется на осмысление содержания. Темп чтения на этой стадии развития продолжает возрастать. Ошибки, которые имеют место во время чтения (пропуск, замена, добавление букв, слогов), характеризуются тем, что они не нарушают логики рассказа, повторное чтение предусматривает, прежде всего, исправление интонационного анализа и синтеза. По мнению Т. Егорова, достижение стадии синтетического чтения в процессе обучения является важной предпосылкой возникновения интереса к чтению как деятельности. Итак, обучая чтению, прежде всего, необходимо заботиться о том, чтобы помочь детям как можно скорее преодолеть трудности аналитического этапа и формировать интерес к читательской деятельности. В своей работе над формированием читательских умений и навыков мы используем такие виды заданий.  

          Упражнение 1. «Старт-финиш» При слове «старт» все начинают читать для фиксирования времени; когда прозвучит «финиш» учащиеся останавливаются, отмечая последнее усвоенное слово. Отводят взгляд. Отдых 10 - 20 секунд. Упражнение 2. «Буксир» В начале ведет учитель, беря на буксир весь класс. Потом сильный ученик – слабых товарищей. Продолжительность – 2 - 3 минуты, повторить 3 - 4 раза на урок. Упражнение 3.«Молния» Упражнения направлены на быстрое восприятие текста, Ученики читают разные тексты в обычном для себя темпе. При слове «молния» включается метроном быстрой скорости. Дети стараются дочитать. После включения метронома, пересказывают прочитанное.  Упражнение 4. «Рассыпанные слоги» С помощью данных слогов составляют новые слова. Упражнение 5. «Луна» Один ученик (сильный) ведёт, а другой, как луна повторяет чтение первого.

         Итогом данных видов работ и при условии систематических упражнений подобранных заданий и обязательным чтением дома 40 – 50 минут можно достигнуть заметных результатов в усовершенствование техники чтения, однако, стоит помнить, что быстрое чтение - не самоцель в начальном образовании детей, но оно воспринимается как одушевленное черта культуры чтения каждого образованного человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения младших школьников

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Как же сделать этот процесс увлекательным и интересным? Предлагаю несколько приемов работы по формированию навыков осоз...

Формирование навыка чтения младших школьников

Формирование навыка чтения младших школьников...

Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".

Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно ивыразительно читать, осмысленно и эмоционально восприниматьпрочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу стекстом произв...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  УЧИТЕЛЯ МБОУ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА З.А.КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ  ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКА КРЫМ  НИКИТИНОЙ ЛЮБОВИ ОЛЕГО...

Формирование навыка чтения младших школьников

Обучение чтению, методы и приёмы формирования навыка чтения, особенности формирования навыка чтения у учащихся младших классов....

Научная статья на тему " Особенности формирования навыка чтения младших школьников"

Определение  оптимальных сроков обучения детей чтению  остаётся одним из наиболее дискуссионных вопросов на сегодня....