Урок рисования по теме: «Родная природа в творчестве русских художников»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Супрун Людмила Васильевна

 

Урок разработан на основе  авторской  программы «Изобразительное искусство» (автор В.С.Кузин)/ Школа России. 2 класс. Количество часов:    всего 34; в неделю 1 час. Учебник: «Изобразительное искусство» (авторы В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина). Представленная тема изучается в разделе: Мои друзья.

Урок ИЗО включает в себя все основные этапы: организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока, работа по теме урока, педагогический рисунок, самостоятельная работа учащихся, итог урока.

Материал урока позволяет заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа (колорит, мотив, сюжет) на основе знакомства с произведениями живописи русских художников,

На уроке применяются и чередуются различные виды учебной деятельности: опрос, чтение стихотворений, анализ репродукций картин, групповая и самостоятельная работа, просмотр слайдов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Тема урока: «Родная природа в творчестве русских художников». Урок разработан на основе  авторской  программы «Изобразительное искусство» (автор В.С.Кузин)/ Школа России. 2 класс. Количество часов:    всего 34; в неделю 1 час. Учебник: «Изобразительное искусство» (авторы В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина). Представленная тема изучается в разделе: Мои друзья.

        Урок проведён во 2 «В» классе МБОУ СОШ № 45 ст. Северской МО Северский район. В классе 23 человека. Из них 14 мальчиков и 9 девочек. Дети из благополучных семей с благоприятным климатом. Состоящих на учёте в  детей и семей нет. Одна семья  многодетная, трое детей из неполных семей. Со стороны родителей ощущается помощь в обучении и воспитании детей.

       По уровню развития класс средний. Есть дети хорошо успевающие по всем предметам и справляющиеся с программой, но есть и те, с которыми необходима индивидуальная работа. Взаимоотношения в классе доброжелательные. Дети инициативные, активные и творческие. Все заняты в системе дополнительного образования, как в школе, так и в ЦРТДЮ, ДЮСШ, ДК. Активно участвуют во внеклассной работе, конкурсах, викторинах, праздниках, экскурсиях, проектной деятельности.

     Урок ИЗО включает в себя все основные этапы: организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока, работа по теме урока, педагогический рисунок, самостоятельная работа учащихся, итог урока.

Материал урока позволяет заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа (колорит, мотив, сюжет) на основе знакомства с произведениями живописи русских художников,

На уроке применяются и чередуются различные виды учебной деятельности: опрос, чтение стихотворений, анализ репродукций картин, групповая и самостоятельная работа, просмотр слайдов.

При изучении предмета "Изобразительное искусство", я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий  складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и проведения коллективных творческих исследований.

Исследовательский метод, используемый на уроке,  направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (репродукции картин художников); проведение исследования - выделение изучаемых факторов; объяснение полученных данных; формулировка выводов. Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя. Они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

         Предлагаемые  мультимедийные  материалы на уроке следует  применять   при  наличии в  кабинете     соответствующего   оборудования.  На уроке я использовала интерактивную доску и презентацию «Зима в творчестве русских художников», выполненную в программе Power Point.

Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии. Уроки изобразительного искусства могут дать уникальную возможность реализовать их. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения различных неврозов. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 45

муниципального образования Северский район ст. Северской

Урок рисования по теме:

 «Родная природа в творчестве

русских художников»

Урок подготовила:

Учитель начальных классов

Супрун Людмила Васильевна

Цель урока: познакомить с картинами русских художников, передавших красоту зимней природы.

Образовательные и учебные задачи:

раскрыть значимость природы в жизни человека, влияния природы на настроение и самочувствие человека, отношение человека к природе (современного человека и наших предков); рассмотрение природы выделения пейзажа в отдельный самостоятельный жанр изобразительного искусства из сюжетной композиции;

заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа (колорит, мотив, сюжет) на основе знакомства с произведениями живописи русских художников,

создать сюжетную композицию на тему «Наши зимние забавы»

Развивающие задачи 

развитие опыта коллективной деятельности;

развитие художественного восприятия, расширение опыта общения с произведениями искусства;

 зрительной памяти, эмоционально-образной сферы.

Воспитательные задачи

воспитывать умения видеть и замечать  красивое и необычное в природе и окружающей действительности,

прививать любовь к родине, родной природе.

Оборудование:

бумага, карандаш,

компьютерная презентация на тему «Зима в творчестве русских художников»,

учебник «Изобразительное искусство» (авторы В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина),

аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Мы за парту тихо сели

И на доску посмотрели.

П. Актуализация знаний.

Слайд № 2

Послушайте, как описывает зиму известный русский поэт Ф. Тютчев:

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною,  немою,

Чудной жизнью он блестит.

        И стоит он,  околдован,

        Не мертвец и не живой  

        Сном волшебным очарован,

         Весь опутан,  весь окован

        Лёгкой  цепью  пуховой...                

♦  Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Действительно, стихотворение очень светлое и прекрасно передает ощущение преклонения перед красотой зимней природы.

Слайды № 3-5

Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома.

 Красоту зимней природы в своих произведениях воспевали художники, композиторы, писатели, поэты Есенин, Лермонтов, Пушкин и другие. Послушайте строки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Слайды № 6-7

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Учитель. Зима - необыкновенно красивое время года. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы. Тяжелыми белыми шапками накрылись деревья. Мягко похрустывает и пухом рассыпается под ногами снег. Особенно великолепно зимнее солнце. Оно зажигает янтарным светом снег. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней.

III. Постановка темы урока.

Очень многие художники восхищались красотой зимней природы.

♦  Какие картины, посвященные зиме, вы знаете? А кто написал эти картины? (К. Коровин «Зимой», И. Грабарь «Февральская лазурь»).

Слайд № 8

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о красоте зимней природы, вспомним понятие «пейзаж», познакомимся с картинами замечательных русских художников (И. Шишкин, С. Ткачёв, В. Суриков) изображавших зимние пейзажи.

IV. Изучение нового материала.

 Исследовательская работа в группах.

Каждая группа получает несколько иллюстраций картин, из которых необходимо выбрать пейзаж.

— Почему вы выбрали эту иллюстрацию?

— Что на ней изображено?

— Почему вы думаете, что это пейзаж?

Учащийся читает стихотворение:

Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется пейзаж.

Каждая группа, используя материалы учебника, дополнительной литературы и интернета делает анализ репродукции картин по плану:

Автор картины.

Сюжетная композиция.

Краски и оттенки картины.

Группы проводят презентацию результатов работы.

Анализ репродукции: И. Шишкин «На севере диком…»

Слайды № 9-10

Русский художник Иван Иванович Шишкин являлся создателем русского эпического пейзажа. Произведения этого популярнейшего художника хорошо известны. Наследие Шишкина велико: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр.

На картине Ивана Шишкина «На севере диком...» линия и пятно как художественно-выразительные средства представлены с удивительной силой.

Огромное пятно заснеженной и застывшей, как в волшебном сне, могучей сосны чётко выделяется на фоне иссиня-голубоватого тёмного ночного неба. Пятном на снегу смотрится и падающая тень от сосны, стоящей на крутом холме.

Линия искрящегося, освещенного луной снега на ветках сосны и чёткие линии очертания тени от сосны поразительно усиливают чувства печали, грусти, которыми пронизана вся  картина.

Художник назвал её строкой из стихотворения  М. Лермонтова.

На  севере  диком  стоит  одиноко

На  голой  вершине  сосна

И дремлет,  качаясь,  и  снегом  сыпучим

Одета,   как  ризой,   она.

И снится  ей  всё,  что  в  пустыне далёкой,

В  том  крае,   где  солнца восход,

Одна и  грустна на утёсе горючем

 Прекрасная  пальма  растёт.

Анализ репродукции: С. Ткачёв «В зимний праздник. Деревня».

Слайды № 11-12

Сергей Петрович Ткачёв - художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. В центре внимания художника, выросшего в селе, – русская деревня.

Вот пейзаж С. Ткачёва «В зимний праздник. Деревня». Перед нами деревенская улица, покрытые шапками белого, чистого снега крыши домов, деревья, заборы, сараи, дальний лес и  в  ярких  нарядах  жители  села.

Деревенские и городские улицы, повседневная жизнь людей, зимние забавы ребятишек, праздничные гулянья изображены на многих картинах  известных  художников.

У картины особенный колорит, она привлекает внимание серебристо-серыми с синевой оттенками красок, и веет от неё настроением радостным,   праздничным.

Анализ репродукции: В. Суриков «Взятие снежного городка». 

Слайды № 13-15 

Василий Суриков — автор многих картин на темы российской истории и прекрасных портретов. В. Суриков мастерски владел композицией,   цветовым  решением  картины.

В картине «Взятие снежного городка» В. Суриков изобразил сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности. Построенную из ледяных глыб крепость всадники должны были сломать и перескочить через неё.

На переднем плане в санях с богатым ковром на спинке в красивых шубках сидят молодые   женщины,   с   восторгом   наблюдающие за происходящим. Разудалая молодёжь, смеющиеся румяные девушки, нарядные костюмы, разноцветные узоры на одеждах, ковре, дугах — всё полно радости,  создаёт  настроение  праздника.

Как правило, картины В. Сурикова отличаются общим холодным, голубовато-серебристо-синим цветовым тоном, с яркими переливами золота и узоров на различных украшениях, старинной  одежде,   предметах  быта.

Чёрно-коричневый фон ковра усиливает звучание цвета орнамента, который резко отделяется от нежных голубовато-серых с желтизной оттенков снега и неба, синевы дальних  заснеженных  полей и леса.

V. Педагогический рисунок.

Учитель. 

♦ А чем еще вам нравится зима?

- Зимой очень красиво, волшебной бывает природа и, конечно, новогодний праздник получается необыкновенно красочным. На новогодний праздник мы собираемся с друзьями, играем, веселимся.

Пейзаж как жанр живописи появился их сюжетной композиции. Сегодня сюжетами для рисования могут стать совместные с друзьями игры на улице, праздник Новогодней елки в школе, катание со снежной горки.

Образец рисунка «Наши зимние забавы» (карандаш).

- После того, как вы придумаете сюжет своей работы, определите, как лучше расположить лист для вашей композиции.

Так как я решила нарисовать хоровод ребят вокруг елки, то мне лучше расположить лист по горизонтали.

1.  Сначала надо наметить линию горизонта. В центре листа отмечу высоту елки, а по бокам меньшего размера -детей.

2.  Елка схематично выполняется в форме нескольких треугольников разного размера. Чтобы нарисовать детей, надо всю высоту человека разделить пополам, а потом каждую часть еще разбить на три части. Верхняя часть - высота головы.

3.  Прорисую более подробно елку и детей. Ветки у елки направлены вниз, намечу их. Теперь, чтобы ветки были более пушистыми, от центральных веток рисую более маленькие. Для того чтобы усилить впечатление праздника, на детях рисую новогодние костюмы - мальчик будет у меня зайчиком, а девочка - мухоморчиком.

4.  Прорисовываю мелкие детали - костюмы у героев, игрушки на елке, и т. д. Рисунок закончен.

Физминутка.

Учитель вместе с детьми поют песню и показывают движения.

Если нравится тебе, то делай так

(Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так

(Двахлопка за коленками.)

Если нравится тебе, то делай так

(Два притопа ногами.)

Если нравится тебе, то ты скажи:

(Дети говорят «Хорошо!»)

Если нравится тебе,

То другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай все.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

А теперь выполните свои наброски карандашом.

Природа вдохновляла на творчество не только художников, поэтов, но и композиторов. Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл произведений, который назвал «Времена года». Пусть эта мелодия  поможет вам в создании ваших сюжетных композиций.  (звучит музыка Чайковского)

Дети выполните работу «Наши зимние забавы» в карандаше.

Слайд № 16

VIII. Итог урока.

Обобщение  материала, изученного на уроке. Вопросы  классу:

♦  С какими произведениями вы познакомились? (Ответы детей)

♦  Что их объединяет? (Они показывают красоту зимней природы)

Выставка набросков рисунков. Коллективное обсуждение. Коррекция.

Домашнее задание. Закончить рисунок в цвете.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима в произведениях русских художников. Учитель начальных классов: Супрун л. В.

Слайд 2

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... Ф. Тютчев

Слайд 3

Хороша наша русская зима !

Слайд 4

Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг.

Слайд 5

А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома.

Слайд 6

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела- А нынче… погляди в окно:

Слайд 7

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 8

И. Грабарь Февральская лазурь К. Коровин Зимой

Слайд 9

И . И. Шишкин Являлся создателем русского эпического пейзажа. Произведения этого популярнейшего художника хорошо известны. Наследие Шишкина велико: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр.

Слайд 10

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. ( Ю. Лермонтов)

Слайд 11

С.П.Ткачев Художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. В центре внимания художника, выросшего в селе, – русская деревня.

Слайд 12

С. Ткачёв «В зимний праздник. Деревня». У картины особенный колорит, она привлекает внимание серебристо-серыми с синевой оттенками красок, и веет от неё настроением радостным, праздничным.

Слайд 13

Василий Суриков Автор многих картин на темы российской истории и прекрасных портретов. Он мастерски владел композицией, цветовым решением картины.

Слайд 14

Чёрно-коричневый фон ковра усиливает звучание цвета орнамента, который резко отделяется от нежных голубовато-серых с желтизной оттенков снега и неба, синевы дальних заснеженных полей и леса. В. Суриков. «Взятие снежного городка»

Слайд 15

Разудалая молодёжь, смеющиеся румяные девушки, нарядные костюмы, разноцветные узоры на одеждах, ковре, дугах — всё полно радости, создаёт настроение праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-путешествие по теме «Родная природа», 1 класс

Данный урок разработан для 1 специального (коррекционного) класса II вида...

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)....

Урок рисования по теме "Художники-сказочники. В.Васнецов. Иллюстрирование сказки "Гуси-лебеди"

Данный материал содержит конспект урока по теме "Художники - сказочники. В.Васнецов. Иллюстрирование сказки "Гуси-лебеди" + презентацию к данному уроку. Урок знакомит с художником-сказочником В.Васнец...

Тестовые задания по окружающему миру по теме: " Родная природа"(3 класс)

Данные тесты помогут учителю быстро проверить знания учащихся на уроках окружающего мира....

Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетентности младших школьников...

Технологическая карта урока Литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихом «Что такое стихи?»; ознакомление учащихся с творчеством Б. Заходера; р...

Презентация к уроку рисования на тему "Рисование с натуры "Неваляшка"

Презентация к уроку рисования на тему "Рисование с натуры "Неваляшка"...