Статья “ Воспитание эмоционально- ценностного отношения к родному языку через изучение русской поэзии”. Презентации "Картины родной природы в стихах русских поэтов"
статья по чтению по теме

Шахова Ольга Сергеевна

Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей, поэтому  необходимо подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного  языка.  Лишь приучая детей внимательно вчитываться в строки с описанием природы, обращать внимание на богатство языка, разнообразие художественно-выразительных средств, используемых авторами, учитель не только развивает речь учащихся, но и приобщает их к прекрасному. Для ознакомления учащихся с русской поэзией  создана данная  презентация- сборник произведений  о временах года “Картины родной природы в стихах русских поэтов”. Данную презентацию можно использовать при изучении творчества русских поэтов на литературном  и внеклассном чтении, на уроках окружающего мира при изучении тем о сезонных изменениях в природе, а так же на внеклассных мероприятиях, на библиотечных уроках и во внеурочной деятельности. Данный медиа материал может быть использован при осуществлении межпредметной связи на уроках искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья “ Воспитание  эмоционально- ценностного отношения к  родному  языку через изучение русской поэзии”

Автор статьи: Шахова Ольга Сергеевна

Должность: учитель начальных классов

Организация: МБОУ “СШ № 54”

Населённый пункт: г.Иваново

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку»,- писал Н.В.Шелгунов. Именно в детстве закладываются основы патриотизма, уважения к своей стране, воспитывается любовь к Родине . Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».

Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, идеалы, чувствующей себя причастным к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, принадлежит в начальной школе  урокам русского языка и литературного чтения.

С чего начать? Как привить ребятам, проявляющим интерес лишь к многочасовому просиживанию перед компьютером в поисках новых знакомых, переписывании в сети Интернет, любовь к Родине, увлечь прошлым страны, зародить  ценностное отношение к русскому языку?

На мой взгляд, работу надо начинать с самого малого: с приобщения учащихся к красоте природы и родного слова. Только человек , умеющий видеть  необычное в обыденных вещах, картинах, способный чувствовать прелесть закатов и рассветов, морозного утра и дождливого дня, получающий наслаждение от трели соловья и беспечного чириканья воробьёв, может ценить прекрасное, дорожить настоящим и бояться его потерять. Только так может зародиться чистое, глубокое чувство, называемое любовью к родному краю, Родине. В приобщении детей начальной школы к  прекрасному помогают  уроки литературного чтения, окружающего мира.

Вспомним, какое разнообразие стихов о русской природе представлено в курсе литературного чтения, начиная с 1 класса. Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и других поэтов  учат детей  видеть чарующую прелесть пейзажных зарисовок, чувствовать их неповторимость, с благоговением относиться к красоте, постигать тайны звука и цвета.

Эмоционально прочитанное учителем стихотворение, дополненное прослушиванием отрывков из музыкальных произведений П.И.Чайковского, А. Вивальди, Л. Бетховена, просматриванием слайдов с репродукциями картин русской природы известных художников (И.И.Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова), вызовет интерес  учащихся к изучаемой теме, затронет их до глубины души. Такие уроки и изученный на них материал надолго останутся в памяти детей.

Последующий  анализ лирических произведений, осмысленное выразительное чтение учащимися стихотворений  разовьют в детях воображение, помогут им понять прекрасное. А научившись видеть его в окружающей действительности, ребенок начнёт ценить, любить родную природу. Разве сможет он пройти мимо выпавшего из гнезда птенца, обломать от скуки ветки дерева, пнуть ногой бездомного щенка? Наверное, нет.

Доброе, бережное отношение к природе, чувство восхищения её богатствами зарождаются  через изучение поэтических произведений.  Лишь приучая детей внимательно вчитываться в строки с описанием природы, обращать внимание на богатство языка, разнообразие художественно-выразительных средств, используемых авторами, мы не только развиваем речь учащихся, но и приобщаем их к прекрасному.

Поэтому особое значение необходимо придавать  на уроках работе над языковым материалом: учить находить художественно-выразительные средства, восхищаться метко сказанным словом, выразительностью речи.

Начальная школа призвана работать над проблемой приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей. Это очень интересная работа, но  хотелось бы подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного  языка. Как уместны здесь слова Н.В. Гоголя «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка нужно   с того, что очень близко ребенку – это родная природа. Она дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны детскому восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года. Из многообразия прекрасных поэтических произведений  я  отобрала стихи русских поэтов второй половины XIX века. Их произведения  являются общепринятыми мировыми шедеврами. Детей младшего школьного   возраста  я  знакомлю с творчеством  Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А.  Фета, А.Н. Майкова, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова. Стихи этих поэтов раскрывают красоту всех времен года: разноцветную осень, волшебную зиму,  нежную весну, красное лето. Для воспитания любви к родному языку необходимо поставить   следующие задачи:

  • Привить ребенку вкус к родному  языку, развивать чутье к его звуковым красотам;
  • Дать возможность наслаждаться мелодией, ритмом, настроением стиха;
  • Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении.

Например,  сравнение  стихов  разных поэтов позволяет  подвести детей к пониманию того, что каждый классик изображает время года по-своему, передавая свои чувства, наблюдения, изыскивая свои средства выразительности. Дети узнают, что осень может быть разной. В поэтических строках А.Майкова

«Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу»,

«Осень веселая, бодрая, радостная - это  золотая  осень», - говорят  дети,  а  у      Фета  :

«Задрожали листы, облетая, …

Тучи  неба  закрыли  красу…»

«Осень грустная, задумчивая – это поздняя осень», - утверждают  ребята.

    Художественное  слово  помогает ребенку понять красоту  звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомит учитель. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на уроках.

После изучения произведений русской поэзии дети чаще используют  в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе поэтические строки. Так они описывают листопад и красоту осени стихами А.К.Толстого и А.Н.Плещеева: «В ярком золоте день утопает..» и «Листья пожелтевшие по ветру летят…»

Появление первого  снега, его кружение и великолепие у детей созвучны стихам И.С. Никитина, И.З.Сурикова  и  А.   Фета.

«Белый  снег пушистый

В воздухе кружится…»

«Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам…»

Рассматривание сказочных узоров на стекле сопровождается строками «вот пришли морозы и зима настала».

Знакомство  с  русской  поэзией   обогащает наших  детей. Они учатся описывать и сравнивать явления природы, активизируется  словарный  запас,  обогащается  словами, обозначающими эмоциональное  состояние, сенсорное  ощущение. Дети  обращают  внимание  на музыкальность и плавность стихов, замечают, как лаконичен язык поэтов.

Хорошо подготовленный, продуманный урок с использованием наглядного материала, технических средств поможет донести до учащихся душевное настроение поэта, передать его отношение к миру, действительности. Для приобщения учащихся к русской поэзии я создала презентацию- сборник поэзии о временах года “Картины родной природы в стихах русских поэтов”. Данную презентацию можно использовать при изучении творчества русских поэтов на литературном  и внеклассном чтении, на уроках окружающего мира при изучении тем о сезонных изменениях в природе, а так же на внеклассных мероприятиях, на библиотечных уроках и во внеурочной деятельности. Данный медиа материал может быть использован при осуществлении межпредметной связи на уроках искусства.

Можно сделать вывод, что через поэтическое слово родного языка  чувства  красоты и доброты  быстрее поселяются  в детских душах,  а  сердца наших учеников наполняются любовью к  русскому языку, к  Отечеству.

Список использованной литературы:

Юдаева М.В. “Времена года” ( стихи русских поэтов) Серия “Школьная библиотека”.- Москва: издательство “Самовар” , 2007

Интернет- ссылки:

http://u4eba.net/sbornikidei/patrioticheskoe-vospitanie-na-urokah-literaturyi-i-russkogo-yazyika.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/22/cherez-poeziyu-k-vospitaniyu-lyubvi-k-rodnomu-yazyku


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель начальных классов высшей категории МБОУ “C Ш № 54 ” г.Иваново Шахова Ольга Сергеевна Картины родной природы в стихах русских поэтов

Слайд 2

Пришла красавица зима…

Слайд 3

Иван Саввич Никитин (1824-1861)

Слайд 4

“ Встреча зимы ” Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас,— Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! В начало

Слайд 5

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Слайд 6

“ Вот север, тучи нагоняя… ” Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.

Слайд 7

“ Зима!.. Крестьянин, торжествуя… ” Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя , Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж отморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно.

Слайд 8

“ Зимнее утро ” …Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит . В начало

Слайд 9

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Слайд 10

“ Пороша ” Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась , как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Слайд 11

“ Берёза ” Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром. В начало

Слайд 12

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

Слайд 13

“ Чародейкою Зимою… ” Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. В начало

Слайд 14

Иван Захарович Суриков (1841-1880)

Слайд 15

Зима Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело. Темный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозцы - и зима настала. Труженик-крестьянин вытащил санишки , Снеговые горы строят ребятишки. Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи, И избу соломой он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели, Не надули б снега вьюги и метели. Он теперь покоен - все кругом укрыто, И ему не страшен злой мороз, сердитый. В начало

Слайд 16

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)

Слайд 17

Мороз- воевода (отрывок) Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идет — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. В начало

Слайд 18

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

Слайд 19

“ Ещё и холоден и сыр… ” Ещё и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет Божий мир. Прозрачно-бледный, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи Ложится отблеск голубой. Не налюбуюсь, как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят. Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. В начало


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель начальных классов высшей категории МБОУ “C Ш № 54 ” г.Иваново Шахова Ольга Сергеевна Картины родной природы в стихах русских поэтов

Слайд 2

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844)

Слайд 3

“ Весна,весна ! как воздух чист!.. ” Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. В начало

Слайд 4

Василий Андреевич Жуковский (1783-1859)

Слайд 5

Жаворонок На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поёт, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны. Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно; Весь божий мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя! Приход весны Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? В начало

Слайд 6

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)

Слайд 7

Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье! В начало

Слайд 8

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)

Слайд 9

Поле зыблется цветами... В небе льются света волны... Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. Взор мой тонет в блеске полдня... Не видать певцов за светом... Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом... И откуда раздаются Голоса их, я не знаю... Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю. В начало

Слайд 10

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Слайд 11

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет. В начало

Слайд 12

Алексей Николаевич Толстой (1883- 1945)

Слайд 13

Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая? Конь несёт меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьёт своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня, Тёмно-голубые! Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо, Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь несёт меня лихой,- А куда? не знаю! В начало

Слайд 14

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Слайд 15

Черёмуха Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет В начало

Слайд 16

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)

Слайд 17

Зелёный Шум Играючи, расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако,- всё зелено: И воздух, и вода! Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! Как молоком облитые, Стоят сады вишневые, Тихохонько шумят; Пригреты теплым солнышком, Шумят повеселелые Сосновые леса; А рядом новой зеленью Лепечут песню новую И липа бледнолистая , И белая березонька С зеленою косой! Шумит тростинка малая, Шумит высокий клен… Шумят они по-новому, По-новому, весеннему… Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! В начало


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель начальных классов высшей категории МБОУ “C Ш № 54 ” г.Иваново Шахова Ольга Сергеевна Картины родной природы в стихах русских поэтов

Слайд 2

“ Ах, лето красное!.. ”

Слайд 3

Иван Алексеевич Бунин (1870- 1953)

Слайд 4

На просёлке Веет утро прохладой степною... Тишина, тишина на полях! Заросла повиликой-травою Полевая дорога в хлебах. В мураве колеи утопают, А за ними, с обеих сторон, В сизых ржах васильки зацветают, Бирюзовый виднеется лен, Серебрится ячмень колосистый, Зеленеют привольно овсы, И в колосьях брильянты росы Ветерок зажигает душистый, И вливает отраду он в грудь, И свевает с души он тревоги... Весел мирный проселочный путь, Хороши вы, степные дороги! В начало

Слайд 5

Фёдор Иванович Тютчев

Слайд 6

В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное... Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым. Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное. В начало

Слайд 7

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

Слайд 8

Летняя гроза Синие, чистые дали Между зеленых ветвей Бело-молочными стали… Ветер играет смелей. Говор негромкого грома Глухо рокочет вдали… Всё еще веет истома От неостывшей земли. Птицы кричали и смолкли; С каждым мгновеньем темней. В небо выходит не полк ли Сумрачных, страшных теней. Вновь громовые угрозы, Молнии резкий зигзаг. Неба тяжелые слезы Клонят испуганный мак. Ливень, и буря, и где-то Солнца мелькнувшего луч… Русское, буйное лето, Месяцы зноя и туч! В начало

Слайд 9

Александр Блок

Слайд 10

Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошенной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! В начало

Слайд 11

Иван Захарович Суриков

Слайд 12

В ночном (отрывок) Летний вечер. За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Топот В поле раздается; То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля! В начало

Слайд 13

Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) (1880-1932)

Слайд 14

Летом За селом на полной воле Веет ветер-самолет. Там картофельное поле Все лиловеньким цветет. А за полем, где рябинка Вечно с ветром не в ладу, Сквозь дубняк бежит тропинка Вниз, к студеному пруду. Сквозь кусты мелькнула лодка, Рябь и солнца острый блеск. Hа плоту грохочет четко Дробь вальков под гулкий всплеск. Пруд синеет круглой чашкой. Ивы клонятся к воде... Hа плоту лежат рубашки, А мальчишки все в пруде. Солнце брызнуло полоской. Тени вьются словно дым, Эх, разденусь за березкой, Руки вытяну - и к ним! В начало

Слайд 15

Тим Собакин ( Андрей Викторович Иванов) 1958г.

Слайд 16

До будущего лета Уходит тихо Лето, одетое в листву. И остаются где-то во сне и наяву: серебряная мушка в сетях у паука, не выпитая кружка парного молока. И ручеёк стеклянный, и тёплая земля, и над лесной поляной жужжание шмеля. Приходит тихо Осень, одетая в туман. Она с собой приносит дожди из разных стран. И листьев жёлтых ворох, и аромат грибной, и сырость в тёмных норах. А где-то за стеной будильник до рассвета стрекочет на столе: " До бу-ду-ще-го ле-та , до бу-ду-ще-го ле ..." В начало


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Унылая пора! Очей очарованье ! .. ” Выполнила учитель начальных классов высшей категории МБОУ “C Ш № 54 ” г.Иваново Шахова Ольга Сергеевна Картины родной природы в стихах русских поэтов

Слайд 2

Алесандр Сергеевич Пушкин

Слайд 3

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. В начало

Слайд 4

Афанасий Афанасьевич Фет

Слайд 5

Осень Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч. В начало

Слайд 6

Иван Алексеевич Бунин

Слайд 7

Листопад ( отрывок) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. В начало


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж

Цель урока:  развивать умения проводить словесное и изобразительное описание        осенней природыЗадачи урока: - ознакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродског...

презентация к уроку ИЗО Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж

Презентация составлена из фотографий родной природы нашего Дубровского района. Фотографирую сама....

Красота родной природы в стихах русских поэтов

Данную презентацию можно использовать на уроках литературного чтения, внеклассного чтения....

Урок рисования по теме: «Родная природа в творчестве русских художников»

Урок разработан на основе  авторской  программы «Изобразительное искусство» (автор В.С.Кузин)/ Школа России. 2 класс. Количество часов:    всего 34; в неделю 1 час. Учеб...

Статья"Формирование ценностного отношения к семье,здоровью,здоровому образу жизни"

Формировани5е у учащихся начальной школы норм здорового образа жизни через тесное взаимодействие семьи и школы"...